Файл: Antichka_Rim_Konspekty_ot_Asi.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.09.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Новаторы:

Луций Анней Сенека мл. (4 до н.э. – 65 н.э.) Сенека Ритор или Философ. Отец был ритором. Сенека был ритором, философом, драматургом. Родился в Испанском городе Кордубе. Получил прекрасное риторическое образование. В Риме увлекся философией стоиков, Пифагора, Эпикура, египетские мистерии и секты аскетов. Карьеру начал с практики адвоката при императоре Тиберии. При Калигуле попал в опалу, приговорен к смертной казне, но в этот момент Калигулу убили. При Клавдии Сенека был принят ко двору, но не угодил супруге Клавдия Мессолине, попал в ссылку на Корсику на 7 лет 41-49. К власти приходит Нерон (правит мать Нерона Агриппина), Сенека стал воспитателем Нерона. Занял должность консула, богатеет. Постепенно Нерон берет власть в свои руки и отстраняет всех с руководствующих постов. В 62 Сенека отстранен и уехал из Рима в свое имение. В 65 году Нерон раскрыл заговор против власти, в числе заговорщиков был племянник Сенеки – Лукан. Сенека тоже попал под обвинение. Он режет себе вены.

Тро-во можно разделить на 3 части: литературные про-ниия (10 трагедий, сатира, несколько эпиграмм), полуфилосовские-полулитреатрурные (Письма Луцилию о нравственности, 3 книги утешительных посланий ), философские и научные (О гневе, о дружбе, о краткости жизни… «Диалоги» не в форме диалога). Есть и отрывки произведений 5 речей, сборник писем, биография отца, трактаты по физике, географии, философии.

10 трагедий Сенеки. 9 трагедий написано на греческие мифологические сюжеты в подражании Еврипида и Софокла. Авторство 10 трагедии под вопросом «Октавия» о жене Нерона. Основная задача трагедий наглядно показать превратность человеческой судьбы, краткость счастья, порочность и гибельность страстей, влияющих на жизнь человека. Главные герои – иллюстрация порока. Герои на пике эмоционально напряжения, на гране срыва. В этом прослеживается стиль новаторов. Второстепенные персонажи являются отражением спокойствия и разума, они показаны более реалистично. Главная идея трагедий – человек вместилище эмоций, гибель или победа человека зависит от того, сможет ли человек победить эмоции. Разум, данный богами противостоит эмоциям. Человек всегда обречен. Главное не сопротивляться судьбе, а подчиниться ей, мысли о споре с судьбой – аморальна (образ слепой Фортуны). Любой жребий краткосрочен, счастье и несчастье быстро сменяют друг друга. Смена счастья на несчастье воспринимается человеком как несправедливость, отсюда много проклятий, люди сомневаются в существовании и справедливости богов. Трагедия героев в том, что они часто понимают, что порок гибелен, но все равно не могут противостоять этому. К конце герой еще колеблется, но все равно уступает страсти. Основные пороки: стремление к власти, любовь и ненависть. Главное для Сенеки стремление к власти. Во всех трагедиях есть размышления о стремлении к власти. Сенека предлагает удалиться от города и интриг, сбежать от всех проблем, или принять смерть (главное отличие от греческой трагедии, где смерть не была выходом). Жестокая любовь к жизни.


Композиция трагедий: трагедии декламации, где мало действия. Но Сенека пытается соблюдать правила Аристотеля: не больше 3 героев на сцене, триединство, действие проходит быстро, но все это на фоне длинных диалогов и монологов. Партию хора исполняет один актер, передает философски размышления или гимны. Стиль трагедий: много сентенций, риторических украшений, антитез, метафор, краткость и чрезмерная эмоциональность фраз. Сенека достаточно подробно описывает убийства и жестокость. Очень часто использует элементы астрологии: гадания, предзнаменования, сны.

Сатира «Отыквление» написана на императора Клавдия. Это пародия на гимны Обожествления. Клавдий превращается в тыкву. Написана частично стихами, частично прозой. Сохранилась только первая часть. Клавдия не забирают в Аид, куда его не принимают.

Эпиграммы. Приписывается70 эпиграмм, но только 3 точно подлинные. Одна посвящена философским рассуждениям о бренности всего земного, а 2 другие об изгнании (продолжение темы, развитой Овидием), об одиночестве, изгнании.

Был необыкновенно популярным. В последние века римской империи из его произведений был составлен целый сборник афоризмов. Был популярен у христианских авторов. В 4 века сочиняется переписка Сенеки и апостола Павла.

