ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.09.2024
Просмотров: 546
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Долитературный период. Условия формирования греческого эпоса.
Особенности эпического стиля Гомера. Поэтический язык гомеровского эпоса.
Гомеровский вопрос в античности.
Гомеровский вопрос в новое время.
Гомеровский эпос в русской литературе. Переводы Гомера.
Гомеровские гимны и киклические поэмы. Пародии на героический эпос.
Космогоническая картина мира в «Теогонии» Гесиода. Эпическая поэзия после Гесиода.
Социальные и политические условия появления древнегреческой лирики, её основные формы.
Политические, социальные и дидактические мотивы элегий Солона и Феогнида.
Основные представители ямбической поэзии: Архилох, Семонид Аморгский, Гиппонакт Эфесский.
Торжественная хоровая мелика: Пиндар и Вакхилид. Особенности жанра эпиникий в их творчестве.
Философская проза: Аристотель. Литературная теория Аристотеля.
Греческая историография. «История» Геродота – тема, композиция, особенности стиля. Новелла Геродота.
Греческая историография. «История» Фукидида – тема, особенности композиции и стиля. Функции речей.
Историческое сочинение Ксенофонта. Особенности языка и стиля.
Древнегреческая литература эпохи эллинизма 3-1 вв. До н.Э. – характеристика периода.
Особенности эллинистической поэзии. Поэзия «малых форм». Творчество Каллимаха.
Буколическая поэзия. Идиллии Феокрита. Бион и Мосх.
Плутарх – историк, философ-моралист. Сборник «Моралии». Исторические биографии Плутарха.
Древнегреческий роман. Источники и особенности жанра. Структура и тематика романа.
Сатирический рассказ и сатирический диалог Лукиана.
Этапы развития греческой эпиграммы.
Ораторское искусство греко-римского периода. Вторая и третья софистики.
Значение древнегреческой литературы в контексте мировой литературы. Периодизация древнегреческой литературы. Язык и письменность древнегреческой литературы.
Греческая литература является фундаментом европейской литературы. Широкий охват различных вопросов, необыкновенно жизненное изображение личности человека. Греческая литература положила начало теории стиля и художественной литературе – риторика и поэтика.
-
Архаический период греческой литературы (до 6 в. до н.э.): Греческий фольклор, Крито-микенская эпоха (героические сказания и мифы, 2 тыс. до н.э.); Гомеровский эпос, сказания о Троянской войне; Гесиод, лирика.
-
Классический или Аттический период (5-4 в. до н.э.): появление театра и театральных жанров. Зарождение исторической, философской прозы и риторики. Расцвет и кризис афинской демократии, распад полисной системы; (Эсхил, Софокл, Эврипид, Аристофан).
-
Эллинистический период (4-1 в. до н.э.): поход Александра Македонского, соединение восточного и западного менталитетов. Искусство ради искусства. Александрийская поэзия, появление романов; Плутарх.
-
Греко-римский период (1 в. до н.э. – 5 в. н.э.): точка завершения греческой литературы.
Самые ранние образцы письма – 8 в. до н.э. – начертание указывает на заимствования из финикийского алфавита.
До 3 в. до н.э. не существовало единого языка, все диалекты принадлежали к индоевропейской группе.
-
Эолийский (Малая Азия)
-
Дорийский (Спарта)
-
Ионийский (северная часть Аттики и острова)
-
Аттический (Афины)
В лирике были задействованы все диалекты, эпос писался на ионийском, комедии – с элементами вульгаризмов.
После 6 в. до н.э. – среднегреческий язык.
3 век д.н.э. - единый обще-греческий язык койне.
Древнегреческая мифология. Периодизация древнегреческой мифологии. Особенности мифологического сознания у древних греков.
Мифология – образы явлений, персонификация, природа и человек и их отношение. На мифах построен не только эпос, но и лирика.
Олимпийские божества – 3-е поколение богов, которым предшествовали Уран и Гея (поколение титанов). Они не могут преодолеть рок, а, значит, не всемогущи. Антропоморфны.
-
Хтонический (архаический, доолимпийский период) – тотемизм, фетишизм, анимизм. Земля с составляющими ёе элементами представляется первобытному сознанию живой, одушевлённой.
-
Олимпийский - Вместо мелких богов и демонов появляется один главный, верховный бог Зевс, которому подчиняются все остальные боги. Одна из черт олимпийского периода – иерархия (Зевс, Гадес, Посейдон -> Гера, Гестия, Деметра -> Афина, Аполлон, Артемида, Афродита, Гефест, Арес -> Дионис, Гермес).
-
Эллинистический. Героическая мифология. Скептическое отношение к богам, появление мифов, повествующих о смерти героя или о наказании некогда любимых богами героев. Родовые проклятия. Классический образец смерти – попытка добраться до Олимпа.
Каждый город имел своих богов-покровителей и героя-покровителя. Греки старались думать о смерти как можно реже.
Долитературный период. Условия формирования греческого эпоса.
Долитературный период – мировоззрение, трудовая активность, формы устного народного творчества, откуда и появляются его различные формы (мифы, басни). При помощи системы образов пытались объяснить природные явления.
Создаётся олимпийская мифология. Миф – созданный народом образ, с течением времени изменяющийся. Появление героев – персонажей, олицетворяющих прогресс. Канон героев (Геракл, Тезей).
Сказки почти не были зафиксированы в истории. Считалось, что это жанр для женской половины дома.
Греческая басня – образы зверей, зооморфизм. Дидактический фольклор – свод народной мудрости, закрепление опыта. Народная песня – песня трудовая и обрядовая. Чаще всего коллективная.
