Файл: Налог на доходы физических лиц (Налоги, взимаемые с доходов физических лиц, их место и роль в налоговой системе Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы налогообложения на доходы физических лиц

1.1. Налоги, взимаемые с доходов физических лиц, их место и роль в налоговой системе Российской Федерации

1.2. Характеристика налога на доход физических лиц

1.3. Характеристика земельного и транспортного налогов, взимаемых с физических лиц

2. Оценка действующего порядка исчисления налогов на доход физических лиц

2.1. Особенности действующего порядка исчисления налога на доход физических лиц

2.2. Особенности действующего порядка исчисления земельного налога, уплачиваемого физическими лицами

2.3 Особенности действующего порядка исчисления транспортного налога, уплачиваемого физическими лицами

3. Направления совершенствования механизма налогообложения дохода физических лиц в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Если в течение налогового периода у налогоплательщика возникало или прекращалось право собственности на имущество, подлежащее налогообложению, то при исчислении налога используется специальный коэффициент.

Данный коэффициент рассчитывается как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев, составляющих налоговый период, формула (2) данного коэффициента приведена ниже:

, (2)

Где n - число полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика; N - число календарных месяцев в налоговом периоде.

Этот коэффициент учитывается также при изменении доли налогоплательщика в праве общей собственности.

В таблице 9 отражена зависимость учитываемого месяца при исчислении налога на имущество физических лиц от даты возникновения/прекращения права собственности на объекты налогообложения, так как расчет налога на имущество физических лиц зависит от даты возникновения права на имущество (действует правило «15-го числа»).

Таблица 9

Влияние даты возникновения / прекращения права собственности на учитываемый месяц при исчислении налога на имущество физических лиц [12, с. 93].

Дата возникновения права собственности

Учитываемый месяц

Возникновение права собственности на имущество до 15-го числа соответствующего месяца включительно

За полный месяц принимается месяц возникновения указанного права

Возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца

Месяц возникновения указанного права не учитывается при определении коэффициента для расчета налога

Продолжение табл. 9

Дата возникновения права собственности

Учитываемый месяц

Прекращение права собственности на имущество после 15-го числа соответствующего месяца

За полный месяц принимается месяц прекращения указанного права

Прекращение права собственности произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно

Месяц прекращения указанного права не учитывается при определении коэффициента для расчета налога

Если у налогоплательщика в течение налогового периода возникло или прекратилось право на налоговую льготу, то исчисление налога на имущество физических лиц также осуществляется с использованием специального коэффициента, который рассчитывается как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Полный календарный месяц принимается за месяц возникновения или прекращения права на налоговую льготу по налогу на имущество физических лиц. Рассмотрим расчет на практике: если гражданин вышел на пенсию 28 мая текущего года, то он имеет право на применение льготы. При расчете налога используется специальный коэффициент, однако, правило «15 числа» не применяется для льгот, согласно п.6 ст.408 НК РФ. Специальный коэффициент рассчитывается как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Следует отметить, что месяц возникновения права на налоговую льготу принимается за полный месяц. Таким образом, гражданин будет иметь с мая право на льготу и май будет приниматься за полный месяц [2].


Для предоставления налоговой льготы по налогу на имущество физических лиц налогоплательщику необходимо обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением о ее предоставлении. Перерасчет суммы налога производится не более чем за 3 налоговых периода, которые предшествуют календарному году обращения налогоплательщика, но не ранее времени возникновения права на применение данной налоговой льготы.

Если имущество, подлежащее налогообложению, перешло налогоплательщику по наследству, то исчисление налога на имущество физических лиц начинается со дня открытия наследства.

Исчисление суммы налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объекта, осуществляется по формуле (3):

Н = (Н1 - Н2) x К + Н2, (3)

где Н – сумма налога, подлежащая уплате в бюджет; Н1 - сумма налога, исчисленная исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со ст.403 НК РФ, без учета положений пунктов 4 - 6 ст.408 НК РФ; Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения за последний налоговый период определения налоговой базы;

К - коэффициент, равный:

0,2 - применительно к первому налоговому периоду;

0,4 - применительно ко второму налоговому периоду;

0,6 - применительно к третьему налоговому периоду;

0,8 -применительно к четвертому налоговому периоду [16, с. 25].

При Н2 > Н1 сумма налога, которая подлежит уплате плательщиком налога в бюджет, исчисляется без учета положений п.8 ст. 408 НК РФ.

Также следует отметить, что данная формула не применяется при исчислении налога на имущество физических лиц в отношении объектов, входящих в перечень, указанный в п.7 ст. 3782 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов в соответствии со вторым абзацем п. 10 ст. 3782 Налогового кодекса Российской Федерации. К такому имуществу относятся административно – деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, предусматривающие размещение офисов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, торговых объектов, а также объекты недвижимого имущества, образованные в результате раздела объектов имущества, включенных в перечень объектов, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость.

При определении кадастровой стоимости имущества возникает ряд проблем. Следует отметить, что в большинстве случаев кадастровая стоимость не совпадает с рыночной стоимостью объекта. Наблюдается стойкая тенденция к превышению кадастровой стоимости над рыночной, именно поэтому к изменению налоговой базы по налогу на имущество физических лиц граждане относятся достаточно негативно. Например, в Краснодарский краевой суд Курбановой О.В. был подан иск об установлении кадастровой стоимости равной рыночной стоимости объекта. Превышение кадастровой стоимости составило 7 984 469 рублей. Однако, решением по данному делу (3-91/2016 ~ М-176/2016) было принято отказать, так как на тот период времени на территории Краснодарского края правовой акт, утверждающий применение в качестве налоговой базы по налогу на имущество кадастровую стоимость не принят, налоговая база для объектов капитального строительства определяется исходя из их инвентаризационной стоимости. Как следствие, установлением кадастровой стоимости квартиры Курбановой О.В. ее права не нарушены.


