Файл: Antichka_Rim_Konspekty_ot_Asi.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.09.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Литератур поздней римской республики. Эпоха гражданских войн.

Ориентиры меняются, и за образец берется греческая лит-ра эпохи эллинизма. Поэзия малых форм, идиллии, буколика.

Кризис в Риме воспринимается, как мировой кризис. В литературе рассуждают о том, что мир рушится и кто виноват в этом. Винят писатели самих людей, ибо их характер и нрав изменился. Раньше думали о Риме, а теперь они бегут за богатством.

Гражданская война заняла большое место в литературе. Это либо описание основных событий, либо рассуждения о нравах. Разговоры о людях – попытка переосмысления александрийского стиля.

В театре этого периода происходит кризис. Авторов очень много, но интересы переносятся на ателлану и мим в литературной обработке.

Эпоха Поздней Республики начинает развиваться сатира (Гай Лциллий и Марк Варрон).

Появление философского эпоса Лукреция.

Популярность эпиграмм и элегий.

Возникновение движения неотериков, подражавших александрийским поэтам (Катулл).

Появляется перевод Варрана Атацинского «Аргонавтики».

В прозе. Историческая проза развивается, появляются исторические мемуары, монографии, появление научно-популярной истории. Рассвет политического римского красноречия (Цицерон). Первый сборник писем. Начинают развиваться филологические и антикварные сочинения (Луций Элий Стелон) Самый крупный ученый своего времени. Он первым пишет комментарии к древним гимнам. Пишет сочинения, посвященные комедии. Трактаты о формах и стиле римской прозы и поэзии. Создает комментарии к законам 12 таблиц. Его учениками были Марк Туллий Цицерон и Марк Варрон.

Гай Луцилий (2 пол 2 века до н.э.). Первый римский литератор из римских всадников. Не принимал участие в военной деятельности. Писал в жанре сатиры и считается ее основателем. Называет сборник «Сатуры». Сатира целиком национальный жанр, освещающий жизнь римского об-ва. Приписывается 1400 сатир. Первоначальный сборник его сатир был разделен на 30 книг. Есть биографические сатиры, бытовые зарисовки с использование фигур: ораторов, гладиаторов, гетер, скряг и т.д. и т.п. В первой сатире он пародирует римский сенат через собрание богов. Появляется любовная тематика. Рассуждает о типичной женской алчности, что потом станет классическим. Луцилий говорит, что брак это приятное зло. Пишет сатиры и о науках, чаще говорит о медицине. Говорит о том, что нет жизни без греческой философии. Идеал жизни он видит в древнем Риме. Прославляет виртус. Луцилий чистил весь Рим своими сатирами.


Он делает сатиру оружием политической борьбы. Не боится упоминать имена своих героев. Некоторые сатиры он строит в форме диалога между людьми разных профессий, характеров, это всегда 2 крайности. Почти не использует мифологическую тематику. Иронично оценивает свое твор-во. Позже все римские сатирики начинают свои произведения с обращения к Гаю Луцилию.

Считал своей задачей создать в римской литературе произведения, достойные подражания. Именно благодаря нему сформировалась классическая римская сатира Горация….

Марк Теренций Варрон Реатинский (116-27) они изучал греческий язык и литературу, ездил в Грецию для изучения философии. Написал 486 томов или 600, а может быть и 1000. Сохранился только трактат о с/х и о латинском языке. Писал и драму и прозу и стихи. Исторические сочинения: «О жизни римского народа» описание нравов, обычаев и носят бытовой характер. «Древности» биографии знаменитых деятелей, сочинения географического характера, рассказы о бога и культах. Написано под влиянием александрийской поэзии. Трактат о латинском языке из 3 частей. 1 посвящена объяснению учения почему предметам даются их названия. 2 как названия склоняются по падежам. 3 объясняет как соединить слова для четкого выражения мысли. Язык Варрона был небрежен и немного некрасив, но принес пользу грамматике. Сочинение это содержит много цитат архаического римского период. «О происхождении латинской речи», «О грамматике», «О пользе букв» дошли во фрагментах. Варрон закладывает основы грамматики, риторики, астрономии, геометрии, математики. Популярность ему принесли «Портреты» 700 описаний портретов граждан, которые принесли пользу гос-ву начинает он с Гомера и Гесиода, а заканчивает портретами своих современников. Написал ряд произведений о римской драме «Плавтовские исследования». «О ранних поэтах» Гней Невий, Квинт Эний здесь было много цитат. Философские сочинения Варрона. «Логическая история» 76 книг. Дошла во фрагментах. Это серия диалогов на различную тематику, сохранилось 16 заглавий диалогов. 1 заглавие – имя действующего лица диалога; подзаголовок относился к смыслу трактату «Орест или о безумии». Из этого сочинения был составлен сборник сентенций Варрона. «Глупость невежд есть слава знающего», «Все знать невозможно, а знать немного не стоит похвалы». «Де агри культура» о с/х разделен на 3 части: 1 – земледелие, 2- скотоводство, 3 – домоводство. Варрон пишет трактат в форме диалога. Поэтические истории: «Псевдотрагедии» 6 книг«Сатуры», «О природе вещей», «Поэмы»


