Файл: Савицкая - Лекции по микроэкономике - Глава 09.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.09.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

проигрышем потребителей от повышения цен и снижения выпуска и выигрышем от этого монополии: ВС. Производя слишком мало продукции и продавая её по слишком высоким ценам (по отношению к предельным издержкам), монополист привносит неэффективное распределение в экономику.

С другой стороны, существуют очень весомые аргументы в пользу монополий. Продукция крупных компаний часто отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищённом рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения дорогостоящих научных исследований и разработок. Общеизвестно, что, хотя значительная часть выдающихся технических открытий XX в. сделана мелкими предпринимателями, их реализация стала уделом «большого бизнеса». Учитывая двойственный характер монополистических объединений, правительства всех стран с рыночноориентированной экономикой стараются в какой-то мере смягчить негативные последствия деятельности монополий путём введения специальных налогов, контролирования цен, а также путём введения антимонопольных законов.

Остриё антимонопольного законодательства с самого начала было направлено не против крупных фирм вообще, а против фирм, монополизировавших рынок средствами ограничительной практики. Речь идёт о захвате ресурсов (сырья, энергоносителей и т.п.); слиянии и поглощении компаний, соглашении между компаниями о разделе рынков сбыта продукции. Используя подобные средства, фирма может изолировать область своей деятельности от конкурентов и будет рассматриваться как монополия. Следовательно, сама по себе монопольная власть как таковая не является противозаконной, однако антимонопольное законодательство считает недопустимым определённые действия, направленные на исключение соперников из конкуренции.

Во всех странах есть специальные системы контроля за антимонополистической деятельностью, действует антимонопольное законодательство, созданы специальные государственные органы. В США – Федеральная торговая комиссия, в Германии – Федеральное управление по делам картелей, в Болгарии – Антимонопольная комиссия. В России создан Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (или просто Антимонопольный комитет Российской Федерации). К основным задачам Антимонопольного комитета относятся:

¾содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

197


¾предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

¾государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Антимонопольный комитет выполняет следующие основные функции:

¾направляет в Совет Министров РФ предложение по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения, заключения по проектам законов и других нормативных актов, касающихся функционирования рынка и развития конкуренции;

¾даёт рекомендации органам власти и управления по проведению мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции;

¾разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения;

¾контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;

¾контролирует крупные продажи и покупки акций, могущие привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов.

Антимонопольная политика представляет собой серию законов, цель которых –

предотвратить использование фирмами рыночной власти путём сокращения

производства и повышения цен или осуществления иной антиконкурентной практики.

Заметим, что главная проблема в реализации этой политики – ограничение

монополистических тенденций олигополии. Среди основных мер антимонопольной

политики выделяются меры по коррекции поведения, состоящие в том, что

правительство приказывает фирме или группе фирм изменить своё поведение, сделав

его более конкурентным, и структурная политика, в ходе которой изменяется структура

 

P,MR,LAC,LMC

 

отрасли,

становясь

более

конкурентной.

 

 

Разделение крупой компании на ряд мелких

 

 

 

 

 

 

 

 

независимых

фирм

является

примером

Pm

Em

 

 

структурной политики.

 

 

 

 

В §1 данной главы уже отмечалось, что

 

K

 

ACm

 

 

P1

B

 

F

LMC

 

 

 

 

 

 

естественная монополия – фирма, которая в

ACF

 

L

C

Pk

A

LAC

 

 

 

 

 

 

 

D

 

 

 

 

 

 

 

MR

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ym

y1

yk

y

 

 

 

 

198

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 9–8

 

 

 

 

 

 

 


состоянии удовлетворить весь рыночный спрос на продукт с меньшими издержками, чем те, которые были бы возможны, если бы две или более фирм поставляли точно такое же количество товара. Следовательно, принудительное рассредоточение производства на нескольких предприятиях в этом случае нецелесообразно, так как оно привело бы к росту средних издержек (издержек на единицу продукции), а значит, и к росту цены единицы продукции. В данном случае производство на одном крупном предприятии оказывается с точки зрения общества более эффективным, чем производство такого же объёма продукции на нескольких мелких или средних предприятиях. Именно поэтому во многих отраслях существование естественных монополий неизбежно, и государство вынуждено их регулировать, чтобы увеличить благосостояние потребителей, а вместе с тем и экономическую эффективность отрасли. Для этого монопольного производителя необходимо заставить производить больший объём продукции и назначать цену ниже монопольно равновесной посредством регулирования его деятельности.

Здесь, например, могут быть использованы два метода, представленные на рис.

9–8. Метод предельных издержек заключается в том, что государство требует

(контролирует), чтобы устанавливаемая монополистом цена pk равнялась его предельным издержкам. Метод средних издержек состоит в том, что вся прибыль монополиста, за исключением нормальной изымается (то есть цена p1,

устанавливаемая государством, равна средним издержкам).

