ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.09.2024
Просмотров: 300
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
3. Долитературный период. Условия формирования героического эпоса.
6.«Гомеровский вопрос» в античности.
7. «Гомеровский вопрос» в новое время.
11. Социальные и политические условия появления древнегреческой лирики, её основные черты.
13. Политические, социальные и дидактические мотивы элегий Солона и Феогнида.
14. Основные представители ямбической поэзии: Архилох, Семонид Аморгский, Гиппонакт Эфесский.
18. Торжественная хоровая мелика: Пиндар и Вакхилид. Особенности жанра эпиникий в их творчестве.
36. Древнегреческая лит-ра эпохи Эллинизма (3-2 века до н.Э.).
37. Особенности эллинистической поэзии. Поэзия «малых форм». Творчество Каллимаха.
39. Буколическая поэзия. Идиллии Феокрита. Бион и Мосх.
43. Древнегреческий роман. Источники и особенности жанра. Структура и тематика романа.
45. Этапы развития греческой эпиграммы.
46. Ораторское искусство греко-римского периода. Вторая и третья софистики.
Список обязательной литературы для экзамена по курсу "Античная литература"
Часть 1. Древнегреческая литература. Гомер. "Илиада", "Одиссея". Гесиод. "Труды и дни". Греческая лирика. Эсхил "Персы", "Прометей прикованный", "Орестея". Софокл. "Царь Эдип", "Антигона", "Электра". Еврипид. "Медея", "Ипполит", "Орест". Аристофан. "Облака", "Лягушки", "Лисистрата". Менандр. "Третейский суд", "Брюзга". Аристотель. "Поэтика". Платон. "Пир", "Федр". Геродот. "История" (новеллы "Гигес" (I, 8-13), "Спасение Ариона дельфином" (I, 23-24), "Солон и Крез" (I, 25-54), "Детство Кира (I, 108-121), "Елена в Египте (II, 113-120), "Кольцо Поликрата" (III, 39-43)). Фукидид. "История". ("Надгробная" речь Перикла (II, 335-46)). Ксенофонт. "Анабасис" или "Киропедия". Лисий. "Речь против Эратосфена" (XII). Демосфен. "4 речи против македонского царя Филиппа" ("Филиппики"). Исократ. "Панафинейская речь" или "Панегирик". Каллимах. Гимны. Эпиграммы. "Локон Береники". Феокрит. Идиллии. Аполлоний Родосский. "Аргонавтика". Гелиодор. "Эфиопика". Лонг. "Дафнис и Хлоя". Харитон. "Херея и Каллирои". Ахилл Татий. "Левкиппа и Клифорнт". Лукиан. "Разговоры богов", "Похвала мухе", "Александр, или Лжепророк".
Плутарх. "Сравнительные жизнеописания".
1. Значение древнегреческой литературы в контексте мировой литературы. Периодизация древнегреческой литературы. Язык и письменность древнегреческой литературы. 2. Древнегреческая мифология. Периодизация древнегреческой мифологии. Особенности мифологического сознания древних греков. 3. Долитературный период. Условия формирования героического эпоса. 4. Троянский мифологический цикл и его историческая основа. Гомеровский эпос. «Илиада» и «Одиссея» - основная идея и структура поэм. 5.Особенности эпического стиля Гомера. Поэтический язык гомеровского эпоса. 6. «Гомеровский вопрос» в античности. 7. «Гомеровский вопрос» в новое время. 8. Гомеровский эпос в русской литературе. Переводы Гомера. 9. Гомеровские гимны и киклические поэмы. Пародии на героический эпос. 10. Дидактический эпос – происхождение, мировоззрение, стиль. Этические и социальные взгляды Гесиода («Труды и дни»). Космогоническая картина мира в «Теогонии» Гесиода. 11. Социальные и политические условия появления древнегреческой лирики, её основные черты. 12. Древнегреческая элегия VII-V вв. до н. э. – происхождение, стихотворный размер, тематика. Элегии Каллина, Тиртея, Мимнерма. 13. Политические, социальные и дидактические мотивы элегий Солона и Феогнида. 14. Основные представители ямбической поэзии: Архилох, Семонид Аморгский, Гиппонакт Эфесский. 15. Древнегреческая мелика. Виды мелической поэзии. Дорийский мелос (Терпандр, Алкман) и эолийский мелос (Алкей, Сапфо). 16. Анакреонт. Значение лирики Анакреонта в русской поэзии XVIII-XIX вв. Энкомии Ивика. Лирическая триада Стесихора. 