Файл: Законность и правопорядок (Взаимосвязь законности, правопорядка, демократии и государственной дисциплины).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 297
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Законность – понятие, основные принципы, требования и гарантии
1.1. Признаки, требования и принципы законности
1.2. Гарантии законности: понятие и виды
Правопорядок: понятие, структура, функции
2.1. Соотношение правового и общественного порядка
Взаимосвязь законности, правопорядка, демократии и государственной дисциплины
ВВЕДЕНИЕ
Построение правового государства и гражданского общества невозможно без развития демократии, которая основана на главенстве закона. Развитие демократии также немыслимо без расширения свободы личности. С каждым новым этапом социального прогресса личность приобретает все большую свободу. Это обусловлено не только расширением свободы выбора какой-либо области деятельности, но и расширением возможности познания окружающего мира, в том числе социальной действительности, неотъемлемым условием чего является гласность. Таким образом, расширение демократии, а также свободы личности и гласности является невозможным без укрепления законности и правопорядка.
Предмет исследования данной курсовой работы - социальные отношения, связанные прежде всего с законностью и правопорядком в современном обществе.
Объектом исследования служит укрепление законности и правопорядка, что сыграет огромную роль в построении правового государства и способствует становлению гражданского общества.
Главной целью написания работы по теме «Законность и правопорядок» служит установление соотношения между данными понятиями, определение их значимой роли в жизни общества и проблем укрепления законности и правопорядка в современном обществе.
Перечень задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
1. рассмотреть понятия «законность» и «правопорядок»;
2. установить взаимосвязь указанных понятий;
3. выявить проблемы в укреплении законности и правопорядка
При написании будут использованы следующие методы: анализ литературы и нормативно-правовых актов, сопоставление выше представленных понятий, наблюдение, выявление и установление фактов.
Для формирования гражданского общества, правового государства в нашей стране необходимо достигнуть качественно нового состояния общества, а также иного уровня законности и правопорядка в системе права.
Законность и правопорядок - являются объектом повышенного внимания ученых – юристов. В связи с этим, в теории государства и права возникли две отдельные категории: «законность» (существуют различные определения данного явления) и «правопорядок» (в данной категории тесно переплетаются мотивы правового и не правового характера, государственного и обще-социального содержания, взаимодействуют интересы различных групп, слоев, граждан общества). В литературе по юриспруденции нет единого мнения о трактовке данных правовых категорий, имеет место быть несколько определений и рассуждений о законности и правопорядке. В правовой системе социума эти два понятия тесно соприкасаются между собой. Они имеют много общего, поскольку слишком высока степень их взаимопроникновения. К примеру, упорядоченность, во-первых, есть результат осуществления права и законности, а во-вторых – их важнейшее свойство. Достаточно долгое время в теорию законности и правопорядка вкладывалось исполнение законов и поэтому различие между понятиями не проводилось. И вправду, данные категории создаются на одинаковых принципах, взаимосвязаны с властью, у них одно государственно-волевое содержание и интересы. Сочетаясь с правами, свободами, обязанностями и ответственностью граждан, субъектов права, они имеют формальную нормативную определенность. Однако , всё это не отрицает, а наоборот предполагает наличие существенных отличий, которые выражают их самостоятельность и специфику. Правопорядок и законность – являются инструментами, которые позволяют решать стоящие перед ними задачи и достигать намеченные цели. Есть законность – есть и правопорядок. Эти два понятия немыслимы без демократии. Дальнейшее развитие современной цивилизованной демократической страны зависит от того, как в демократическом государстве исполняются законы и каким строгим будет правопорядок. Тем не менее, недостаточно только провозгласить законность и правопорядок, мало издать хорошие законы – нужно, чтобы были определенные гарантии данных ценностей, их реальности, доступности и эффективности. Так как само собой это не происходит, нужно разработать меры, усилия, механизмы, которые призовут стимулировать и быть гарантами соблюдения законов и установления требуемого правопорядка в социуме.
Глава I
Законность – понятие, основные принципы, требования и гарантии
Для начала необходимо разобраться в самом понятии «законность». Так что же такое «законность» и как правильно это трактовать? Законность, в моем понимании, режим неуклонного действия правовых норм. Он, то есть режим, предполагает точное безоговорочное исполнение всеми участниками социальных отношений - гражданами, должностными лицами, государственными органами, хозяйственными и иными организациями - законов и других нормативных актов, требующих решительное пресечение любого беззакония и наказание виновных, осуществление строгого контроля за неуклонным соблюдением юридических предписаний. Законность - это основной принцип деятельности государственного аппарата. Если государственные органы требуют исполнения правовых норм от граждан (начиная с самых высоких), то прежде всего сами органы должны основывать свою деятельность на законе, быть примером его неуклонного соблюдения. Диктатура закона - неотъемлемое условие развития демократии, ее всемерного расширения. Без соблюдения законности невозможно обеспечить режим народной власти в нашей стране, а также действие демократических институтов, защиту и охрану прав, интересов личности, нормальное функционирование хозяйства.
