Файл: Законность и правопорядок (Взаимосвязь законности, правопорядка, демократии и государственной дисциплины).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 283

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) они не совпадают по своему генезису, происхождению, эволюции; если общественный порядок исторически возникает вместе с возникновением и становлением человеческого общества как его органическая часть и условие существования, то правопорядок в качестве политико-юридического явления зарождается гораздо позже, а именно когда возникает публичная власть, право, законы; он - атрибут государства;

2) у них разная нормативная основа; если правопорядок базируется на праве и является в конечном счете результатом его реализации, то общественный порядок есть следствие соблюдения не только правовых, но и всех иных социальных норм общества;

3) они по-разному обеспечиваются; если правопорядок опирается на особый аппарат принуждения, то общественный порядок - на силу общественного мнения, меры негосударственного воздействия; за первым стоит мощь государства, за вторым - влияние (давление) всего общества;

4) при нарушении правопорядка и общественного порядка возникают разные последствия; в первом случае могут быть применены юридические санкции, во втором - только меры морального характера;

5) наконец, как уже отмечалось, правопорядок и общественный порядок не тождественны по своему объему, содержанию, элементному составу; последний по указанным выше причинам шире первого.

Обеспечению правопорядка в Российской Федерации уделяется особое внимание. Так, в целях совершенствования деятельности по обеспечению правопорядка издан указ Президента Российской Федерации от 11.12.2010 №1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка», которым руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации предписано образовать постоянно действующие координационные совещания по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации.

Главными задачами координационных совещаний являются:

а) обобщение и анализ информации о состоянии правопорядка в субъектах Российской Федерации, а также прогнозирование тенденций развития ситуации в этой области;

б) анализ эффективности деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации;

в) разработка мер, направленных на обеспечение правопорядка в субъектах Российской Федерации;


г) организация взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также указанных органов с институтами гражданского общества и социально ориентированными некоммерческими организациями по вопросам обеспечения правопорядка в субъектах Российской Федерации.

Нужно заметить, что на уровне обычного и повседневного сознания общественный порядок понимается чаще всего несколько упрощенно или же ещё сказать узко, а именно как порядок в общественных местах-на улицах, площадях, в парках, зонах отдыха, в помещениях для проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий (стадионах), в общественном транспорте и т.д. Такое представление в принципе верно, но не совсем неполно, так как в действительности общественный порядок предполагает социальную упорядоченность всех общественных отношений, а не какой-то их части.

Рассуждая о правопорядке, нельзя не остановиться на его соотношении с таким понятием, как законность. Эти понятия тесно взаимосвязаны, но не одинаковы. Они соотносятся как причина и следствие: есть законность - есть и правопорядок, нет законности - нет и правопорядка. Если законы и иные нормативно-правовые акты всеми и повсюду строго соблюдаются, то результатом такого положения является четкий правовой порядок.

И наоборот, если правопорядок слаб, непрочен, расшатан, то это свидетельствует о том, что законы не соблюдаются, нарушаются, игнорируются, иначе говоря, отсутствует законность как режим всеобщего уважения и исполнения законов и основанных на них подзаконных актов. Одно понятие подразумевает под собой другое. Законность логически предшествует правопорядку, связь здесь жесткая, причинно-следственная. Не случайно в повседневном общественно-политическом лексиконе эти понятия обычно ставят рядом: укрепление законности и правопорядка, нарушение законности и правопорядка. Процесс один. Правопорядок - реальный показатель состояния законности, который отражает степень соблюдения законов, требований всех юридических норм. Правопорядок – продукт или итог законности.

Подлинной демократии без твердой законности и правопорядка, без дисциплины и организованности быть не может. Демократия в любом её понимании имеет правовое измерение и следовательно, может успешно развиваться, функционировать только на правовом поле, а не вне его пределах. Перед нами единство конституционности и власти. Любой порядок есть продолжение свободы, правовой порядок тем более. Перед нами единство трех указанных категорий.


Однако (и это обратная связь), законность и правопорядок немыслимы вне демократии, ибо в этом случае будут отсутствовать необходимые условия для реализации прав человека, свободы и безопасности личности, нормального функционирования юридических механизмов. При демократии права человека ограничены только такими же правами других людей.

Глава III

Взаимосвязь законности, правопорядка, демократии и государственной дисциплины

В научной и гражданско-правовой литературе термин "законность" стал известен только в XIX веке, в то время, когда в обществе были определены соответствующие мировоззренческие и социально-экономические предпосылки. Сначала его использовали именно в научно-публицистической литературе, для того, чтобы выражать интересы политической сферы, в качестве идеологического средства. Он возник в результате достижения государственно-правовой организацией определённого уровня развития. По прошествии времени и нарастания стремления всех развитых государств к демократии, законность стала неотъемлемым элементом демократии и реальной защиты прав личности, человека и гражданина. Очень определений законности существует в настоящее время, но каждое из них закрепляет за собой саму сущность законности, т. е. неуклонное, строгое и равное исполнение и соблюдение норм права, закрепленных законодательством определённого государства, всеми участниками правоотношений. Если изучить каждое определение законности и её роль в жизни общества и государства, то можно заметить, что суть её не зависит от места, времени и условий в разные исторические периоды. Когда изучаешь теоретические аспекты любого явления, важно чётко и точно понимать его сущность, природу происхождения. Как раз таки сущность законности подразумевает строгое и неуклонное исполнение и соблюдение действующего законодательства всеми субъектами правоотношений. Но сущность никогда нельзя объяснить абсолютно точно, её нужно расценивать как цель общественного развития, которая заключается в достижении полного законопослушания граждан государства. Цель законности не есть законность. Цель имеется в любом общественном явлении и представляет собой идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс. Режим законности считается полноценным при наличии двух взаимосвязанных элементов: чётко выработанное законодательство, которое точно отвечает всем требованиям общества и общественное развитие, а так же точная, неуклонная, полная реализация действующего законодательства всеми субъектами права без исключения.


