ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.09.2024
Просмотров: 332
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Литературный институт им. М.Горького
Вопрос №2. Греко-римское языкознание
Вопрос №4 Европейское языкознание средних веков.
Вопрос №3 Арабское языкознание эпохи Халифат
Вопрос №5 Всеобщая универсальная грамматика Пор-Рояля
Вопрос №6 Возникновение сравнительно-исторического языкознания
Вопрос №8 Натуралистическая концепция а.Шлейхера
Вопрос №9 Психологическое направление в языкознании 19 века
Вопрос №7 Лингвистическая концепция в. Гумбольдта
Вопрос №10 Школа младограмматиков
Вопрос 11 Лингвистическая концепция ф.Де Соссюра
Вопрос №12 Языкознание второй половины 20-начала 21 вв.
Вопрос №13 Природа и сущность языка
Вопрос №16 Нейропсихологическая сторона речевой деятельности
Вопрос №17 Язык как знаковая система
Вопрос №18 Проблема происхождения языка
Вопрос №19 Генеалогическая и морфологическая классификации языков мира
Вопрос №20 Внутренние и внешние факторы языкового развития
Вопрос №21 Звуки речи. Акустические свойства звуков
Вопрос №22 Артикуляционная характеристика гласных и согласных
Вопрос №23 Фонетическое членение речи
Вопрос №24 Фонетические процессы
Вопрос № 25. Слог и слогоделение
Вопрос №26 Ударение и интонация
Вопрос №29 Слово как предмет лексикологии
Вопрос №30 Лексическое значение слова
Вопрос №31 Моносемия. Полисемия. Омонимия.
Вопрос №32 Синонимия. Антонимия. Паронимия.
Вопрос №33 Фразеология. Классификация фразеологических единиц.
Вопрос №34 Лексикография. Основные типы словарей.
Вопрос №35 Морфемный состав слова
Вопрос №39 Грамматическая категория
Вопрос №41 Синтаксис. Словосочетание.
Вопрос №42 Предложение. Синтаксические категории предложения
Вопрос № 25. Слог и слогоделение
Слог - это часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков, при этом не все звуки могут образовывать слог, т.е. быть слоговыми. Для этого не годятся в составе слов звуки мгновенные, т.е. взрывные и аффрикаты. При изучении слога и слогоделения важными являются понятия (1) открытого/закрытого и (2) долгого/краткого слогов.1. Открытым слогом называется такой, который заканчивается слогообразующим звуком. например все слоги ма-ма закрытым— такой, который заканчивается неслогообразующим звуком, например мать, дай. Есть языки (английский), широко использующие открытые и закрытые слоги, и, с другой стороны, такие языки, в которых возможны только открытые слоги. 2. Для некоторых языков, например для древнегреческого и латыни, для арабского, существенно различение долгих и краткихслогов. К долгим слогам относятся открытые слоги с долгим гласным в вершине, а также все закрытые слоги. Краткими являются лишь те открытые слоги, у которых вершиной служит краткий гласный. Так, ударный слог может произноситься с большей интенсивностью — так называемое динамическое, или силовое, ударение. Он может удлиняться — квантитативное, или количественное, ударение. Он может выделяться повышением или понижением тона — музыкальное, или тоническое, ударение. В ряде языков наблюдается также качественное ударение — особое качество звуков, составляющих ударный слог.Словесное ударение может быть свободным или связанным.1. Свободным называется ударение в тех языках, в которых оно Может стоять на любых (начальных, серединных, конечных) слогах акцентного слова, как это мы видим в русском языке. Свободное ударение может быть неподвижным при образовании форм слова и производных слов или подвижным.Неподвижное ударение имеем, например, в слове горох: ср. горох, гороха, гороху и т. д Неподвижное ударение определенным образом характеризует не только данную словоформу, но и данную корневую морфему. Подвижное ударение имеем в слове борода: ср. бороды, бороде. но бороду, бороды... Подвижность ударения наблюдается в языках со свободным ударением там, где ударение так или иначе характеризует определенные некорневые морфемы, определенные грамматические формы и словообразовательные типы. Иногда в одном слове имеется более одного ударения. Обычно в этих случаях ударения неравноправны, Между ними наблюдается известная градация: главное ударение противостоит одному или нескольким второстепенным, более слабым. Таким образом, единство акцентного слова, создаваемое главным ударением, не нарушается. Понятие «фразовая интонация» (или просто «интонация») охватывает все явления, наблюдаемые в рамках синтаксических единиц — словосочетания и предложения (в том числе и однословного предложения). Важнейший компонент интонации — мелодика, т.е. движение основного тона голоса (повышение и 'понижение), создающее тональный контур высказывания и его частей и таким образом связывающее и членящее нашу речь. Мелодика и особенно второй важный компонент интонации — интенсивность используются для подчеркивания каких-то частей высказывания. Так, в понятие интонации входит фразовое ударение Третий компонент интонации — темп речи, ее замедление и ускорение.