Авл Персий Флакк (34-62) из Валатерр принадлежал всадническому роду, перебрался в Рим. Сохранился сборник сатир (5+ начало 6). Единственный сборник сатир новаторов. Только 1 можно назвать сатирой (на литературную тематику, где высмеивается модный в богатых кругах поэтический дилетантизм и рецетациям), 2 в форме молитвы к богам, где люди обращаются к богам с просьбами, не соответствующими реальности, лицемерными, 3 в форме школьной дипломации (молодой богатый юноша приходит с гулянки и его отчитывает учитель), 4 Сократ и Алкивеад на тему познания самого себя, 5 в форме послания, в которой говорится, что истинная ценность и свобода в познании основ философии, в 6 тема разумного использования богатства. К сборнику был написан большой пролог, повествующий о сатире. Влияние Горация пытается тоже воспроизвести стиль беседы, но язык вычурный, азианский стиль. На личность сатиры только намекает (эпоха Нерона). Сатиры Персия – это поучения и наставления.

Марк Анней Лукан (39-65) из Испанского города Кардуба, был племянником Сенеки мл. Учился в Риме и Афинах. Одно время ему покровительствовал Нерон, Лукан занимал важные должности. В Фарсалии видно, что отношения с Нероном рушатся. Говорят, что он участвовал в заговоре против Нерона. Умер на пиру вскрыв себе вены. Сохранился только исторический эпос Фарсалия. Это пример нового типа эпоса, пытается создать новый канон. Сюжет был не мифологический, а исторический из недавнего прошлого. Лукан старается вывести характерные черты эпоса, он сознательно удаляет план Олимпийских богов, сохраняя миф только для сравнения. Рассуждает о судьбе Рима, рассматривает историю как цепь ужасных совпадений, закончившихся счастливым рождением Нерона. Самое главное зло – первый Триумвират (использует сравнение Варрона, где триумвират – Цербер). Фарсалия – краткий пересказ мемуаров Цезаря и Тита Ливия. Когда Лукан ссорится с Нероном, то начинает выступать против тирании. Здесь нет ярко выраженного главного героя. Цезарь против Помпея, где Помпей идеализируется, а Цезаря превращают в страшного кровожадного монстра, но решительного и смелого. Но идеальный герой это Катон …Тический, умирает не подчинившись Цезарю. Хорошо Лукану даются сравнительные х-ки. Есть элементы астрологии, вещие сны, мифологические сравнения. Много ярких национальных сцен, но неудачное изображение батальных сцен, зато сцена паники в Риме удалась на славу, много кровавых и жестоких сцен, подробно описанных. В эпосе множество речей, отлично написаны, но занимают слишком много места в эпосе, часто герои произносят их не в тех ситуациях, когда надо. Поэма имела огромный успех, изучалась в риторических школах, к Фарсалии было написано множество комментов, к ней во все времена хорошо относились.


Петроний Арбитр автор самого раннего романа Сатирикон. Говорят, что он был приближенным Нерона, но потом его тоже казнили. Прозвище было дано Петронию Нероном за прекрасные познания в греческой лит-ре и философии. Как и Лукан умер вскрыв вены на пиру. Оригинальное название Сатирикона «Книга сатир». Сохранились только 15-16 книга и куски других. Рассказывается от лица Энкопия – юноши, главного героя. Герой был хорошо образован, но стал грабителем, разбойником. Пир у Тримальхиона – сохранившиеся книги. Роман долгое время был полностью потерян, лишь в 17 веке говорили, что найдена полная версия романа Петрония, но спецы сказали, что это лишь подделка. Роман написан прозой с фрагментами стихов. Здесь и о жизни Рима и о лит-ре. Тримальхеон – втройне отвратительный. Персонаж, ставший популярным, бывший раб, разбогатевший, который смог купить владения своего бывшего хозяина. Тримальхион хочет прослыть образованным и культурным, гостеприимным, но все это напускное и на пиру он не может поддерживать свою ученость. Петроний показывает нравы плебса. Гости на пиру тоже разнообразные варианты образа Тримальхеона. Петроний описывает дорогую крикливую обстановку дома Тримальхеона. Также Тримальхеон приглажает труппу пантомимов, самых низких но популярных актеров. Главный герой Энкопий и поэт рассуждают о том, какой должна быть поэзия. Астрология играет очень важную роль. Язык и стиль Петрония с элементами латины вульгаты, и стиль приближен к разговорному. Много пословиц и поговорок из Петрония. Появлялись сокращенные варианты произведения, из-за чего многие книги утерялись. Это образец социального романа. Написан в подражани социальных греческих романов (до нас не сохранились). Петроний стал героем многих литературных про-ний (Пушкина, Сенкевича)

Риторика Серебряного века.

