ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.09.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Тронский 2 часть, Дуров в.С. История римской лит-ры
История римского театра Ранней Республики
Литератур поздней римской республики. Эпоха гражданских войн.
Римская классика Золотого века (44 до н.Э. – 14 н.Э.)
2 Пол. 1 века – господство эпигонов.
2 Направление неоклассицистов – сатира. Последние яркие интереные сатирики.
Переписка Цицерона – подлинный неотредактированный документ. Здесь реальные факты, психологический срез эпохи. Нет никакой стилизации. Язык и стиль писем приближен к разговорному, часто шутит. Сам себя он совсем по-другому оценивает, скромничает и иронизирует.
Научные и философские про-ния делят на 3 части: риторические, философские, политические. Сам он их так не делил. Основные: Трактат о гос-ве (дошла треть) написан в форме диалога, участники – представители кружка Сципиона. Здесь он рассматривает формы правления. Особое место уделено Республике. Возвращается к идее Платона об идеальном гос-ве. Говорит о том, что проходящее, но бессмертна посмертная слава. Идеальный правитель – подлинный римский сенатор.
Законы Цицерона – упрощенный пересказ законов Платона. Это диалог Цицерона с братом. У Платона заимствует идею о высшем разуме.
О пределах добра и зла, где он излагает стоицисские принципы.
Тусскуланские беседы тоже в форме диалога, но напоминают отдельные лекции о добре, зле, смерти, страдании. О судьбе, О дружбе, О полезном и прекрасном, О природе богов. Все философские сочинения переплетены с римским бытом.
В эпоху золотого века он становиться обязательным автором для изучения. Его стиль был признан классическим (золотой стиль Цицерона). Сборник писем тоже стал примером для подражания. Философским сочинениям подражали отцы церкви поздней античности. Риторические трактаты стали своеобразным учебником в Средние века. Образование риторов шло по системе трактатов Цицерона.
Историческая проза
Римская историческая проза развилась из хроник и ежегодных летописей. В середине 5 века до н.э. в Риме существовали таблицы понтификов (анналы) ежегодные записи календарного характера. Потом к ним добавились консульские фасты (кон 4 века) каждый год датировался правлениями 2 консулов и событиями за год. В 3 века до н.э. добавились еще и хроники (Патриции составляют истории своего рода) на основе этих хроник во 2 веке был создан труд «Великие анналы» Публий Сцевала. Они не сохранились, но есть цитаты.
Литературная обработка начинается в 3 веке. Гней Невий и Квинт Эний. Первым историком Рима принято считать Квинта Фабия Пиктора – патриций и Сенатор. Обработал в прозе древнюю римскую хронику. На греческом языке им была написана первая история Рима. Пиктор создал школу ранних римских историков. Все они писали историю от Энея, шло по годам и сохраняло вид хроники. Марк Порций Катон был первым автором, который писал на латыни. «Начала» были написаны не в форме летописи. Написан с некой претензией на научность и исследование. Старался проверять материал. Впервые осветил историю Италии. Катон впервые вводил не фиктивные, а свои собственные речи.
В начале поздней республики начинаются 2 направления: научное и художественно-дидактическое. Научное направление – Полибий (201-120) аристократ из ахейского города, был в Риме в час-ве политического заложника. «Всеобщая история» 40 книг, сохранилось 5. Он стал первым обоснователем теории римского господства (романоуентризма). Успех Рима он видел в сочетании монархии, демократии и аристократии. Он дает всемирную историю с точки зрения завоевания Римом гос-в и права Рима на это. Сформулировал 3 принципа историка: тщательное изучение источника, обязательное знакомство с местностью, где происходят события, личный опыт в политических и военных делах. Все это необходимо для правдивого изложения материала. Основатель научно-исторического жанра.
Поссидоний (Грек)2-1 века. История Писсидония – история взаимоотношений Рима и Греции, выступает против Рима. Труд тоже не сохранился целиком.
Историография поздней республики
Гай Юлий Цезарь (101-44) приписывают 2 труда комментарии «Записки о галльской войне», «О гражданской войне».
