Файл: Савицкая - Лекции по микроэкономике - Глава 07.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.09.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

что характеризует сильную чувствительность предложения к увеличению

(уменьшению) цены. Если коэффициент эластичности равен единице (EPS =1), то имеет место предложение с единичной эластичностью. Поэтому при 1%-ном изменении цены количество предлагаемой к продаже продукции тоже изменится на 1%. Вывод: чем больше значение коэффициента эластичности, тем эластичнее предложение по цене.

Равенство нулю коэффициента ценовой эластичности означает, что количество товара, предлагаемого к продаже, абсолютно не чувствительно к изменению цены данного товара. Цена может возрастать или понижаться (P > 0 или P < 0), а

величина предложения остаётся неизменной (Q = 0).

Отсюда:

(7.32)

 

Q

= 0 и EPS

= 0.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

P

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

P

 

 

 

P

 

 

 

 

 

 

 

(цена)

 

S

 

(цена)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

P3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(предло-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

жение)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

P2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S

 

 

 

 

 

 

 

P0

 

 

 

 

 

 

 

P1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Q1

Q2

Q3

 

 

 

 

 

 

Q

fix

 

Q

 

 

Q

 

 

 

Рис. 7.9

(количество)

Рис. 7.10

(количество)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В этом случае говорят, что предложение является абсолютно (или совершенно)

Цена

 

 

 

 

 

неэластичным

 

по

цене.

Кривая

 

 

 

 

 

предложения

является

 

вертикальной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

линией, как показано на рис. 7.9. Из

P

 

 

B

 

S1

графика

также

видно,

что

при

данной

 

 

 

 

конфигурации

кривой

предложения

 

 

 

 

 

 

 

 

α

 

 

А

 

 

 

 

повышение цены с P1 до P2 и с P2 до P3

 

 

C

 

 

 

 

 

 

 

никак не отражается на количестве

 

 

β

 

 

 

предлагаемого

к

продаже

блага Qfix ,

 

 

 

Q

Количество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

160


которое остаётся фиксированным на определённом уровне.

Кривая совершенно эластичного предложения представлена на рис. 7.10. Она является горизонтальной линией. Это означает, что цена товара совершенно не зависит от количества товара, предлагаемого к продаже: по одной и той же цене P0

производители готовы продать и Q1, и Q2 , и Q3 единиц товара. Таким образом, объём предложения здесь возрастёт (Q > 0), а цена P0 остаётся постоянной (Р > 0). Тогда значение дроби QP будет бесконечно велико. Учитывая, что P и Q конечные

величины, значение коэффициента эластичности предложения в данном случае будет стремиться к бесконечности: EPS →∞.

Пример. Линейная функция предложения и эластичность.

Предположим, что функция предложения является линейной, тогда если эта прямая пересекает ось цен, то предложение будет эластично по цене в каждой точке кривой предложения; если эта прямая пересекает ось абсцисс, на которой откладывается количество товара, то предложение будет неэластично при любом значении цены; если эта прямая выходит из начала координат (под любым углом), тогда в каждой точке кривой предложения будет наблюдаться единичная эластичность по цене.

Доказательство.

a)На рис. 7.11 представлена кривая предложения, заданная линейно и пересекающая ось ординат. Она обозначена как S1. Поскольку это прямая

линия, то угол её наклона является постоянной величиной и обозначен на рисунке буквой α. Тангенс угла α есть отношение противолежащего катета треугольника ABC к прилежащему катету, т.е.

(7.33)

tgα = dP

, или

dQ

=

1

dP

tgα

 

dQ

 

 

161


Цена

S2

Цена

 

 

 

 

 

 

P

B

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S3

 

 

 

B

 

 

 

 

P

 

β

α

 

α=β

 

 

Q

Количество

Q

Количество

 

Рис. 7.12

 

Рис. 7.13

 

в каждой точке кривой предложения. Мы получили геометрическую интерпретацию первого сомножителя в формуле коэффициента эластичности. Для того чтобы определить второй сомножитель, проведём луч из начала координат через точку B (в принципе, его можно провести через любую точку кривой предложения). Угол наклона луча обозначим β. Тангенс этого угла равен отношению противолежащего катета в треугольнике OBQ к прилежащему катету. Противолежащий катет BQ есть не что иное, как значение цены в точке B, т.е. P. Длина прилежащего катета OQ – это значение

величины предложения в точке B, т.е. Q. Следовательно, tgβ = QP .