«Миниповы сатуры» 150 книг. Минип – представитель греческой философии, стоик. Задача трактата – изложить основные положения греческой философии. Нзвание Сатуры Варрон заимствует у Эния. Здесь смешивается и форма диалога, шутки, эпиграммы, мим. По стилю они ближе к сатире. Варрон представляет различные стихотворные размеры.Он включает греческие слова, а иногда и фразы. Варрон часто выступает от имени Минипа. Здесь меньше имен и конкретики, главной темой является общий упадок нравов, безграмотность, падение литературного вкуса, подлоги, погоня за богатством и противопоставление этого образу ранней римской республики. Варрон пытается вернуть устои раннего Рима. Варрон говорит, что старые поколения не узнали бы в современных людях римлян. Тема краха республики, связанная с падением нравов людей тоже очень ярка, но здесь мы не найдем конкретного осмеяния отдельныз личностей. Эта тема подхвачена Вергилием в буколиках. Он впервые упоминает римский триумвират с Цербером. Римский форум он впервые сравнил с рынком, где торгуют избирательными голосами. Говорит о том, что никто не повинуется законы и действует лишь закон «Бери и давай». Варрон обрушивается на излишние проявления роскоши, эта мысль развивается у Корнелия Тацита. Часто Варрон относится к философам иронично, как пустоголовый, спорящих по пустякам.

Всречается сатура посвященная литературной критике. Он не критикует стиль ранней римской лит-ры. Но мы можем увидеть примеры из паллиаты. Мы видим гетер, воинов, паразитов, которые становятся постоянным набором персонажей для сатиры.

Варрон пользовался огромным уважением. Уже при жизни ему был поставлен памятник, установлен в библиотеке Озиния Полиона. Вергилий, Овидий и Тит Ливий говорят о нем с восторгом. Больше всего прославились его портреты.

Римская драма в эпоху поздней республики.

Трагедия катурната и претескты. Претекста развития не получила. Претекста и Персы Эсхила – первые примеры исторической драмы, которая в античность развития не получила.

Начал трагедию Квинт Эний (катурната) он был первым римским самостоятельным драматург. Марк Пакувий (220 - ?) прожил 80-90 лет. Приписывается 12 катунат и 1 предескта. Получил прозвище Ученый. Связано это с: 1 с тем, что он начал переделывать не только Еврипида, но и Эсхила и Софокла; 2 он создает высокий стиль римской трагедии (архаизирует язык, придумывает и новые слова и термины). Первый драматург, пишущий только трагедии. Относились к нему по-разному. Прозвище его звучит слегка иронично. Трагедии его были написаны для римской элиты (образованная публика)


Луций Акций (170-85). Со 140 года в римском театре идет соперничество Марка Пакувия и Луция Акция, после смерти Пакувия Луций остается не превзойден. 45 трагедий, несколько произведений по филологии, по истории римской поэзии, драмы. От Марка Пакувия он взял прием контаминации нескольких греческих драматургов. Соединял трагедии разных драматургов, но на один сюжет. Ввел трагедии фиванского цикла, аргосского и аттического циклов. Эго твор-во – наивысший расцвет катурнаты. Мифологические сюжеты слегка меняли характер и значение. Орестея напоминала современный Рим и свелась к противоборство двух политических группировок (Агамемнон и Эгисф). Луций Акций пытается вернуть простоту стиля в трагедию, делает ее понятной для всех. Эго стиль – стиль современной римской драмы, диалоги приближаются к стилю разговорного языка. Старается передать эмоциональную обстановку. Он был вольноотпущенником, но не боялся выступать против элиты, показывал в мифических героях представителей римской аристократии, не кому не угождал и не боялся. «Пусть ненавидят, лишь бы боялись» - говорил он. Он был близок к Цицерону и принимал участие в политической жизни. Акций выступал за возвращение Цицерона в Рим. Учеников у него не было и после смерти Акция трагедия приходит в упадок. Он был последним писателем трагедии классического образца. Больше великих трагиков не было.

