ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.09.2024
Просмотров: 324
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Литературный институт им. М.Горького
Вопрос №2. Греко-римское языкознание
Вопрос №4 Европейское языкознание средних веков.
Вопрос №3 Арабское языкознание эпохи Халифат
Вопрос №5 Всеобщая универсальная грамматика Пор-Рояля
Вопрос №6 Возникновение сравнительно-исторического языкознания
Вопрос №8 Натуралистическая концепция а.Шлейхера
Вопрос №9 Психологическое направление в языкознании 19 века
Вопрос №7 Лингвистическая концепция в. Гумбольдта
Вопрос №10 Школа младограмматиков
Вопрос 11 Лингвистическая концепция ф.Де Соссюра
Вопрос №12 Языкознание второй половины 20-начала 21 вв.
Вопрос №13 Природа и сущность языка
Вопрос №16 Нейропсихологическая сторона речевой деятельности
Вопрос №17 Язык как знаковая система
Вопрос №18 Проблема происхождения языка
Вопрос №19 Генеалогическая и морфологическая классификации языков мира
Вопрос №20 Внутренние и внешние факторы языкового развития
Вопрос №21 Звуки речи. Акустические свойства звуков
Вопрос №22 Артикуляционная характеристика гласных и согласных
Вопрос №23 Фонетическое членение речи
Вопрос №24 Фонетические процессы
Вопрос № 25. Слог и слогоделение
Вопрос №26 Ударение и интонация
Вопрос №29 Слово как предмет лексикологии
Вопрос №30 Лексическое значение слова
Вопрос №31 Моносемия. Полисемия. Омонимия.
Вопрос №32 Синонимия. Антонимия. Паронимия.
Вопрос №33 Фразеология. Классификация фразеологических единиц.
Вопрос №34 Лексикография. Основные типы словарей.
Вопрос №35 Морфемный состав слова
Вопрос №39 Грамматическая категория
Вопрос №41 Синтаксис. Словосочетание.
Вопрос №42 Предложение. Синтаксические категории предложения
Дивергенции (вариации) Ф. как элементов одних и тех же морфем в составе разных слов или форм слова приводят к распадению Ф. на члены Ф.— дивергенты (варианты), так что Ф. представляет собой ряд позиционно чередующихся звуков — дивергентный (вариационный) ряд. Дивергенции вызываются фонетич. положением (позицией) Ф. в каждом конкретном случае. Поэтому дивергенции лишены непосредственной связи с различием значений: они только сопутствуют другим, непосредственно значимым различиям в звуковом строении слов и их форм (напр., замене одного окончания или суффикса другим, переносу ударения с одного слога на другой).
Вопрос №28
Основные этапы развития письма Собственно письмо, то есть начертательное письмо, - это письмо, связанное с использованием графических (от греч. graphikos – "письменный", "начертательный") знаков (картинок, букв, цифр) для фиксации и передачи звукового языка. В развитии начертательного письма исторически сменилось несколько типов. Каждый из этих типов определялся тем, какие элементы звукового языка (целые сообщения, отдельные слова, слоги или фонемы) служили единицей письменного обозначения. Обычно последовательно устанавливаются четыре типа письма: пиктографическое, идеографическое, слоговое и буквенно-звуковое (фонемографическое). "Это деление в известной мере условно, так как ни один из указанных типов не выступает в "чистом" виде. Каждый из них включает в себя элементы другого типа, образуя тем самым смешанные, переходные типы письма". Например, в пиктографии уже содержатся зачатки идеографии, а в идеографическом письме обнаруживаются многочисленные элементы слогового и буквенно-звукового письма. В свою очередь, буквенно-звуковое письмо часто совмещает в текстах идеографические знаки - цифры, математические, физические и химические формулы и т.д. Но такое деление дает возможность увидеть последовательность основных этапов в истории письма, выявить своеобразие формирования его основных типов и тем самым представить себе общую картину становления и развития начертательного письма. Существуют и иные классификации типов письма. Согласно одной из них устанавливается пять разновидностей: "1) фразография - наиболее древний тип письма, передающий символическими и начертательными знаками (фразограммами) содержание целых сообщений без графического расчленения их на отдельные слова; 2) логография - последующий тип письма, графические знаки которого (логограммы) передают отдельные слова; 3) морфемография - тип письма, возникший на базе логографического, для передачи графическими знаками (морфемограммами) наименьших значимых частей слова - морфем; 4) силлабография, или слоговое письмо, знаки которого (силлабограммы) обозначают отдельные слоги; 5) фонография (фонемография), или звуковое письмо, графические знаки которого (фонемограммы) обозначают обычно фонемы как типовые звуки" . В соответствии с другой классификацией эволюция письма представ лена в виде следующей схемы: 1) предписьменности: семасиография, включающая древнейшие условные знаки, пиктографию и примитивную идеографию; 2) собственно письмо: фонография, которая выступает в таких разновидностях: а) словесно-слоговое письмо, б) слоговое письмо, в) буквенное письмо. Однако эти классификации пока не получили широкого распространения в учебной литературе, где чаще пользуются традиционно установившейся классификацией.
