ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.09.2024
Просмотров: 241
Скачиваний: 7
Станиславского в завоевании пре-
стижности режиссерской профессии.
До Станиславского режиссер был ско-
рее «сценическим администратором»,
совершенно не пользующимся у акте-
ров «творческим авторитетом». Он раз-
водил актеров по сцене, «чтоб они не
сталкивались лбами», фиксировал в
«регистрационной тетрадке»», кто отку-
да выходит/ где стоит, куда уходит, и
208
строго следил, чтобы артисты не на-
рушали «правила разводки».
По этому поводу (какой «вес» имел
режиссер у актерской братии) вспоми-
нается один забавный случай. Когда
знаменитому на всю Казань артисту
В.И.Шверубовичу посоветовали поехать
в Москву «к гениальному режиссеру»,
он, как утверждает театральная исто-
рия, немало удивился: «А зачем режис-
серу быть гениальным?» Но спустя не-
сколько лет именно гениальный Стани-
славский «сделал» из Шверубовича ве-
ликого Качалова!
Много лет и много труда понадоби-
лось Станиславскому, чтобы завоевать
авторитет в артистическом мире и что-
бы режиссерская «должность» стала
почетной,творческой.
Важнейшими компонентами про-
фессиональной режиссуры являются
мизансцена и композиция, которые,
сразу отметим, плотно взаимосвязаны
друг с другом: мизансцена - вне компо-
зиционного общего решения - будет
чужеродным, нарочитым «украшением»
композиции, композиция же - без ми-
зансцены - бессмысленной, холодной
схемой.
Сразу условимся и запомним: когда
режиссер говорит артистам «ваша ми-
зансцена у окна, а ваша - у стола с
209
двумя стульями» - это не имеет никако-
го отношения к мизансценированию,
это всего лишь злополучная «разводка».
Итак, что такое мизансцена, в чем
ее предназначение?
Мизансцена - это прежде всего
способ отражения сценического
действия.
Следовательно, одним из первых
условий возникновения и создания ми-
зансцены должно быть действие, уп-
рощенно - движение актеров на сце-
нической площадке/ посложнее -
«движение мысли». Мы, разумеется/
помним, что под «словами» следует по-
нимать «словесное действие». И еще:
когда человек говорит, он «рисует зри-
тельные образы», он эмоционален, он
чувствует... Это необходимо учитывать
при мизансценировании. Значит:
Мизансцена - это способ переда"
чи смысла поступков и чувств арти-
стов-персонажей.
Может возникнуть вопрос: а если
артист-персонаж постоянно совершает
поступки и, как должно быть, не без
чувства, не получится ли в этом случае,
что вся линия его действий - это
сплошная, беспрерывная мизансцена?
Нет, конечно, и вот почему:
Мизансцена - это образное отра-
жение особо важных по смыслу мо-
ментов сценического действия.
Скажем немного иначе;
Мизансцена - это образ целого в
частном, в малом.
Приведу несколько примеров из
общеизвестных фильмов. «Иван
Грозный» С.Эйзенштейна. Па фоне
кремлевского окна - крупным планом -
острый, рельефный профиль царя. Да,
мы знаем, что это царь Иван Грозный,
но сейчас нам кажется, что это сам
дьявол, страшный идол, а за окном -
тянущийся сюда, на свою погибель,
длинный, бесконечный людской поток
идолопоклонников. Вот так, в одной
мизансцене С.Эйзенштейн выразил
свою сверхзадачу. А какая у него
выразительная, эмоциональная, еще
более действенная мизансцена в
«Броненосце Потемкине»! Я имею в
виду сцену расстрела матросов,
накрытых брезентом, - страшный
образ жестокого произвола!
«Баллада о солдате» Г.Чухрая.
Дорога, уходящая за горизонт. Не
сводя с нее глаз, смотрит вдаль мать
солдата. Дождется ли она сына,
вернется ли он с войны?
