ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.09.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
Предельная выручка и ценовая эластичность спроса. Мы можем провести некоторые несложные преобразования выражения (9.8), представляющего предельную выручку монополиста:
′ |
′ |
|
|
dp |
|
y |
|
|
|
1 |
|
|
MR( y) =TR ( y) = p( y) + p ( y) y = p( y) 1 |
+ |
|
|
|
|
= p( y) 1 |
+ |
|
|
, |
||
dy |
p( y) |
Ed ( y) |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
p |
|
|
(9.10) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
где Epd ( y) −ценовая эластичность спроса, с которым сталкивается |
|
|
монополист.
Условие первого порядка максимизации прибыли модифицируется тогда следующим образом:
(9.11) |
|
|
1 |
|
|
|
p( y) 1 |
+ |
|
|
= MC( y) |
||
Ed ( y) |
||||||
|
|
|
|
|
||
|
|
p |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
Причём, |
Epd ( y) < 0, |
так как кривая спроса имеет отрицательный наклон. Из четвёртой |
главы нам известно, что на эластичном участке кривой спроса коэффициент ценовой
эластичности Epd |
< −1, |
а |
на |
неэластичном |
участке |
кривой |
спроса: −1 < Epd < 0. В |
||||
последнем случае |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
(9.12) |
|
1 |
< −1 |
1 |
+ |
|
1 |
< 0 MR( y) < 0, |
|
|
|
|
d |
|
d |
|
|
||||||
|
|
Ep ( y) |
|
|
|
Ep ( y) |
|
|
|
|
|
так как |
p( y) > 0 |
по |
определению. Таким |
образом |
левая |
часть уравнения (9.11) |
становится отрицательной величиной если спрос на товар является неэластичным по цене. Однако предельные издержки фирмы не могут быть отрицательной величиной. Они всегда положительны, потому что с увеличением объёма выпуска общие издержки производства растут. Следовательно, на неэластичном участке кривой спроса отрицательная предельная выручка не может быть равна положительным предельным
издержкам.
P |
|
Если же фирма сталкивается с |
||
|
|
|||
|
|
эластичным спросом и Epd |
< −1, то |
|
|
MC(y) |
MR( y) > 0, |
и мы легко определим объём |
|
|
|
|||
|
|
выпуска, |
максимизирующий |
прибыль |
P* |
|
монополии. Отсюда следует важный |
||
|
|
|||
|
P(y) |
вывод, который является парадоксальным |
||
|
с точки зрения человека, не сведущего в |
|||
|
|
|||
|
MR(y) |
|
|
|
y* |
|
y |
|
193 |
|
Рис. 9–4 |
|
|
микроэкономике: монополист, максимизирующий прибыль, всегда будет работать только на эластичном участке кривой спроса.
Монополистическое ценообразование. Графическое определение цены для монополии показано на рис. 9–4. Кроме того, из условия первого порядка максимизации прибыли (9.11) получаем:
|
p( y) = |
|
MC( y) |
||
(9.13) |
|
+ |
1 |
||
1 |
|||||
|
Epd ( y) |
Поскольку монополист, максимизирующий прибыль, работает на эластичном участке
спроса (Epd |
< −1), то из формулы (9.13) |
следует, |
что |
p( y) > MC( y) y. Причём, |
||||
видно, что чем менее эластичен спрос |
Epd → −1, |
тем |
больше |
цена превышает |
||||
предельные |
издержки. И наоборот, при |
Ed → −∞: |
1 |
|
→ 0 и |
p( y) → MC( y), |
||
Epd |
||||||||
|
|
p |
|
|
|
следовательно, ситуация близка к совершенно конкурентной.
