ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.10.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Опера-балет (франц. opera-ballet). Жанр музыкально-театрального представления, культивирующийся во Франции в конце XYII – начала XYIII в. Признанные мастера – А.Кампра («Галантная Европа», 1697, «Венецианские празднества», 1710), Ж.Муре, А.К.Детуш, Монтеклер. Оперы-балеты были красочны и декоративны. Они состояли обычно из ряда картин, которые сюжетно почти не были связаны; развитые танцевальные номера сочетались с ариями, речитативами, ансамблями и другими оперными формами. Яркие образцы были созданы Ж.Ф.Рамо – «Галантная Индия» (1735), «Празднество Гебы» (1739). Этот жанр возродился в XIX, XX вв. В жанре оперы-балета написаны «Торжество Вакха» Даргомыжского (1848), «Млада» Римского-Корсакова (1890). В XX в. – «Театр чудес» Хенце (1948, 2-я ред. 1965), «Четыре девушки» Э.Денисова (1986) и многие другие оперы отечественных композиторов.

Кукольная опера. Жанр кукольной оперы был широко распространен в XYIII в. Перу Гайдна принадлежит пять произведений, выдержанных в этом жанре, они были предназначены для исполнения в летнем дворце князя Н.Эстергази. После периода упадка в некоторых странах к концу XIX в. возобновился интерес к кукольной опере. Одно из самых известных произведений XX в. – «Балаганчик мастера Педро» М. де Фальи.

Опера спасения (или «опера спасения и ужасов») - разновидность оперы, получившая свое распространение во Франции в период (и затем несколько позднее) Великой Французской революции 1789-92 гг. Характерные особенности этого типа оперы связаны с трактовкой сюжета – нагнетанием драматического напряжения к концу, возрастанием опасности (часто смертельной) для положительных героев, но всегда с благополучной развязкой. Трагедийный накал музыкального и сценического действия был связан с напряженной атмосферой эпохи. Крупнейший мастер данной разновидности оперы – Керубини («Медея», «Лодоиска», «Два дня»). Знаменитым образцом этого жанра является опера Бетховена «Фиделио».

Большая опера (или большая парижская опера, франц. grand opera). В широком понимании – обозначение любой многоактной оперы преимущественно серьезного (некомедийного) характера. В более специальном значении – оперный жанр, сложившийся во Франции в XIX в. В высший период расцвета (1820-1860) произведения создавались для Парижской оперы. Для такого типа оперы показательны монументальность, сценические эффекты, драматизм, развернутые массовые сцены. Этим операм свойственны исторические сюжеты. Среди наиболее значительных образцов жанра – «Немая из Портичи» Обера (1828), «Вильгель Телль» Россини (1829). Один из ведущих мастеров жанра большой оперы является Мейербер. Знамениты такие его произведения, как «Роберт-Дьявол», «Гугеноты», «Пророк», «Африканка». В жанре большой оперы написаны «Еврейка» Галеви, «Сицилийская вечерня», «Дон Карлос» Верди (в первоначальных французских редакциях – 1855, 1867). Композиция включает как правило 4 или 5 актов. Жанровые условия французской большой оперы отражены в опере Вагнера «Риенци» (1842), опере Верди «Аида» (1871) и др.


Grand оpera buffa (итал. «большая комическая опера»). Жанр, который совмещает в себе традиции большой оперы и оперы-буффа. Ярким образцом является опера американского композитора второй половины XX – нач. XXI вв. Дж.Корильяно «Привидения Версаля» («The Ghosts of Versailles»), премьера которой состоялась в театре Метрополитен (Нью-Йорк) в 1991 г.