Вопрос №29 Слово как предмет лексикологии
Слово - это основная единица языка, кот выполняет номинативную функцию, т.е. называет предметы, присваивает имя процессу, признаку. Существенные признаки слова: 1) фонетическая оформленность 2)цельнооформленность или непроницаемость 3)Семантическая валентность(Валентность- способность слова к распространению.Значит, слово может иметь несколько значений, готовность развивать значения) 4)Воспроизводимость 5)Одноударность 6)номинативность (ф-я называния) 7)Лексико-грамматическая оформленность, т.е. слова обязательно характеризуются как части речи.Лексикология изучает слово со стороны его значения.Слова в любом языке неоднородны по своему значению. С т.з. качества значения слова делятся на 2 группы:1) имеют характер автосемантический, т.е. у них есть собственное значение.Это знаменательные части речи.2)слова имеют синсемантический характер, т.е. это служебные ч речи. Проблема значения слова не решена до сих пор, существуют несколько гипотез на эту тему.1 ПРЕДМЕТНАЯ гипотеза.Значение слова - это предмет, кот обозначен словом. Данную гипотезу можно опровергнуть возражением: существуют абстрактные понятия слова, напр такие как любовь, красота, сила. 2 ПОНЯТИЙНАЯ гипотеза.Значение слова - это понятие. Понятие - это форма лексического мышления, состоящая в выражении существенных признаков предмета. Понятие вседа обобщает.Возражение:Значение слова - не всегда понятие. Например, междометие не может выражать понятие.Терминологическая лексика выражает только понятие.3Гипотеза ОТРАЖЕНИЯ.Она отличается от первой и второй гипотез тем, что предыдущие отвечают на вопрос:что есть по сути? А третья пытается объяснить механизм формирования значения.Значение слова - отображение предметов и явлений в человеческом сознании.Выделяют несколько видов значений: 1)Детонативное.Детонат - предмет, кот стоит за словом.(Н-р, Кошка любит молоко(любая кошка) и Кошка выпила молоко (конкр)Детонативное значение имеют прежде всего сущ., гл., прилаг.2)Сигнификативное значение(если слово означает понятие).(н-р, Утренняя звезда Венера)Сигнификат - понятие, кот. делится на научное(у него большой набор дифференциальных пр-ков) и бытовое (формальное, содержит немного дифференц пр-ков). 3)Структурное значение.Оно возникает, когда важным оказывается отношение между словами, место слова в системе языка. (брат:старший, младший, средний) 4)Прагматическое значение - значение, кот связано с практической деятельностью человека. (н-р, женщина: полная, толстая). 5)Коннотативное значение. Коннотация - дополнительный элемент значения, создающий окраску (н-р, запах:хороший, плохой).
Вопрос №30 Лексическое значение слова
Заключенное в слове указание на «известное содержание, свойственное только ему одному», т. е. только данному слову в отличие от всех других слов, называется лексическим значением. Лексическое значение, как правило, остается одним и тем же во всех грамматических формах слова, в том числе и аналитических. Таким образом, оно принадлежит не той или иной словоформе, а лексеме в целом. В лексическом значении слова выделяются три стороны, или грани: 1) отношение к денотату — это так называемая предметная отнесенность слова; 2) отношение к категориям логики, и прежде всего к понятию,— понятийная отнесенность; 3) отношение к концептуальным и коннотативным значениям других слов в рамках соответствующей лексической системы — этот аспект значения иногда называют значимостью.
Вопрос №31 Моносемия. Полисемия. Омонимия.
Моносемия сознательно поддерживается в терминологической лексике, она иногда встречается и в лексике бытовой. Но для подавляющей массы слов языка типична многозначность, или полисемия. В большинстве случаев у одного слова сосуществует несколько устойчивых значений, образующих семантические варианты этого слова. А потенциально любое или почти любое слово способно получать новые значения, когда у пользующихся языком людей возникает потребность назвать с его помощью новое для них явление, еще не имеющее обозначения в соответствующем языке.Так, в русском языке окно — это 'отверстие для света и воздуха в стене здания или стенке транспортного устройства', но также и 'промежуток между лекциями или уроками длительностью не меньше академического часа.Различают относительно свободные значения слова и значения связанные.Между отдельными значениями многозначного слова имеются определенные смысловые связи, и эти связи делают понятным, почему довольно разные предметы, явления, свойства и т. д. оказываются названными посредством одного и того же слова. Кроме переносных значений, как устойчивых фактов языка, существует переносное употребление слов в речи— один из очень действенных художественных приемов, широко используемых писателями. («пустынные глаза вагонов» (Блок)).Исследуя переносные значения в общенародном языке и переносное употребление слов в произведениях художественной литературы, филологи выделили ряд типов переноса названий. Важнейшими из этих типов можно считать два — метафору и метонимию. Разновидностью метонимии является синекдоха — перенос названия с части на целое, например с предмета одежды — на человека («он бегал за каждой юбкой».Сопоставляя факты полисемии слова в разных языках, мы можем отметить как черты сходства между этими языками, так и ряд интересных различий между ними.Полисемия слова не мешает говорящим понимать друг друга. В речевом акте каждый раз реализуется какое-то одно из значений многозначного слова, используется один из его семантических вариантов. Окружающий речевой контекст и сама ситуация общения снимают полисемию и достаточно ясно указывают какое из значений имеется в виду: «просторная аудитория» и требовательная аудитория»; Лишь иногда встречаются — или специально создаются ради комического эффекта — случаи, в которых речевое окружение слова и ситуация оказываются недостаточными для снятия полисемии, и тогда возникает либо нечаянное недоразумение, либо каламбур — сознательная игра слов, построенная на возможности их двоякого понимания. Полисемия не только снимается контекстом, но и выявляется во всем своем многообразии с помощью постановки слова в разные контексты. Некоторые считают, что полисемия и порождается контекстом. В принципе полисемия создается общественной потребностью - либо в подходящем названии для нового предмета или явления, либо в новом названии для предмета старого, уже как-то обозначавшегося. Общественная потребность широко использует неограниченную способность слов языка получать новые значения.