17. Ранние формы торжественной мелики (Арион, Лас Гермионский). Торжественная хоровая мелика: Симонид Кеосский. Греческие поэтессы. 18. Торжественная хоровая мелика: Пиндар и Вакхилид. Особенности жанра эпиникий в их творчестве. 19. Классический (аттический) период древнегреческой литературы. Общая характеристика исторической и культурной ситуации. Рождение новых жанров. 20. Возникновение древнегреческой драмы. Виды драмы. Устройство древнегреческого театра и организация представлений. 21. Происхождение и структура древнегреческой трагедии. Первые трагические поэты. Сатирова драма. Аристотель о происхождении трагедии («Поэтика»). 22. Эсхил – «отец трагедии». Этапы творчества Эсхила. Религиозные и нравственные взгляды Эсхила. Драматические особенности трагедий Эсхила. Язык и стиль Эсхила. 23. Софокл – основные этапы творчества. Театральные реформы Софокла. Религиозно-нравственные и политические взгляды Софокла. Особенности языка и стиля Софокла. 24. Еврипид – «философ на сцене». Новый тип трагедии. Социальные и религиозно-нравственные взгляды Еврипида. Миф в творчестве Еврипида. Язык и стиль Еврипида. 25. Периодизация древнегреческой комедии. Происхождение и структура древнегреческой комедии. Первые комические поэты. 26. Аристофан – представитель древней комедии. Этапы творчества Аристофана. Социально-политические взгляды Аристофана. Язык и стиль его комедий. 27. Эстетические законы творчества Аристофана. Идеальный образ трагического поэта (комедия «Лягушки»). Еврипид и Аристофан. 28. Философская проза: литературная теория Аристотеля. 29. Философская проза: эстетические взгляды Платона. 30. Греческая историография. «История» Геродота – тема, композиция, особенности стиля. Новеллы Геродота. 31. Греческая историография. «История» Фукидид – тема, особенности композиции и стиля. Функции речей. 32. Исторические сочинения Ксенофонта. Особенности языка и стиля. 33. Ораторское искусство древней Греции – первая софистика. Задачи софистики. Виды красноречия. Горгий и Лисий. 34. Исократ – родоначальник системы «периодов» речи. Политические речи Исократа, особенности их композиции и стиля. 35. Расцвет греческого ораторского искусства - Демосфен. Политические взгляды Демосфена («Филиппики»). Риторические приёмы Демосфена. 36. древнегреческая литература эпохи эллинизма III-I вв. до н. э. – характеристика периода. 37. особенности эллинистической поэзии. Поэзия «малых форм». Творчество Каллимаха. 38. Аполлоний Родосский и возрождение гомеровского эпоса. «Аргонавтика» - сюжет, композиция, главные образы. Особенности стиля. 39. Буколическая поэзия. Идиллии Феокрита. Бион и Мосх. 40. Театр эпохи эллинизма. Новоаттическая комедия – условия формирования, тематика, структура. Менандр – общая характеристика творчества. Малые драматические жанры. 41. Греко-римский период – периодизация, особенности, появление новых жанров. 42. Плутарх – историк, философ-моралист. Сборник «Моралии» и «Сравнительные жизнеописания» Плутарха. 43. Древнегреческий роман. Источники и особенности жанра. Структура и тематика романа. 44. Сатирический рассказ и сатирический диалог Лукиана. 45. Этапы развития греческой эпиграммы. 46. Ораторское искусство греко-римского периода. Вторая и третья софистики.
1.Значение древнегреческой литературы в контексте мировой литературы. Периодизация древнегреческой литературы. Язык и письменность древнегреческой литературы.
Греческая литература – вся литература греческого народа, написанная на греческом языке. В таком понимании греческая литература охватывает время от начала первого тысячелетия до н.э. вплоть до наших дней. За этот продолжительный срок много раз и коренным образом изменялись исторические условия жизни греческого народа, значительно изменился и его язык; но идейная связь со славным прошлым и сознание национально-исторического единства постоянно сохранялись.
