Файл: Головня А - Мастерство кинооператора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.09.2024

Просмотров: 305

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Этими строками поэт характеризует настроение эпизода: ночь пронизана светом, луна спокойно озаряет сады и старый замок, кругом тихо. Тема тишины, покоя и сияния определяет и киноизобразительную задачу. Для ее решения необходимо выбрать соответствующую натуру и освещение пейзажа.

Эпизод «Гетман в саду» совершенно иной:

Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух. Чуть трепещут Сребристых тополей листы.

Но мрачны странные мечты В душе Мазепы: звезды ночи, Как обвинительные очи, За ним насмешливо глядят,

Итополи, стеснившись в ряд, Качая тихо головою, Как судьи, шепчут меж собою.

Илетней, теплой ночи тьма Душна, как черная тюрьма.

Авторское описание ставит иную сравнительно с первым эпи­ зодом киноизобразительную задачу, которая требует и другой формы киноизобразительного решения.

С помощью освещения, тональности, колорита, композиции кадров оператор должен создать соответственную настроен­ ность, чтобы зритель ошутил душную темноту ночи в одном случае и светлоту ее в другом, и тогда эпизоды приобретут необходимую выразительность на экране.

Таким образом, при работе над сценарием задача операто­ ра — найти киноизобразительную форму для выражения в филь­ ме авторских характеристик, описаний, а также литературных эпитетов, метафор, определений и т. д.

2. Операторская экспликация

Вподготовительный период многие операторы разрабаты­ вают операторскую экспликацию.

Вэкспликации фиксируется творческий замысел оператор­ ского решения будущего фильма на экране, принятый на основе режиссерской идейно-художественной трактовки сценария. Опе­ раторская экспликация — это по существу специальная дополни­ тельная разработка режиссерского сценария в его съемочной части.

Вэкспликации устанавливаются световые и цветовые реше­ ния как павильонных, так и натурных кадров, приемы и съе­ мочные средства, с помощыю которых оператор собирается ре­ шать отдельные эпизоды и кадры фильма.

Кроме того, в экспликации оператор излагает свои творче­ ские, технические и производственные соображения по поводу декораций, костюмов, оформления постановки, выбора натурных мест съемок и т. д.

30



Наконец, в экспликации записывается, какую производст­ венно-техническую подготовку необходимо провести оператор­ ской группе для работы над фильмом.

На основе экспликации составляются все необходимые све­ дения для заполнения монтажно-технических ведомостей, а так­ же технические заявки в соответствующие цеха и отделы студии.

Учитывая экспликационную разработку, оператор и его ас­ систенты проводят техническую подготовку как для съемок фильма в целом, так и по отдельным объектам на натуре и в павильоне.

Б экспликации могут быть указаны и записаны результаты подготовительных работ, проведенных операторской группой фильма — проб пленки, экспонометрического режима съемок в павильоне и на натуре, грима, костюмов, фактур материалов, специальных эффектов и съемочных приемов и т. д.

Полезно иметь в операторской экспликации и специальную разработку техники съемки массовых и батальных сцен, требую­ щих большой организационной и технической подготовки; сцен, снимаемых движущейся камерой, а также с применением спе­ циальных эффектов и пиротехники.

Операторская экспликация может включать:

список литературного иконографического и иллюстративного материала, который следует проработать и изучить оператору; список иллюстративного материала, фотографий и зарисовок,

которые необходимо сделать самому оператору; перечень специалистов, с которыми следует проконсультиро­

ваться по вопросам, связанным со спецификой съемки и поста­ новки данного фильма;

перечень музеев, коллекций, собраний материалов, которые следует осмотреть, а может быть, частично и репродуцировать; список натурных мест (иногда и интерьеров), которые могут быть использованы для съемок и которые необходимо предва­

рительно осмотреть; список исторических и географических материалов, которые

необходимо проработать для выбора натурных съемок; список возможных натурных мест, а также материалов, опре­

деляющих климатические и световые; условия съемки в выбран­ ных местах;

описание съемочной техники и материалов, необходимых для съемки фильма (фильтров, оптических насадок, операторских конструкций и т. п.).

Составление операторской экспликации [преследует цель всесторонней подготовки оператора к предстоящим съемкам.

Целесообразно дополнять операторскую экспликацию графи­ ческой разработкой экспозиционных общих планов, массовых сцен, кадров проходов и проездов, панорам и т. д.

Много дискуссий вызвал и вызывает до сих пор вопрос о предварительной эскизной разработке кинокадров.