Лирическая опера (в некоторых источниках фигурирует как лирическая драма, франц. drame lyrique). Данная жанровая модель представляет собой разновидность французского театрального искусства второй половины XIX в. Лирическая опера воплотила характерную тенденцию времени, в которой отразилась тяга к углублению психологического начала, интерес к личности человека и его интимному миру, в противовес историко-героическим и легендарным сюжетам, романтическим образам большой оперы. Новый жанр характерен для творчества Бизе, Делиба, Массне. Лирические тенденции показательны также для итальянского и русского оперного искусства («Евгений Онегин», «Иоланта» Чайковского). Избирая для своих сюжетов произведения классической литературы («Фауст», «Гамлет», «Миньон», «Вертер», «Манон»), авторы выделяли в них преимущественно лирическую драму. Музыкальная драматургия в лирических операх как правило гибко следует за развитием действия, особое значение придается мелодически насыщенным речитативам. Жанр, который особо значим для искусства последней трети XIX в.. Черты лирической оперы воплотились в творчестве Дебюсси, Брюно, Шарпантье, они также свойственны для итальянских веристов, особенно для Пуччини.

Музыкальная драма. Это понятие было выдвинуто во второй половине XIX в. Оно отразило новую тенденцию привнесения в оперу принципов драматического театра: более последовательное подчинение музыки драматическому действию, преодоление замкнутости отдельных эпизодов ради усиления сквозного действия, замену арий свободно построенными вокальными монологами, дуэтов – музыкально-диалогическими сценами. Теоретическую разработку проблем музыкальной драмы наиболее полно, как известно, осуществил Р.Вагнер: «драма – цель, музыка – средство для ее воплощения». Р.Вагнер выступал против подчеркнуто виртуозных моментов в опере, за воплощение драматического начала в музыке, за цельность оперного произведения, в котором бы объединялись гармонично все виды искусства.

Камерная опера. Небольшая по объему опера, идущая в сопровождении камерного оркестра. Это название применяется, как правило, к операм конца XIX, XX – начала XXI вв. Образцы – «Моцарт и Сальери» Н.Римского-Корсакова, «Мавра» И.Стравинского, «Поворот винта» Б.Бриттена, «Шинель», «Коляска» А.Холминова, «Балаганчик», «Граф Калиостро» О.Янченко, «Хористка» В.Агафонникова, «Последним целованием» Л.Бобылева (произведение, которое относится одновременно и к жанру монооперы). Камерные оперы созданы также А.Чайковским – «Мотя и Савелий – Моцарт и Сальери», «Царь Никита и сорок его дочерей», Л.Десятниковым – «Витамин роста», И.Егиковым – «Страсти по Живаго» и другими отечественными композиторами.


Песенная опера. Жанровая разновидность музыкально-театрального искусства, получившая распространение и популярность в СССР в 30-50 гг. Музыкальный материал песенной оперы намеренно ограничивался стилизованными в народном духе песнями, дуэтами, хорами, танцами. Известные образцы – «Тихий Дон» И.Дзержинского (1934), «В бурю» Т.Хренникова (1939). С традициями данного жанра связана опера С.Прокофьева «Семен Котко».

Опера-оратория. Жанр, в котором совмещаются признаки оперы и оратории. Показательными образцами являются «Царь Эдип» И.Стравинского (1927), «Антигона» А.Онеггера (1927). Среди современных московских композиторов известна опера «Сергий Радонежский» Т.Смирновой.

Моноопера. Жанр, относящийся преимущественно к искусству XX в. Сюжетно-фабульная линия и музыкальная драматургия связаны, как правило, с развитием одного единственного персонажа. К такому типу опер относятся, например, «Счастливая рука» А.Шенберга (одноактная «музыкальная драма» для баритона, хора и оркестра на собственное либретто, 1913), «Человеческий голос» Ф.Пуленка (1959). В отечественной музыке второй половины XX в. – «Записки сумашедшего» Ю.Буцко, «Дневник Анны Франк» (1969), «Письма Ван Гога» (1975) Г.Фрида, «Ожидание» М.Таривердиева (1985), «Письмо незнакомки» Б.Киселева (1993), «Больше никогда» («Never More») Ю.Каспарова (1992), «Путешествие в любви» Ф.Караева (1978), «Белая бабочка Йокко» В.Галутва (моноопера с балетом рук и вееров в одном акте, 1997) и др.

