Файл: Законность и правопорядок (Взаимосвязь законности, правопорядка, демократии и государственной дисциплины).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 275

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Есть огромное количество нормативно-правовых актов, закрепляющих права граждан. Как внутри страны, так и на международном уровне. К этим актам относятся прежде всего Конституция РФ, как внутренний акт и Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966 года, Международный пакт о политических и гражданских правах 1966 года как внешние правовые акты.

  1. Государственный характер.

Государственный характер заключается в том, что народ передаёт часть своих полномочий в руки государственных органов, так как не может всегда непосредственно осуществлять принадлежащую ему власть, а передаёт её органам самоуправления. Обеспечивается государственный характер выборностью государственных органов, как демократической процедурой организации системы государственных органов. Проявляется государственный характер в том, что государство получает право оказывать воздействие на поступки и поведение граждан и подчинять их своей воле.

  1. Политический характер.

Демократия подразумевает политическое многообразие, так как она невозможна без реальной конкуренции, поэтому существуют оппозиционные и правящие партии; наблюдается плюрализм политических систем. Это оправдывается тем, что главный признак политической партии - это борьба за власть. Демократия позволяет учитывать мнение разных политических мнений и идеологических подходов к решению стоящих перед государством задач. Так же демократия полностью исключает правление единственной идеологии и государственную цензуру. Политический характер в основном заключается в политическом равноправие граждан и позволяет каждому участвовать в управлении делами общества и государства, что дает возможность выбора гражданами политического пути развития.

  1. Демократия возможна в полной её мере, только при наличии фактической законности.

Именно законами и нормативными актами устанавливается и четко регламентируется организация формирования и деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и граждан, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации. При этом каждое должностное лицо и государственный орган должны иметь в кругу своей компетенции только те полномочия, которые направлены на реализацию прав человека, их защиту и охрану.

  1. Конечно же, неотъемлемым признаком демократии является взаимная ответственность гражданина и государства, которая предостерегает обоюдное нарушение прав и обязанностей.

Вопросы, которые не могут быть решены непосредственно гражданином и государством, а так же конфликтные ситуации уполномочены решать только судебные органы. 

Демократия – это власть народа. Власть без закона неполноценна, а закон, в свою очередь, бессилен без власти. Закон и власть можно назвать синонимами, так как они нужны друг другу и не могут существовать друг без друга. Суд выносит решение от имени власти, государства  и на основе соответствующего закона, показывая тем самым их тесную взаимосвязь. Власть призвана обеспечивать соблюдение закона, а закон удерживает власть в своих рамках, страхует от произвола и самоуправства. Юридические нормы служат связующим звеном демократии, и чем надежнее эти звенья, тем устойчивее и стабильнее этот институт. Множество трудностей российской демократии возникают из- за того, что  она пока не обзавелась твёрдыми правовыми основами и правовыми традициями . Поэтому и происходят многочисленные злоупотребления теми возможностями, которые открылись перед гражданами и их объединениями в новой России, а так же перед властью. Но, конечно же, и само законодательство должно быть по своей сути демократическим. Законность и правопорядок также немыслимы без демократии, так как в этом случае будут отсутствовать необходимые условия для реализации прав человека, свободы и безопасности личности, нормального функционирования юридических механизмов. При демократии права человека ограничены только такими же правами других людей. Демократия – естественная благодатная среда для пользования теми преимуществами, которые дают законность и правопорядок, их гарантии. Дисциплина же в свою очередь является понятием более широким, чем законность, так как она предполагает соблюдение не только законов и иных нормативно-правовых актов, но и всех индивидуальных правил и установлений, а также устных приказов, распоряжений и указаний. Главной частью дисциплины являются соблюдение работником внутреннего трудового распорядка в организации, своих служебных обязанностей и порученного дела. Важное значение дисциплина имеет для должностных лиц и для деятельности государственного аппарата. Конечно же, дисциплина включает в себя законность, но к ней не сводится. Эти явления близкие, но не совпадающие. Законность является центром дисциплины, без которого последняя немыслима. Дисциплина - нечто большее, чем просто законопослушание. Общее же между двумя этими понятиями заключается в том, что и законность и дисциплина представляют собой определенный режим, состояние, упорядоченность связей, отношений; они объективно необходимы для общества и выполняют во многом одинаковые функции. Субъектами дисциплины и законности являются все участники общественных отношений – как индивидуальные, так и коллективные.[9] Дисциплинированный человек – это, прежде всего внутренне организованный, пунктуальный, исполнительный и обязательный человек, привыкший к чёткому распорядку своей жизни и деятельности. Это индивид, как правило, высокосознательный, воспитанный, активный и требовательный к себе и другим. Дисциплина – неотъемлемый элемент культуры личности, в ней большую роль играет самодисциплина. Законность, правопорядок, демократия, государственная дисциплина – все эти понятия тесно связанны между собой, одно вытекает из другого. Полноценное существование данных категорий в отдельности не возможно, так как одно дополняет другое, помогает обеспечивать исполнение основных принципов, требований других категорий. Подробный анализ современного состояния российской законности указывает на то, что среди больших слоёв населения увеличиваются требования по ужесточению и укреплению дисциплины и правопорядка, повышение уровня защищённости от произвола и беззакония, обеспечение стабильности законодательства в стране. Создание эффективного механизма реализации требований законности относится к числу важнейших задач по установлению порядка в стране и постепенного формирования фактического правового государства. Для этого нужна последовательная и регламентированная работа всех субъектов общественных и правовых отношений, согласно поставленной цели. Для того чтобы выявить пробелы и разработать четкие меры реализации принципов законности, целесообразно будет проанализировать причины низкого уровня правопорядка и законности в России. В научно-правовой литературе выделяют следующие причины:


