Файл: Налоговая система РФ(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотренные принципы налогообложения представляют собой ключевые положения, которыми необходимо руководствоваться при формировании и совершенствовании налоговой системы с учетом конкретных экономических, политических и социальных условий развития общества.

1.3. Основные этапы эволюции налоговой системы России

Налогообложение с большим трудом пробивало себе дорогу. В продолжение долгого времени налоги имели временный и целевой характер. Вводились они обычно на определенный срок, например до окончания войны или до погашения вызванных войной долгов. «Пятые», «десятые», «двадцатые» и т.д. деньги, затем подушно-поразрядные налоги XVII и XVIII вв., появившиеся в XVII в. во множестве акцизы вводились с разрешения парламентов и были временными. Только к началу XIX в. налоги из источника чрезвычайного, имеющего характер дополнительный и вспомогательный, сделались обыкновенным и главнейшим государственным доходом не только в отношении суммы дохода, получаемого от них, но и в отношении социальнополитических идей, которые положены в их основу [37].

И в настоящее время государство использует разнообразные способы формирования своих ресурсов. Если обратиться к отчетности Федерального казначейства о доходах бюджета, можно увидеть более тысячи конкретных видов платежей.

В специальной литературе можно найти немало определений налога, но наиболее существенные его признаки можно видеть в следующем:

  • налог взимается государством и формирует специальные фонды удовлетворения общественных потребностей;
  • налог взимается не произвольно, а на основании законно установленных правил;
  • налог - это сбор в денежной или натуральной форме, а отнюдь не личная повинность;
  • налог не является платой за какие-либо конкретные государственные услуги и не стоит в определенной количественной связи с ними. Налог - не штраф, не наказание, и в отличие от штрафа он никогда не может иметь целью уничтожение или умаление своей собственной основы;
  • налог - это обязательный сбор, который устанавливается государством в одностороннем порядке и который при необходимости взимается принудительно. Эта неотъемлемая черта налога вовсе не делает его чем-то недемократичным.

Исходя из этих характеристик налог можно определить как безэквивалентный обязательный сбор, взимаемый государством на законном основании и служащий источником формирования централизованных государственных фондов. При этом тождественны понятию налога исторически сложившиеся и закрепленные нормами русского языка термины «сбор», «пошлина», «платеж», «акциз» [31].


Из приведенного определения налога следует, что регулирование налогообложения имеет односторонний характер и основано на государственно-властном принуждении. Налог не является результатом договоренности публичной власти и налогоплательщика. Налоговые правоотношения - это специфические обязательства внедоговорного характера. В этом особенность налогового права и его отличие, скажем, от права гражданского, где господствуют отношения добровольности и равенства сторон.

В соответствии с основными признаками налога он неразрывно связан с государством. Сущность налога заключается в обеспечении государства необходимыми средствами. «Содержание правительства» (А. Смит) или «финансовое обеспечение деятельности государства» (Налоговый кодекс РФ, далее - НК РФ) - вот бесспорное предназначение налогов. «В налогах, - очень точно заметил К. Маркс, - воплощено экономически выраженное существование государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, цивильный лист и табель о рангах - все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном общем семени - в налогах» [30].

Как ни странно, единое понимание российскими исследователями фискальной сущности налога не распространяется на толкование ими функций налогов. Каждый специалист наряду с признанием фискальной функции использует свой набор функций, расширяя сущностное предназначение налога до распределительного, контрольного, стимулирующего, запретительного, социального, экологического и т.д. В такой ситуации предпочтительной выглядит позиция, согласно которой налогам вменяется только одна функция - фискальная.

В современной отечественной экономической литературе налоговую систему принято определять как совокупность:

  • налогов и сборов, взимаемых государством;
  • принципов, форм и методов их установления;
  • регулирующих законодательных актов;
  • форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

В связи с появлением в начале 90-х гг. прошлого века большого количества новых налогоплательщиков вследствие развития различных форм предпринимательской деятельности создание налоговой системы предполагало формирование институциональных основ бюджетного процесса:

  • продуманной налоговой политики, переведенной на четкий язык законодательных и нормативно-правовых актов;
  • организационной структуры органов налоговой службы, способной выполнять задачи по наполнению бюджета страны финансовыми ресурсами; - осознания населением страны необходимости уплаты налогов.

Каждое государство свободно в выборе модели построения национальной налоговой системы. Позитивным моментом можно считать постоянное, на регулярной основе сложившееся общение руководителей налоговых органов стран бывшего СССР в рамках Координационного совета руководителей налоговых служб государств - участников СНГ. Это действенная форма сотрудничества, способствующая изучению опыта и достижений в налоговом регулировании социально-экономических процессов стран, имеющих общие экономические, исторические и территориальные корни. Например, на заседании, проведенном в 2010 г., были приняты решения по следующим вопросам:

  • о мерах по расширению информационного взаимодействия государств - участников СНГ;
  • подготовке аналитической информации по администрированию налогов на доходы, полученные с использованием офшорных юрисдикций;
  • об организации сбора информации о применении упрощенных (специальных) режимов налогообложения субъектами малого предпринимательства;
  • о межведомственном взаимодействии в рамках контрольной работы налоговых органов и др. [39]

Формирование налогового мировоззрения начинается с детства. Ведь подрастающее поколение - будущие потенциальные налогоплательщики.