Монодрама (греч. «один» и «действие»). Произведение, которое рассчитано на одного актера. Среди произведений, носящих жанровое наименование «монодрама», известны, например, «Лелио, или Возвращение к жизни» Г.Берлиоза, «Ожидание» А.Шенберга (по существу, это опера для одной певицы).

С жанром оперы в разные исторические эпохи, в той или иной степени, связаны такие формы музыкального театра, как театральное празднество, театральное действо, священное представление, мадригальная комедия, маска, семи-опера, интермедия, интермеццо, водевиль, итальянская комедия масок (commedia dell’arte), пастиччо, мелодрама, дуодрама, японский театр кабуки, менестрельный театр, мюзикл, оперетта.

В XX в. развитие кинематографа, радио, массовых жанров музыки, джаза, рока и пр. привело к смешению различных оперных и сценических жанров (подчас к размыванию границ жанра), созданию принципиально новых типов оперы, рождению ряда сочинений, рассчитанных на определенные специфические условия исполнения. Для искусства XX в показателен универсализм современного композиторского творчества, который проявляется в двух взаимодействующих тенденциях -синтезирующей и дифференциирующей.


Теряется типологическая устойчивость жанра-рода. Жанровый гибрид вытесняет оперу в ее классическом традиционном понимании. И эта волна захлестнула не только мир оперы, но и другие академические жанры и формы музыки – симфонию, инструментальный концерт, камерные сочинения (соната, квартет, квинтет, трио и пр.), балет и др. Возникают принципиально новые оперные жанры, практически не свойственные культуре предшествующих веков. Остановимся на некоторых из них.

Рок-опера. Данная разновидность оперы связана с развитием рок-музыки, как самостоятельной области музыкальной культуры, возникшей в середине 60-х гг. XX в. Элементы рок-музыки проникли в академическое искусство (в том числе через посредничество минимализма) и в жанр мюзикла. Широко известный мюзикл английского композитора Э.Ллойд-Уэббера «Иисус Христос суперзвезда» (1971) считается ярким образцом жанра рок-оперы. В отечественной музыкальной культуре к данному жанру обращаются А.Рыбников – «Звезда и смерть Хоакима Мурьетты» (1975), опера-мистерия «Юнона и Авось» (1980), А.Журбин – «Орфей и Эвридика» (1974), М.Дунаевский – «Саломея» (1992), А.Сивашева-Богословская – «Хитроумная влюбленная» (1989), Е.Подгайц – «Повелитель мух» (1995), А.Мажуков – «Ах, любовь» (1988), В.Беседина – «Святая Жанна» (1998), Г.Ауэрбах – «Аэлита» (1977) и др.

Телеопера. Новый жанр оперы, сформировавшийся во второй половине XX в. и связанный с развитием кинематографа. В американском оперном искусстве XX в. уже около полувека пользуется особой популярностью произведение Дж.К.Менотти «Амал и ночные гости» (рождественская история, 1951), являющееся одним из первых показательных образцов жанра. Известны также такие сочинения, как «Лабиринт» Дж.К.Менотти (1963), «Мышкин» Дж.Итона (по Ф.М.Достоевскому, 1973). В отечественной культуре XX в. в жанре телеоперы написаны «Кому вы звоните?» Б.Франкштейна (одноактная опера-вокализ или киноопера, 1976), «Анна Снегина» В.Агафонникова (1968) и др.

Радиоопера. Жанр, созданный с учетом специфических условий восприятия при слушании по радио. Пользуется популярностью опера американского композитора XX в. М.Блицстайна «Я нашел звук». Среди известных сочинений – «Старая дева и вор» Дж.К.Менотти (1939), «Сельский врач» Г.В.Хенце (1951, нов. ред. 1965), «Дон Кихот» Ж.Ибера (1947).