Отсутствие функции предложения у монополии. Величина y называется функцией
величины x, если каждому значению x, взятому из совокупности допустимых
значений, ставится в соответствие определённое значение y. Следовательно, функция
предложения существует, если каждой возможной цене (область значений аргумента)
|
|
|
|
|
ставится |
|
в |
соответствие |
||
|
P |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
определённое |
|
|
количество |
||
|
D1 |
MC |
|
|
|
|||||
|
|
предполагаемого фирмой товара. У |
||||||||
|
|
|
|
|
монополии, |
максимизирующей |
||||
P* |
|
|
прибыль, |
отсутствует |
функция |
|||||
|
|
|
|
|
предложения, |
так |
как |
не |
||
|
|
|
|
D2 |
существует всеобщей однозначной |
|||||
|
|
|
MR2 |
зависимости |
между |
ценой |
и |
|||
|
|
|
|
|||||||
|
y1 |
MR1 |
|
объёмом предложения монополии. |
||||||
|
y2 |
y |
||||||||
|
|
|
Рис. 9–5 |
Действительно, при данной кривой |
||||||
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
||||||
MC монополии с нею могут пересекаться в одной и той же точке несколько кривых |
||||||||||
MR, каждой из которых соответствует своя кривая спроса. |
Значит, |
один и тот же |
оптимальный объём выпуска предлагается монополией по разным ценам в зависимости
194
от угла наклона кривой спроса. С другой стороны, как показано на рис. 9–5, несколько точек пересечения MC и MR, соответствующих разным кривым спроса, могут
указывать на одну и ту же цену, по которой в зависимости от наклона кривой спроса
|
P, |
|
|
|
|
|
будет |
предлагаться |
различное |
||||
|
LAC, |
|
|
|
|
|
количество продукции. |
|
|
|
|||
|
LMC |
|
|
|
LMC |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
D |
|
|
|
|
|
В заключение отметим ещё одно |
||||||
|
|
|
|
|
|
важное |
отличие |
монополиста |
от |
||||
p* |
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
совершенно |
конкурентной |
фирмы. |
||||||
|
|
|
|
|
|
LAC |
|||||||
|
|
|
|
|
|
Разница |
между |
краткосрочным |
и |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
прибыль |
|
|
|
|
|
долгосрочным равновесием не важна в |
||||||
|
|
|
|
|
MR |
|
условиях |
монополии, |
потому что |
||||
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
y |
|
* |
y |
барьеры |
для |
|
входа |
в |
отрасль |
||
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
Рис. 9–6 |
|
препятствуют |
притоку новых |
фирм |
и |
|||
|
|
|
|
|
|
|
сведению |
экономической |
прибыли |
к |
нулю. В долгосрочном периоде максимизирующая прибыль монополия (см. рис. 9–6) получает положительную экономическую прибыль и уходит из отрасли, если только
p < LAC. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
§3. Государственная политика в отношении монополий. |
|
||||||||||||||
Неэффективность монополии. В условиях монополии рынок является равновесным. |
|||||||||||||||
Действительно, фирма-монополист находит для себя комбинацию цены и объёма |
|||||||||||||||
производства, дающей ей максимальную прибыль, а покупатели приобретают |
|||||||||||||||
необходимое им при данной цене количество товара. В этом смысле у монополиста нет |
|||||||||||||||
стимула |
изменять |
выпуск |
или |
устанавливать |
другую |
цену. |
Но |
будет |
ли |
||||||
|
P,MR,MC |
Потери в излишке |
|
|
монополизированный |
|
рынок |
||||||||
|
|
|
эффективным |
с |
|
точки |
зрения |
||||||||
|
|
|
потребителей |
|
|
|
|||||||||
pm |
|
|
|
|
MC |
максимизации |
|
общественного |
|||||||
A |
|
B |
|
|
|
благосостояния? |
|
|
|
|
|
||||
pk |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
C |
|
|
|
|
Мы |
можем |
ответить |
на |
этот |
||||
|
|
|
|
|
D: P(y) |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
вопрос, |
сравнивая |
|
выигрыш |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
потребителей |
и |
производителей в |
||||||
|
|
|
|
|
MR |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
195 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 9–7 |
ym |
yk |
|
|
y |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
условиях конкурентного и монополизированного рынков (мы предполагаем, что у производителей на рыке свободной конкуренции и у монополиста одинаковые кривые предельных издержек). Рис. 9–7 показывает кривые предельной выручки и предельных издержек монополиста, а также кривую рыночного спроса: p( y). Чтобы максимизировать прибыль, фирма осуществляет такой объём производства, при котором предельная выручка равна предельным издержкам. Монопольная цена и объём
производства обозначены как pm и ym . На конкурентном рынке цена должна равняться предельным издержкам и конкурентные цена pk и количество продукции yk должны находиться на пересечении кривой спроса и кривой предельных издержек. Теперь посмотрим, как меняется суммарный выигрыш потребителей и производителей, т.е. величина общественного благосостояния, если конкурентный рынок с параметрами равновесия ( yk , pk ) заменяется рынком монополии с параметрами равновесия ( ym , pm ).
Обладая монопольной властью, монополист выигрывает от контроля над ценами и, устанавливая их выше конкурентных, получает дополнительную (монопольную прибыль). В целом объём производства товара у монополиста будет меньше, чем рыночное предложение в условиях совершенной конкуренции, а цена выше, чем конкурентная цена. Это приводит к определённым потерям для общества, так как меньшее количество потребителей покупает продукт монополиста, а те, кто покупает, платят за него больше.
Из-за более высокой цены те потребители, которые покупают товар теряют часть излишка, показанную прямоугольником А. Те потребители, которые не могут купить
товар по цене pm но купили бы его по цене pk , также теряют излишек в размере
площади |
треугольника В. Следовательно, совокупная |
потеря |
потребительского |
излишка |
составляет – A −B. Производитель, однако, |
получает |
дополнительную |
прибыль, |
обозначенную прямоугольником А, продавая товар по более высокой цене, |
||
но теряет часть излишка, обозначенную треугольником |
C, из-за меньшего объёма |
||
продаж. Изменение в выигрыше производителя, следовательно, составит A −C. Тогда |
|||
изменения в общественном благосостоянии: |
|
|
|
(9.14) |
∆SW =∆CS +∆PS = (−A −B) +(A −C) = −B −C |
|
|
Таким образом, мы не можем назвать рынок эффективным с точки зрения общественного благосостояния. Потри общества от монополии можно измерить величиной безвозвратных потерь (потерь «мёртвого груза»). Это – разница между
196