Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
2. Принципы формирования проекта и преимущества групповой работы
2.2. Формирование проектной команды
2.3. Преимущества групповой работы над проектом
3 Концепция эффективности проекта ООО «Смарт»
3.1 Эффективность проектной команды
3.2 Создание проектной команды в компании ООО «Смарт»
5) трансформация команды или ее расформирование — завершение работы команды по мере завершения работы над проектом требует разрешения вопроса о будущей работе членов команды. К окончанию проекта эффективность его выполнения может либо возрасти (члены команды концентрируют усилия на завершении задачи, имея достаточно четкую перспективу своего будущего), либо понизиться (члены команды испытывают сожаление по поводу окончания совместной работы, особенно если их будущее не определено).
Эти стадии на практике разные команды проходят неодинаково. Часто бывает так, что команды разваливаются, не дойдя не только до эффективного исполнения проекта, но и до стадии нормализации деятельности. Это зависит как от внутренних (например, от общего уровня профессиональной управленческой культуры на фирме), так и от внешних причин.
Задача менеджера проектной команды — обеспечить конструктивный переход команды проекта из одной стадии жизненного цикла проекта в другую в рамках проектной деятельности и довести проект до успешного завершения.
Развитие команды проекта следует осуществлять по нескольким основным направлениям: техническое обучение необходимым для реализации проекта навыкам; мероприятия, обеспечивающие совершенствование навыков группового взаимодействия; действия по повышению командной сплоченности; поощрение и премирование. [15, стр. 108]
Структура проекта призвана определить продукцию, которую необходимо разработать или произвести, и связать элементы работ, которые предстоит выполнить, как между собой, так и с конечной целью проекта. Суть структуризации проекта (Work Breakdown Structure — WBS) состоит в следующем: проект делится на поддающиеся управлению элементы работ, для которых легко определить затраты и построить графики исполнения. Должным образом подготовленная и составленная структура проекта должна удовлетворять требованиям менеджера проекта и заказчика. Структуризация проекта помогает менеджеру наделить участников проекта ответственностью за выполнение конкретных технических заданий. Она также позволяет создать простую систему отслеживания хода реализации проекта.
Для того чтобы проектом управлять, его следует разбить на иерархические составные части. В терминах управления проектами структура проекта представляет собой «дерево» ориентированных на продукт компонентов, представленных оборудованием, работами, услугами и информацией, полученными в результате реализации проекта. Иными словами, структура проекта — это организация связей и отношений между ее элементами. Вообще, структурами проекта называются иерархические декомпозиции проекта на составные части (элементы, модули), необходимые и достаточные для эффективного осуществления процесса управления проектом в интересах различных участников проекта. [8, стр. 30]
Рис. 2.2.1 Структура системы управления командой проекта [9, стр. 334]
Командообразование (тимбилдинг) — это бесконечный процесс, но стоит отметить, что наибольшее внимание ему важно уделять, когда необходимо познакомить между собой участников команды и создать рабочую атмосферу, на которую благоприятно будет влиять дружественная обстановка между участниками проектного образования. Главная проблема командообразования— это большой диссонанс менталитета и культуры российского народа тем методам, которые отечественные компания пытаются применять, чтобы организовать команду.
Таким образом, управление командой требует от руководителя проекта постоянного мониторинга происходящих рабочих и групповых процессов, своевременного проведения корректирующих действий, регулярного предоставления обратной связи членам команды и целенаправленных действий по развитию команды.
Отсюда вывод, команда — это самостоятельный субъект деятельности, который может быть рассмотрен с точки зрения свойств, процессов, параметров, характерных для социальной группы. Взаимоотношения участников проекта внутри команды проекта, создаваемой для управления последним, раскрывает ее организационная структура команды проекта
2.3. Преимущества групповой работы над проектом
Проектные группы создаются в тот момент, когда организация, как правило, переживает период изменений. На них возлагаются особые надежды как на проводников этих изменений, так как функциональные службы часто неспособны к решению задач такого рода.
Проектная группа и команда проекта могут рассматриваться как идентичные понятия. Вместе с тем иногда различают группу или команду во главе с «командиром» и творческую команду типа «team», в которой не бывает иерархических структур. Последняя целесообразна, когда решаются сложные задачи и требуется творческий обмен мнениями.
Результат. Проектные группы обычно дают большее количество и разнообразие подходов к проблеме или к ее решению, чем может дать любой отдельный индивид, работая в одиночку. Обмен взглядами, мнениями, оценками стимулирует к генерации большого числа разнообразных идей.
Вклад. Группы обычно вкладывают больше человеко-часов в решение задачи, чем индивиды, работающие в одиночку. Значительные затраты времени при групповой работе дают свои выгоды, позволяя лучше использовать различного рода ресурсы при подготовке и реализации решений.
Знания. Как правило, в организации довольно много специалистов профессионалов, но часто ни один из них не имеет достаточных знаний или умений для решения задачи в одиночку. Проектная группа обладает более обширными знаниями, умениями и навыками, чем отдельный человек. Для задач, требующих творческих идей или привлечения более обширной информации из разных областей, группа оказывается более продуктивной за счет использования всей суммы знаний и опыта, которыми обладают ее члены. [2, стр. 93]
Уменьшение предубеждений. Группы могут успешно избегать предубежденности и уменьшать ее влияние на совместную работу. Решение, которое было бы трудно принять человеку в одиночку из-за того, что на него влияет ряд социальных предубеждений, может быть легче достигнуто в группе, поскольку члены группы успешнее противостоят социальным давлениям, черпая силы друг у друга. Открытое противостояние (конфронтация) идей и взглядов в ходе групповых обсуждений, показывает членам группы, что высказанная мысль - это, как правило, не догма, а лишь чье-то мнение. Таким образом, группы развивают у своих членов способность к объективному рассмотрению поставленных проблем.
