Файл: Кокорин А. Вам привет от Станиславского.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.09.2024

Просмотров: 239

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

рук. Он зверь, изгнанный из своего

логова/ и теперь, на бегу, мстит за на-

рушенный покой неповинным людям...

Кто-нибудь здесь напомнит мне широко

известное изречение Станиславского:

«Ищи в плохом хорошее»? В этом слу-

чае и искать нечего. Если вот только

вспомнить о тех мгновениях/ когда

Хлудова преследует тень повешенного

им солдата Крапилина? Но это же не

«боль совести»/ а все та же навязчивая

«шиза» - почему меня не любят? Пе зря

200

же Булгаков «отбирает» у Хлудова во-

инскую гордыню - «Честь имею!», ли-

шая его тем самым офицерской чести.

Стоит еще упомянуть о представи-

теле контрразведки под фамилией-

кличкой Тихий. Этот откровенный по-

донок ухитряется на бегу... работать:

шантажировать/ вымогать, пытать/

убивать. Для этой цели он прихватил с

собой (какой предусмотрительный!)

целый набор инструментов профес-

сионала-инквизитора: специальную

лампу, особую иглу и т.п.

К этой мерзкой своре следует отне-

сти и Корзухина, бросившего больную

жену, озабоченного лишь спасением

своей шкуры.

Булгаков безжалостен к подобным

типам. Им прощенья нет - за преда-

тельство и жестокость.

Совсем по-другому Булгаков отно-

сится к Голубкову и Серафиме.

Видимо, по той причине, что они/

эти два интеллигентных человека,

опомнились и бегут теперь уже из Кон-

стантинополя - назац/ домой, в родные

края. Булгаков явно «поощряет» их по-

ступок, но обходится с ними без сен-

тиментальностей. Он устраивает им об-

ратный путь тем же маршрутом, кото-

рым они совершали бегство от Родины.

Он как бы разрешает им вернуться (ос-

тальных-то он оставил «за бугром» -

701

пьянствовать, нищенствовать, скупить,

стреляться), но они еще раз должны

прожить-прочувствовать свою вину. Он

устраивает им жестокий экзамен на

прочность - он испытывает их снами.

Восемь снов - вот цепь испытаний, от

которых Булгаков освободит их/ когда

они процдут сквозь «чистилище». И все-

таки Булгаков пожалеет их. Знаете/ по-

чему? Потому что они любят друг друга/

потому что их любовь тоже вьздержала

испытание в борьбе с пошлостью и

хамством! Вот такой шекспировский

конфликт? Как вы считаете/ конфликт

принимает участие в создании атмо-

сферы? Безусловно!

И все-таки рекомендую вам обра-

титься непосредственно к пьесе/ чтобы


не с чужих слов/ а «пропустив через

себя» великолепный драматургический

материал, вы смогли намного глубже

почувствовать, значит, и понять, что

такое атмосфера/ как она создается

автором, и какое она имеет значение

для произведения, а в дальнейшем -

для сценического творчества.

Ну и в заключение - традиционное

«итоговое приложение» наших учителей

к пройденной теме.

Атмосфера:

- эмоциональная окраска каждого

действия, сцены, эпизода, всего

202

спектакля, фильма/-

зависит от предлагаемых обстоя-

тельств, от события, от сверхзада-

чи, от конфликта, от темпо-ритма/

от «зерна»...

постоянно взаимосвязана со сквоз-

ным действием, с местом и време-

нем каждого действия каждого

персонажа;

напрямую зависит от действующего

лица, от его характера;

способствует созданию целостности

спектакля, фильма;

вне атмосферы не может быть об-

разного решения всего литератур-

ного произведения, спектакля/

фильма.

Логически напрашивается

название следующего раздела:

«Творческая атмосфера», или -

«Вне творческой атмосферы -

не может быть творчества». Но,

оглядываясь назад/ я убежда-

юсь, что в процессе нашего об-

щения мы не однажды касались

этой темы. Не оставили без

внимания и вопросы театраль-

ной этики, культуры сцениче-

ского искусства.

В таком случае, переидем к

последнему разделу, как мне

кажется, уместно завершающе-

му наше деловое общение.

МИЗАНСЦЕНА И КОМПОЗИЦИЯ

В режиссерской среде, да и в ак-

терской, бытует неофициальная, «клас-

сификация»: есть режиссеры, есть по-

становщики и есть режиссеры-

постановщики. Первые - умеют увлека-

тельно рассказать о своем замысле/

умело и добротно провести всю работу

с актерами, но... не могут «собрать»

спектакль. Если они как-то еще и вла-

деют искусством мизансценирования/

то совершенно лишены «постановоч-

ного дара». Вторые - не умеют или да-

же «не любят» работать с артистами, и

поэтому этот этап стараются «пробе-

жать поскорее», но зато они долго и

увлеченно занимаются постановочной

работой, потому что «владеют компо-

зицией».

