ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.09.2024
Просмотров: 305
Скачиваний: 2
Этими строками поэт характеризует настроение эпизода: ночь пронизана светом, луна спокойно озаряет сады и старый замок, кругом тихо. Тема тишины, покоя и сияния определяет и киноизобразительную задачу. Для ее решения необходимо выбрать соответствующую натуру и освещение пейзажа.
Эпизод «Гетман в саду» совершенно иной:
Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух. Чуть трепещут Сребристых тополей листы.
Но мрачны странные мечты В душе Мазепы: звезды ночи, Как обвинительные очи, За ним насмешливо глядят,
Итополи, стеснившись в ряд, Качая тихо головою, Как судьи, шепчут меж собою.
Илетней, теплой ночи тьма Душна, как черная тюрьма.
Авторское описание ставит иную сравнительно с первым эпи зодом киноизобразительную задачу, которая требует и другой формы киноизобразительного решения.
С помощью освещения, тональности, колорита, композиции кадров оператор должен создать соответственную настроен ность, чтобы зритель ошутил душную темноту ночи в одном случае и светлоту ее в другом, и тогда эпизоды приобретут необходимую выразительность на экране.
Таким образом, при работе над сценарием задача операто ра — найти киноизобразительную форму для выражения в филь ме авторских характеристик, описаний, а также литературных эпитетов, метафор, определений и т. д.
2. Операторская экспликация
Вподготовительный период многие операторы разрабаты вают операторскую экспликацию.
Вэкспликации фиксируется творческий замысел оператор ского решения будущего фильма на экране, принятый на основе режиссерской идейно-художественной трактовки сценария. Опе раторская экспликация — это по существу специальная дополни тельная разработка режиссерского сценария в его съемочной части.
Вэкспликации устанавливаются световые и цветовые реше ния как павильонных, так и натурных кадров, приемы и съе мочные средства, с помощыю которых оператор собирается ре шать отдельные эпизоды и кадры фильма.
Кроме того, в экспликации оператор излагает свои творче ские, технические и производственные соображения по поводу декораций, костюмов, оформления постановки, выбора натурных мест съемок и т. д.
30
Наконец, в экспликации записывается, какую производст венно-техническую подготовку необходимо провести оператор ской группе для работы над фильмом.
На основе экспликации составляются все необходимые све дения для заполнения монтажно-технических ведомостей, а так же технические заявки в соответствующие цеха и отделы студии.
Учитывая экспликационную разработку, оператор и его ас систенты проводят техническую подготовку как для съемок фильма в целом, так и по отдельным объектам на натуре и в павильоне.
Б экспликации могут быть указаны и записаны результаты подготовительных работ, проведенных операторской группой фильма — проб пленки, экспонометрического режима съемок в павильоне и на натуре, грима, костюмов, фактур материалов, специальных эффектов и съемочных приемов и т. д.
Полезно иметь в операторской экспликации и специальную разработку техники съемки массовых и батальных сцен, требую щих большой организационной и технической подготовки; сцен, снимаемых движущейся камерой, а также с применением спе циальных эффектов и пиротехники.
Операторская экспликация может включать:
список литературного иконографического и иллюстративного материала, который следует проработать и изучить оператору; список иллюстративного материала, фотографий и зарисовок,
которые необходимо сделать самому оператору; перечень специалистов, с которыми следует проконсультиро
ваться по вопросам, связанным со спецификой съемки и поста новки данного фильма;
перечень музеев, коллекций, собраний материалов, которые следует осмотреть, а может быть, частично и репродуцировать; список натурных мест (иногда и интерьеров), которые могут быть использованы для съемок и которые необходимо предва
рительно осмотреть; список исторических и географических материалов, которые
необходимо проработать для выбора натурных съемок; список возможных натурных мест, а также материалов, опре
деляющих климатические и световые; условия съемки в выбран ных местах;
описание съемочной техники и материалов, необходимых для съемки фильма (фильтров, оптических насадок, операторских конструкций и т. п.).
Составление операторской экспликации [преследует цель всесторонней подготовки оператора к предстоящим съемкам.
Целесообразно дополнять операторскую экспликацию графи ческой разработкой экспозиционных общих планов, массовых сцен, кадров проходов и проездов, панорам и т. д.
Много дискуссий вызвал и вызывает до сих пор вопрос о предварительной эскизной разработке кинокадров.
