Файл: Antichka_Rim_Konspekty_ot_Asi.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.09.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2 Направление неоклассицистов – сатира. Последние яркие интереные сатирики.

Марк Валерий Марцеалл (40-104) один из крупнейших сатириков и эпиграммистов. Родился в Бильбиллах в Испании. В 60 годы переезжает в Рим, где и живет потом. В это время по очереди правят 4 императора Тита, Домициана, Нервы и Трояна. Был поэтом и клиентом при нескольких богатых патронах. Одним из покровителей был Силий Италик. Лучше всего раскрыл тему взаимоотношений патронов и клиентов. Сравнивает свое положение поэта с эпохой Августа, а патрона с Меценатом. Прошли времена образованных и щедрых покровителей прошли, новые либо полные невежды, либо дилетанты и жадины. Провел в Риме 30-35 лет. Постоянно жалуется на жизнь и жадность покровителя, но жил безбедно, получил должность трибуна, у него был дом и поместье в Риме и усадьбу в Неаполе. Не смог быть представленном при дворе императора. В 90-е годы покидает Рим и возвращается в Испанию. Его произведения полностью сохранились «Эпиграммы» сатиры, ямбы, элегии и немного эпиграмм. 1 книга эпиграмм посвящена зрелищам, которые устраивал императр Тит «Книга зрелищ», 12 книг эпиграмм на различные темы, написанных в правление Домициана. 2 книги посвящений и надписей на подарках. 15 книг. 1, 2, 8, 9, 12 книги посвящены императору и имеют предисловия в прозе, много лести к императорам. 2 книги подарков, которые раздавались рабам (живность) или подарки друзьям. Прославился 12 книгами эпиграмм (больше 1000 стихов, ямбы, сатиры…). Пишет, что не является поклонником александрийского стиля и мифологического стиля эпосов. Пытается объяснить название – все потому, что эпиграммам присущ вольный стиль. Сюжеты: правдивое изображение действительности. Бытовые зарисовки, пир с описанием обстановки, одежды и блюд, описание вилл, дворцов, цирков, гладиаторских боев, нравы людей. Не пишет с именами, только обще или о тех, кто уже умер или о тех, кого сослали. Большое место уделяется взаимоотношениях патрона и клиента. «Тяжелый» рабочий день. Клянчит подарки у патрона и заказывают то, что хотели бы получить. Показывает скупость патронов и алчность клиентов. Погоня за наследством. Говорит о проблемах лит-ры, говорит, что мифологический эпос устарел и отвлекает от проблем современности и писать надо о современности, где много всего интересно. Пишет о появлении дилетантов, которые стихи писать не умеют, но богаты и собирают себе аудитории. Говорит, что патроны превращаясь в соперников клиентов. Рецетации превращаются в цирк богачей. Лигурин – богатый поэт, который покупает купленные восторги публики. Бездарное риторы. Подлинным поэтом считает Гомера, Вергилием и Овидием восторгается меньше. Из историков хвалит Силия Италика и Лукана. Лучшие поэты современности Вергилий и Силий Италик. Описание бытовых зарисовок. Ирония и юмор у него не злые, с веселой лирической окраской. Часто использует вымышленные имена, щадя чувства героев.


Его называли безмерно язвительным. Его ценили в эпоху Средневековья и Ренессанса.