  1. Консерватизм и деградация социальных институтов, которые выступают первопричиной искажения других компонентов социально - политической и экономической систем. А выражается это в несоответствии различных уровней управления обществом тем изменениям, которые произошли и происходят, а для самих институтов - их неспособность решать стоящие перед страной проблемы и задачи, ослабление контрольных функций, коррупция, злоупотребление властью, выход на общественно-политическую "арену" теневых структур управления.
  2. Деформация социальных норм. Нормативно-правовые акты, нормы права и другие нормы частично соответствуют требованиям времени, в результате чего перестают выполнять своё назначение и ведёт к возникновению двойной морали, а так же постепенно доходит до игнорирования их участниками правоотношений.
  3. Социальные ценности и представления о них изменяются и утрачивают свою силу в обществе, а они являются определяющим фактором мотивации поведения граждан, приводят оценку их действий и конечных результатов деятельности.

Вышеперечисленные факторы влияют на взаимоотношения в обществе между людьми, группами, общностями, классами и приводят к дестабилизации в обществе. Отсюда следует, очевидно, что проблема обеспечения должного уровня законности, реализации её принципов определённо существует. Не претендуя на исчерпывающую разработку и анализ этой проблемы и рассмотрения всех её аспектов, остановимся лишь на некоторых, наиболее очевидных и принципиальных, на мой взгляд, положениях, которые позволяют определить правильный подход к механизму реализации принципов законности. Довольно важно знать, что закреплённые действующими законами правила поведения и нормы права, могут оставаться лишь формальными и не реализованными в общественных отношениях, если граждане сами не обеспечат их соблюдение и исполнение, то есть не установят законность в государстве. Таким образом, законность является частью такого метода государственного руководства как правовое регулирование отношений между гражданами в обществе. Правопорядок и законность оказывают максимальное влияние на взаимоотношения между всеми членами общества, между организациями, а так же между государством и личностью. Именно право и законность создают такие условия жизни, при которых достигается компромисс между разновидными интересами разных институтов общества, либо, в крайне редких случаях, добиваются согласования этих интересов. В данный период времени наше государство переживает видимый дефицит в юридических идеях, вера в действующее законодательство существенно упала, так же как вера в гарантированность и защищенность прав и свобод граждан. Многие ученые правоведы предлагают установить в России "диктатуру закона", однако даже диктатурой нельзя создать устойчивый правопорядок без существенной роли самого народа. А идея силового принуждения к соблюдению правопорядка говорит только о кризисе правовой идеологии. При колоссальном росте дипломированных юристов рост правосознания в России незначителен.
Проанализировав и подробно рассмотрев такие понятия как законность, правопорядок и демократия, можем точно утвердить, что все данные правовые явления вытекают одно из другого и очень тесно взаимодействуют. Так, например, в формировании правопорядка законность играет роль основного принципа деятельности государственных органов, организаций, граждан и должностных лиц. Но правопорядок не может получится как следствие одного лишь принципа, даже если он основополагающий. Поэтому более точно было бы сказать, что правопорядок складывается как результат реализации всех правовых предписаний в соответствии с принципом законности. Основой правопорядка является не законность, а право, в то время как законность выступает - главным условием правопорядка. Законность и правопорядок есть характерные черты правового демократического общества, без которых демократия в принципе не возможна. Несмотря на известные сложности в социально-экономической, политико-правовой и иных сферах, постепенно формируется правовое государство и гражданское общество, где законность приобретает гуманистический смысл, наполняется качественно новым содержанием, становится важнейшим фактором цивилизованного государственно-правового строительства.
 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав и проработав все аспекты, необходимые и ключевые вопросы в данной работе, а так же наиболее полно развернув, затронув необходимые понятия можно прийти разумному заключению.