Записки о галльской воне положили основание историческим мемуарам. Цезарь был отправлен в галлию для завоевания 2 части Галлии. Цезарь провел там 7 лет. Его противники говорят о том, что Цезарь ворует добычу, которая должна идти в Сенат. Цезарь пишет ежедневные отчеты, которые и легли в основу «Записок». Повествование деловое, напоминающее документ, но каждая фраза максимально информативна. Задачей Цезаря было доказать, что война ведется в интересах Рима и Галии, в которую римляне несут цивилизацию. Очень много подробностей, описание боев, множество имен, описание подвигов, изложены нравы и обычаи варваров и история Галии. Речи Цезарь тоже включает в повествование, приписывая их историческим лицам. Характер деловых исторических мемуаров, в которых сочетается объективный и субъективный взгляд на происходящее. Цезарь был поклонником Аттического стиля, был против архаизмов.
Гай Салюстий Крисп (86-35) ему приписывается 3 исторических сочинения «Заговор Катилины», «Война с Югуртой» дошли целиком, а «История» сохранился во фрагментах. Салюстий положил начало исторической монографии. Он был сторонником Цезаря. Подражал стилю записок Цезаря. Здесь мы видим и влияние греческой историографии. Каждое произведение содержит большое философское вступление. Салюстий пытается обрисовать развитие римской истории и основывает на теории Платона об идеальном гос-ве и постепенном его ухудшении. Задачей этих трудов – показать историю на примерах наиболее ярких и памятных событий (те только положительные, но и преступные деяния). Например, заговор Катилины и война с нумедийским царством, возглавляемым царем Югуртой. Он показывает продажность сенаторов, и прочие проблемы об-ва. Для произведений Салюстия присуще спокойное повествование, но со вставками ярких картинок (паника в Риме). Он обратил внимание на значение личности в истории. Уделял большое значение типу х-ра. Салюстий был лучшим мастером исторического портрета. Прекрасно умел акцентировать внимание на важном для него моменте. Он пытался объяснить поступки людей, сравнивая их с действиями другого персонажа в похожей ситуации. Не претендует на научность. Язык Салюстия со множеством архаизмов и риторических высказываний, антитез. Что-то среднее между аттическим и азианским стилем. «История» - пересказ современных автору событий.
Корнелий Непод (109-32) приписывается 2 сочинения «О знаменитых людях», «Хроника». «Хроника» - вариант всемирной истории (греко-римская), изложенная в популяной форме, рассчитана на широкую публику (3 книги), «О знаменитых людях» (16 книг) биографии в популярной форме. Рассказывается об иноземных полководцах и 2 римских историках. Задача – познакомить публику с иноземными нравами и обычаями, несложное историческое описание. Корнелий Непод – первый популяризатор. Минусы: нельзя рассматривать, как серьезный источник. Но изложение яркое, красочное. В широких массах сочинения Непода пользовались популярностью.
К научному направлению ближе всех из этих историков был Цезарь.
Римская классика Золотого века (44 до н.Э. – 14 н.Э.)
Хронология датируется временем правлением первого императора Октавиана Августа. Устанавливается Прицнципат «первый». Августа воспринимают как спасителя от кризиса. Август официально восстанавливает древнюю римскую республику. На самом же деле он создает раннюю римскую империю.
В литературе преобладают темы о возвращении к старым обычаям, о возрождении Рима; гражданин должен ставить интересы гос-ва превыше собственных, тема войны с точки зрения того, что война – проклятие, о наступлении эпохи мира. За образец римская лит-ра берет греческую классику и Гомера. Эпос – один из наиболее важных жанров. Политическое красноречие уходит в прошлое, зато развивается торжественное. Формируется художественно-дидактическое направление историографии Тит Ливий. Золотой век – наивысший расцвет римской поэзии (Вергилий, Гораций, Овидий). Римская любовная элегия (Тибулл, Проперций). Золотой век – тяжелое время для театра, расцвет пантомимы. Появляются литературные кружки вокруг богатых и знатных людей. Основных было 3: Гай Меценат кружок, куда входили Гораций, Вергилий, Тит Ливий, Проперций, кружок приближенных к Августу, 2 Марк Валерий Мицелла (Овидий) выходили за рамки того, что распространял Август, Гай Озиний Поллион. Поллион образовал первую общественную бибилиотеку. Озиний Поллион основал рецитации (публичные выступления поэтов и риторов с дальнейшим обсуждением).