Торжественное красноречие развивается. Пишется в форме ученических декламаций (выступление оратора. 2 вида: свазории – политическая декламация, фиктивная политическая речь с обращением к историческому лицу или мифологическому персонажу, иногда пишется от лица самого персонажа и контроверисии – посвящен судебному красноречию, для непростых дел, это упражнение в доводах или опровержениях, фиктивная речь судебного уголовного процесса, ценился неожиданный остроумный выход, нужная аргументация).

Луций Анней Сенека стар. (54 до н.э. - 39) «Изречения, разделения и расцветка ораторов и риторов». Целиком не сохранился. Декламация – самоцель, которая ценится изысками стиля и внешними эффектами. Рассматривалась как театральное зрелища, для которой важно было управление голосом, жестикуляция и мимика. Цель – торжественное красноречие, написанное азианским стилем. Разделение – план, построение аргументации, разделение доводов на отдельные вопросы, расположение их в эффектном порядке. Противопоставление закона и долга (закон говорит о том, имеет ли человек право или нет, долг вещает должен ли он был так поступить и справедливо ли это). Расцветка – трактовка темы. Изречение – сами темы. Свазорий у Сенеки всего 7 тем (Переплывать ли Алексу Македонскому океан и плыть в Индию или нет), 70 контроверсий (весталка, нарушавшая обет безбрачия была сброшена со скалы, но не погибла, стоит ли ее добить? ) Присутствуют мотивы из любовно-авантюрных романов. Свазории и контроверсии становятся самой популярной формой риторики, они затмили даже поэтов.


2 половина Серебряного века. Эпигоны или неоклассицисты (возвращались к Золотому веку). Отвергали новый стиль, не хотели описывать ужасы, хотели вернуться к классиком. Идеологом стал ритор Марк Фабий Квинтилиан.

Марк Фабий Квинтилиан (36-96). Приписывается 2 труда, по большей части сохранившихся «О причинах упадка красноречия», «Образование оратора в 12 книгах». 1 книга о воспитании мальчиков до обучения риторике, 2 описание риторики как науки, 3-9 подробная теория ораторского ис-ва Квинтилиана (опирается на Цицерона), 10 – обзор греческой и римской лит-ры, с точки зрения пользы для оратора, 11 – внешние приемы и манеры, свойственные оратору, 12 – моральный и об-венный облик оратора. Во много Квинтилиан сходится с Цицероном, подражает ему, пытается создать образец идеально речи, которая должна быть длинной, но чрезмерной, изысканной, но не вычурной, смелой, но не дерзкой, серьезной, но не унылой, глубокой, но не тяжелой, веселой, радостной, но не легкомысленной, шутливой, но не распущенной, величественной, но не многословной. Требовал вернуться к стилю Цицерона. Различия от Цицерона. Для Цицерона риторика – ис-во убеждения, для Квинтилиана – принцип жизни. Для Цицерона ритор – гражданин, для Квинтилиана – ученый стилист. Речь – главное преимущество человека над животным, речь надо ценить. Для оратора важнее талант, чем науки. Стиль Кинтилиана – азианский, настроен против аттического стиля. О поведении и поведении оратора пишет подробнее, чем Цицерон. Говорит, что оратор должен правильно ставить голос, описывает упражнения для этого, описывает мимику и жесты при про-нии речи. В 10 книге говорит, что заслуга римлян только сатира, поэт – Гораций и Луцилий. Выделяет комедию, говорит, что греческая комедия лучше.

Эпоха мифологического эпоса. Императоры из династии Фабиев. Где модно писать эпосы.

Валерий Флакк, Силий Италик, Публий Папиний Стаций.

Валерий Флакк биография утеряна (жил во 2 половине Серебряного века). Прославился эпосом Аргонавтика (8 книг, полностью не сохранилась). Начинается с обращения к императору Веспасиану. Поход за руном, ассоциируется с Восточными походами Флабиев. Написана в 70 год, год взятия Иерусалима. Основой стал перевод Аргонавтики Варрона Аттацинского. Разделена на 2 части: 1 путешествие аргонавтов до прибытия в Колхиду, 2 подвиги в Колхиде и путешествие обратно. Главный герой совсем не похож на Язона Родосского. У Флакка ЯЗон храбр, смел, готов совершать подвиги, не знает сомнений. Но с этим не вяжется кража руна и обращение с Медеей. Поэтому в Колхиде восстание против Ээта, в награду за поддержку, ему обещают руно, но не отдает, поэтому Язон вынужден украсть. Сражения похожи на сражения из 2 половины Энеиды. Медея убивает брата, но брат этот совершенно ужасный варвар. Язон более яркая личность, но и у Медеи характер тое очень сильный и два таких человека не могут жить в месте. Медея постоянно что-то требует от Язона, требует жениться. Язон не знает, что Медея любит его из-за влияния Венеры. Стиль классический азианский. Влияние Вергилия чувствуется больше, чем Гомера. Поэма была очень известна, даже претендовала на равенство с Вергилием, но ее затмила Фиваида Стация.