Бот это и есть - по Станиславскому
- «ударные места, соответствующие
кульминационным моментам»,
которые и создаются режиссерами-
211
постановщиками при помощи мизан-
сцены.
Делаем очередной вывод:
Мизансцена - это способ выра-
жения авторской идейной установки
посредством образного обобщения,
созданного пластическими изобра-
зительными средствами театра и ки-
но.
Мизансцена может быть выстроена
и без участия артистов. Например/ по-
косившийся крест на купоне полураз-
рушенного храма; одиноко стоящий в
поле под грозой старый дуб, две голые
сухие ветви которого вскинуты кверху,
словно молят пощады, дождь и ветер
безжалостно хлещут его, гнут к земле,
хотят сломать, дуб скрипит-стонет, ка-
жется, вот-вот силы его покинут, но
держится он, держится за землю, и мы
невольно сострадаем ему, нам хочется,
чтобы дуб-старик устоял.
О «сострадании» (эмоциях) я повторяю
умышленно/ чтобы подчеркнуть:
Мизансцена — это не только «идейное
оружие», но и непременно
эмоциональное. Только эмоции/ чувства,
вызванные у зрителей мезансценой/
оправдают ее и «сделают невидимой" технику
ее исполнения.
И еще следует особо отметить:
Мизансцена органична по своей
212
образной выразительности и попада-
ет в цель лишь в том случае, когда
рождена природой и логикой чувств.
когда является естественным выра-
зителем авторской сверхзадачи.
Уважительно нужно относиться ко всем
вспомогательным элементам мизансцены
(декорация/ костюмы, грим/ музыка, шумы
и т.п.); все они — в отдельности или во
взаимодействии — являются неотъемлемыми
средствами выразительности, при помощи
которых режиссеры-постановщики и
осуществляют образное решение спектакля/
фильма.
По стародавней, но еще не отверг-
нутой и по настоящее время действую-
щей теории драматического искусства/
основными элементами формы
являются:
— сюжет (мы знаем, что это такое);
— язык, как средство вырази-
тельности, выражения мысли, по
Станиславскому - словесное действие
(этот элемент «системы» нам тоже
известен);
И,наконец/
— композиция.
Каждому произведению свойствен
свой «порядок построения». Он опреде-
ляется общепринятым, тоже нам уже
213
известным, условным делением на «ос-
новные моменты действия»: завязка
(где исходное событие), кульминация
(где тавное событие), развязка (где
происходит окончательное «разреше-
ние» сквозного действия/ сюжета).
Так вот, композиция и устанавли-
вает определенные закономерности
связи между отдельными частями
произведения - основными моментами
действия, эпизодами, сценами и, при
необходимости/ внутри них. Скажем
проще, больше опираясь на живую
практику, чем на сухую теорию:
Установление определенной
взаимосвязи и взаимозависимости
между предыдущим и последующим
действиями, событиями - как и чем
они влияют друг на друга - это и
есть (по теории) «установление за-
кономерностей связи между отдель-
ными частями произведения», что и
должно быть основной «заботой» ком-
позиции.
А теперь дадим композиции совсем
короткое, «рабочее» определение:
Композиция - это сопоставление.
соразмещенне отдельных частей
произведения (пьесы, сценария/ спек-
такля/ кинофильма). То есть компози-
ция (по деловому рассуждая) «отвечает»
за построение произведения/ принимая
214
в этом процессе непосредственное
участие.
Теперь рассмотрим два основных
вида построения (композиции).
Произвольное - происходит (изви-
ните за легкость суждения, но оно так
и есть) от слова «произвол», то есть ко-
гда автор пьесы/ сценария, или режис-
сер спектакля, фильма, действительно
творят произвол: они в своей работе
не придерживаются никаких правил,
никаких законов построения произве-
дений.