Необходимо решительно бороться с любыми попытками оправдать нарушения законности, так называемой ведомственной или местной целесообразностью, интересами дела, потребностью будто бы гибкого, а не формального применения закона. Хозяйственные структуры, учреждения в осуществлении своей деятельности руководствуются, прежде всего, потребностями всемерного развития своей отрасли, местными условиями. Однако, следует заметить, что производственная необходимость не должна приводить к конфликту с законом, интересы дела не должны превышать по значимости принципы неукоснительного соблюдения норм права.
Ежегодное повышение роли законности обуславливает закономерный рост влияния права на общественную жизнь, повышает его авторитет, способствует ликвидации такого вредного и, к сожалению, пока еще широко распространенного явления, как правовой нигилизм ( отрицание социального назначения права в современный период, его роли в оздоровлении экономики, политической и духовной жизни страны, принижение авторитета закона, оправдание фактов произвола работников государственного аппарата, нарушений норм права).
Страной управляют различными методами и средствами- экономическими, идеологическими, политическими, организационными, правовыми. В правовых ключевое место занимает законность и правопорядок, без которых не обеспечить нормальную жизнедеятельность общества и граждан. С помощью чего-то одного это сделать еще ни у кого не получалось. Следование законам - это самый цивилизованный и древний метод управления обществом.
На сегодняшний день он общепринят во всех лидирующих демократических государствах. Чего- то лучше и разумнее человеческое сообщество пока не изобрело. Если бы не было законов, то любое общество было бы во мраке невежества. Законы отсутствовали лишь на ранних стадиях развития нашей истории, во времена господства простейших и примитивных форм общежития.
Известные и сегодня постулаты высказали ещё римские юристы: "Государством должен править закон", "Закон превыше всего", "Закон выше любой должности", "Закон - единственный бог, которому все должны поклоняться", "Пусть рухнет мир, но восторжествует закон", "Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными", "Закон должен властвовать над всеми", "Кто живет по закону, тот никому не вредит", "Закон суров, но это закон".
Все эти высказывания полны глубочайшего смысла, мудрости и опыта. Известный философ Сократ излагал: "Что законно, то и справедливо". Закон превыше всего и почитается, потому что в нём воплощение коллективного разума. Так должно быть. С давних времён право называли искусством добра, беспристрастности, объективности, а закон был высшим божественным установлением.
Речь пока не идёт о совершенных законах, которые заведомо могут быть. Закон подразумевается как образ собирательный, как идеал.
Естественно, законы должны быть соблюдены и самой властью, которая создаёт законы, которая считает себя связанной с ними. По-другому, она не будет иметь никакого морального права быть требовательной к другим, следовательно, не сможет добиться должного порядка. Известный русский юрист С.А. Комаров говорил: "Власть не может требовать уважения к закону, когда сама его не уважает, ибо граждане вправе отвечать на ее требования: "Врач, исцелись сам". Смысл правового государства заключается в том, что власть подчинена собственным законам, потому что, произвол начинается с того, откуда заканчиваются законы. Естественные права человека и гражданина являются ограничителем власти и её произвола.
Единственный источник власти – выражение воли народа, чем и является закон.
Именно поэтому ни один правитель не вправе издавать законы, т. к. это функция законодательных органов. Хотя в древности, все- таки некоторые монархи издавали законы, но то было время отсутствия демократии, её неразвитости при полной власти монарха.
Основой нормальной жизни цивилизованного общества и всех звеньев его политической системы - это и есть законность. Она вносит гармонию и создаёт справедливую дифференциацию интересов людей и важных для них сфер. Будучи устойчивым явлением общественной жизни, законность создаётся в условиях общества, которое способно обеспечить равенство всех граждан перед законом. Эти условия в большей степени создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частой собственности ставится равной возможностью для всех. Главной задачей закона является обеспечение равенства в сфере производства материальных благ и создания для производителей одинаково выгодных условий. Имущественное неравенство создается не юридическими законами, а естественными человеческими возможностями. Именно поэтому до тех пор, пока в обществе существуют неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, говорить об их равенстве перед законом, а следовательно, и о законности нельзя. Законность является ключевым условием гармоничного функционирования человеческого общества и становится реальной силой в более позднее время, когда общественное отношение приобретает новое качество, то есть когда из отношений зависимости, подавление и угнетения они постепенно превращаются относительно независимых и свободных производительных материальных благ. Так и создается необходимая база для действия справедливых, правовых, законов, одинаково защищающих интересы всех членов общества, которые участвуют в его воспроизводстве. В обществе, которое функционирует в режиме прочной законности, реально существуют чёткое разделение и гармоничное взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти. В юридического литературе существует несколько понятий правовой категории «законности». Борисов В.В. даёт следующую трактовку: Законность – демократический принцип Советской власти. Он проявляется в том, что ко всем органам государства, учреждениям, предприятиям, общественным организациям, должностным лицам и гражданам предъявлено требование строжайшего выполнения советских законов; провозглашенные права и свободы граждан, их организаций, их законные интересы гарантируются, и обеспечивается выполнение возложенных на них обязанностей, реализация ответственности, точное и неуклонное выполнение нормативных актов и актов реализации права обеспечивается государственными и общественными мерами. В других источниках интерпретировано сходное, по сути, определение законности как принципа. Законность как принцип, представляет собой совокупность идей и взглядов, посредством которых у всех участников правовых отношений формируется внутренняя потребность в совершении правомерных поступков. Смысл в том, чтобы все субъекты правоотношений соблюдали действующее законодательство и юридические нормы. Вот какова характеристика законности, как метода руководства обществом. Сейчас делаются попытки истрактовать законность по- новому. В частности Н.