Файл: Налог на доходы физических лиц (Налоги, взимаемые с доходов физических лиц, их место и роль в налоговой системе Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы налогообложения на доходы физических лиц

1.1. Налоги, взимаемые с доходов физических лиц, их место и роль в налоговой системе Российской Федерации

1.2. Характеристика налога на доход физических лиц

1.3. Характеристика земельного и транспортного налогов, взимаемых с физических лиц

2. Оценка действующего порядка исчисления налогов на доход физических лиц

2.1. Особенности действующего порядка исчисления налога на доход физических лиц

2.2. Особенности действующего порядка исчисления земельного налога, уплачиваемого физическими лицами

2.3 Особенности действующего порядка исчисления транспортного налога, уплачиваемого физическими лицами

3. Направления совершенствования механизма налогообложения дохода физических лиц в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Для сглаживания и устранения неравномерности распределения налогового бремени, а также сокращения социального неравенства широко применяются налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц и налоговые вычеты, которые предусмотрены налоговым законодательством Российской Федерации.

Важно отметить, что сумма налога, рассчитанная по кадастровой стоимости, существенно выше суммы налога, рассчитанной по инвентаризационной стоимости, однако, для устранения резкого увеличения суммы налога на имущество физических лиц, государство предусмотрело использование понижающих коэффициентов, которые постепенно наращивают налоговую нагрузку. Таким образом, увеличивается наполняемость местных бюджетов, а также происходит постепенный отказ от применения инвентаризационной стоимости.

Постепенно налоговая нагрузка смещается в сторону дорогостоящих объектов недвижимости. Поступают предложения по увеличению количества интервалов стоимости недвижимости и соответствующих им налоговых ставок с целью реализации такого принципа налогообложения, как справедливость.

Налоговые споры, связанные с расширением перечня налогооблагаемых объектов, следует отнести к одной из проблем функционирования механизма исчисления и взимания налога на имущество физических лиц. Для устранения данной проблемы широко применяются следующие меры:

  • уточняется порядок налогообложения объектов;
  • предпринимаются попытки к достижению однозначности определения видов имущества, а также точного определения момента возникновения обязанности регистрации объектов имущества физических лиц.

Важным направлением совершенствования налогообложения имущества физических лиц, а также дискуссионным вопросом считается введение единого налога на недвижимость, заменяющего налог на имущество физических лиц и земельный налог. Данное возможное нововведение выступает причиной дискуссий в органах власти, а также в обществе. Проанализировав опыт зарубежных стран, можно сказать, что данный подход широко применяется во многих странах c развитой экономикой. В Российской Федерации роль налога на недвижимость выполняют налог на имущество физических лиц и земельный налог.

Вопрос введения единого налога на недвижимость рассматривался на протяжении нескольких лет, однако, введение данного налога откладывалось по некоторым причинам, к которым относятся:

  • Неготовность большинства муниципальных образований к введению единого налога на недвижимость, отсутствие кадастра недвижимости.
  • Отсутствие у Правительства РФ и представительных органов власти консенсуса в отношении конкретного содержания элементов единого налога на недвижимость.

Мнения сходятся лишь в том, что единый налог на недвижимость должен выполнять следующие функции:

  1. Фискальную, то есть обеспечить объемные поступления в бюджеты местного уровня;
  2. Социальную, а именно, сократить различие имущественного положения наиболее и наименее обеспеченных социальных слоев;
  3. Регулирующую, то есть способствовать наиболее эффективному использованию имущественных объектов.

Вышеперечисленные функции могут быть реализованы при грамотном, а также экономически обоснованном подходе к формированию налога, к соотношению его элементов, при учете последствий его введения, которые носят как социальный, так и экономический характер.

В заключение хотелось бы отметить, что для перехода к налогу на недвижимость необходимо проанализировать и спрогнозировать такие последствия, как: организационные; социальные; финансовые.

Для осуществления данного перехода необходима тщательная подготовка и проработка налогового законодательства, касаемо данного налога.