Децим Юний Ювенал (60-140) из Аквина (Лаций). Получил хорошее риторическое образование. Написал «Сатиры» из 16 сатир. Самая интересная 1 сатира в ней рассматривает все проблемы. Говорит, что поэты должны выступать против мертвой мифологических поэм и рецитаций. Сам решил стать поэтом по примеру Гая Луцилия. Решил обратиться к сатирам, потому что нельзя жить в Риме и не писать сатиры. Общий упадок нравов, который дошел уровня национального бедствия. Говорит, что упадок и разложение цветут среди родовой знати и о том, что обнаглевшие вольноотпущенники развращают общество. Истинная тема сатир – жизнь во всех ее проявлениях. Именно современность дает пищу сатире, когда каждый порок до предела дорос. Яростно бичует мифологических поэтов. Чтобы писать сатиры нужен талант равносильный предмету и безрассудная смелость. Конкретно пишет о прошлом и об изгнанниках. 2 сатира против лицемеров, которые надевают маску блюстителей нравов. Требует от римлян гражданского сознания. В 3 сатире Ювенал говорит о бегстве из Рима, в котором невозможно жить. 4-5 сатиры – гастрономическая тематика, пародия на заседание сената, которое изображает собрание богов, где обсуждает готовку гигантскую рыбу, в 5 сатире говориться о гадостном обеде у патрона, 6 сатира о разврате женщин высшего об-ва, 7 сатира о бедах поэтов, адвокатов, риторов, историков, которым не хватает денег и о том, что патроны богатые скупые глупцы. Остальные сатиры на общие темы, о спокойствии духа, высшем благе, воспитании, военной службе,благородстве. Есть сатира в форме послания к другу. Тематика сатир совпадает с САТИРИКОНОМ И «Эпиграммами». Петроний наслаждается глупостью своих героев, иногда даже сочувствует героям, Петроний сморит на все свысока, Марцеалл сам из этого общества, но у него нет ярости и ужаса от происходящего, он шутит и смеется, видит и что-то положительное в современном Риме, Ювенал яростно относится к современности, обличает современность, всегда полон негодования. Ювенал хвалит древний Рим, патриотизм и доблесть. Идеал для него римская республика. Выхода из положения он не видит. Единственное, что остается – проповедовать добродетели.

Положение поэта меняется. Поэты находятся в бедственном положении, лишь драматурги могут хоть как-то существовать. Поэтами могут быть только богачи. Постоянно сравнивается с эпохой Августа. Покровителей мало и они бездарны и глупы. Страсть к стихотворству дошла до грани. Многие патроны тоже хотят славы поэтов. Многие патроны кидают своих клиентов. Упадок истинной поэзии. Надо быть богачом.


Историография серебряного века

Краткая история – форма небольшой исторической монографии, в которой изложение фактов идет о определенному плану или по узкому историческому обхвату: политическая история, военная, культура, история скульптуры, арх-ры.

Веллей Патеркул (2 пол. 1 века н.э.) написал Римскую историю (2 книги) от основания до 30 года. Попытка создать всеобщую историю (Рима и Греции и небольшие вставки истории Ближнего Востока) частично по годам, иногда по событиям заканчивалась молитвой богам за здравие Тиберия.

Луций Анней Флор (1-2 века) написал 2 книги римских войн. Впервые начал излагать историю под разными углами. Первый пример антропологической истории. Историю Рима сравнивает с жизнью человека. Эпоха царей – младенчество, отрочество – до завоевания Римом Италии, зрелость – республика до Августа, старость – от Августа до Траяна.

Публий Корнелий Тацит (55-120). Занимал высокие должности в Сенате. Приписывается «Диалог об ораторах», «О происхождении и местоположении Германии», «История(сохранились 4 книги и фрагмент 5)», «Анналы» (первые 6 книг, и с 11 по 16). История и Анналы дополняют друг друга. История написана раньше, в Анналах более ранние события (Юлии Клавдии). Тацит говорит о 3 типах гос. Устр-ва: монархии, аристократия, демократия. Во всех видит недостатки. Идеал видит в ранней республике. Позднюю историю и Империю показывает в мрачных тонах. Направление между научным и художественно-дидактическим. Был мастером описания драматических событий, ориентирован на Тита Ливия, включает элементы риторики. Прославился мрачными описаниями, ужасными кровожадными императорами. Вводит и элементы научного стиля. В описании 1 века использует очень много документов для объективности изложения, использует литературу по географии и военной истории, пользуется мемуарами, цитирует протоколы заседаний сената, законы. Создает свой стиль, краткий, сжатый, емкий, но много отступлений, много намеков и недосказанностей, использует слова и фразы в переносном значении, использует архаизмы, метафоры, антитезы, считается классическим стилем неоклассицистам. Многие эпизоды превлащаются в драматические вставки. Любит показывать столкновения х-ров и отношений к жизни. Видел заслугу в том, чтобы оценить поступки людей как добродетельных, так и преступных.