Законность и правопорядок довольно тесно связаны между собой, но не тождественны. Они соотносятся между собой как причина и следствие: есть законность – есть правопорядок, нет законности – нет и правопорядка. Результатом соблюдения законов и иных нормативно – правовых актов является чёткий правовой порядок. Если законы не соблюдаются, нарушаются, игнорируются, говоря иначе, отсутствует законность, как режим всеобщего уважения и исполнения законов, то это значит, что правопорядок слаб и непрочен. Законность предшествует правопорядку, связь здесь жёсткая и причинно-следственная. Ведь неспроста в повседневном общественно - политическом лексиконе два этих понятия ставят вместе: укрепление законности и правопорядка или их.

Вместе с законностью, взаимодействуя и дополняя её, существует такое правовое явление как правопорядок (правовой порядок). Ключевой функцией государства является его охрана. Чёткого определения данного явления ещё не выработано, не смотря на то, что понятие "правопорядок" достаточно широко фигурирует в Российском законодательстве. Множество учёных правоведов считают, что правопорядок - это реализованная законность, однако законность сама выступает основным источником организации деятельности государственных органов власти, и соответственно занимает значимое место в поддержании и формировании правового порядка. Правопорядок указывает на уровень упорядоченности отношений в обществе, которые служат упрочнению и поддержанию государственного строя. Можно вывести определение правопорядка, как основанную на праве и законности организацию общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества. Далее из определения вытекают основные принципы правопорядка:

  1. Принцип конституционности.

Этот принцип значит, что правопорядок подчинён Конституции и обеспечивает ее реализацию. Все требования, которые предписывает Конституция РФ находят в нем конкретное выражение.

  1. Принцип законности.

Как говорилось выше, законность имеет важное значение в формировании и реализации правопорядка. Так же законность выступает в качестве важной юридической характеристики правопорядка. Эти явления полностью взаимодополняемы, правопорядок не может быть реализован без законности.

  1. Принцип целостности и структурности.

Правопорядок очень сложный механизм, который действует в единстве целостности и структурности. Все структурные элементы взаимодействуют между собой. Так целостность и структурность позволяют собрать в единое целое все правовые акты субъектов и регионов, для упорядоченного функционирования государственной власти и жизни общества.


  1. Принцип определённости.

Источниками правопорядка являются формально-определённые правовые предписания, а их реализация обеспечивает устойчивость общественных отношений.

  1. Принцип государственной гарантированности.

Данный принцип заключается в том, что правопорядок охраняется и обеспечивается государством от нарушений и преступных посягательств. Именно поэтому главная функция государства - охрана правопорядка .

  1. Принцип устойчивости.

Правопорядок остаётся стабильным благодаря принципу государственной гарантированности, а различные попытки его дестабилизации пресекаются правоохранительными органами. 

Правопорядок – это лучший показатель состояния законности, он показывает степень соблюдения законов. Правопорядок – это итог законности. Взаимосвязь законности, правопорядка и демократии чётко прослеживается. Не может быть настоящей демократии без твёрдой законности и правопорядка, без дисциплины и организованности. Демократия в любом её понимании не может действовать вне правового поля, демократия может успешно развиваться только в правовом измерении. Любой порядок есть продолжение свободы, правовой порядок – тем более. Демократия – это не вседозволенность, она есть чётко отлаженная система управления обществом. Право, законы, порядок – неотъемлемые элементы демократии, без которых она превратилась бы в нечто непрочное и непонятное. Демократия без правовых рамок это анархия. Законность и правопорядок являются основой демократии.

Люди время от времени возвращались к такой форме правления как демократия, которая является самой трудной формой правления. Государство получает развитие в соответствии с требованиями цивилизации, в условиях демократии, когда оно в полной мере раскрывает своё предназначение и свои функции. В этих условиях государство становится не просто властью, которая основана на аппарате принуждения, а является целой организацией власти, обеспечивающей упорядоченность связей и отношений в стране, основываясь так же на духовных и экономических факторах. И всё вместе это обеспечивает и реализует то, что даёт цивилизованность - свобода автономной личности, экономическую свободу и главный признак демократического общества - народовластие. Развитое государство, в котором развиваются различные институты, раскрывается его потенциал формируется именно в условиях демократии. Характерными признаками демократии являются:

  1. В условиях демократии самым главным образом провозглашаются, гарантируются, охраняются и фактически реализуются права и свободы граждан, наравне с правами и свободами устанавливаются обязанности человека и гражданина, нарушение которых так же пресекается законом.