ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.09.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тронский 2 часть, Дуров в.С. История римской лит-ры
История римского театра Ранней Республики
Литератур поздней римской республики. Эпоха гражданских войн.
Римская классика Золотого века (44 до н.Э. – 14 н.Э.)
2 Пол. 1 века – господство эпигонов.
2 Направление неоклассицистов – сатира. Последние яркие интереные сатирики.
До 3 века до н.э. Законы 12 таблиц, ранние формы хроник (анналы), составляемые жрецами при храмах; ранние зафиксированные выступления на собраниях, в судах, в сенате; погребальные восхваления. Развивается в основном проза, стиль деловой документальной прозы. Поэзия существовала, но носила устный х-р (письменный язык еще плохо распространен, к поэзии относились с большим пренебрежением)
Ранняя римская лит-ра (сер 3 – 2 века до н.э.)
Рим постепенно завоевывает Италию, превращается в италийское гос-во. На Сицилии богатые греческие колонии, здесь происходит знакомство Рима и Греции. Начало процесса эллинизации римской культуры.
Аппий Клавдий (4-3 века) занимал должность римского цензора. В войну патрициев и плебеев выступил с предложением римского законодательства. Впервые записал речь, с которой он выступал против царя Пира. Приписывается первый сборник сентенций (пословиц, поговорок), небольшие двустишия, записанные сатурновым стихом.
Представители ранней римской поэзии либо италийцы, а не римляне, либо бывшие рабы (в основном образованные греки, были врачами, секретарями, учителями), получившие статус вольнотпущенников. Короче низы общества. Эти люди воспроизводили классические греческие образцы в виде переделок или вольных переводов. Произведения эти считались самостоятельными. Это и положило начало эллинофилству.
Гомер получает распространение и в Риме, Еврипид, Менендр. Нет ничего связанного с александрийским стилем и поэзией малых форм.
Ливий Андронник (282-202) родом из Ахейи. Становится домашним рабом у римского сенатора, впоследствии был отпущен. В основном практиковался, как учитель латыни и греческого. Чтобы проще учить язык Ливий Андронник переводит Одиссею Гомера, и разбирает на ее примере язык. Первый перевод в европейской лит-ре. Художественный или вольный перевод. Ливий Андронник установил правила перевода. Задачи этого перевода в том, чтобы в понятной форме донести содержание до римского читателя, поэтому такой перевод предполагал элементы краткого пересказы, разъяснение, упрощение, изменения образов, греческие боги были заменены на римских.
Римская Одиссея считается первым произведением римской лит-ры. Перевели ее не гегзаметром, а сатурновым стихом, кто. почти вдвое короче. Были внесены элементы римского фольклора. Ливий создал особый торжественный стиль римского эпоса. Ливий считается создателем, а не переводчиком. Задача не перевести, а умело приспособить. 3-2 века этот перевод был главной книгой образованного человека.
Потом он берется за драму. 240 год до н.э. после 1 войны Рима с Карфагеном были устроены триумфы. Ливий Андронник переделывает греческие драмы. Он обращается к трагедии Еврипида на основе троянского мифологического цикла. «Аякс», «Ахилл», «Троянский конь». Ливий сохраняет, монологи, диалоги, арии актеров, но хора в римской трагедии уже не существует. Трагедии котурнаты – трагедии на основе греческих.
Но куда большим интересом пользовалась комедия. Здесь были распространены комедии характеров. Ливий переделывает комедии Менандра. Такая комедия называлась комедия-паллиата. Паллий – греческий плащ. Действие происходит в Греции. Это было самым популярным жанром. Ливий Андронник использует контаминацию («соединение, соприкосновение» соединение сюжетов нескольких сюжетов греческих комедий в одну).
Венцом его карьеры стала форма гос-венного заказа. В 207 году к празднику Юноны, гос-во заказало ему гимн для хора девушек. Это было признанием таланта и заслуг Андронника и это было признанием римско поэзии. Благодаря действиям Андронника, поэты, драматурги и актеры получают право объединяться в коллегии. Собирались они в храме Минервы.
Гней Невий 270-200 до н.э. житель города Компания (Италийский город) тоже не был гражданином Рима. Был участником первой Пунической войны. Наследник творчества Андронника. 6 трагедий котурнат, 2 претексты, 30 комедий паллиат и один эпос «Пуническая война».
Великим трагиком он не был, но он тоже переделывал трагедии Еврипида о Троянском мифологическом цикле.
Создатель претексты (оригинальная римская трагедия). Претекстура – особый вид римской тоги с пурпурной каймой, надеваемая по особом случаям «Ромул», «Касилий», были посвящены военным сюжетам. Это либо Рим царской эпохи, либо недавнему прошлому, связаны историческими преданиями. Исполнялись на триумфах. Особой популярностью претексты не пользовались и всегда уступали котурнатам.