Такой произвольной композиции
соответствует и ее способ реализации -
механический, когда «структура произ-
ведения» создается не на основе при-
роды драматургического материала/
конфликта и т.д., а механически, и на-
сильственно подгоняется под надуман-
ную трактовку, в результате - жанро-
вая эклектика/ сюжетная нелепица, аб-
сурд.
Наглядный пример - эпизод из
фильма С.Бондарчука «Красные коло-
кола»: война, поле боя, стрельба,
взрывы - сотнями, если не тысячами/
падают сраженные вражеским огнем
солдаты; но вот наступает тишина, и
предстает более страшная картина -
земля, заваленная телами убитых. Эти
два фрагмента одного эпизода сняты,
2!5
сделаны в полном соответствии с «ка-
нонами жестокого реализма»: на войне
как на войне! И вдруг в этом же эпизо-
де начинают «действовать» совершенно
новые, ранее никак не обозначенные и
не замотивированные/ правила игры:
под «живительную» музыку («труба зо-
вет!») убиенные... оживают/ встают/
отряхиваются/ берут свои винтовки -
они опять готовы к бою! К какому?
Выходит/ опять к игрушечному? Благо-
родная задумка режиссера им же са-
мим скомпрометирована/ а зрителями
осмеяна. Плакатная, схематическая
идея («Нас не убьешь!») избрала для
своего выражения вполне логически
оправданную/ достойную себе/ тоже
плакатную мизансцену-схему и механи-
ческий способ ее реализации.
Другой, второй вид построения/ яв-
ляется полной противоположностью
предыдущему.
Классический. Он основан на ор-
ганических закономерностях по-
строения произведения, опираю-
щихся на его сюжет, тему, идею...
Следовательно/ и способ реализа-
ции классической композиции дол-
жен быть... органическим, то есть
естественно вытекающим из авторской
темы и идеи/ из авторского способа
216
отбора действий, событий и фактов
произведения, его жанра, конфликта...
Конечно же, при поиске и реализацш
композиционного решения, как и пр]
мизансценировании, без предварительно]
«разведки умом» не обойтись. Но в обои;
случаях излишняя «теоретизация» може
оказать творческому процессу медвежьи
услугу - перегрузить (или «засушить»
композицию (и мизансцену тоже)
Правильнее будет- «мыслить действенным!
категориями», то есть думать и действоват]
«пластическими средствами вырази
тельности» (на площадке, в движении
вместе с актерами).
Много задач необходимо решить, рабо
тая над композицией.
Выделим основные:
— средствами построения добиться
четкого, выразительного разви-
тия действия, согласно авторс-
кой идеи, природы конфликта
произведения, его жанра...
— исключить «сюжетные излишеств
ва», тормозящие развитие сквоз-
ного действия, и не допустить
своих собственных ненужных
«декоративных украшений»...
— выделить художественными
средствами выразительности
ударные кульминационные мо-
менты, работающие на идею и
образ спектакля, фильма.
Одним из самых действенных, эф-
фективных приемов композиционного
выделения является повтор. Вспомним
еще раз сцену из кинофильма «Баллада
о солдате»: дорога, уходящая за гори-
зонт, не сводя с нее глаз, смотрит
вдаль мать солдата. Так начинает свой
фильм режиссер-постановщик. И по-
добной же сценой заканчивает его.
Убедительный пример уместного/
профессионального использования од-
ного из главных приемов композици-
онного вьзделения "ударного кульмина-
ционного момента/ работающего на
идею и образ фильма». Благодаря по-
втору мизансцены «мать ждет сына-
солдата», образ матери в финале под-
нимается до высокого обобщения: это
Родина-мать ждет своих сыновей...
Прием повтора очень разнообразен
средствами исполнения. Он может
быть проявлен в словесном действии
(«репризы»), в музыкальном оформле-
нии («возвращение к теме», «акцент»), в
живописи и архитектуре спектакля/
фильма...
И последнее: композиция может
быть законченной, как/ например/ у
Шекспира в трагедии "Ромео и Джуль-
етта».
218
Но если не поставлена «точка», это