ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.09.2024
Просмотров: 325
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Литературный институт им. М.Горького
Вопрос №2. Греко-римское языкознание
Вопрос №4 Европейское языкознание средних веков.
Вопрос №3 Арабское языкознание эпохи Халифат
Вопрос №5 Всеобщая универсальная грамматика Пор-Рояля
Вопрос №6 Возникновение сравнительно-исторического языкознания
Вопрос №8 Натуралистическая концепция а.Шлейхера
Вопрос №9 Психологическое направление в языкознании 19 века
Вопрос №7 Лингвистическая концепция в. Гумбольдта
Вопрос №10 Школа младограмматиков
Вопрос 11 Лингвистическая концепция ф.Де Соссюра
Вопрос №12 Языкознание второй половины 20-начала 21 вв.
Вопрос №13 Природа и сущность языка
Вопрос №16 Нейропсихологическая сторона речевой деятельности
Вопрос №17 Язык как знаковая система
Вопрос №18 Проблема происхождения языка
Вопрос №19 Генеалогическая и морфологическая классификации языков мира
Вопрос №20 Внутренние и внешние факторы языкового развития
Вопрос №21 Звуки речи. Акустические свойства звуков
Вопрос №22 Артикуляционная характеристика гласных и согласных
Вопрос №23 Фонетическое членение речи
Вопрос №24 Фонетические процессы
Вопрос № 25. Слог и слогоделение
Вопрос №26 Ударение и интонация
Вопрос №29 Слово как предмет лексикологии
Вопрос №30 Лексическое значение слова
Вопрос №31 Моносемия. Полисемия. Омонимия.
Вопрос №32 Синонимия. Антонимия. Паронимия.
Вопрос №33 Фразеология. Классификация фразеологических единиц.
Вопрос №34 Лексикография. Основные типы словарей.
Вопрос №35 Морфемный состав слова
Вопрос №39 Грамматическая категория
Вопрос №41 Синтаксис. Словосочетание.
Вопрос №42 Предложение. Синтаксические категории предложения
Вопрос №4 Европейское языкознание средних веков.
Ранн. период средневековой культуры и науки охватывает VI-X в.н.э. Языкознание Европ. средневековья продолжало традиции античн. философии языка, в особенности Платона и Аристотеля. Грамматика считалась образцом премудрости, искусством правильно писать и говорить. В то время гуманит. науки относ-ся к числу 3 искусств:
грамматика – искусство писать,
диалектика – искусство спорить и доказывать,
риторика – искусство говорить.
Грамматика сочинения Доната и Присциана подводили итоги исканиям и достижениям античн. языкознания, их книги использ-сь в преподавании латыни почти до 14 в. Человек и язык определяется отцами церкви как целостности, кот. не выводятся из суммы их составляющих. Подчёрк-ся существенность не сам. звучания, а знаковой ("знаменательной") функции звука речи. Утвержд-ся разнообр-е языков, кот-е выступает как разнов-ти ед-го, всеобщего по сути ч-го яз., кый не обожествляется. В осн. заимствования были в способе построения алфавита, системы графики, сложившихся в древнегреческом и латинском письме.
Философская логика позднего средневековья обращалась к проблемам отношения мышления, языка и предметного мира в связи с вопросами о роли идей, абстракций, общих понятий (универсалий), модуса их существования. Поэтому с новой силой возродились споры о природе названия – это были споры реалистов и номиналистов.
Реалисты (от позднелат. realis – вещественный, действительный) признавали лежащую вне сознания реальность, толкуемую как бытие идеальных объектов (от Платона до средневековых схоластов). Реалисты считали, что универсалии существуют реально и независимо от сознания.
Грамматическая мысль увидела свой расцвет в XI-XIII вв. в союзе с логикой, знаменовавшийся вместе с тем стремлением к самостоятельности грамматического подхода (XII-XIII вв.: Уильям Кончийский, Иордан Саксонский, Пётр Геллийский, Роберт Килвордби, Роджер Бэкон, Доминик Гундиссалин, Пётр Испанский, Ральф де Бовэ).
В это же время появляются руководства по орфографии и пунктуации. Развивает свои давние традиции лексикография, отразившиеся в отдельных глоссах и глоссариях начиная с VIII в. Появляется множество словарей разных видов, чему способствовало изобретение в XV в. И. Гутенбергом книгопечатания.
Данте Алигьери (1265-1321) в трактате "О народной речи", касаясь вопроса о происхождении языка, указывает, что люди не могут понимать друг друга только с помощью жестов или телодвижений, что для передачи друг другу своих мыслей необходимо иметь разумный и чувствительный знак. Таким знаком и стал язык. Данте полагает, что язык имеет природную, наблюдаемую с разных сторон, сущность: "чувственную, обнаруживающуюся в его звучании, и рациональную, проявляющуюся в способности что-то обозначать и что-то означать. В самом общем виде он пишет и о коммуникативной функции языка. Впервые в истории культуры он ставит вопрос о народном и литературном языках. Он утверждает, что народный язык благороднее латыни, так как это "природный" язык, а латынь – язык "искусственный"
Таким образом, дошедшие до нас многочисленные тексты раннего и позднего средневековья свидетельствуют о живой творческой мысли, о деятельных поисках и важных результатах в области грамматики, лексикографии, теории письма, перевода, стилистики.
