ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.09.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
Из определений видно, что обе функции предложения отражают одну и ту же взаимосвязь – между рыночной ценой и максимизирующим прибыль объёмом выпуска, - но различными способами. В нашей дальнейшем анализе мы будем пользоваться как обычной, так и обратной функцией предложения в зависимости от степени удобства.
Теперь ответим на следующий вопрос: как будет изменяться количество продукции, предлагаемое фирмой к продаже, в ответ на изменение цены? Рис. 7.3 наглядно проиллюстрировал зависимость между ценой и объёмом выпуска. Но можно провести и формальное доказательство этого факта. Продифференцируем выражение
(7.16) по p :
(7.19) |
1 =TC |
′′ |
′ |
|
(Q( p)) Q ( p) |
||
|
|
|
′′ |
Условие второго порядка максимизации прибыли требует, чтобы TC (Q) > 0. Отсюда |
|||
следует, что |
|
|
|
(7.20) |
Q′( p) > 0, |
т.е. функция предложения
P,LMC,
LAC
LMC(Q)
S
является возрастающей.
Эта зависимость может быть сформулирована как закон предложения, который гласит: повышение цены на товар влечёт за собой (при прочих равных условиях) рост величины предложения этого товара, и, наоборот, понижение цены
приводит к сокращению величины товара.
LAC(Q)
Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы в долгосрочном
периоде. Анализ предложения на Q долговременном этапе в значительной мере похож на анализ предложения в краткосрочном периоде. Здесь фирма, по-прежнему, сталкивается с горизонтальной
кривой спроса на свою продукцию. Только вместо краткосрочных средних и предельных издержек мы будем иметь дело с долгосрочными общими, средними и предельными издержками −LTC(Q), LAC(Q) и LMC(Q). Кроме того, нужно помнить,
что в долгосрочном периоде нет постоянных издержек; все издержки являются переменными.
Условие максимизации прибыли в долгосрочном периоде:
155
(7.21) |
max[p Q −LTC(Q)] при Q > 0 |
|
|
|
|
||||||
|
|
Q |
|
|
|
|
|
|
|
||
(7.22) |
|
dπ |
′ |
|
|
|
|
|
|
||
|
dQ = p −LTC (Q) = 0 |
|
|
|
|
|
|
||||
(7.23) |
|
p = LMC(Q ) |
|
|
|
|
|
|
|||
И условия второго порядка: |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
(7.24) |
|
d 2π |
|
|
|
′ |
′ |
′′ |
|
) < 0 |
|
|
dQ2 |
|
|
||||||||
|
|
Q =Q = p −LTC (Q ) |
Q |
= −LTC (Q |
|||||||
(7.25) |
|
dLMC |
|
> 0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
dQ |
|
|
|
|
|
|
|
Следовательно, фирма увеличивает прибыль двигаясь по восходящей ветви кривой долгосрочных предельных издержек до тех пор, пока LMC не станут равны цене.
Поскольку в долгосрочном периоде фирма не несёт постоянных издержек, то она покинет отрасль как только рыночная цена опустится ниже минимума долгосрочных средних издержек, т.е. как только экономическая прибыль предприятия станет отрицательной величиной. Условие продолжения производственной деятельности фирмы в данной отрасли:
(7.26) |
p Q −LTC(Q) ≥ 0, или |
|||
(7.27) |
p ≥ |
LTC(Q) |
= LAC(Q) |
|
Q |
||||
|
|
|
Следовательно, в долгосрочном периоде кривая предложения совершенно конкурентной фирмы будет совпадать с восходящей частью кривой LMC, лежащей выше кривой LAC, как показано на рис. 7.7.
§3. Рыночное предложение и факторы его определяющие.
В анализе конкурентного ценообразования важное значением имеет временной период, в течение которого рыночное предложение может отреагировать на изменение цены. Традиционно экономисты различают три периода.
1.Кратчайший период, в течение которого все факторы производства у фирм, остаются неизменными по объёму, а следовательно количество предлагаемого к продаже товара абсолютно фиксировано.
156
2.Краткосрочный период, в течение которого фирмы, работающие в данной отрасли могут изменить количество предлагаемой продукции в ответ на изменение рыночной цены, так как часть факторов производства оказываются переменными. Однако фиксированным здесь оказывается количество предприятий, функционирующих в данной отрасли. В краткосрочном периоде новые фирмы не входят на этот рынок, а старые фирмы его не покидают.
3.Долгосрочный период, когда на отраслевом рынке появляются новые фирмы или закрываются старые предприятия, что делает реакцию предложения на
изменение цены очень гибкой.
Кривая рыночного предложения в краткосрочном периоде показывает разные
P
S1
7
6
5
4
3 |
|
|
|
2 |
S1 |
S3 |
S2 |
1 |
|
|
|
S2 |
S3 |
S |
S |
10 |
20 30 |
40 50 60 70 80 |
90 |
100 110 120 130 |
140 150 160 170 180 190 200 210 220 |
Рис. 7.8
Q
количества продукта, которые все производители отрасли желают и способны произвести и предложить продаже на рынке при каждой конкретной цене из ряда возможных цен за определённый период времени и при прочих равных условиях. Таким образом, предложение отрасли – это суммарное предложение всех отдельных фирм. Кривую рыночного предложения можно получить, складывая – при каждой возможной цене – количества продукции, предлагаемые всеми фирмами.