Что касаемо транспортного налога, для его усовершенствования можно принять следующие меры: установить дифференцированные ставки для разных категорий автомобилей на федеральном уровне. Владельцы мощных и крупных автомобилей будут выплачивать больший налог, чем владельцы малых автотранспортных средств. Следует также отметить, что при установлении налоговых ставок на транспортные средства большинство стран учитывают такие факторы, как вес автомобиля и нагрузку на ось, так как именно они связаны с затратами на обслуживание данного транспортного средства дорожной сетью. Во-вторых, для оптимизации транспортного налога целесообразно было бы разрешить нормативные проблемы, которые связанны с определением категории и вида транспортного средства. Этого можно добиться, установив в Налоговом кодексе Российской Федерации единый источник определения соответствующего вида транспортного средства, и, внеся поправки в подзаконные акты, которые установили бы в соответствующих регистрационных записях обязательные поля для идентификации транспортного средства в целях взимания транспортного налога.

В качестве совершенствования механизма взимания земельного налога можно предложить увеличение налоговой ставки для прочих земельных участков с 1,5% до 3%.

Данное изменение будет способствовать перераспределению налогового бремени с льготных категорий граждан на тех граждан, которые обладают большим налоговым потенциалом. Также данное нововведение позволит снизить потери местных бюджетов при уменьшении государственной кадастровой оценки земель.


Также следует отметить направления совершенствования мер, повышающих эффективность реализации основных функций налога на имущество физических лиц таких, как:

  • совершенствование механизмов кадастровой оценки;
  • отражение дифференциации стоимости объектов при кадастровой оценке;
  • расширение финансовой самостоятельности муниципалитетов.

Введение данных мер необходимо, так как кадастровая стоимость объекта как недвижимости, так и земельного участка, зачастую выше рыночной, что приводит к спорам и разногласиям. Данное превышение связано с:

  • некачественной исходной информацией об объектах оценки;
  • дефицитом рыночной информации;
  • методологией массовой оценки существенно отличается от индивидуальной рыночной (для определения кадастровой стоимости применяется метод, основанный на построении статистических моделей).

Следовательно, необходимо разработать и ввести меры, устраняющие данные проблемы и улучшающие функционирование механизма исчисления и взимания имущественных налогов с физических лиц в Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоги являются основными поступлениями, способствующими пополнению бюджетов государства различного уровня. Однако, налоговая система имеет ряд недостатков и несовершенств, которые затрудняют данный процесс. Для их выявления и устранения необходимо изучить проблемы функционирования механизмов исчисления и взимания отдельных видов налогов.

В процессе выполнения поставленных в ходе работы задач была достигнута основная цель курсовой работы - изучить действующий механизм исчисления и взимания налогов с имущества физических лиц, выявить проблемы механизма их взимания в Российской Федерации и определить направления его совершенствования, так как государство стремится к поиску более эффективной формы налогообложения имущества физических лиц.

В данной работе был проведен анализ налогов, взимаемых с имущества физических лиц. К ним относятся земельный налог, транспортный налог и сам налог на имущество физических лиц, который относится к категории местных налогов и участвует в формировании доходов местных бюджетов государства. Таким образом, налоговые ставки, порядок и срок уплаты налога на имущество физических лиц устанавливается представительными органами местного самоуправления в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации. Следует отметить, что налог на имущество физических лиц не занимает весомое значение в структуре доходов местного бюджета и уступает другим налогам, что вызвано недооценкой его фискальной возможности. Имущество – наиболее стабильный объект налогообложения, следовательно, налоги с имущества обладают огромным фискальным потенциалом.


В процессе исследования был проведен анализ экономической сущности и значения налогов, взимаемых с имущества физических лиц; анализ действующего порядка исчисления налогов с имущества физических лиц и зарубежный опыт налогообложения в данной области; оценены направления совершенствования налогового законодательства по налогам на имущество физических лиц; определены проблемы действующего механизма их взимания и перспективы его развития.