Вопрос №26 Ударение и интонация
УДАРЕНИЕМ называется выделение голосом, долготой и силой какого-либо звучания. Это в разных языках достигается различными средствами: 1. Силой или интенсивностью артикуляции – это динамическое ударение (силовое или экспираторное):в китайском, дунганском, корейском, японском языках. 2. Долготой произношения – это квантитативное уд. (количественное, долготное):встречаются редко:соврем.новогреческий язык. Есть яз, в которых эти явления соединены вместе. Таков рус.лит-й язык,где уд.слог всегда и самый сильный, и самый долгий, и кроме того, лишь на уд.слогах может происходить движение тона. 3. Движением голосового тона (восходящего, низходящего или комбинаторного) на фоне нейтрального тона прочих слогов – это тоновое уд, (мелодическое, музыкальное): в чешском яз.,где по силе уд.слог всегда первый, но он обычно краток, а след.за ним безуд.слог может обладать долготой.Если выделяется гласный в слоге – это слоговое уд. (в сербском, шведском, китайском, вьетнамском, японском языках). Если выделяется слог в слове – это словесное уд. (в рус.яз.). словесное уд. может быть постоянным, если во всех словах языка оно падает на один и тот же слог (в чешском яз.-на первый слог, во французском-на последний, в польском-на предпоследний). В рус.яз. разноместное (свободное) уд. оно не фиксировано и может падать на любой слог слова и на любую морфему: приставку, корень, суффикс, окончание. Уд.может выполнять смыслоразличительную функцию. Так, по месту ударения различаются:1.разные слова во всех их формах: зАмок, зАмка и замОк. 2.некоторые формы разных слов: пИща-пищА, бЕлка-белкА,нОшу-ношУ. 3.разные формы одного слова: нОги-ногИ, вОлос-волОс. Местом ударения различаются варианты слов: 1.общеупотребит. и проф: добЫча-дОбыча. 2. Лит-й и диалектный: хОлодно-холоднО, дИкий-дикОй. 3.Лит-й и просторечный: квартАл-квАртал, киломЕтр-килОметр. 4.нейтральный и разговорный: приговОр-прИговор, занятА-зАнята. 5. Лит-й и народнопоэтический: дЕвица-девИца, чЕстный-честнОй. 6. Современный и устарелый:клАдбище-кладбИще, мУзыка-музЫка. Существуют дублеты, когда разница в месте уд.не значима: бАржа-баржА, крУжится- кружИтся, зАлитый-залитЫй. При образовании грамм-х форм слова уд.может оставаться на одном и том же месте. Такое уд.называется неподвижным. В рус.яз.96% слов имеют неподвижное уд.(кнИга,дЕлать). В словах с подвижным ударением происходит перенос уд.с одного слога на другой, с одной морфемы на другую (дЕрево-дерЕвья, кОлос-колОсья,Озеро,снИмешь-снялА). В речевом потоке возможны безударные слова. Если такое слово примыкает к последующему ударному,, оно называется проклитика(за-сквознОй), если оно примыкает к предыдущему ударному, наз.энклитика (сделал-бы). Фонетические слова объединяются в пределах фазы, которая дает общую интонацию. Под интонацией понимают совокупность средств организации звучащей речи. И.складывается из:методики голоса, ударения, пауз, темпа речи, тембра голоса, ритма речи. Ритм определяется чередованием ударений. Ритм организован опред.образом (обычно в поэтической речи). Функции интонации: 1.с ее помощью производится членение речи на интонационно-смысловые отрезки. 2. И.оформляет различные синтаксические конструкции и типы предложений. В инт-и участвуют выражение мысли, воли и чувства чел-ка. Типы и: восклицат, удивление, звательная, утвердительная, убедит(поучит), положительная, просительная, пригласительная, увещевательная, повелит, сопоставит, интонация прерывов или связи, перечислит, индеферентная (равнодушная).
Вопрос №27 Понятие о фонеме
Фонема— отдельный звук речи к.-л. языка или диалекта, рассматриваемый в его функции, т. е. как средство для различения и материал для построения значимых единиц языка — слов и морфем, в отвлечении от тех особенностей его произношения и звучания, к-рые не вызывают смысловых различий в словах и морфемах; основная фонетич. единица языка. Термин «Ф.» возник во франц. лингвистич. литературе в 1874 для обозначения звука речи. Русский лингвист И. А. Бодуэн де Куртенэ еще в 1870 высказал мысль о «несовпадении физической природы звуков с их значением в механизме языка». По предложению своего ученика Н. В. Крушевского он обозначил новым термином «Ф.» лингвистич. «эквивалент» физич. звука, т. е. звук, рассматриваемый с точки зрения его существенных для языка свойств; Ф. как «фонетический» элемент языка он противопоставил материальному звуку как элементу «антропофоническому». Первоначально Бодуэн де Кур-тенэ и Крушевский рассматривали Ф. как фонетически неделимые части морфем, являющиеся членами традиционных (исторических) чередований и состоящие из одного звука или из сочетания звуков. Впоследствии Бодуэн де Куртенэ изменил содержание Ф., обозначив термином «Ф.» единство членов «дивергенции» (иначе — «вариации»), т. е. живого комбинаторного (позиционного) чередования произносительных вариантов звука, не связанных непосредственно с смысловыми различиями между морфемами или словами. В 1911 ученик Бодуэна де Куртенэ, русский языковед Л. В. Щерба, уточнил мысль учителя, истолковав Ф. как кратчайшие выделимые из потока речи звуковые различители слов данного языка. Вместе с тем Щерба различил в Ф., с одной стороны, основной оттенок, наименее зависимый от комбинаторных (позиционных) условий и, в частности, произносимый изолированно, а с другой — его комбинаторные (позиционные) замены. В «Курсе общей лингвистики» франц. языковеда Ф. де Соссюра, Ф. рассматриваются как, взаимно противопоставленные звуковые единицы образующие в каждом языке систему, ограниченную определённым количеством элементов.
Ф. сама по себе не выражает к.-л. значения, но, отличаясь от всех других Ф. (и тем самым противопоставляясь им), она способна служить единственным или основным признаком для отличения одной значимой единицы языка (слова или морфемы) от другой, а следовательно, и первичным элементом звукового строения этих единиц. В этом и состоит её языковая функция.