Пример. Построение кривой краткосрочного предложения отрасли. Предположим, что на рынке картофеля функционируют только три продавца.
Несмотря на это, представим также, что рынок картофеля является совершенно конкурентным. В табл. 7.1 приведена информация об объёмах индивидуального предложения картофеля каждого из этих продавцов.
157
|
|
|
|
|
|
Таблица 7.1 |
|
|
|
|
|
|
|
Цена 1 кг |
|
Объём |
Объём |
|
Объём |
Объём |
|
предложения |
предложения |
|
предложения |
рыночного |
|
картофеля |
|
|
||||
|
продавца 1 (кг |
продавца 2 (кг |
продавца 3 (кг |
предложения |
||
(руб.) |
|
|||||
|
в неделю) |
в неделю) |
|
в неделю) |
(кг в неделю) |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
0 |
45 |
|
30 |
75 |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
20 |
70 |
|
75 |
165 |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
25 |
80 |
|
90 |
195 |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
30 |
85 |
|
100 |
215 |
|
|
|
|
|
||
Кривые |
индивидуального |
предложения каждого продавца строятся по точкам, |
||||
координаты |
которых заданы табл. 7.1. Они |
представлены на |
рис. 7.8. Здесь |
S1, S2 , S3 −кривые предложения соответственно первого, второго и третьего продавцов.
Объём рыночного предложения при каждой возможной цене картофеля получается простым суммированием объёмов индивидуального предложения. Так, при цене 2 руб. объём рыночного предложения составит: 0 + 45 + 30 = 75 кг; при цене 5 руб.: 20 + 70 + 75 = 165 кг; при цене 6 руб.: 25 + 80 + 90 = 195 кг; при цене 7 руб.: 30 + 85 + 100 = 215
кг в день. Исходя из кривых индивидуального предложения строим кривую рыночного предложения. Она показана на рис. 7.8 и обозначена S.
Теперь обобщим полученные нами результаты. Пусть на некотором отраслевом рынке работают m фирм.
Пусть функция предложения j − ой фирмы:
(7.28) qj ( p), где j =1,..., m.
Тогда функция рыночного предложения будет выглядеть следующим образом:
m
(7.29) Q( p) = ∑qj ( p)
j=1
Поскольку кривые индивидуального предложения имеют положительный наклон, отражающий действие закона предложения, постольку и кривая отраслевого предложения будет иметь в краткосрочном периоде положительный наклон, демонстрирующий прямую зависимость количества продаваемого товара от цены этого товара.
Ценовая эластичность предложения.
Эластичность предложения – мера чувствительности изменения количества предлагаемого продавцам и товара к изменению цены на этот товар или других,
158
неценовых факторов предложения. Ценовая эластичность предложения показывает, на сколько процентов изменится предлагаемое количество товара в результате однопроцентного изменения его цены. Ценовая эластичность предложения – величина положительная (т.е. больше нуля), так как при увеличении цены объём предложения тоже возрастает, и наоборот.
Для измерения эластичности предложения в отдельной точке кривой предложения используется коэффициент точечной эластичности−EPS , −который рассчитывается по формуле:
(7.30) |
EPS = |
dQ |
|
P |
|
dP |
Q |
||||
|
|
|
При значительных изменениях цены величина рыночного предложения тоже сильно меняется, поэтому формула (7.30) не может быть использована. В этом случае экономисты применяют коэффициент дуговой эластичности:
(7.31) |
EPS = Q2 |
−Q1 |
p1 |
+ p2 |
, где |
|
Q1 |
|
|||||
|
|
p2 |
− p1 |
+Q2 |
||
p1 −первоначальная цена; |
||||||
p2 |
−новая цена (после изменения); |
|||||
Q1 |
−количество товара, которое предлагалось к продаже при цене p1; |
Q2 −новая величина предложения при цене p2.
Мы уже выяснили, что ценовая эластичность предложения изменяется от нуля до бесконечности: 0 ≤ EPS <∞. Экономисты говорят, что предложение будет неэластичным по цене, если значения коэффициента эластичности лежат в диапазоне от нуля до единицы, т.е. 0 < EPS <1.
Это означает, что при 1%-ном изменении цены количество предлагаемой к продаже продукции изменится меньше чем на 1% (например, на 0,3% или на 0,85%). Другими словами, объём предложения изменяется в меньшей степени, чем цена, что характеризует слабую чувствительность предложения к увеличению или уменьшению цены. Напротив, предложение будет эластичным по цене, если значения коэффициента эластичности лежат в диапазоне от единицы до бесконечности, т.е. 1 < EPS <∞.
Следовательно, при 1%-ном изменении цены количество предлагаемой к продаже продукции изменится более чем на 1% (например, на 3% на 10% или на 25%). Иными словами, объём предложения увеличится (уменьшится) в большей степени, чем цена,
159