31


Предварительная зарисовка кадра на производстве рассмат­ ривается не как обязательный эскиз будущей композиции, а как наглядная графическая запись содержания кадра. Такой рису­ нок помогает наглядно показать то, что обычно записывается

всловесной форме в постановочном сценарии и что иногда не дает исчерпывающего представления о задуманном решении кадра.

Врисунке показываются те элементы декорации, которые будут сняты в кадре, элементы натуры, которые следует доофор­ мить или достроить, количество и схема расположения актеров

вкадре и т. д.

Для оператора такая графическая разработка, выражающая замысел режиссера и содержащая монтажную и покадровую планировку действия в конкретном месте для конкретного приема съемки (точка зрения, ракурс, план, панорама), имеет большое значение. На основе ее кинооператор может конкретно разработать построение освещения и композицию всех оптиче­ ских элементов кадра.

Операторская экспликация является важной составной час­ тью постановочного проекта фильма.

3. Постановочный проект фильма

«Центральная и важнейшая работа группы во время подго­ товительного периода, решающая для успеха всего фильма, — это коллективная работа над постановочным проектом фильма»1.

Исходя из общих идейно-художественных задач, заложен­ ных в режиссерском сценарии, основной состав съемочной груп­ пы приступает к тщательной и всесторонней практической раз­ работке методов осуществления творческих замыслов.

Режиссер-постановщик, оператор, художник, режиссер, ком­ позитор, звукооператор, а в отдельных случаях и монтажер раз­ бирают сценарий эпизод за эпизодом, сцена за сценой и сообща определяют, какими конкретными художественными и произ­ водственными средствами можно достичь наилучшего выполне­ ния каждого эпизода — объекта-сцены, находя при этом более экономные материально-технические решения.

Коллективно разработанные данные о каждом объекте за­ носятся на специальные карточки — монтажно-технические раз­ работки данного объекта.

Желательно, чтобы уже на этом этапе намечались актерские мизансцены для каждого места действия (кадра). Для пользы дела, конечно, необходимо, чтобы актеры главных ролей прини­ мали активное участие в решении основных мизансцен. Эти ми­ зансцены фиксируются на планировках-планшетах.

В особую группу выделяются кадры, которые намечены для

1 Бюллетень «Мосфильм, № 2, 1959, октябрь.

32


съемок комбинированным путем (перспективное и проекционное совмещение, блуждающая маска, дорисовки, домакетки и т. д.). Назначение, характер и метод выполнения этих кадров детально разрабатываются при участии тех, кто будет их организовывать и снимать.

Проект разработки каждого съемочного объекта включает в себя:

1.Сценарный материал данного объекта.

2.Монтировки объекта, разработанные и дополненные опе­ ратором, художником, звукооператором.

3.Изобразительно-декорационное решение объекта:

эскизы и чертежи декораций в павильоне и на натуре, эскизы натурных мест действия; эскизы костюмов, реквизита, грима; эскизы и чертежи комбинированных кадров и т. д.;

зарисовки (раскадровки) основных сцен данного объекта, осу­ ществляемые самим художником-постановщиком;

фотоматериалы, характеризующие натурные места действия, интерьер, костюмы, реквизит и пр.;

съемочные карты — планировки-планшеты, на которые на­ носятся предварительно разработанные мизансцены, точки съе­ мок, схемы расстановки осветительных лесов и т. д.

4.Операторскую экспликацию, определяющую светотональное

иколористическое решение кадров данного объекта, методы их съемки с указанием технических средств.

5.Звукооператорскую экспликацию, определяющую харак­ тер речевого, музыкального и шумового оформления кадров, входящих в объект.

6.Монтажно-технические разработки, содержащие указа­ ния о месте и характере съемок, о количестве дней работы по объекту, о количестве кадров и полезном метраже, о занятости актеров (ролевых, участников эпизодов, групповок, массовок), данные о костюмах, гриме и реквизите, операторских приспо­ соблениях, пиротехнике, мебели и др.

7.Чертежи и конструкторские разработки.

8.Календарный план постановки фильма и генеральную

смету.

Совокупность таких детальных пообъектных разработок и составляет постановочный проект фильма в целом.

Во время работы над постановочным проектом фильма за­ мысел режиссера, изложенный в режиссерском сценарии, конкре­ тизируется и уточняется предложениями других членов съемоч­ ного коллектива и намечается единая художественно-производ­ ственная линия постановки фильма в целом.

Такая совместная работа ведущей части съемочной группы совершенно необходима, так как при все большем развитии на­ шего киноискусства и все большей сложности идейно-художест­ венных задач, стоящих перед ними, принцип коллективного творчества должен стать законом работы в кино. Только при

3

33