Вопрос №3 Арабское языкознание эпохи Халифат
В 632 г. было основано военно-теократическое государство Халифат, которое просуществовало почти 6 столетий. В связи с распространением арабского влияния возросла роль арабского языка (первоначально языка койне). Предание приписывает инициативу создания грамматики арабского языка халифу Али (656-661): вера, воплощённая в Коране, была изречена Богом пророку на арабском языке. Теория о превосходстве арабского языка над всеми языками мира => запрет перевода Корана на др. языки. Забота о чистоте арабского языка и о его изучении приобретала общегосударственное значение. В 7в. басриец ад-Дуали занимается описанием грамматических явлений араб.яз.. В 1 пол. 8в. басрийские филологи составляют основы описат. анализа норм классич. араб.яз.. Во 2 пол. 8в. трудами аль-Халиля ибн Ахмеда (из Басры) устанавливается теория арабского языка как самостоятельный раздел филол. науки, теория аруда (учение о системе метрич. стихосложения, просодия речи, ритмическое и морфологическое построение арабского слова, мин. ед–ей анализа является харф – реч. сегмент, состоящий из согласного и краткого гласного компонентов. Аль-Халиль разделял 3 вида анализа и описания фонетич. Явл–я: исходные признаки, позиционные варианты и изменения звуков, происх.е при образ–ии грамм. конструкций; усовершенствовал знаков. систему обозн–я кратких гласн. Фонем. Во 2-й пол. 8в. образ. куфийская школа: 1я куфийскую грамматику ар. Яз. и "Книгу о ед. и множ. числе". Сибавейхи (перс из Басры, 2-я пол.8в.) составил обширный "Аль-Китаб"("Книга"), определяет нормы языка и грамм. частности, подтверждая их стихами из Корана и древн. поэзии (более тыс. стихов). К этому времени араб. языковедение опред–т осн. аспекты грамм. анализа языка, при разборе и описании словообр–ых процессов применяется метод моделирования по теории аруда. Следуя Аристотелю арабы установили 3 категории частей речи: глагол, имена и частицы К кон.8в. относится деят–ть филолога аль-Кисаи, "Трактат о грамм. ошибках в речи прост. народа" сод. важные диалектологич. сведения. Труд Абу Убейда "Классифицированная устарелая лексика", словари диалектной и древнеар. лексики. Обсуждаются грамматические вопросы между представителями басрийской и куфийской школ, что отмечено в работе филолога из Багдада Ибн аль-Анбари "Беспристрастное освещение вопросов разногласия между басрийцами и куфийцами", где рассматривается 121 проблема языка. Общими остаются основы анализа языка: объектом исследования является ар. Поэтич. и прозаич. речь в уст.и письм. формах, а предметом – нормативность языковых выражений.
К нач.10в. арабское. грамм. учение как самост. раздел арабской языковедческой традиции формально завершается. Лексикологические исследования выделяются в особую научную дисциплину. В 1-й пол. 10в. в багдадской школе возникает третье направление в языковедческой традиции, благодаря труду Ибн Джинни "Особенности арабского языка", кот. грамматику сочетает с лексикологич. вопросами; экспериментально определяет, в каком количеств. отношении воплощён в лексике арабского языка весь состав теоретически возможных сочетаний харфов. Большой ряд вопросов затронут в работах Ибн Фариса ("Книга о лексических нормах", "Предания арабов о своей речи", "Краткий очерк о лексике"), в их числе – об объёме словарного состава арабского языка, о классификации лексики по употреблению, об исконной и заимствованной лексике и др.
К 11в. выделяются научные отрасли, изучающие нормы выразительной речи; определяются два взгляда на речеобразование: соблюдение правильности языковых выражений и достижение совершенства речевых образований. Первое изучается в грамматике и лексике, второе – науками о смысле, о тропе, о красноречии.
В 11-13 вв. описание грамматики и лексики совершенствуется. "Разъяснение иностранных слов" Маухиба аль-Джавалики определяет и выделяет заимствования в арабском языке. "Учение о лексике и познание сокровенного в арабском" ас-Салаба содержит словарь с классификацией лексики на понятийной основе.
Итак. арабские филологи собрали огромный лексический материал и разнесли его по словарям разных видов (особенно были в чести предметные словари). Так, аль Фирузабади (1329-1414) составил 60, по иным источникам 100-томный словарь, позднее др. словарь "Камус" ("Океан"). Тогдашние словари имели недостатки: 1] отсутствие диалектологической и исторической перспективы, указательности, 2] отсутствие различия между общепринятыми словами и поэтическими неологизмами, 3] отсутствовала чёткая система и порядок расположения материала. Третий недостаток был устранён аль-Джаухари в словаре "Cыхах"(40 000 слов), а также аль-Герави "Улучшение в лексикологию"(в 10 томах). В таких словарях слова располагаются по алфавиту, по последней букве корня.
После завоевания Багдада монголами и ослабления арабов в Испании средоточие арабской науки перемещается в Египет и Сирию. Ибн Яиш, Ибн аль-Хаджиб (13в.), Ибн Хишам, Ибн Акиль (XIVв.), ас-Суюти ("Лира словесных наук и их разновидностей", XV в.). Филологи Сирии и Египта комментируют ранние грамматики и лексиконы, доступно излагают языковые нормы арабского литературного языка.