Поп-опера. К данному типу относится, например, одноактная опера «Пловец» М.Дунаевского (1989).

Фольклорная опера. В этом жанре написаны оперы отечественных композиторов второй половины XX в. – «Невеста для Иванушки» А.Польшиной (1987), «Клоп» В.Дашкевича (1987), «Северный сказ» Т.Смирновой (1989). Folk-опера «Северный сказ» Т.Смирновой представляет собой народную оперу-действо, основанную на синтезе песни, танца, костюма, восходящих к далекой старине народных обрядов, подлинного русского слова. Участниками оперы являются народные певцы и оркестр русских народных инструментов.


Опера-концерт. Примеры среди отечественных композиторов – «Четыре портрета» Д.Кривицкого (1985), «Бедные люди» Г.Седельникова (1973). Композитор Г.Седельников сам называет свое сочинение оперой-концертом - в тридцати письмах-эпизодах для баритона, сопрано и струнного квартета. «На принадлежность к форме <…> маленького “концерта” для голоса с инструментальным сопровождением указывает, - отмечает Н.Тетерина, - очередность “пропевания” писем каждым из персонажей» [176, 315].

Опера на сцене драматического театра. Новое явление в искусстве второй половины XX в., которое предполагает синтез оперы и театрального действия, происходящего не на оперной сцене. Показательным примером может служить постановка «Пиковой дамы» П.Чайковского на сцене МХАТ им.Горького (в версии А.Шнитке, Ю.Любимова, Г.Рождественского, 1997).

Опера-политический памфлет. Известна опера американского композитора XX в. Р.Сешнса «Осуждение Лукулла» (1947).

Опера-пантомима. К этому жанру относится, например, опера под названием «Письмо» российского композитора В.Галутва (1986).

Детская опера. Жанр, ставший особенно популярным в музыке второй половины XX в. В отечественной музыкальной культуре данного исторического периода написано большое количество опер. Яркими образцами жанра являются: «Красная Шапочка» (1967 – 1 ред., 1979 – 2-я ред.), «Снежная королева» (1968) М.Раухвергера, «Золотой колосок» (1975) А.Аверкина, «Снеговик» (1964), «По щучьему велению» (1997) В.Агафонникова, «Дюймовочка» (1995), «Принц и нищий» (2004) Е.Подгайца, «Пираты на острове ученых» (1982) Ю.Багрия, «Светлячок» (1996) В.Бесединой, «Леснянка и апрель» (1996) Е.Ботярова, «Брикли Браклин» (детская опера-буфф) В.Котова (1986) и многие другие. В американской музыке XX в. к жанру детской оперы обращались Дж.К.Менотти – «Цыганский суд» (1978), «Чип и его собака» (1979), «Невеста с Плутония» (1982), «Мальчик, который рос слишком быстро» (1982), Дж.Итон – «Лев и Андроклс» и др.

Опера, сочиненная для церкви. Это - совершенно удивительный жанр, широко культивирующийся прежде всего в американском оперном искусстве XX в. Популярными являются, например, оперы Дж.К.Менотти – «Обман Мартина» (1964), «Яйцо» (1976), которые написаны также для детской аудитории.

Наряду с тем или иным родом искусства (драмой, эпосом, сказкой - разновидностью эпического рода, лирикой, комедией) и историческим типом оперы (зингшпиль, буффа и пр.) немаловажными в определении жанра произведения являются и аутентичные индивидуально-авторские жанровые признаки. Раскрывающие специфику оперы, ее драматургию, они связаны с композиторскими определениями, указаниями, отраженными в названиях сочинений (чаще всего эти названия объявлены на титульном листе партитуры). Данные авторские указания также весьма существенны, они определяют особенности сценической и музыкальной драматургии оперы, ее исходную эстетическую доминанту, обусловливая нередко генеральную интонацию сочинения.