Файл: Antichka_Rim_Konspekty_ot_Asi.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.09.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Римская литература

Тронский 2 часть, Дуров в.С. История римской лит-ры

В Лит-ру Древнего Рима входят произведения авторов, кто писали на латинском языке с сер. 3 века до н.э. по 2 пол 5 века н.э.

Сер 3 века до н.э. – первые про-ния римских авторов

5 Век н.Э. – падение Западной Римской империи, прекращение существования античной цивилизации. Наступление Средневековья после захвата Рима варварами.

Латинский язык существовал до 17 века, как язык дипломатии, медицины, религии… Многие авторы Средневековья писали на латыни, но это уже не римская лит-ра.

Взаимодействие греческого и римского: лит-ры, культуры. Начало в 3 веке до н.э. Период когда Рим начинает свои завоевания. Тогда Греция впервые сталкивается с Римом.

Греция теряет политическую независимость и становится провинцией Ахайей. Культурная греческая экспансия сер - кон. 3 века до н.э.. Начался процесс влияния Греческой культуры на римскую. Процесс заимствования Римом достижений Греческой культуры. Последствия: в эпоху Средневековья и Возрождения (до 15-16 веков) воспринимали через Римскую культуру, думая, что у Греции все было также. Римляне не копировали и далеко не все, а только важное и интересное для них. В разные периоды меняются образцы подражания греческой лит-ре. Римляне художественно перерабатывали греческую лит-ру, иногда близкое к тексту, а иногда совершенно иначе. Римляне делали греческую лит-ру понятной и интересной для себя, сначала упрощали, а позже начали переосмыслять и переделывать.

Пик развития греческой лит-ры 5-4 века до н.э. Расцвет полисов.

Римская классика была в 1 век д н.э.- 1 век н.э. Завершение республики и начало формирования римской ранней империи.

Степень сохранности

Мало дошло целиком и в оригинале (писали на папирусе), дошло во фрагментах. Плохо сохранилась ранняя римская лит-ра, плохо дошла римская драма, римское политическое красноречие тоже сохранилось плохо кроме Цицерона; 4-5 век это уже раннехристианская лит-ра, по идеям сильно отличающающаяся от античной лит-ры.

С 3 века н.э. многие про-ния римской лит-ры переписывались с папирусов на пергамент. На старые про-ния могли записывать новые, уничтожая старый.

Позже распространение получают многотомные про-ния.

Периодизация связана с историей Рима

1 Период

Сер 3 века до н.э. – кон 2 век до н.э. Римская лит-ра Ранней республики (ранняя римская лит-ра)


Становление ранней республики. Патриции и плебеи воюют (2 века), за права, гражданство, наделение землей. В этот период Рим покоряет Италию и становится италийский гос-вом и идет на Средиземное море.

Ливий Андроник, Ней Невий, Марк Порций Катон (прозаик, противоборство эллиновилами и национального движение римской лит-ры (Марк относился к ним)), Плавт и Теренций (комедиографы), ранние ораторы.

В этот период начинается формирование римской лит-ры с подражания Греческому классическому периоду и Гомеру и борьба за самостоятельность римской лит-ры.

Прктически все произведения дошли во фрагментах, единственный целиковые произведения Плавта и Теренция и трактат Катона.


2 Период 130-30 годы до н.Э.

Поздняя республика или Столетие Гражданских войн. Лит-р поздней республики или лит-ра гр. Войн.

Борьба за власть и общий кризис религии и лит-ры. Основная тема лит-ры о том, что мир рухнул и нет ничего вечного. Рухнул мир, рухнула Вселенная.

Начинают складываться предпосылки к создание ранней империи.

За образец лит-ры римляне берут Александрийский стиль и лит-ру эпохи эллинизма.

Сохранились лучше, чем в раннем периоде.

Под влиянием александрийского стиля возникло движение неотериков (Гай Валерий Катулл).

Многие римляне пытаются переосмыслить мир и пользуются греческой философией, появляется про-ние Лукреция «Эпос о природе».

Появляются энциклопецисты (Марк Варрон) поэт (Гай Луцилий), появляется римская сатира, которую римляне придумали сами.

Для театра эта эпоха сложна, он был подражанием Греции, потом попытался создать свое, а потом римляне поняли, что серьезное смотреть не хотят и перешли к народному театры в литературной обработке.

Развивается римская историческая проза (Солюстий, Цезарь, Непод).

Наивысший рацвет римского политического краснореция (Крас, Цицерон, Гартензий, Антоний). Дошли трактаты о риторике. Первый сборник писем(Цицерон).

3 период

30 год до н.э. – 14 н.э.

Золотой век римской лит-ры. (Золотой век Августа) Это период правления Октавиана Августа.

В Риме установилась монахия, в форме ранней империи (Принципат). Первая династия Юлиев-Клавдиев.

Октавиан говорил, что возрождает республику, а не устанавливает империю.

В лит-ре вспоминается война, как катастрофа. Попытка понять, почему так случилось, обвинение самих себя и прославление Августа. Идея спасения и возрождения Рима. Попытка вернуться к старому (внешняя)

Жанры: упадок и прекращение римского политического красноречия; торжественное красноречие развивается; лучшие про-ния римской поэзии (основаны на греческой классике) (Вергилий, Гораций, Овидий); римская любовная элегия (Тибулл, Протерций); художественно- дидактическое направления историография (Тит Ливий).