Государство управляется с помощью множества средств и методов – экономических, политических, идеологических, организационных, правовых. Главное среди них место занимают законность и правопорядок, без которых не обеспечить нормальную жизнедеятельность социума. По средством чего то одного этого сделать еще никому не удавалось. Соблюдение законов является древнейшим и самый цивилизованным способ управления людьми. Закон сегодня общепринят во всех развитых демократических странах и в мировом сообществе. Лучше и чего- то более разумного человечество не придумало. Если бы не было законов, то любое общество погрузилось бы во мрак невежества. Их не было лишь на самых ранних, незрелых стадиях развития истории, когда господствовали простейшие формы общежития. В нём воплощен коллективный разум, именно поэтому он авторитарен, почитаем и ставится превыше всего. Законы обязана соблюдать и сама власть, которая создаёт эти законы и считает себя связанной ими. Иначе она не будет иметь морального права требовать этого от других, и тем самым, не сможет обеспечить должный порядок в обществе. Суть правового государства, в подчинении власти собственным законам. В современных российских условиях без законности и правопорядка немыслимо решение стоящих перед обществом задач: успешное проведение курса экономических реформ, становление рыночных отношений, развитие производства; построение гражданского общества и правового государства; эффективное функционирование институтов демократии, политической системы; реализация прав и свобод человека, упрочнение их гарантий; чёткая работа государственного аппарата; борьба с преступностью; обеспечение управленческого процесса; формирование политико – правовой культуры и повышение правосознания личности и всего общества. Чтобы воплотить в жизнь эти и другие задачи требуется организованность, порядок и дисциплина. Всё это касается не только рядовых членов общества, но и властных структур, правящих элит и всей власти в целом. Важной предпосылкой всякой иной – экономической, социальной, политической, морально-психологической, выступает стабильная правовая ситуация. Сейчас нашей стране как никогда нужны законность и правопорядок. На её международном престиже напрямую сказывается наличие необходимого правопорядка. Нужно применять меры, направленные на укрепление государственности и законности, наведение порядка в стране, повышение управляемости обществом.


Правопорядок - это тот социальный результат, к которому стремится весь народ и государство в целом, для которого используются различные рычаги и средства.

Однако, воплощение всех средств и рычагов воздействия в современных условиях имеет свои сложности, которые вызваны общим состоянием общественной организации жизни страны.

Основные тенденциями развития и укрепления правопорядка является:

- упрощению, универсализации правовых связей, отношений, правового регулирования в целом;

- усиление нормативности, что проявляется в росте требований к образцам, эталонам социальной жизни и поведения людей;

- борьба противоположностей, что находит своё выражение в борьбе с преступность, правонарушениями и т.д.

Подробный разбор проблем законности и правопорядка в курсе теории государства и права очень важно, потому что все отраслевые юридические науки, которые исследуют различные аспекты права, правоприменительного процесса, так или иначе, сталкиваются с этими проблемами, что, естественно, порождает множество различных взглядов.

В ходе проделанной работы и изложенного материала можно сделать следующие выводы.

Система государственных органов входит в структуру Российского государства - субъектов правоохранительной безопасности, которые призваны обеспечить соблюдение правопорядка в стране. Личность каждого сотрудника должна отвечать высоким профессиональным и этическим требованиям, чтобы органы внутренних дел с достоинством выполняли своё предназначение, не допускали роста преступности, обеспечивали правовую защищенность граждан. Только те люди, которые имеют твёрдые моральные устои, обладают высоким уровнем правосознания и профессиональной квалификацией, могут и должны обеспечивать порядок в стране.

Главный вывод, который нужно сделать из исследования аспектов данного вопроса - это то, что в нашей стране, в Российской Федерации, Конституция которая провозгласила стремление к построению правового государства , к сожалению, с твердостью нельзя утверждать о воцарившейся на правовых полях государства законности. На основании раскрытия ключевых вопрос главы второй работы, выяснено, что одним из главных и самых важных условий законности в правовом государстве является чёткое, неукоснительное её соблюдение в первую очередь государственными органами власти; учитывая уровень коррупции, которого достигла страна сегодня, халатности, волюнтаризма, злоупотребления властью российскими чиновниками в высших кабинетах, к сожалению можно констатировать только частичное присутствие законности, которая подстраивается под личные, отчасти корыстные цели, злоупотреблением имеющейся властью.