Файл: Савицкая - Лекции по микроэкономике - Глава 07.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.09.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важную роль в выборе фирмой объёма выпуска, максимизирующего прибыль, играет тот факт, что производить этот объём выпуска можно при разных издержках. Естественно, что фирму в этом случае должен интересовать вопрос, каким образом можно произвести желаемый объём выпуска (максимизирующий прибыль) при наименьших издержках. Таким образом, минимизация издержек является необходимым условием максимизации прибыли.

§2. Предложение совершенно конкурентной фирмы.

Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.

Предложение фирмы отражает взаимосвязь между ценой единицы товара и количеством данного товара, которое фирма изъявляет готовность произвести и предложить на рынке при той или иной цене за определённый период времени и при прочих равных условиях. А какой объём продукции захочет произвести и продать фирма, если её целью является максимизация прибыли? Она должна производить и продавать то количество продукции, которое обеспечит её наибольший уровень прибыли при каждой возможной цене. Это оптимальное количество определяется из условия p = MC(Q ). Поэтому взаимосвязь между рыночной ценой и объёмом продукции, предлагаемой фирмой на рынке, устанавливается не прямо, а опосредованно – через кривую предельных издержек.

P,

MC(Q)

MC

P3

d3

 

P2

d2

 

P1

d1

P,

 

 

AC,

 

MC

 

Q1

Q2 Q3

P

Рис. 7.3

Q

 

 

 

если произведёт Q1 единиц

товара.

C

Рассмотрим рис. 7.3. Пусть первоначально на рынке установилась цена p1. При этой цене фирма будет максимизировать прибыль,

 

MC(Q)

A

AC(y)

d

B

 

Q*

151

Q

Рис. 7.4

 


Предположим, что через некоторые время цена на рынке повысилась и составила p2.

Будет ли в этом случае выпуск Q1 оптимальным? Нет, так как p2 MC(Q1 ). Для того,

чтобы увеличить прибыль, фирме нужно нарастить объём производства. Тогда предельные издержки повысятся и сравнятся с ценой p2 при уровне выпуска Q2. Если цена поднимется снова и станет равной p3 , то фирма опять увеличит объём производства, чтобы возрастающие предельные издержки достигли значения новой цены. Поэтому кривая MC непосредственно отражает взаимосвязь между рыночной ценой и количеством продукции, предлагаемой фирмой к продаже, и лежит в основе кривой предложения совершенной конкурентной фирмы. Из условия второго порядка максимизации прибыли следует, что речь идёт не о всей кривой предельных издержек, а только о её восходящей ветви.

Однако этих рассуждений ещё не достаточно для построения кривой предложения совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Чтобы решить проблему до конца, нужно понять, в каком случае фирма прекратит производство в данной отрасли и вообще не станет предлагать к продаже товар этого вида.

Когда рыночная цена больше, чем средние издержки (AC) производства максимизирующего прибыль объёма продукции, фирма получает положительную экономическую прибыль и, значит, у неё нет никаких причин сворачивать свою производственную деятельность и уходить из данной отрасли. Рис. 7.4 показывает прибыль конкурентной фирмы к краткосрочном периоде. Расстояние AB представляет собой разницу между ценой и средними издержками при объёме выпуска продукции

Q и равно средней прибыли на единицу выпуска продукции. Отрезок BC измеряет общее количество произведённой продукции. Следовательно, прямоугольник ABCP отражает валовую прибыль.

Когда цена падает ниже минимально возможных средних издержек, выручка фирмы становится недостаточной для покрытия всех экономических издержек производства. В этом случае фирма получает отрицательную валовую экономическую прибыль, или, выражаясь языком практики, несёт убытки. Данная ситуация представлена на рис. 7.5. При максимизирующем прибыль объёме производства Q

цена P меньше, чем средние издержки, и поэтому отрезок линии AB равен средним убыткам производства. Аналогичным образом заштрихованный прямоугольник ABCD представляет убытки фирмы.