В. Витрук пишет: « Законность означает идею, требование, систему реального выражения права в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконном правотворчестве».[1], В.Н. Кудрявцев говорит о том, что: « Законность – определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов».[2] Эти суждения о законности есть следствие изучения конкретных аспектов проблемы, что и доказывает происхождение множества определений законности. Законность, как сложное политико правовое явление, и всё это в системе образует методологическую основу научной разработки. В данном случае под аспектом понимается способ отражения существенных особенностей социально-экономических процессов посредством категории «законность». В связи с этим можно выделить два аспекта: внутренний и внешний. Место и роль законности в системе правовых ценностей определяют внешние аспекты, которые используются для познания и объяснения окружающей действительности. К ним можно отнести социально-экономический, политико-идеологический, духовный, логико-семантический, и юридический, определяющие сущность законности. Функциональную роль законности в системе правовых явлений, используемых для характеристики правовой действительности, отражают внутренние аспекты. К ним относятся определение законности как принципа, как метода государственного руководства, как режима, как состояния. Законность-основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества и всех звеньев его политической системы. Она своим действием затрагивает самые важные сферы человеческой жизни и вносит в неё гармонию. Законность появляется и формируется в условиях развитого общества, как устойчивое явление общественной жизни, которое способно обеспечить равенство всех перед законом. Эти условия в огромной мере создаются рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частой собственности ставится равной возможностью для всех. Естественными возможностями всех людей, а не установленными законами, создаётся имущественное равенство. Именно поэтому, пока среди людей существуют неравное положение в сфере производства материальных и духовных ценностей, говорить об их равенстве перед законом, следовательно, и о законности нельзя. Законность, как необходимое условие гармоничного функционирования человеческого общества, становится реальной силой в более позднее время, когда общественное отношение приобретает новое качество, то есть когда из отношений зависимости, подавление и угнетения они постепенно превращаются относительно независимых и свободных производительных материальных благ. Этим создается необходимая база для действия справедливых, правовых, законов, в одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества, участвующих в его воспроизводстве.[3] В социуме, которое функционирует в режиме прочной законности, есть чёткое разделение и взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти. Строгое и полное осуществление предписаний правовых законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права – это и есть сущность законности. Это требование выражает движение к цели – достижение законопослушания со стороны всех субъектов общественных отношений. Законность характеризует живой процесс, а не состояние или конкретный результат, к примеру, процесс формирования правового государства и гражданского общества. С любыми попытками нарушения законности следует решительно бороться не формальным применением закона, чтобы оправдать любые попытки нарушения законности, как говорят потребностью гибкого его применения, целесообразностью или интересами дела. Потребностями всемерного расширения отрасли и местными условиями придерживаются хозяйственные структуры и учреждения. Но зачастую, из-за производственной необходимости и возникают конфликты с законом, а необходимость эта не должна быть выше неукоснительного соблюдения правовых норм.
1.1. Признаки, требования и принципы законности
В своём единстве носители признаков сложной элементарной структуры, которая обобщена одним понятием и образуют категорию называемую «законность», а её глубокое исследование позволяет выявить признаки этого понятия. К элементам категории «законность» относят:
а) совокупность идей, взглядов и принципов, составляющие теоретико-методологическое содержание, мировоззренческую основу теории законности, которые осуществляют объединение смысла и значения данной категории в системе правовых явлений;
б) системообразующее требование строго и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства, выражающее цели и потребности государственного и общественного развития;
в) цель – формирование правового государства и движение к состоянию правомерности - достигается в процессе реализации точного соблюдения действующего законодательства;
г) нормативная основа законности – право;
д) мотивационная деятельность человека в пределах концепции законности является связующим звеном во всей теоретической конструкции, так как именно посредством целенаправленного поведения субъектов общественных отношений происходит материализация идей законности;
е) средства, способы, приемы претворения в жизнь идей и принципов законности.
Законность характеризуется следующими основными признаками:
1. Причинно-следственная обусловленность законности политико – правовыми процессами, происходящими в обществе и государстве;
2. Всеобщность и общеобязательность требований законности, выражающих цели развития государства и пути их достижения;
3. Высокая степень абстрактности, которая объясняется собирательным содержании «законности»;
4. Объективный характер законности;
5. Эффективное пресечение любых правонарушений и обеспечение неотвратимости наказания за противоправные деяния;
6. Осуществление государственных функций по охране законности в соответствии с предписаниями действующего законодательства.
То, что требует законность, т. е. требования, показывают направленность, которая обусловлена содержанием норм права. Требования эти связаны с видами деятельности определённых субъектов, такими как охрана прав и законных интересов граждан, издания нормативно-правовых актов и т.п.