Конечно же, более престижное

«звание» - режиссер-постановщик, ко-

торый и с актерами умеет работать на

профессиональном уровне, и способен


также профессионально осуществить


постановку спектакля/ его образное

решение.

204

Я клоню к тому/ что «искусство ми-

зансценирования» и «постановочный

дар» - это две драгоценные грани ре-

жиссерского таланта.

Вероятно, поэтому по-настоящему

талантливых режиссеров-постановщи-

ков не так уж и много. В самом деле,

благоприятное сочетание в едином ли-

це режессера-педагога (без «педагоги-

ческого такта» вряд ли режиссеру до-

верятся, «откроются» артисты) и ре-

жиссера-постановшика/ обладающего

образным мышлением и умением реа-

лизовать его сценическими средствами

выразительности, - действительно ред-

кое явление.

Известно, умелые и уместные ми-

зансцены, композиция могут поднять

спектакль, фильм до образного, типи-

ческого обобщения/ сделать его собы-

тием в культурной жизни общества; не-

умелые же, формальные мизансцены и

композиция могут погубить всю пред-

варительную (даже превосходную) ра-

боту актерского коллектива/ исказить

жанр литературной основы и автор-

скую сверхзадачу.

Термин «мизансцена» Станиславский

ввел в режиссерскую практику очень

рано, еще занимаясь любительскими/

«домашними» спектаклями.

В театрах того времени «мизансце-

нирование» и «композиционное по-

205

строение» - с «колокольни» сегодняш-

него дня - сводились до примитивней-

ших задач, которые осуществлялись по

единому штампу для всех спектаклей.

«Вопрос мизансцены и планировки/

- писал Станиславский в своей книге

откровений «Моя жизнь в искусстве"/ -

разрешался тогда... очень просто. Была

однажды и навсегда установленная

планировка: направо - софа/ налево -

стол и два стула. Одна сцена пьесы ве-

лась у софы/ другая - у стола с двумя

стульями, третья - посреди сцены, у

суфлерской будки, и потом опять - у

софы/ и снова - у суфлерской будки»».

Поняв, как сковывает и обедняет

действия артистов этот традиционный

«постановочный штамп», Станислав-

ский сразу же начинает искать новые

способы и приемы мизан-

сценирования. Однако/ первые шаги в

этом направлении, хотя по форме они

были довольно неожиданными и дерз-

кими/ тем не менее по сути своей ниче-

го прогрессивного не привнесли. «При-

нято, чтобы актер показывал свое ли-

цо, а мы сажали его спиной к зрителю/


- с юношеским задором, «хвастливо»

заявлял тогда Станиславский. - Приня-

то играть на свету, а мы мизансцениро-

вали целые сцены (и притом/ нередко,

- главные) в темноте».

Но «самая ужасная ошибка», по при-

206

знанию самого же Станиславского, за-

ключалась в подходе к решению про-

блемы мизансценирования - в ее «до-

машнем способе изготовления»: «Я уе-

динялся в своем кабинете и писал там

подробную мизансцену так/ как я ее

ощущал своим чувством/ как ее видел и

слышал внутренним зрением и слухом».

Станиславский в ту пору искренне

думал, что «можно приказывать другим

жить и чувствовать по чужому веле-

нию». Уже был создан МХАТ, уже была

поставлена «Чайка»/ началась работа

над следующей пьесой Чехова - «Три

сестры», а Станиславский все еще про-

должал (кстати/ по настоянию Немиро-

вича-Данченко) мизансценировать в

домашней, а не в сценической обста-

новке. Вот его признание: «Я, как пола-

гается, написал подробную мизансцену:

кто куда, для чего должен переходить,

что должен чувствовать, что должен

делать/ как выглядеть и проч.»

Позднее, уже основательно нахо-

дясь под влиянием своей «системы»,

Станиславский значительно расширяет

понятие «мизансцены» и делает первую

попытку обосновать ее необходимость

в композиционном решении спектакля:

«Для успеха пьесы и ее исполнителей

необходимы ударные места, соответст-

вующие кульминационным моментам

пьесы. Если нельзя создать их силами

207

самих артистов/ приходится прибегать

к помощи режиссера. И на этот случай

у меня было выработано много разных

приемов».

Одним из таких приемов, принес-

ших мхатовским спектаклям по пьесам

Чехова огромный успех, оказалось ми-

зансценирование на основе тщательно

разработанной «звуко-шумовой парти-

туры», удивительно органично созда-

вавшей и «подчеркивавшей» особен-

ность атмосферы и среды обитания

чеховских героев. Но, как позднее

опять сам же признавался Станислав-

ский: «Не обошлось и на этот раз без

чрезмерного увлечения новым «прие-

мом». Именно по этому поводу Чехов

«пригрозил» Станиславскому, что на-

пишет такую пьесу, «чтоб не слышно в

ней было ни птиц/ ни собак, ни куку-

шек/ ни совы, ни соловья, ни часов/ ни

колокольчиков и ни одного сверчка»!

Нельзя не упомянуть о значении