152


Почему же фирма, терпящая убытки, не прекращает производство? Фактически в

краткосрочном периоде перед фирмой стоит двоякий выбор: она может производить

некоторое количество продукции или временно закрыть своё производство. Она

выберет более прибыльную из двух альтернатив. В частности, фирма решит закрыть

производство (ничего не выпускать), когда цена её товара меньше минимальных

средних переменных издержек (AVC).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.

7.5 показывает

случай, при

Издержки

 

 

 

 

котором выпуск продукции желателен.

 

 

 

 

AC(Q)

 

 

 

 

 

 

Объём производства Q минимизирует

 

 

MC(Q)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

B

 

 

 

краткосрочные убытки. В данном случае

C

 

 

 

 

дешевле

 

произвести

продукцию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

D

 

A

P = MR

 

объёмом

 

Q ,

чем

вообще

не

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

F

 

 

 

AVC(Q)

 

производить продукции, так как при Q

 

E

 

 

цена

превышает

средние

переменные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

издержки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7.5

Q*

 

Выпуск

 

Действительно,

разность

между

 

 

 

 

 

средними издержками

AC

и средними

 

 

 

 

 

 

переменными издержками

AVC является средними постоянными издержками

 

AFC.

Следовательно, на рис. 7.5 отрезок BE представляет величину средних постоянных

издержек, а площадь прямоугольника CBEF – величину общих постоянных издержек.

Из предыдущей главы известно, что фирма несёт постоянные издержки даже при

нулевом объёме выпуска. Поэтому если фирма прекратит производственную

деятельность и покинет отрасль, её убытки будут равны величине постоянных

издержек, т.е. площади прямоугольника CBEF. Если же она останется в отрасли и будет

производить Q единиц продукции, её убытки окажутся значительно меньше,

 

что и

продемонстрировано на рис. 7.5 площадью прямоугольника ABCD. Следовательно, в

данном случае фирме выгодно продолжать производственную деятельность.

 

 

 

Фирма покинет отрасль лишь тогда, когда цена опустится ниже минимальных

средних

переменных

издержекAVC.

Потому

что

в

этой

ситуации

величина

постоянных издержек окажется меньше тех убытков, которые придётся нести фирме,

продолжая производственную деятельность. Приведённые здесь рассуждения можно

представить формально:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

153


(7.13) p Q VC(Q) FC ≥ −FC, где p Q общая выручка фирмы,

VC(Q) переменные издержки,

FC постоянные издержки.

Левая часть неравенства показывает прибыль (убытки) фирмы, осуществляющей производственную деятельность. Правая часть неравенства показывает убытки, которые несёт фирма, покидая данную отрасль. Фирма будет оставаться в отрасли до тех пор, пока левая часть будет больше правой. Преобразуя выражение (7.13), получаем:

(7.14)

p Q VC(Q) 0

 

(7.15)

p

VC(Q)

, или

p AVC(Q)

Q

 

 

 

 

Таким образом, кривая предложения совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде – это восходящая часть кривой предельных издержек, которая лежит выше кривой средних переменных издержек. Графически предложение

фирмыS представлено на рис. 7.6.

 

 

 

 

 

Функция предложения

совершенно конкурентной фирмы отражает

 

 

 

 

максимизирующий

прибыль выпуск при

P,MC,

 

каждой

возможной

цене: Q( p).

Поэтому

AC, AVC

 

функция

предложения

должна

 

 

 

 

 

MC(Q)

 

тождественно удовлетворять

условию

 

 

S: = P(Q)

AC(Q)

первого порядка максимизации прибыли:

 

 

 

 

(7.16)

p TC(Q( p))

 

 

 

AVC(Q)

 

и условию второго порядка максимизации

 

 

 

прибыли:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(7.17)

TC′′(Q( p))> 0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Q

Обратная

 

функция

 

 

 

 

 

Рис. 7.6

 

 

 

 

предложенияP(Q) показывает

ту цену,

 

 

 

 

 

 

 

которая должна сложиться на рынке, чтобы при производстве данного количества продукции фирма получила бы максимальную прибыль. Обратная функция предложения задаётся уравнением:

(7.18) P(Q) =TC(Q) при TC′′(Q) > 0.

154