История античного периода греческой литературы представляет для нас интерес не только благодаря высокому качеству созданных в это время художественных ценностей, но и благодаря глубокому влиянию на всю европейскую литературу. Так как вся европейская культура строилась на развалинах античной, то вполне естественно, что элементы этой последней вошли органически в наши общественные понятия, в наше мышление язык, художественные образы, и многие стороны современной жизни были бы непонятны без знания античной культуры. В истории новой Европы есть периоды, когда с особенной силой проявлялось стремление воплотить в литературе и искусстве, а отчасти даже возродить и в политической жизни, античные идеалы и античные формы. Этим характеризуется эпоха гуманизма и Возрождения, начавшаяся в Италии в 14 в, эпоха Классицизма в 17 и 18 вв., эпоха Просвещения в 18 в., предшествовавшая французской революции 1789 г. Идеями и образами античности вдохновлялись величайшие представители литературы, искусства и науки: Данте, Петрарка, Микеланджело, Шекспир, Мильтон, Байрон, Рабле, Расин, Мольер, Вольтер, Эразм Роттердамский, Рейхлин, Лессинг, Гете, Шиллер и многие другие. У нас греческая литература стала входить в кругозор книжных людей с самого основания Русского государства, как это видно уже из «Повести временных лет» и ранних повестей. Высокое значение греческой литературы согласно признается выдающимися нашими писателями и критиками – М.В. Ломоносовым, А.Н. Радищевым, А.С. Пушкиным, Н.В. Гоголем, В.Г. Белинским, А.И. Герценом, И.С. Тургеневым, Л.Н. Толстым, А.М. Горьким и др.
Периодизация:
архаический (поэмы Гомера)
11-10 вв. до 6 в. до н.э.
формирование нового типа общества - греческого полиса
формирование эпической поэзии
основной жанр – героический эпос
ранняя греческая лирика, элегия, идиллия
классический или аттический (Аттика – центральная область Афин)
5-4 вв. до н.э.
период расцвета греческих полисов, культурный всплеск
начало кризиса греческого полиса
период формирования театра и драмы
бурное развитие классической прозы исторической, философской
речи ораторов
эллинистический
литература эпохи эллинизма
берет свое начало от восточного похода Македонского
слияние греческой и восточной культуры
конец 4в. – 30 г. 1 в до н.э.
разрывается связь греческой литературы и устного народного творчества
поэты, драматурги, прозаики – придворный штат
новые жанры – греческий роман, бытовая комедия, положившая начало римской, а потом западной комедии; развитие поэзии, на 1ое место выходит эпиграмма, возникает идиллия, эпилий (малый эпос)
Греко-римский период
1-5 в. н.э.
завоевание Греции Римом; конец периода – прекращение существования Римской Империи и всего античного мира
новые жанры – сатирический рассказ и сатирический диалог; на первое место выходит проза; к этому периоду относятся многие географические описания, описания архитектуры; в исторической прозе появляется историческая биография; ораторское искусство – 2 и 3 софистика
По языку древние греки принадлежали к так называемой индоевропейской группе. Грамматической строй языка близок к строю италийских, кельтских, германских, славянских, индоиранских и др. В Греции не было политического единства, потому не был сформирован единый греческий язык.
4 основных диалекта греческого языка:
эолийский диалект (северо-западная часть Малой Азии, Лемнос, Лесбос, Эолия, Эссалия, Биотия)
дорийский диалект (вся область Пелопонесса, о. Крит, юж. побережье Малой Азии, на Сицилии и юге Италии)
ионийский диалект (средняя часть западного берега Малой Азии, средней части Эгейского моря и Атитика)
аттический диалект (с центром в Аттике)
Эти четыре диалекта легли в основу литературных наречий для отдельных жанров: ионийский – для эпоса (Анакреонт в лирической поэзии), эолийский – для лесбосских поэтов, дорийский – для торжественной лирики (хоровая лирика – Пиндар и Бакхилид, большинство идиллий Феокрита), ранней греческой трагедии, аттический диалект, как язык руководящего гос-ва, приобрел особенно важное значение в литературе.
Ранние прозаические произведения писались на ионическом диалекте, позже только на аттическом.
С начала 3 в. до н.э., когда широко развившиеся торговые отношения между областями эллинистического мира привели к культурному сближению между ними, в прозаической литературе выработался искусственный язык – «общее наречие», «койне». В основе его был аттический диалект, но с примесью местных, преимущественно ионийский, элементов. Он держался до конца античного мира, постепенно вытесняемый живой народной речью. Отклонением было только течение, известное под названием «аттицизма», представители которого во 2 в. н.э. пытались возродить язык и стиль аттической прозы 5-6 вв. до н.э. Но и они не могли уберечься от влияния современной им живой речи, и их попытка остается лишь искусственной стилизацией.