31
Предварительная зарисовка кадра на производстве рассмат ривается не как обязательный эскиз будущей композиции, а как наглядная графическая запись содержания кадра. Такой рису нок помогает наглядно показать то, что обычно записывается
всловесной форме в постановочном сценарии и что иногда не дает исчерпывающего представления о задуманном решении кадра.
Врисунке показываются те элементы декорации, которые будут сняты в кадре, элементы натуры, которые следует доофор мить или достроить, количество и схема расположения актеров
вкадре и т. д.
Для оператора такая графическая разработка, выражающая замысел режиссера и содержащая монтажную и покадровую планировку действия в конкретном месте для конкретного приема съемки (точка зрения, ракурс, план, панорама), имеет большое значение. На основе ее кинооператор может конкретно разработать построение освещения и композицию всех оптиче ских элементов кадра.
Операторская экспликация является важной составной час тью постановочного проекта фильма.
3. Постановочный проект фильма
«Центральная и важнейшая работа группы во время подго товительного периода, решающая для успеха всего фильма, — это коллективная работа над постановочным проектом фильма»1.
Исходя из общих идейно-художественных задач, заложен ных в режиссерском сценарии, основной состав съемочной груп пы приступает к тщательной и всесторонней практической раз работке методов осуществления творческих замыслов.
Режиссер-постановщик, оператор, художник, режиссер, ком позитор, звукооператор, а в отдельных случаях и монтажер раз бирают сценарий эпизод за эпизодом, сцена за сценой и сообща определяют, какими конкретными художественными и произ водственными средствами можно достичь наилучшего выполне ния каждого эпизода — объекта-сцены, находя при этом более экономные материально-технические решения.
Коллективно разработанные данные о каждом объекте за носятся на специальные карточки — монтажно-технические раз работки данного объекта.
Желательно, чтобы уже на этом этапе намечались актерские мизансцены для каждого места действия (кадра). Для пользы дела, конечно, необходимо, чтобы актеры главных ролей прини мали активное участие в решении основных мизансцен. Эти ми зансцены фиксируются на планировках-планшетах.
В особую группу выделяются кадры, которые намечены для
1 Бюллетень «Мосфильм, № 2, 1959, октябрь.
32
съемок комбинированным путем (перспективное и проекционное совмещение, блуждающая маска, дорисовки, домакетки и т. д.). Назначение, характер и метод выполнения этих кадров детально разрабатываются при участии тех, кто будет их организовывать и снимать.
Проект разработки каждого съемочного объекта включает в себя:
1.Сценарный материал данного объекта.
2.Монтировки объекта, разработанные и дополненные опе ратором, художником, звукооператором.
3.Изобразительно-декорационное решение объекта:
эскизы и чертежи декораций в павильоне и на натуре, эскизы натурных мест действия; эскизы костюмов, реквизита, грима; эскизы и чертежи комбинированных кадров и т. д.;
зарисовки (раскадровки) основных сцен данного объекта, осу ществляемые самим художником-постановщиком;
фотоматериалы, характеризующие натурные места действия, интерьер, костюмы, реквизит и пр.;
съемочные карты — планировки-планшеты, на которые на носятся предварительно разработанные мизансцены, точки съе мок, схемы расстановки осветительных лесов и т. д.
4.Операторскую экспликацию, определяющую светотональное
иколористическое решение кадров данного объекта, методы их съемки с указанием технических средств.
5.Звукооператорскую экспликацию, определяющую харак тер речевого, музыкального и шумового оформления кадров, входящих в объект.
6.Монтажно-технические разработки, содержащие указа ния о месте и характере съемок, о количестве дней работы по объекту, о количестве кадров и полезном метраже, о занятости актеров (ролевых, участников эпизодов, групповок, массовок), данные о костюмах, гриме и реквизите, операторских приспо соблениях, пиротехнике, мебели и др.
7.Чертежи и конструкторские разработки.
8.Календарный план постановки фильма и генеральную
смету.
Совокупность таких детальных пообъектных разработок и составляет постановочный проект фильма в целом.
Во время работы над постановочным проектом фильма за мысел режиссера, изложенный в режиссерском сценарии, конкре тизируется и уточняется предложениями других членов съемоч ного коллектива и намечается единая художественно-производ ственная линия постановки фильма в целом.
Такая совместная работа ведущей части съемочной группы совершенно необходима, так как при все большем развитии на шего киноискусства и все большей сложности идейно-художест венных задач, стоящих перед ними, принцип коллективного творчества должен стать законом работы в кино. Только при
3 |
33 |