Трагедия декламаци, где почти нет действия, но много рассуждения. Комедия и трагедия меняются

1 век до н.э. палиата теряет свою значимость. Появляется комедия тогата – национальная римская комедия. Закон о том, что нельзя выводить в комедию римских граждан отменен. Популярностью этот жанр популярен недолго, существует она где-то 50 лет. Не сохранилось почти ничего. Луций Аффраний, Тит Квинций Атта, Тит Титиний, их биографий нет. Есть 500 маленьких фрагментов. Действие тогаты происходит не в Риме, а в Италии. Персонажи носят латинские имена и одеты в латинские одежды. Состав персонажей меняется, рабов почти нет и занимают они самое низкое место, они не носят интригу, не умней своих хозяев. Основные персонажи – среднего достатка горожане, представители определенной профессии, часто профессия вынесена в заглавие. Женские персонажи становятся более значимы (свободные римские ли италийские гражданки). Часто женские образы – пародии на разные профессии (юрист, политик, врач). Большое место уделяется теме женского приданного и ее положения в семье.

Два вида тогат: трабея (один из видов парадной римской тоги)посвящена высшим слоям общества и табернария (таверна) пермсонажи – завсегдатаи кабаков, грубая и простонародная тогата.


Вместо тогаты, паллиаты, претексты и катурнаты приходя ателлана и мим.

Ателлана на рубеже 2-1 века приобретает литературную обработки и ставится на городских праздниках. Изначально ставилась после трагедии, но позже приобретает самостоятельное значение. Сохранилось около 300 фрагментов. Новий и Луций Памопоний. Сохранились 4 персонажа, но иногда к ним добавлялись персонажи из паллеита (воины и паразиты). Для ателланы характерна грубость и вульгарность. В ателлану проникаются политические намеки и насмешки, но после преследований авторов, они уходят из ателланы. Теперь насмехаются на эллинофильством. Популярностью пользовались драки, беготня, подтекст. Называлась по маске и профессии «Мак трактирщик», «Маки близнецы», «Пак, провалившийся на выборах».Ателлану очень быстро вытеснил мим.

Мим – небольшая бытовая сценка с политическим намеком (могли принимать участие женщины), актеры могли выступать без масок. Мим во многом схож с ателланой, но меньше вульгарности и постоянных персонажей. Тематика – повседневная жизнь сельского или городского населенеие. Значение придавалось песне, музыки, танцу.

Децем Лаберий (106-43) римский всадник, но скрывал это, потому что писал мим. Шутит против Юлия Цезаря и «пожелал» принять участие в соревнованиях мимов, что исключило его из сословия всадников. Позже жалуется на то, что Цезарь заставил его так опозориться. Позже Цезарь вернул Лаберью перстень всадника.

Публий Сир – вольноотпущенник из Сирии. Победил Лаберия. Мимы построены на импровизации, задавал лишь тему.

В империю самым популярным жанром становится пантомима, которую образованные люди вообще не воспринимали.

Неотерики – «новаторы, модернисты». Впервые использовал Цицерон к группе молодых поэтов, которые хотели изменить мир и поэзию. В поэзии неотериков воплотились элементы александрйского стиля: малоизвестаня мифология, ученость, использование терминов. Проникает поэзия малых форм, эпиграмма, эпилий. В римской литературе появляется любовная тематика.

В эпоху ранней республики женских образов практически нет, лишь упоминания. У неотериков появляется образ возлюбленной, передача чувств. От Каллимаха неотерики переняли лозунг «Лучше меньше, да лучше». Тщательно обрабатывали и подбирали слова. Поэмы пишутся десятелетиями. Из-за этого некоторые произведения становятся слишком заумными и непонятными.

Реформа литературного языка. Язык вычищается от архаизмов, вышедших из употребления терминов (критика Квинта Эния, Гнея Невия). Увеличение кол-ва стихотворных размеров.