Теперь слегка преобразуем формулу коэффициента ценовой эластичности предложения:

P (7.34) EPS = dQdP QP = dPQ = tgtgαβ .

dQ

Как видно из рис. 7.11, угол α меньше, чем угол β, в том случае, когда

кривая предложения, заданная линейно, пересекает ось цен. Но тогда и tgα <tgβ.

Следовательно, tgtgαβ >1 и предложение эластично при любом значении цены.

b)Аналогичным образом следует рассуждать и в двух других случаях. На рис.

7.12 представлена кривая предложения S2. Она соответствует линейной

162


функции предложения и пересекает ось абсцисс. В точке B tgα = dQdP , а

P

tgβ = QP ; EPS = dPQ = tgtgαβ . Очевидно, что в этом случае угол α больше, чем dQ

угол β, а значит, и tgα >tgβ. Следовательно,

tgβ

<1 и предложение

tgα

 

 

неэластично.

Данный вывод справедлив для любой точки на кривой предложения S2 , а не только для точки B. Дело в том, что луч, выходящий из начала координат и проведённый через любую точку кривой S2 , будет иметь меньший угол наклона, чем сама кривая S2.

c)На рис. 7.13 кривая предложения S3 задана линейно и выходит из начала координат. В данном случае луч, проведённый из начала координат через любую точку на кривой предложения (в нашем примере это – точка B),

просто совпадает с самой кривой предложения. Тогда углы их наклона будут одинаковы, а соответственно равны друг другу и тангенсы этих углов:

tgα =tgβ. Следовательно, EPS = tgtgαβ =1 и мы имеем кривую предложения,

эластичность которого в каждой точке постоянна и равна единице. Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является

количество времени, имеющегося в распоряжении производителей, для того, чтобы отреагировать на данное изменение цены продукта. Потому что реакция производителей на рост цены продукта x зависит от их способности перераспределить ресурсы в пользу производства продукта x за счёт изменения (сокращения) производства других продуктов. А перераспределение ресурсов требует времени: чем продолжительнее время, тем сильнее подвижность ресурсов. Значит, больше изменится объём производства и выше будет эластичность предложения. Так, например, в кратчайшей периоде рыночное равновесие совершенно неэластично по цене, а в долгосрочном периоде оно становится весьма эластичным, иногда совершенно эластичным. Об этом более подробно пойдёт речь в следующей главе.

163


Неценовые детерминанты предложения.

P (цена)

P (цена)

S1

 

S2

S2

 

 

S1

(предложение первона чальное)

 

 

Рис. 7.15 Количество (Q)

Рис. 7.14

Количество (Q)

 

 

 

Увеличение предложения

Уменьшение предложения

Помимо цен, существуют и другие факторы, влияющие на количество товара, которое продавцы хотят реализовать. К ним относятся: цены на производственные ресурсы (рабочую силу, сырьё, машины и оборудование), необходимые для производства товара; технология – методы производства товаров и услуг; налоги и субсидии государства; число продавцов на рынке; цены альтернативных товаров, которые могут быть произведены с помощью тех же самых ресурсов; ожидаемые в будущем изменения цен на данный товар. Кривая предложения фирмы основывается на предельных издержках производства. Поэтому уменьшение цен на ресурсы, совершенствование технологии, снижение налогов или увеличение субсидий, улучшение качества применяемых ресурсов приводят к снижению издержек на производство единицы продукции и увеличивают предложение товара, так как при сохранении той же самой цены на рынке производство становится более прибыльным. Это, в свою очередь, привлечёт в данную отрасль больше продавцов. Большее количество ещё значительнее увеличит рыночное предложение. Если производители ожидают роста цен на свой товар в будущем, то они могут задержать доставку продукции на рынок по сегодняшним более низким ценам, и это сократит предложение. Сокращение предложения изображается графически путём сдвига кривой предложения влево (см. рис. 7.14). Увеличение предложения, напротив, выражается в перемещении кривой предложения вправо (см. рис. 7.15).

164