Письменность существовала в Греции, как показывают надписи крито-микенской поры, уже в конце 3 тыс. до н.э. Сначала тут было рисуночное письмо, а приблизительно в 18 в. до н.э. оно сменилось линейным письмом. Это письмо совершенно не похоже на хорошо известное нам письмо классической Греции. Вероятно, эти письмена как «злокозненные знаки», еще не понятные для большинства, упоминаются в Илиаде.
Самые ранние образцы греческого классического буквенного письма относят к 8 в. до н.э. Нзвание букв (альфа, бета, гамма, дельта и т.д.) и начертание их указывают на семитическое происхождение греческого алфавита – скорее всего, из Финикии. В 7 в. письмом пользовался поэт Архилох. К 7 в. относится и ряд письменных законодательств, которые были вырезаны на досках и выставлены в общественных местах.
В раннюю пору в греческой истории в разных областях Греции были свои собственные алфавиты, однородные по существу, но различавшиеся по составу и по форме отдельных букв. В Афинах до конца 5 в. до н.э. применялся алфавит, отличный от ионийского, принятого в городах Малой Азии. Только в 403 г. при архонте Эвклиде в Афинах было официально принят ионийский алфавит из 24 букв, который с 4 в. постепенно утвердился повсеместно и сделался общегреческим. Он же впоследствии был положен в основу церковнославянского и русского алфавитов. Халкидский алфавит, получивший распространение в юж. Италии, послужил основой для латинского.
Частные документы и литературные произведения писались первоначально на коже, на древесном лыке, на холсте, на деревянных вощеных таблицах и т.п. Законы и другие документы, которые были рассчитаны на длительное время вырезались на деревянных досках, а чаще на каменных или даже мраморных и бронзовых плитах, частично сохранившихся до нашего времени. Это так называемые надписи.
Развитие торговых отношений с Египтом дало возможность пользоваться папирусом. В 3 в. до н.э. в городе Пергаме ввели в употребление специально выделанную кожу, которая по месту изобретения получила название пергамента (пергамин). Запись на пергаменте обеспечивала длительность сохранения текста, а вместе с тем такие книги отличались наибольшим изяществом.
Собственноручных рукописей древних писателей мы не имеем. Их сочинения известны только в копиях, прошедших через руки многих переписчиков. Книги переписывались рабами, в тексты вкрадывалось много искажений и описок.
Вместе с ростом культуры в Греции увеличивалась потребность в книгах и книжных собраниях, но цены на книги были высокие Уже в 5 в. до н.э. образованные люди стали собирать библиотеки. Одним из первых был Эврипид. Большую библиотеку имел Аристотель; она, по-видимому, частично попала в Александрийскую.
Основные причины сохранности ценностей античной культуры:
актуальность
материал, на котором записывались произведения
популярность
в древнегреческих школах изучали язык на основе лучших произведений (поэм Гомера), отрывки переписывались в хрестоматии, потому многие произведения дошли до нас фрагментарно.
2.Древнегреческая мифология. Периодизация древнегреческой мифологии. Особенности мифологического сознания древних греков.
Источником древнегреческой литературы, как и всякой другой, было устное народное творчество и прежде всего – мифы, в которых содержалась целая сокровищница сюжетов и образов. Миф – это вымысел, сказка, с помощью которой мысль первобытного человека пыталась не только объяснить себе непонятные и грозные явления окружающего мира, но и найти ключ к овладению силами природы и подчинить их себе. Миф есть коллективное сознание народа, а не измышление отдельного, хотя бы и гениального человека. Поэтому он не представляет чего-нибудь устойчивого и постоянного: он растет и развивается по мере развития общественного сознания. Большинство мифологических образов были первоначально местно чтимыми божествами; но постепенно из них выделялись, как главные, божества олимпийские – по мере того как распространялось влияние тех племен, у которых создалась эта религия. В результате этого отдельные местные божества сводились к уровню героев.
Вместе с тем в мифах находили отражение и явления общественной жизни – различные этапы в развитии семьи и брака, черты быта первобытных охотников и пастухов, материнского права (матриархата) и отцовского (патриархата), овладение огнем и т.д. Черты первобытного фетишизма и тотемизма сменялись антропоморфизмом – представлением божества в образе божества. Семья олимпийских богов приняла характер патриархальной семьи. Черты разных эпох отражались в мифе, так что он иногда превращался в чрезвычайно сложное целое. С течением времени в мифах стали появляться и «драмы социального характера, распри человеческих единиц», которые совершенно отсутствовали в древнейшую пору мифотворчества.