Римляне пытаются переплюнуть греков с их литературой, в их стиле, но лучше. Тема золотого века (5 веков Гесиода), но теперь говорят о том, что Золотой век вернулся. У римских авторов появляется понятие цикличности. Концепция удревления рода Юлиев (пошли от Энея). Как Эней возродил троянский народ в Риме, так Август (его потомок) возрождает Рим.
Публий Вергилий Марон (70-19). Вергилий, как Гомер для римской литературы. Без Гомера невозможна греческая лит-ра, без Вергилия – римская. Самый прославленный поэт Рима. Вергилий был родм из Севера Италии (Мантенея), отец его содержал оружейную мастерскую. Вергилия отпарвляют учиться в Кремон (центр Северной Италии), потом едем в Милан и уже потом в Рим(50-е годы). Пытался стать адвокатом, но его карьера не удалась. Потом увлекается философией. Увлекался точными науками медициной математикой. Считается, что Вергилий начинал вместе в кружком неотериков. Писал и эпиллии, идиллии, эпиграммы. Первую славу Вергилию принес сборник «Буколики», подражает Феокриту. 7 лет Вергилий пишет «Георгики», за основу взята поэма «Труды и дни», но Вергилий подражает философскому эпосу Лукреция. Больше 10 лет он пишет «Энеиду», первый национальный римский эпос. Формально считается недописанной. Вергилий едет в путешествия, повторяя путь Энея, но умирает в этом походе.
Буколики (41-39). Написаны во время гражданской войны. Буколики – попытка уйти от страшной реальности. Выбирает жанр идиллии. Буколическая поэзия развивается на фоне Аркадии – полумифической страны. Вергилий пытается давать географические описание – смесь описаний Феокрита и Римских ландшафтов. Говоря о персонажах он идеализирует их быт и персонаж и у него идеальны и несколько абстактны, похожи на вымышленных героев. Буколики – 10 стихотворений, поделенные на идиллии и эклоги. Использует прием чередования (нечетные стихи в форме диалога, четные в повествовательной форме). Героями Вергилия являются пастухи и пастушки. Новые темы: золотой век, возвращение к гесиодовской периодизации, но акцент именно на Золотом веке, появляется элемент характерный для Рима (век воинов), римляне дети Марса. Земля и земледелие может принести счастье в Италию.
Георгики пишет 7 лет. Закончена поэма в 29 году до н.э. Поэму он посвятил Меценату и Августу. Поэма о земледелии. Подражает поэме Гесиода «Труды и дни». Жанром является дидактический эпос. Поэма состоит аз хаотичного вида наставлений и описания разных земледельческих работ. 4 части, каждая какой-то части хоз-ва: 1 о земледелии, 2 садоводству и виноградарству, 3 скотоводству, 4 пчеловодству. Описывает занятия, важные для центральной Италии. Композиция. Прием чередования: первые 2 книги посвящены природе неодушевленной, 3, 4 книги одушевленным предметам. 1,3 книга содержат мрачные прогнозы и описания, 2, 4 наоборот рисуют светлые картинки, радостные события, заканчиваются хорошими пожеланиями. Вергилий заимствуют форму Гесиода, но поэма эта наполнена философскими размышлениями, а не наставлениями земледельцу. 3 часть о скотоводстве заканчивается картиной мора скота, но в этой части Вергилий говорит о гражданской войне, где погибло множество римлян. В 4 книге он представляет возрождение Рима, как стой-во нового улья. Он также касается темы золотого века. Он говорит о золотом веке, который приближается. Также вплетает современные события (убийство Цезаря), в 4 книге говорит о создании нового храма. В прологе 3 книге он говорит, что напишет новую поэму, посвященную трудам Августа.
Энеида. Вергилий видел свою задачу в том, чтобы создать поэму подражающую Гомеру. Он делает поэму не исторической, а мифологическую с исторической основой. Множеств упоминаний о современниках Вергилия и реальных исторических лица. За основу Вергилий берет миф об Энее (сформировался в 3 веке до н.э.). Актавиан и Цезарь вели свой род от Юлиев, Асканий Юл был сыном Энея, так что данный миф удачно вписывается в политику Августа. Август как и Эней спасает свой народ и возрождает свое гос-во. Создавая поэму о прошлом Вергилий говорит о будущем, в отличие от архаичной манеры Гомера.