Социально–политический фактор: постоянно под угрозой вторжения, нападения, возникает необходимость зашиты.
Троянский мифологический цикл и его историческая основа. Гомеровский эпос. «Илиада» и «Одиссея» - основная идея и структура поэм.
Походы восточных племён, войны с хеттами или вторжение ахейцев в малую Азию, что зафиксировано в различных мифах (поход Геракла на Трою; первый поход амазонок). Долгое время поэмы считались историческим вымыслом. Длительная осада Илиона легла в основу «Илиады».
Троя действительно погибла от пожара и, по-видимому, была подожжена неприятелем, так как в течение нескольких столетий после пожара город не отстраивался. Однако к описаниям гомеровского эпоса гораздо ближе подходит другая крепость (Троя VI), относящаяся к «микенскому» времени и также разрушенная.
Характеристика гомеровского эпоса (Особенности эпического стиля Гомера):
- форма больших поэм, в которых излагаются события далёкого прошлого. Наслоение эпох. Рассказ от лица автора.
- участие олимпийских богов в событиях и судьбах героев. Миры людей и богов взаимодействуют, часто пересекаются.
- последовательность изложения событий. Отсутствие точки зрения, эмоциональности автора.
- нарочитая гиперболичность. Идеализация людей и обстановки.
- архаизация рассказа. Образы героев удалены от черт реальных людей.
- ретардация. Автор отвлекается на другой этап или описание предметов.
- повторения. Одни и те же стихи могут говорить разные герои.
- гомеровские эпитеты. Определения, которые закреплены в эпосе за богами, героями или предметами.
- гомеровские сравнения. Необходимы, чтобы наглядно показать действие, всегда направлены на него, а не на героя.
- хронологическая несовместимость отдельных событий. Автор не может показать одновременности двух действий.
- неравномерность в описании какого-либо события.
-
«Илиада» - гнев, череда военных сцен и сражения двух героев.
-
«Одиссея» - возвращение после войны, бытовые сцены.
- Действие «Илиады» отнесено к 10-му году Троянской войны, но ни причина войны, ни ход ее в поэме не излагаются. Сказание в целом и основные действующие фигуры предполагаются уже известными слушателю; содержанием поэмы является лишь один эпизод, в пределах которого сконцентрирован огромный материал сказаний и выведено большое количество греческих и троянских героев. Тема поэмы объявлена в первом же стихе, где певец обращается к Музе, богине песнопения «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса». «Гнев» Ахилла, его отказ участвовать в военных действиях, служит, таким образом, организующим моментом для всего хода действия поэмы, так как лишь бездействие Ахилла позволяет развернуть картину боев и показать весь блеск греческих и троянских витязей.
Гомер не даёт и прямого описания прекрасной Еленеы: у каждого своё личное восприятие красоты. Она показана только словами «такая женщина стоила войны!».
- «Одиссея». Эпос не столько «героический», сколько бытовой и сказочный. Темой «Одиссеи» являются странствия и приключения Одиссея, возвращающегося из троянского похода. Мореплавательский фольклор. По композиции «Одиссея» сложнее «Илиады». Сюжет «Илиады» подан в линейной последовательности, в «Одиссее» эта последовательность сдвинута.
Особенности эпического стиля Гомера. Поэтический язык гомеровского эпоса.
Гомеровские поэмы являются классическим образцом эпопеи, т. е. большой эпической поэмы. Их художественные достоинства неразрывно связаны с той невысокой стадией общественного развития, на которой они возникли. Гомеровское искусство по своей направленности реалистично, но это — стихийный, примитивный реализм; гомеровские поэмы развертывают обширную галерею индивидуальных характеров, все эти образы различны; однако при всём разнообразии индивидуальных характеров, персонажи не противопоставляют себя обществу. Воинская доблесть, мудрость, воспитанность в отношениях с людьми и почтение к богам, — все эти идеалы родовой знати стоят незыблемо для гомеровских героев, вызывая между ними постоянное соревнование.
Однако при всей жизненности и человечности гомеровских образов, они статичны, и им недоступно внутреннее развитие. Характер героя твердо зафиксирован в немногих основных чертах и показан в действии, но в ходе этого действия он не меняется. Анализа внутренних переживаний в греческом эпосе нет.
Многообразная действительность, отраженная в эпосе, изображена с чрезвычайной наглядностью, но и наглядность эта заключает в себе много примитивного. Она достигается в значительной мере тем, что художник уходит целиком в изображение деталей, независимо от их значения для целого.
В стиле поэм сохранилось много элементов, восходящих к песенной, полуимпровизационной стадии развития эпоса. Боги, люди, вещи- — все получает эпитеты.
Гомеровский вопрос в античности.
Для античности Гомер был реальным человеком, хотя доказательств не имеется, кроме мифологической биографии. Семь городов претендовали на возможность быть его родиной. Время жизни Гомера колеблется от 10-9 вв. до н.э.
Гомер получает прозвище «божественный». Параллельно с этим его резко критикует Ксенофан за сниженное до уровня людей изображение богов.
Исходя из положения о единоличном авторе (или двух авторах) гомеровского эпоса, античная критика считала себя, однако, вправе поставить другой вопрос: сохранились ли поэмы в своем первоначальном виде. Признавая гомеровский эпос образцом и нормой художественного творчества, предметом «подражания» и «соревнования» для позднейших поэтов, античность не могла отказаться от представления об изначальном совершенстве, а стало быть и законченности» каждой из поэм. На этой же позиции стояли теоретики эпохи Возрождения вплоть до XVI в.