Легко видеть, что тот и другой методы государственного регулирования цен приводят к расширению объёма производства естественной монополией. Без такого регулирования монополист выпускал бы ym единиц (см. рис. 9–8). При установлении цены на уровне средних издержек:

(9.15) ym < y1 и pm > p1,

Что увеличивает общественное благосостояние. При установлении цены на уровне предельных издержек:

(9.16) ym < y1 < yk , pm > p1 > pk и pk = LMC( yk ),

что соответствует эффективности совершенно конкурентного рынка.

Однако применение этих методов регулирования цены имеет свои сложности. Метод предельных издержек часто ведёт к убыткам и необходимости субсидировать

199


монополию за счёт государственных средств. На рис. 9–8 размер государственной

субсидии при установлении цены pk равен:

 

 

 

 

 

 

 

 

(9.17)

(ACF pk ) yk ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т.е. площади прямоугольника CF(F ) pk . Метод установления цены на уровне

средних издержек лишает монополиста стимула снижать свои средние издержки, так

как он знает, что любые его расходы будут компенсированы соответствующей ценой.

 

 

P,MR,LAC,LMC

 

 

Налогообложение

в

условиях

 

 

 

монополии.

 

 

Государственное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

регулирование

монополий

может

 

t

После налога

 

 

осуществляться

как

прямым,

так

и

p

p

 

До налога

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

p

 

 

 

косвенным

 

образом.

 

 

Прямое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

pkt

 

 

 

 

MC + t

регулирование

 

выражается

 

в

 

t

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

MC = const=C

установлении

 

цен,

косвенное

во

 

p

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спрос: P(y)

введении налогов. В §3 седьмой главы

 

k

 

MR

 

 

 

 

 

 

 

y t

y

y t

y k

y

был проведён анализ влияния налогов

 

 

 

Рис. 9–9

 

 

различного

типа

на

 

параметры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

равновесия

и

кривую

 

предельных

издержек совершенно конкурентной фирмы. Применённый там метод исследования

может быть распространён и на монополистическую фирму. Различие состоит лишь в

том, что условием оптимума для совершенно конкурентной фирмы является равенство

цены предельным издержкам, а для монополиста максимизирующий прибыль объём

выпуска достигается при равенстве предельной выручки предельным издержкам. Все

остальные результаты, полученные в §3 седьмой главы, абсолютно идентичны для

фирмы-монополиста. Так, паушальный налог, взимаемый независимо от объёма

выпуска, является для монополиста элементом постоянных, а не переменных издержек.

Следовательно, оптимальный выпуск продукции и её цена после введения паушального

налога не изменяется: уменьшится лишь получаемая монополистом прибыль. Значит,

паушальный налог ложится целиком на монополиста. Его нельзя переложить на

покупателей через более высокую цену и меньший объём выпуска, как в случае

потоварного налога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Потоварный налог устанавливается в расчёте на единицу продукции, а общая

сумма налога зависит от объёма выпуска. Таким образом, монополист максимизирует

свою прибыль, приравнивая предельную выручку к сумме предельных затрат и ставки

200


налога, т.е. кривая MC сдвигается вверх (см. рис. 9–9) на величину налога до кривой

MC +t, и точка пересечения кривой предельного дохода и кривой предельных

издержек сдвигается влево. Поэтому введение потоварного налога приведёт к снижению выпуска продукции монополиста и увеличению цены на неё, как показано на рис. 9–9.

Нас, однако, чрезвычайно интересует вопрос: на сколько в этом случае измениться цена? Особенно интересно сравнить результаты введения количественного налога на совершенно конкурентном и монопольном рынках. В этой связи мы рассмотрим два особых случая, когда имеет место линейная функция спроса и функция спроса с постоянной эластичностью. Предельные издержки при этом предполагаются постоянными: MC = const = c.

Если обратная функция спроса имеет вид

(9.18) p( y) = a b y, (a,b > 0)

то функция выручки буде иметь вид:

(9.19)

TR( y) = y p( y) = ay by2

(9.20)

MR( y) =TR ( y) = a 2by,

т.е. кривая предельной выручки будет в 2 раза круче, чем кривая спроса. Если кроме этого, фирма имеет постоянные предельные издержки

(9.21) (C( y) = c y),

тогда решением задачи максимизации прибыли будет следующее:

(9.22) MR( y) = MC a 2by = c

Отсюда оптимальный объём выпуска:

(9.23)

y = a c

 

2b

И цена, которую установит монополист:

(9.24)

p = a b y = a b a c

= a +c

 

2b

2

Теперь предположим, что государство вводит количественный налог на монополию. Это увеличивает MC на величину налога t :

(9.25) MC = c +t

201