Гай Светоний Транквилл (70-160) из всаднического сословия, входил в кружок Плиния Младшего. При Адриане был приближен ко двору, получил должность личного секреаря Адриана и надзирал за публичными библиотеками, в 120 годы попадает в немилость, в это время начинает писать. Написал около 10 сочинений энциклопед. Х-ра. «Жизнь или жизнеописание 12 цезарей» и частично должна «О знаменитых людях». Был сторонником просвещенной монархии. «Жизнь 12 цезарей» - биографии. Подробные описания царей с Юлия Цезаря до Домициана. Императоры делятся на дурных и хороших. Судьба Римской империи зависит от того, какой император. Прославился как бытописатель. Многие афоризмы дошли в сочинениях Светония. Биографии имеют общий план: биография начинается с родословной императора, время и место рождения, детские годы и предзнаменования событий, подробный перечень мероприятий и событий правления (по стилю ближе к худ-дидакт. Стилю, упор делает не на самых важных, а на наиболее интересных), портрет императора, описание х-ра, литературные вкусы императора, описание обстоятельств смерти и предзнаменований. Многие вставки о лит-ре были написаны по-гречески. Современники ценили меньше, чем Тацит, а биографии предпочитали плутарховские.


3-4 века – эпоха кризиса.

Период кампелляторов, ввыделяется только Аммиан Марцеллин (330-400) был греком из Антиохии, но писал по латыни. Был надзирателем за наместниками провинций. Приписывается труд «Деяния» (сохранились с 14-31). Описание событий от Нервы до Валенты. Пишет в продолжение Анналов Тацита. Подробная описание Рима во времена Юлиана Отступника и его конфликт с Христианством. Любил отступления: очерки географического х-ра, мораль, характер. Подражает Тациту в описании драматических картин, но азианским стилем. Был сторонником империи, прославлял мощь и величие Рима.

Малые историки. Небольшие исторические монографии Цензорин «О дне рождения», Помпей Трог «Всеобщая история», Евтропий «Бривиарий от основания города» основное внимание на войнах на внешних тер-риях, гражданские войны почти не затронуты. Секст Аврелий Виктор «О происхождении римского народа от Энея до Ромула», «О знаменитых мужах Рима царская эпоха и до гражданских войн», «О Цезарях с Августа до Юлиана Отступника», «Извлечение о жизни и нравах римских императоров». Пытается понять в чем причина упадка Великого Рима. Проблема в том, что правители стремятся властвовать своим народом, а не покорять чужие народы. Дурные императоры, ставленники варварских племен. Истинный ход событий, некая объективная реальность, которая будет способствовать торжеству добродетели. Упадок нравов. Появляется тема христианства, как спасение от нравственного упадка.

Евнапий «Всеобщая история» продолжение истории. Это описание 4 и 5 века. Характерна масштабность описываемых событий, пишет уже человек, переходящий к христианства. Другие оценки действий и событий.

Научная литература серебряного века. Появляются трактаты по с/х, экономике (аграрной), технические трактаты, сочинения о горном и военном деле, астрономии.

Энциклопедисты для широкой публики. Сюда включается все что только можно. Главное – занимательное изложение. Пишут о современных научных достижениях и как это можно применить на практике. Много кампеляторов. Часто авторы видели главным собрать как можно больше материала. Научная лит-ра носит поверхностный, собирательный х-р без анализа.

Гай Плиний Старший (22-79) из Вероны из семьи всадников. Воспитывался у лучших учителей, учил ботанику, математику, географию, философию. Был настоящим ученым. Сохранил описание извержения Везувия. Газовое облако от извержения дошло до виллы Плиния и погиб, записывая свой труд. Начал с военной службы, потом юриспруденцией. Был прокуратором Испании. Приписывается множество трудов, сохранилась только «Естественная история» в 37 книг. География, медицина, ботаника, минерлогия, ювелирное дело… Начинается с прославления Тита. Хотел соединить науку и практику. Книги со 2-6 астрономия, география, этнография, 7 книга – происхождение человека, 8-9 – история животных, 10 – история птиц, 11 – о насекомых, 12-22 – о кустарниках, деревьях, цветах и травах, 23-27 – медицина, 28-32 – о лечебных средствах, 33-37 – о минералах и очерк об истории искусств, красках, технике. Недостаток – очень большой материал, но не анализируется. Много бытовых зарисовок и деталей, подчеркивает как связано искусство с высшим об-вом. Любимая зарисовка – пир, история зрелищ и игр. Много риторических отступлений: о власти богов над людьми, говорит о том, что только человеку свойственно попадать под влияние страстей, страсть, честолюбие, скупость. Рассуждает о жизни, стремление к смерти – величайшее зло.