Хорошо сохранился, есть и множество комментариев, биографий…

4 период

14 – 96 года н.э.

Серебряный век римской лит-ры

Период правления Юлиев-Клавдиев и Флавиев. Укрепление институтов ранней империи, борьба императора и сената.


Лит-ра разграничивается на официальную и не официальную. Точка отсчета римской лит-ры меняется. Преуменьшение своих возможностей, прославляя поэтов Золотого века. Подражание римской лит-ре Золотого века. Это изменение привело к борьбе новаторов (подражают, но пытаются создать лучше (Марк Луканн, Петроний, Персий, Тацит)) и эпигонов (просто подражают, не придумывая ничего нового(Квинтилинал, Ювинал, Плиний мл.))

Хорошо сохранился

5 период

3-5 века

Поздняя Римская лит-ра

Про-ния первых христианских авторов. Научная лит-ра. Поэты Абсоний, Нинисиан. Аммиан Марцеллин (история сочинения ранних римских хроник), комменты, биографии.

Сохранилось много целиком, но выборочно (научное).

2 тип периодизации по истории развития латинского языка.

На литинском говорили латины, заселявшие центральную Италию. Первые памятники относятся к 6 веку до н.э., они носят культовый или юридический х-р. Это документы, написаны на камне и изучает их эпиграфика – наука о надписях. Позже латинский расползается по Италии.

Взаимодействие греческого и латинского, многое из греческого перешло в латынь.

Ранние памятники относятся к долитературному языку 6-4 века до н.э. (архаическая латынь), нехудожественная лит-ра.

Сер 3 века до н.э. – 2 века до н.э. ранняя латынь.

Римская поэзия, комедии Плавта Теренция, ранняя драма, эпосы и первые трактаты Марка Порция Катона.

1 век до н.э. – 1 век н.э. Классическая или золотая латынь

Здесь уже сложились системы синтаксиса, пунктуации, грамматики.

Катулл, Гораций, Овидий, Вергилий – поэты. Цицерон, Цезарь, Тит Ливий – прозаики.

2 век н.э. Серебряная латынь.

Расширение латыни и взаимодействие с родными языками провинций. Язык меняется из-за варваризмов и провинционализмов.

Лукан, Стаций, Марцеал, Сенока, Петроний, Тацит

3-5 века. Поздняя латынь.

Латынь сильно меняется из-за все тех же варваризмов. Язык упрощается, даже фонетика меняется.

Данная периодизация относится только к литературному языку, но есть и вульгарная разговорная латынь.

Некоторые элементы вульгарного языка специально включались в произведения. «Сатирикон» Петроний и в ранних комедиях Плавта.


Долитературный период.

1 Древнейшими памятниками римской поэзии являются культовые гимны. Целиком практически не сохранились, но дошли в цитатах. Нарпимер гимны жреческой коллегии салиев, поклонявшихся Марсу, и фрагменты гимнов авральских братьев.

2 Римская песня. Записи немногочисленные. Рабочая песня, но текстов практически не сохранились, дошла лишь информация о том, что они были.

Детские песни, которых почти не было в Греции, в основном сохранились фрагменты в раннеримской лит-ре.

Обрядовые песни

Нении – наиболее ранние песни (варианты плачей, кроме темы скорби был перечень его достоинств при жизни) исполняли песни профессиональные плакальщицы, но потом значение термина изменился и теперь подразумеваются заунывные, трогательные песни.

Фесценины – вариант шутливых инвективных песен с элементами обвинения и шутки, напоминают Греческие ямбы, связаны со сбором урожая, их могли исполнять и на свадьбах, но потом фесценины стали одной из основ народного римского театра (небольшие шутливые сценки на сельских праздниках.)

Триумфальные песни. Сохранились фрагменты. Исполнялись во время триумфов. Полководец, одержавший победу устраивал праздник для Рима. Исполнялись забавные песенки, в которых могли пошутить над полководцем. Сохранились в Жизнеописании 12 Цезарей где-то там.

Застольные песни. Мы знаем, что они были, но текстов нет.

Обрядовые игры. Были разные виды игр, были обязательным элементом празднования земледельческих празднеств. Небольшие шутливые сценки авантюрного х-ра. Мим и ателлана.

Малые формы дидактического фольклора: пословицы, поговорки, приметы, вещие сны.

Проблемы римской мифологии. Древние италийские культы не имели конкретного облика, абстрактная сила. Антропоморфный х-р приобрели под влиянием Греции. Теория нуминей – бессюжетность римской мифологии (из-за того, что не знали как выглядят боги, не могли придумывать мифы о них). Марс был богом не только войны, но и земледелия. Римляне – дети Марса. Сюжеты греческой мифологии переходят в римскую. С некой долей переработки.

Культ героев в Риме развития не имел. Геркулес в Риме божество, в отличие от греческого Геракла. А также были известны братья Диаскуры, но тоже как божества.

В Риме был интерес к историческим легендам сказаниям и преданиям. Здесь был культы ранних римских царей. Самый важный самобытный сюжет римской мифологии – легенда о создании Рима.