Охарактеризуем становление и развитие налоговой системы Российской Федерации. Наглядно этапы ее развития представлены на рисунке 1.5.

Эволюция налоговой системы Российской Федерации

I

этап

1991

г.

1998

г.

Множество законов, актов и нормативных документов,

видов налогов, нестабильность налоговой системы.

Основная задача

формирование

бюджета

II

этап

1999

г.

2010

г.

Введение в действие НК РФ, унификация и более

стабильный характер налоговой системы. Основные

задачи

формирование бюджета и регулирование

экономики

III

этап

2011

г.

по настоящее

время

Налоговая система носит

стабильный характер,

учитывает особенности межгосударственных


отношений, происходит гармонизация налоговых

отношений.

Основные задачи

формирование бюджета и

регулирование экономики, стимулирование

инвестиционной активности, развития отраслей..

Рисунок 1.5 - Этапы развития налоговой системы Российской Федерации

Данным законом были определены основные понятия, это: налог, сбор, элементы налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, а также перечень налогов и сборов, действующих с 1 января 1992 г на территории России. Также было закреплено, что понятие, налога, сбора, пошлины, обязательных платежей, совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, и образуют налоговую систему [47].

Значительное их количество установленных законом налогов и сборов, различный механизм их исчисления позволяли учитывать особенности развития хозяйствующих субъектов с учетом их местонахождения на территории России. Проводимые меры позволили в сложный переходный период для страны сформировать бюджет и решать основные социальные задачи [50].

Основополагающим документом, который регламентировал деятельность налоговых органов, стал указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 «О государственной налоговой службе Российской Федерации» и «Положение о государственной налоговой службе Российской Федерации». Данными актами были закреплены: место налоговой службы в структуре органов государственного управления, задачи и функции, права, гарантии и система социальной защиты работников налоговой службы [12].

Реформирование в области экономики осуществлялось в том числе в направлениях развития субъектов малого предпринимательства. С целью поддержки предпринимательской активности в конце 90-х гг. были введены в действие первые специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

В течение всего периода существования Налоговая система Российской Федерации претерпевала существенные изменения. Изменения затрагивали не только порядок исчисления и уплаты налогов, но и саму ее структуру.

Важным этапом стало введение с 1 января 1999 г. первой части Налогового кодекса Российской Федерации. Документ позволил решить многие назревшие налоговые проблемы и коллизии и значительно повысить защищенность добросовестных плательщиков налогов и сборов. Первой частью Кодекса устанавливается порядок взаимодействия государства с экономическими субъектами и его гражданами по вопросам взимания налогов и сборов. Налоговым кодексом устанавливается система налогов, взимаемых на территории Российской Федерации, устанавливается порядок введения налогов и сборов на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, формы и методы контроля и ответственность за совершение налоговых правонарушений [26].


С 1 января 2001 г. введена в действие вторая часть Налогового кодекса Российской Федерации. Первыми налогами, зафиксированными в НК РФ стали налоги раздела VIII «Федеральные налоги»: глава 21 «Налог на добавленную стоимость», глава 22 «Акцизы», глава 23 «Налог на доходы физических лиц», глава 24 «Единый социальный налог». В последующие периоды продолжалось введение налогов во вторую часть кодекса. В настоящее время она содержит все налоги, предусмотренные Налоговым кодексом. Последними налогами, введенным в действие стали: налог на имущество физических лиц и торговый сбор, который был введен в действие с 1 января 2015 г.

Наряду с работой по упорядочиванию системы налогов и сборов государством проводилась целенаправленная налоговая политика по снижению налогового бремени экономических субъектов. Это выражалось и в снижении налоговых ставок, и в изменении механизма исчисления и в предоставлении льгот (вычетов) по налогам.

Принятые меры в области налогообложения способствовали стабилизации экономики страны и увеличению темпов ее развития. Однако не все законодательные изменения приводят к положительным результатам, в некоторых случаях определенным образом ухудшают финансовое положение хозяйствующих субъектов, в том числе малого и среднего бизнеса. Таким примером явилась отмена единого социального налога и введение вместо него системы обязательного социального страхования с 2010 г. Данная мера была негативно воспринята бизнес-сообществом в связи с ростом суммы отчислений.

С января 2013 года введена в действие новая глава 26.5 по специальному налоговому режиму «Патентная система налогообложения», которая может применяться индивидуальными предпринимателями. В результате формирования налоговой системы сложилась совокупность налогов, которые экономисты классифицируют по различным признакам. Классификация показывает их универсальность: налогообложению подлежат как физические, так и юридические лица, установление их производится всеми уровнями власти, определены сроки уплаты, что позволят формировать бюджет государства [49].

Как отмечалось выше, одна из целей создания НК РФ заключалась в обеспечении стабильности налоговой системы страны. Развитие экономики страны, новые явления в отношениях между налогоплательщиками и государством, смена стадий экономического и политического цикла обусловливают необходимость внесения изменений в Налоговый кодекс России. Наиболее заметные изменения, имевшие место с момента введения в действие второй части НК РФ, указаны в таблице 1.1.