Файл: Головня А - Мастерство кинооператора.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.09.2024

Просмотров: 302

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вие и определяет отношение оператора к подготовительным ра­ ботам художника, режиссера, гримера.

Необходима специальная операторская оценка киноизобра­ зительных качеств материалов для пленки и экрана, фактур и цвета материалов, из которых будут строиться декорации, изго­ товляться реквизит и костюмы, а также оценка архитектурного решения и планировки декораций.

Но в этой работе оператор отнюдь не должен подменять ре­ жиссера или художника и навязывать им свой субъективный замысел.

Цель художественно-творческого труда оператора — это ки­ ноизобразительное решение фильма на пленке и экране. И рабо­ та над ним начинается в подготовительный период, когда фор­ мируется замысел изобразительной стилистики будущего фильма, готовятся необходимые игровой, постановочный и съемочный материалы; продолжается на съемочной площадке в момент опе­ рации съемки, когда оператор непосредственно работает над композицией кадра и освещением, и завершается при монтаже, когда режиссер монтирует эпизоды фильма, и печати контроль­ ных и тиражных копий, изготовление которых ведется под на­ блюдением оператора, контролирующего изобразительное ка­ чество негатива.

П О Д Г О Т О В К А О П Е Р А Т О Р А К С Ъ Е М К А М Ф И Л Ь М А

1. Работа над сценарием

Современный творческо-производственный процесс создания кинофильма включает несколько этапов работы над материали­ зацией художественных образов литературного сценария.

Литературный сценарий — это специальный жанр драматур­ гии, предназначенный для постановки кинофильмов. Специфи­

ческим качеством

киносценария является его к и н е м а т о -

г р а ф и ч н о с т ь

(аналогично со сценичностью пьесы в театре),

т.е. возможность выражения образов сценария кинематографи­ ческими, изобразительно-монтажными средствами.

Киносценарий содержит текст прямой речи персонажей, описа­ ние места и времени действия, ремарки, раскрывающие смысл со­ вершающихся событий и предопределяющие постановочное и ки­ ноизобразительное решение эпизодов фильма.

Для непосредственной производственной работы над поста­ новкой и съемкой фильма на основе литературного сценария режиссер-постановщик разрабатывает режиссерский (постано­ вочный) сценарий.

Режиссер С. Герасимов считает, что режиссерский сценарий — «это непосредственный итог углубленного изучения режиссером литературной основы будущего фильма. Это как бы запись филь­ ма, родившегося в творческом воображении режиссера в резуль-

25


тате анализа литературного сценария и изучения всех связан­ ных с его темой и образами материалов»1.

«Режиссерский сценарий формулирует во всех деталях раз­ витие сюжета и определяет монтажно-ритмический строй и осо­ бенности изобразительного решения. Режиссерский сценарий является тщательным и глубоко продуманным планом всей твор­ ческой и производственной работы постановочного коллек­ тива»2.

Разработка режиссерского сценария осуществляется режис­ сером-постановщиком совместно с оператором, художником, зву­ кооператором и директором картины.

Под руководством режиссера в пределах единой идейнохудожественной трактовки фильма каждый из участников его создания формулирует свои собственные творческие задачи и намечает пути их выполнения.

Кинооператор участвует в создании режиссерского (поста­ новочного) сценария по всем разделам, касающимся киноизобра­ зительного решения и непосредственной съемки фильма.

Для того чтобы творчески и производственно полноценно провести эту работу, оператору необходимо предварительно са­ мостоятельно поработать с литературным сценарием и произве­ дением литературы, если будущий фильм — экранизация, а также изучить литературный и иконографический материал, свя­ занный с темой и содержанием сценария.

В результате у оператора возникают замысел киноизобрази­ тельного решения фильма и предложения по конкретным приемам и методам съемки.

Практические предложения оператора согласовываются и объединяются с замыслами и практическими предложениями режиссера и художника.

В течение работы над сценарием оператор ищет кинемато­ графическое выражение драматургических образов, созданных художественными средствами литературы.

Бережное, вдумчивое отношение к авторскому тексту, ав­ торским мыслям, авторским характеристикам должно быть за­ коном творчества оператора.

При постановке фильма «Мать» по произведению А. М. Горь­ кого, например, его авторы — сценарист, режиссер и оператор — в основном «питались романом в своей творческой работе над созданием сценария и картины»3.

Так, киноизобразительное решение эпизода «рабочая де­ монстрация» было найдено на основе литературного текста

А.М. Горького: «Древко, белое и длинное, мелькнуло в воздухе,

1С. Г е р а с и м о в , О профессии кинорежиссера. — Сб. «Вопросы мастерства в советском киноискусстве», М., Госкиноиздат, 1952, стр. 22.

2Т а м же , стр. 22.

3 В. П у д о в к и н , Избранные статьи, стр. 309.

26


наклонилось, разрезало толпу, скрылось в ней, и через минуту над подня­ тыми кверху лицами людей взметнулось крас­ ной птицей широкое по­ лотно знамени рабочего народа».

Просматривая

кадры

 

фильма, можно убедить­

 

ся, что почти каждое

оп­

 

ределение А. М. Горького

 

выполнено

в

фильме

 

средствами

киноизобра­

 

зительности. В

кадрах

 

отчетливо

видно,

как

 

знамя

«мелькнуло»,

как

 

«разрезало»

толпу

и,

на­

 

конец, «взметнулось» над

 

поднятыми

лицами

лю­

 

дей. Для того чтобы пе­

 

редать

авторский

эпитет

 

«красной птицей», полот­

 

нище знамени было снято

 

против солнца, которое

Фрагмент кадра из фильма «Мать»

как

бы

просвечивало

 

знамя. Тема знамени была также выражена в изобразительном решении эпизода «смерть Ниловны», созданного авторами фильма по мотивам романа. Ниловна подымала упавшее наземь «знамя рабочего народа» и смело шла с ним навстречу «серой стене стреляющих солдат». Когда же Ниловна упала, она продолжала сжимать в руках древко знамени, которое покрыло ее, как бой­ ца, погибшего за дело рабочего народа.