Как комедиограф Невий был очень популярен. Использовал прем контаменации (соединение сюжетов греческих комедий). Римляне предпочитали комедию действия, развивающуюся быстро и динамично.
Основным трудом жизни Гней Невий считал «Пуническую войну», которая послужила началом римскому национальному эпосу. В основу положены реальные события из недалекого прошлого. Первая часть эпоса посвящена основанию Рима, это стало традиционным для римского эпоса. Все они шли от основания города. Начиналась эта история с Энея, дальше было основание Рима Роулом (2 книги из 7). Особенностью описания военных событий: частично подражает Гомеру, подключая греческих богов, берет «каталог кораблей» (список воинов), в начале эпоса обращается к музам. Военные действия напоминали военные донесения, краткие и по делу. Гней Невий писал этот эпос уже в конце жизни. Он бл первым римским автором создавший национальный эпос на латыни и сатурновым стихом. Позднее он был разбит на 7 песен, книг.
Генй Невий совмещал литературную и общественную деятельность. Многие его произведения носили публицистический х-р. Часто вступал в полемику с патрицианским родом Сципионов. Говорил, что хочет говорить свободным языком. Театр для него арена для обличения современных пороков. Говорят, что это плохо закончилось, либо его посадили в тюрьму, либо казнили.
Создал политическую сатиру, национальный эпос и претексту.
История римского театра Ранней Республики
1 период древний народный театр 5-4 века до н.э.
2 период театр ранней республики кон 3 – сер 2 века до н.э.
3 период театр поздней республики 130-30 годы до н.э.
4 период театр римской империи 1-5 века
Древний театр.
Основные виды представлений были связаны с сельскими праздниками, чаще всего празники урожая.
Фесценины (бытовые сценки с 2-3 персонажами на праздниках урожая)
Гистрионы – сначала обозначались обрядовые песни, сопровождаемых танцем, потом называли первых актеров из Этрурии.
Ателлана – небольшие сценки бытового х-ра, но в них использовался один и тот же набор персонажей: Макк (деревенский дурачок), Пакк (ворчливый отец), Буккон (обжора), Доссен (обманщик, шарлатан), считается, что название идет от города Ателла. Рання ателлана писалась на осском наречии (древнее племя оссов), позже писалась на латыни и в литературной обработке.
Театр римской Республики начался с Ливия Андронника и Гнея Невия.
В Риме представления устраивались на праздники, но в отличие от Греции, в Риме театральные представления были включены в праздники различных богов и уже не носили никакой культовой основы. Великие (Римские) игры, которые проводились в сентябре и связаны с основанием Рима. Плебейские игры, проводились в ноябре. Праздник в честь Аполлона в июле, Праздник в честь Кибеллы великой матери богов в апреле. Театральные представления также проводились во время триумфов (претексты), погребальных игр.
Состязаний драматургов в Риме уже не было, это лишь часть праздника.
Праздники проводило гос-во, выделяло несколько ответственных чиновников. Преторы смотрели за организацией, но непосредственно это организовывали эдиллы (низшая ступень в сенате), платили своими деньгами.
Драматург в Риме пишет пьесу, дальше ее выкупает эдилл для постановки праздников. Иногда драматурги могли выступать в кач-ве актера (?). Драматург не нес ответственности за успех пьесы, это дело эдилла.
Греческий закон 3 актеров в раннюю республику не соблюдался, на сцене могло быть и 5 человек. В Риме возникают актерские труппы, где решающую роль играет руководитель, который мог быть и актером, и режиссером и казначеем. Он мог наказывать актеров и деньгами, но чаще побоями. Сами актеры чаще всего были рабами или ольноотпущенниками. Актеров могли передавать в другие труппы. Были труппы состоящие целиком из рабов, которых не могли продавать по одиночке.
Здание театра. Первое каменное здание театра начало возводиться в 55 году до н.э. Начало римского театра 240 год до н.э. (первая постановка Ливия Андронника). Римский сенат пресекал все попытки возведения римского театра. Театр сооружение бесполезное и развращающее общество. Представления проводились на временных деревянных постройках, возведенных по образцу греческого театра, только временное. Театр начал строить Гней Помпей, которого пытался остановить сенат, но это Гнею не помешало. Театр бы назван «Помпеей», здание не сохранилось, но оно часто упоминалось, да и все остальные театры были построены по образцу этого театр.
театрон орхестра скена
проскений
Маски в римском театре ранней республики отсутствовали. Маска появляется только в конце поздней республики. Сначала актеры были греками, потом они начали учить и римлян. В эпоху поздней республики были известные римские актеры Эзоп (комедийный) и Росций (трагический).
Публика в римском театре была необразованной. Комедия всегда была популярнее, чем трагедия. Римляне предпочитали более активные развлечения, колесничные состязания, бои, цирк. А вот спектакли не всегда досматривали, даже в прологах драматург просит публику досмотреть все до конца.