Уплата налога на имущество физическим лицом при переходе данного имущества по наследству имеет следующую особенность. Согласно ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня его открытия. Из ст. 44 НК РФ следует, что обязанность по уплате налога прекращается со смертью налогоплательщика. Ст. 5 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» и п.7 ст. 408 НК РФ устанавливает, что налог на имущество физических лиц взимается с наследников с момента открытия наследства. Днем открытия наследства является день смерти гражданина (п.1 ст. 1114 ГК РФ) [1].

Таким образом, налогоплательщик обязан уплачивать налог на имущество физических лиц со дня открытия наследства, несмотря на то, что его фактическое принятие и государственная регистрация произойдет позже.

Для уплаты налога на имущество физических лиц налогоплательщик получает налоговое уведомление от налоговых органов не позднее 30 дней до наступления даты платежа.

2.2. Особенности действующего порядка исчисления земельного налога, уплачиваемого физическими лицами

Действующий порядок исчисления налога на имущество физических лиц регулируется ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговые органы исчисляют сумму земельного налога, необходимую к уплате физическими лицами. Следует отметить, что земельный налог является местным, он вводится в действие в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а в городах федерального значения – законами этих городов. В данных законодательных документах определены ставки по земельному налогу в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы и основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

При возникновении/прекращении права собственности у налогоплательщика в течение налогового периода сумма земельного налога исчисляется с учетом коэффициента, который определяется по следующей формуле (4):

, (4)


где n - число полных месяцев, в течение которых земельный участок находился в собственности налогоплательщика; N - число календарных месяцев в налоговом периоде.

При исчислении земельного налога важна дата возникновения / прекращения права владения участком, что отражено в таблице 10.

Таблица 10

Влияние даты возникновения или прекращения права собственности на учитываемый месяц при исчислении земельного налога [10, с. 122].

Дата возникновения права собственности

Учитываемый месяц

Возникновение права собственности на земельный участок до 15-го числа соответствующего месяца включительно

За полный месяц принимается месяц возникновения указанного права

Возникновение права собственности на земельный участок произошло после 15-го числа соответствующего месяца

Месяц возникновения указанного права не учитывается при определении коэффициента для расчета земельного налога

Прекращение права собственности на земельный участок после 15-го числа соответствующего месяца

За полный месяц принимается месяц прекращения указанного права

Прекращение права собственности на земельный участок произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно

Месяц прекращения указанного права не учитывается при определении коэффициента для расчета земельного налога

Важным моментом является то, что при переходе земельного участка физическому лицу по наследству, земельный налог исчисляется с данного объекта со дня открытия наследства.

При установлении земельного налога представительные органы муниципального образования вправе ввести в действие налоговые льготы для отдельных граждан, которые освобождают их от исчисления и уплаты земельного налога.

Если физическое лицо, являющееся плательщиком земельного налога, имеет право на налоговую льготу, то ему необходимо подать соответствующее заявление в налоговый орган, а также документы, которые являются подтверждением права налогоплательщика на налоговую льготу.

Сведения о земельных участках по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель предоставляются налогоплательщиками в порядке, который определен уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. При исчислении земельного налога используются специальные коэффициенты, которые зависят от вида земельного участка. В таблице 11 представлена зависимость коэффициента от вида земельного участка.


Таблица 11

Вид земельного участка и используемый коэффициент при исчислении земельного налога [6, с. 80].

Вид земельного участка

Коэффициент

Земельные участки, приобретенные в собственность физическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства

2 – в течение трехлетнего срока строительства

4 – если срок строительства превышает 3 года

Земельные участки, приобретенные в собственность физическими лицами на условиях осуществления на них индивидуального жилищного строительства

2 – по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки

Таким образом, применение повышающих коэффициентов при исчислении земельного налога позволяет увеличить эффективность землепользования в Российской Федерации. При неиспользовании земельного участка для жилищного строительства плательщику земельного налога придется заплатить больше. С момента государственной регистрации прав на земельный участок налогоплательщик исчисляет налог с применением коэффициента 2, по истечению трехлетнего срока, а также отсутствию строительства коэффициент увеличивается до 4. Однако, если собственником были зарегистрированы права на построенный объект до истечения трехлетнего срока, то налог пересчитывается с коэффициентом 1. Излишек можно зачесть в счет будущей платы за землю или написать заявление на возврат. Также следует отметить, что если земельный участок предназначен для строительства нескольких очередей жилых домов, то применение повышающего коэффициента прекращается с момента регистрации права хотя бы на один построенный объект.

Важно отметить, что с 2019 года в отношении налогового вычета по земельному налогу для льготных категорий граждан произошли существенные изменения. В частности, новый налоговый вычет уменьшает сумму налога на величину кадастровой стоимости 600 м2 площади земельного участка. Следовательно, если площадь участка не более 6 соток, то налог взиматься не будет. Если же площадь превышает 6 соток, то налог уплачивается за оставшуюся после уменьшения площадь земли.

Более того, в значительной степени упрощен и порядок предоставления налоговых льгот. Теперь относящиеся к льготным категориям граждане, заявляя о льготе, вправе не представлять документы, подтверждающие право на ее получение. Если необходимые документы в налоговом органе отсутствуют и не представлены налогоплательщиком самостоятельно, инспекция отправит запрос о необходимых сведениях в соответствующие ведомства.