Силий Италик (25-101) был доносчиком, позже стал проконсулом Азии. Потом жил в южной Италии и был антикварном сочинителем. До нас дошла поэма «Пуническая война» почти полностью (в 17 книгах). Тематика эпоса – историческая и мифологическая. 2 Пуническая (Ганибалова) война. Историческая основа – труд Тита Ливия. Поэтический образец – Энеида. Использует хронологический путь изложения. Пишет как бы в продолжение поэмы Гнея Невия. Кое-что берет из стиля Лукана. Олимпийские боги присутствуют, герои Силия Италика напоминают Энея, а не героев греческого эпоса. Все они действуют по указаниям богов, слепо ей подчиняясь. Италик хотел восстановления республики и лучший период – ранняя республика, когда правил сенат. Ярко показывает исторические моменты: Осада Сагунта, Паника в Риме, но не все отрывки так удачны: битва при Каннах. Италик вводил в повествование новейшие элементы военных достижений. Любил вводить в повествование речи. Стиль Вергилия и Гомера проникает в эту поэму, описание воинов (каталог кораблей), поединки, погребальные игры, катабасис. Поэма была успешной благодаря тому, что Италик вводил современные достижения военной техники.

Публий Папиний Стаций (2 пол.1 века) родился в Неаполе, отец его тоже был поэтом в Италии, был поэтом клиентом (взаимоотношения с патроном, выполнял любые поручения) (писал надписи к подаркам). Стацию приписывают 5 книг стихов «Сильвы/ Леса» Посвящены знатным людям при дворе императора Домициана. Каждая книга имеет введение с прославлением императора. Приписывает мифологический эпос «Фиваида» в 12 книгах и 2 песни от «Ахиллеида». Стаций переехал в Рим и был придворным поэтом. Много лести к императору. Прославляет сильных мира сего.

«Сильвы» большая часть стихов написаны гегзаметром, есть стихи, посвященные поэзии, о себе пишет иронично, также иронизирует о Лукане. Много обращений к Доминициану, сравнивает с Августом с сторону Доминициан. Пренебрежительно относятся к императорам Юлиям Клавдиям. Нерон показывается как страшный злодей и убийца. После смерти Домициана его тоже выставляют гадом. Много бытовых черт современного Рима. Описание зрелищ и праздников. Пишет об образовании (литература и философия). Стиль характерный для неоклассицистов, приближается к аттицистам, не описывает душеные переживания.

«Фиваида» 80-92 годы. Задача – повторить славу Гомера и Вергилия. Подражает «Илиаде», военная тематика. Выбирает эпизод противостояния Этеокла и Полиника сыновей Эдипа. Поход 7 вождей против Фив. Олимпийские боги похожи на гомеровских, но их здесь больше. Боги разделяются на тех, кто за Фивы и те, кто за Аргос. В конце лично принимают участие в сражении. Здесь проявляются черты александрийского стиля, юмор и ирония в разговорах богов. Бытовые сцены оживляют повествование. Действие постоянно перемещается, Земля, Небо, Подземелье. Черты серебряного века, где много мелких богов (Возмездие, Страх, Сплетни, Ревность, Зависть), они влияют на людей куда больше, чем Зевс, Юнона и Юпитер. Стаций вводит парные сцены, дублирующие друг друга. Одинаковые описания в разных книгах. Описание природы длинные, вычурные, описывает ландшафты, которых не видел, вплетает мифологических героев. Композиция последовательно о судьбе героев, но прерывается вставными рассказами. Множество речей. Никто не может понять, речи у Стация плюс или минус. Есть связь с современностью много намеков на придворную жизнь эпохи Домициана. Стаций ставит 2 задачи: подражание и соперничество с лучшими образцами Золотого века. Считал, что подражал Гомеру и Вергилию, но использует достижения пафосного стиля Сенеки и Лукана. Множество сравнений, с бурей, с морем. Он создал последнее яркое эпическое произведение античной литературы. Соблюдает все элементы героического стиля.