Вовлеченность (включенность). Групповая работа - это эффективный инструмент преодоления сопротивления к новым идеям. Привлечение ключевых фигур организации к подготовке решений, принимаемых проектной группой, способно существенно снизить сопротивление, которое могут встретить действия группы в коллективе.
Поощрение коллективной работы при постановке целей и решении проблем, повышает уровень включенности членов группы в ее работу, способствуя высокому уровню поддержки членами группы принимаемых решений.
Итак, осуществление проектов невозможно в какой-либо другой форме взаимодействия людей между собой, если только речь не идет о так называемых проектах одного человека. Однако в этом случае едва ли можно ожидать выполнения тех критериев, которые с самого начала связываются с проектом. В качестве преимуществ или же недостатков работы в группе могут быть названы следующие (табл. 2.3).
Преимущества |
Недостатки |
Активирование всех потенциальных человеческих возможностей Развитие качеств, направленных на взаимодействие |
Значительные расходы на переориентирование. (Обучение, работа на начальном этапе) Значительные затраты времени на дискуссии в группе |
Обретение общих знаний и перспектив |
Опасность подавления индивидуализма |
Взаимная компенсация совершенных ошибок |
Неясное распределение ответственности |
Улучшение качества принимаемых решений |
Повышение самостоятельности группы (проблемы в управлении ею) |
Ускорение осуществления принятых решений Улучшение качества общения |
Проблемы с последующей повторной интеграцией членов группы |
Повышение организационной гибкости |
Таблица 2.3 Преимущества и недостатки работы в команде [2, стр. 95]
Из таблицы видно, что при работе в команде много как положительных и отрицательных моментов. Но мне, кажется что правильный исход взаимодействия напрямую зависит от выбранного стиля управления руководителя проекта.
Традиционное руководство |
Работа в команде |
Иерархия Рутина и стандартизация |
Командная структура Оригинальность, гибкость, готовность к риску |
Зависимость от мнения руководства Проведение отдельных решений |
Отсутствие заданного управления, менеджмент изменений (management of change) Передача полномочий и представление будущих целей |
Воздействие властью |
Менеджмент в качестве партнера производительности |
Побудительный менеджмент |
Идентификационный менеджмент |
Конкурентное мышление |
Взаимодействие |
Табл. 2.3.1 Отличия традиционного руководства от работы в команде
Любая производственная, предпринимательская, инновационная и другие виды деятельности с целью получения прибыли или иных конечных результатов нуждаются в инвестициях. Однако инвестиции ограничены, а потребности в них очень велики, поэтому предприниматели, коммерсанты, экономисты, финансисты сталкиваются с задачами выгодного распределения и более эффективного использования инвестиций. Эти задачи решаются как на локальном уровне отдельных предприятий, банков, магазинов, так и на уровне крупномасштабных инвестиционных программ. Лица, принимающие решения и оценивающие их последствия на всех этапах реализации, должны владеть основными понятиями и методами практических инвестиционных расчетов. Для оценки жизнеспособности проекта сравнивают варианты проекта с точки зрения их прибыльности, стоимости, сроков реализации. [14, стр. 69]
Иностранный опыт показал, что необходимо применять работу командой. Работа командой дает преимущества, например, уменьшается текучесть кадров, увеличивается производительность труда, заказчики бывают довольны, а организация извлекает дополнительные прибыли.
3 Концепция эффективности проекта ООО «Смарт»
3.1 Эффективность проектной команды
Эффективные проектные группы имеют по меньшей мере пять основных характеристик:
- высокие результаты в работе;
- высокая удовлетворенность членов группы принадлежностью к группе и работой в ней;
- большое количество предлагаемых идей и решений;
- большое количество решенных проблем и высокое качество решений;
- положительный эмоциональный опыт.
Эффективную команду можно охарактеризовать общепринятыми критериями эффективности любой организационной структуры, однако есть специфические черты, присущие только команде. Различают эффективность с позиций профессиональной деятельности по проекту и организационно психологического климата деятельности. В профессиональном отношении эффективность — это прежде всего нацеленность всей команды на конечный результат, инициатива и творческий подход к решению задач. Высокая производительность и ориентированность на лучший вариант решения, активное и заинтересованное обсуждение возникающих проблем дополняют ее характеристику.
С позиций организационно-психологического климата эффективной можно назвать такую команду, в которой:
• развита неформальная атмосфера;
• задача хорошо понята и принимается;
• ее члены прислушиваются друг к другу;
• обсуждают задачи, в которых участвуют все члены;
• ее члены выражают как свои идеи, так и чувства;
• конфликты и разногласия присутствуют, но выражаются и центрируются вокруг идей и методов, а не личностей;
• группа осознает, что делает, решение основывается на согласии, а не на голосовании большинства. [2, стр. 106]
При соблюдении таких условий команда не только успешно выполняет свою миссию, но и удовлетворяет личные и межличностные потребности своих членов. Основным показателем, по которому судят о группе, является эффективность ее работы. Очевидно, что не все группы работают с одинаковой эффективностью. Помня об этом, рассмотрим кратко различные факторы, которые оказывают влияние на групповую эффективность.
Для эффективной организации работы команды необходимы:
• четкое распределение ролей и обязанностей;
• осознание всеми членами команды целей и текущих задач проекта;
• учет и личностных, и профессиональных качеств специалистов при объединении их в команду;
• внимание менеджеров и к достижению целей проекта, и к установлению дружеской рабочей атмосферы.
Ответственность за работу всегда лежит на менеджере команды проекта. Остальную часть работы можно и нужно уметь делегировать. Умение делегировать полномочия, тем самым развивая способности персонала, становится основным качеством эффективного менеджера проекта. [2, стр. 114]