Особенно ценными оказались для киноизобразительного решения фильма горьковские портретные характеристики пер­ сонажей.

Так, трактовку образа Власова определило авторское опи­ сание: «Когда Власов видел, что на него идут люди, он хватал в руку камень, доску, кусок железа и, широко расставив ноги, молча ожидал врагов. Лицо его, заросшее от глаз до шеи чер­ ной бородой, и волосатые руки внушали всем страх». Такие моменты и детали, как «хватал в руки камень» или «широко расставив ноги», были непосредственно воспроизведены в фильме в эпизоде с часами.

Снимая Власова (артист А. Чистяков), оператор стремился подчеркнуть его грубость, страшную физическую силу, усилить средствами композиции и освещения то ощущение страха, ко­ торое вызывал Власов у окружающих.


Приведенные примеры утверждают то положение, что твор­ ческое прочтение литературного оригинала — обязательное усло­ вие успешной работы оператора над поисками киноизобразитель­ ных средств выражения драматургических образов на экране.

При этом, конечно, необходимо правильно понимать возмож­ ности оператора в решении художественного образа на экране.

Образ киноперсонажа — это результат художественного твор­ чества актера на основе режиссерской трактовки драматурги­ ческого материала. Задача оператора — добиться выразитель­ ности актерского образа на экране средствами освещения и ком­ позиции кадра.

Ценным материалом для поисков киноизобразительного ре­ шения служит оператору авторское описание или ремарка.

Ремарка в сценарии обращена к постановщикам — режис­ серу, актеру, художнику, оператору, композитору. В ремарке автор поясняет постановочное или изобразительное решение в образной, эмоциональной форме. А. Довженко так формулирует задачу кинодраматурга: «Надо так писать, чтобы при помощи ремарки, пусть подчас пространной, но точной и творческой, не только режиссер, но и актер, впервые попадающий на съемку, мог правильно ориентироваться в авторском замысле»1.

Сценарии А. Довженко отличаются исключительным богат­ ством, насыщенностью авторских ремарок, в которых каждый участник творческого коллектива, в том числе и оператор, может найти для себя бесценный материал. Ремарки у А. Довженко превращаются во вдохновенные размышления, поэтические опи­ сания не только конкретных действий, но и настроения, атмо­ сферы сцен, расширяющие их смысл, подсказывающие их образ­ ное толкование. В качестве примера достаточно привести отры­ вок из сценария «Повесть пламенных лет»2.

Разберем конкретную работу оператора над поисками кино­ изобразительного решения словесных образов на каком-либо известном литературном произведении, например, на поэме А. Пушкина «Полтава», которая может служить образцом ясно­ сти, точности, наглядности авторских описаний.

Эпизод «Полтавский бой» начинается классическими стро­ ками:

Горит восток зарею новой, Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки. Дым багровый Кругами всходит к небесам, Навстречу утренним лучам.

Авторский текст заключает в себе изобразительную тему, а литературные определения — конкретные операторские задачи.

1 А. Д о в ж е н к о , Слово в сценарии. — «Вопросы кинодраматур­ гии.), сб. статей, М., «Искусство*, стр. 14.

1 См. стр. 104.

28


Эти описания не могут быть опущены или заменены без опасно­ сти исказить поэтический образ утра исторической Полтавской битвы. Пушкинские определения «горит восток», «дым багровый кругами всходит к небесам» ясно создают картину утра на поле боя, которую оператор должен воссоздать на экране киноизобра­ зительными приемами своего искусства.

Киноизобразительные приемы могут быть найдены для вос­ создания на экране и других картин Полтавского боя. Так, образ «волнуясь, конница летит» может быть выражен, предположим, диагональным расположением движения конницы в кадрах, мон­ тажом кадров, снятых с различных точек зрения, причем ощу­ щения «летит» можно добиться, применяя съемку движущейся камерой и пиротехнику.

Определенное построение кадра и ракурс дадут возможность передать стремительность Петра в эпизоде «выход из шатра», а такая характеристика, как «его глаза сияют», может быть пере­ дана актерской игрой и подчеркнута средствами киноосвещения.

Дальше следует два эпизода, совершенно различные по кино­ изобразительным задачам: если Петр «промчался пред полками, могущ и радостен, как бой», то Карл

...перед синими рядами Своих воинственных дружин, Несомый верными слугами

Вкачалке, бледен, недвижим...

Впервом случае изобразительной темой является динамика, во втором — статика.

Для того чтобы создать ощущение, что Петр «мчится» перед полками, и одновременно передать состояние Петра, следует, ве­ роятно, применить съемку движущейся камерой. Это подчеркнет стремительность движения и даст возможность показать Петра на первом плане, крупно.

Мизансцена «Карл на носилках» также может быть снята с движения, но совершенно в другом темпе, противоположном темпу эпизода Петра.

Эпизоды «Кочубей в темнице» и «Мазепа в саду» — оба на­ чинаются замечательными литературными пейзажами: «Тиха украинская ночь». Но образы украинской ночи в этих эпизодах совершенно различны по изобразительной задаче.

Эпизод «Кочубей в темнице» начинается следующими стро­

ками:

Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух. Чуть трепещут Сребристых тополей листы. Луна спокойно с высоты Над Белой-Церковью сияет

Ипышных гетманов сады

Истарый замок озаряет.

Итихо, тихо все кругом...

29