Ввиду того, что налоговая система Российской Федерации является достаточно молодой и имеет ряд изъянов и несовершенств, Правительство активно рассматривает изменения в налоговом законодательстве. Тщательная проработка механизма исчисления имущественных налогов является необходимой в условиях усиления их фискальной и социальной значимости. Государство активно принимает меры по совершенствованию механизма исчисления и взимания налога на имущество физических лиц, однако, они носят спорный характер и им нельзя дать однозначную положительную или отрицательную оценку. Решение выявленных проблем требует комплексного подхода, так как налогообложение носит разносторонний характер и должно приносить доходность бюджету, а также соблюдать принцип социальной справедливости. Рассматриваются различные варианты изменения налогового законодательства, например, слияние налога на имущество и земельного налога. Важно, что анализ ситуации в мировой и российской экономике позволяет разрабатывать и реализовывать меры по совершенствованию порядка исчисления и взимания налога на имущество физических лиц так, чтобы налоговая политика не наносила ущерб субъектам рыночной экономики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2018)
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.02.2019)
  3. Абакарова Р.Ш. Краткий обзор изменений по налогу на имущество физических лиц // Гуманитарные науки. – 2016. - № 10-2 – С. 56-62
  4. Алиев Б.Х., Казимагомедова З.А. Новый порядок налогообложения имущества физических лиц // Международный научно-исследовательский журнал – 2018. – № 5-3 (36). – С. 12–15.
  5. Банин А.И., Набиев А.Д. Последние изменения по налогу на имущество физических лиц // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2017. - № 1. - С.84-91.
  6. Бауэр В.П. Коллизии в сферах оценки и налогообложении имущества недвижимого имущества физических лиц по кадастровой стоимости // Правовые вопросы недвижимости. – 2017. - № 2. - С.25-32.
  7. Богатырев С.Ю. Совершенствование имущественного налогообложения // Налоги и налогообложение. – 2017. - № 9. - С.72-83.
  8. Богачев С.В. Налог на недвижимость // Имущественные отношения в РФ. – 2018. - № 4 (187). - С.68-73.
  9. Быкова Д.Д. Перспективы введения единого налога на недвижимость // Молодой ученый. – 2016. - № 3. - С.13-19.
  10. Гончаренко Л.И., Мельникова Л.П. Имущественное налогообложение в Российской Федерации: региональный опыт, проблемы и пути их решения // Экономика. Налоги. Право. – 2017. - № 1. - С.68-73.
  11. Гончаренко Л.И., Савина О.Н. Проблемы налогового регулирования социальной поддержки населения в Российской Федерации: региональный аспект // Экономика. Налоги. Право. – 2016. - № 6. - С.118-127.
  12. Зверева Т.В. Вопросы эффективности предоставления налоговых льгот по местным налогам // Инновационное развитие экономики. – 2017. - № 4 - С.18-23.
  13. Ильина А.В. Применение кадастровой стоимости в качестве налогооблагаемой базы по расчету налога на имущество // Международный бухгалтерский учет. – 2018. - № 34 (376). - С.92-98.
  14. Ильина А.В., Ильин А.С. Сбалансированное применение нового механизма взимания налога на имущество // Проблемы современной экономики. – 2019. - № 1. - С.44-51.
  15. Косенкова Ю.Ю. Налогообложение недвижимости // Социально – экономические явления и процессы. – 2015. - № 4 (062). - С.61-64.
  16. Курков И.И. Налог на недвижимость физических лиц: проблемы и перспективы // Налоги и налогообложение. – 2016. - №4. - С.36-42.
  17. Мигашкина Е.С. Реформирование налога на имущество физических лиц // Экономика. Налоги. Право. – 2017. - № 1 - С.23-29.
  18. Налоги и налоговая система Российской Федерации. Практикум: учебное пособие / Под ред. Л.И. Гончаренко. – М.: КНОРУС, 2017. – 112с.
  19. Пансков В.Г. Об основополагающих принципах справедливости и их соблюдении в налогах с населения. – М.: Дашков и К, 2017. – 326 с.
  20. Сулейманов Д.Н. Новый закон о налоге на имущество физических лиц – экзамен на налоговую грамотность // Международный научно-исследовательский журнал – 2015. – № 1-2 (32). – С. 96–98.
  21. Тедер А.В., Козлова К.Н. Ключевые проблемы в совершенствовании земельного налога // Известия Великолукской государственной сельскохозяйственной академии. – 2018. – № 3. – С. 59-63.
  22. Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие - М.: ГроссМедиа, 2015. - 424 с.
  23. Якупова Н.М. Проблемы оценки кадастровой стоимости земельных участков // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 7-2. – С. 417-422.
  24. Федеральная налоговая служба https://www.nalog.ru (дата обращения 20 ноября 2020 года)