Файл: Законность и правопорядок (Взаимосвязь законности, правопорядка, демократии и государственной дисциплины).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 296

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Юридические гарантии законности – это система условий и средств, закрепленных в действующем законодательстве и направленных на обеспечение законности. К юридическим гарантиям следует отнести деятельность государственных органов и учреждений, которая специально направленна на то, чтобы предотвратить и пресечь нарушение законности и правопорядка. Деятельность осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. Основные направления по борьбе с правонарушениями составляют законодательные органы, издавая нормативно-правовые акты, которые подразумевают юридическую ответственность за противоправные действия. Непосредственную работу по профилактике и пресечению правонарушений осуществляют правоохранительные государственные органы.

За изменением форм собственности под руководством нового гражданского законодательства России следует изменение условия обеспечения законности в сфере имущественных отношений путем введения обычая делового оборота. Всё это позволяет выделить два типа: правовые, предусмотренные действующим законодательством, обязательные для всех и договорные, обусловленные нормативными актами, которые регулируют сферу договорных отношений и распространяются только на х участников. Качественный и количественный состав юридических гарантий законности подробно охарактеризован в юридической литературе. Самые важные из них : полнота и эффективность юридических норм; эффективность мер юридической ответственности и защиты, которая способствует восстановлению нарушенных прав; высокий уровень надзора за реализацией требований законности; высококачественная и профессиональная работа органов государственной власти по обеспечению законности и правопорядка; постоянное совершенствование юридической деятельности; развитое правовое сознание и высокая правовая культура населения в государстве.

Глава II

Правопорядок: понятие, структура, функции

Общепринято, что порядок-это форма упрочения отношений, которые поддерживается как стабильные, и которые отвечают интересам общества.

Отношения эти урегулированы многообразными социальными нормами. Образ жизни, в результате воздействия всей системы нормативного регулирования, отражающей идеи социальной справедливости – это и есть общественный порядок, являющийся сложившейся системой стабильных отношений между членами общества. Правопорядок же является частью общественного порядка, который складывается в результате регулятивного воздействия только норм права.


Если сказать иначе, правопорядок есть порядок, который основан на праве. Или же – это такая система отношений, охраняемых, защищаемых, регулируемых правом. Без права правопорядок немыслим. Само по себе это понятие состоит из двух слов «право» и «порядок», довольно точно передающих смысл явления. Вносить определенный порядок во взаимоотношения между людьми и их объединениями – это и есть назначение права. Именно поэтому правопорядок выступает как состояние урегулированности общественных отношений.

Из этого всего следует, что, так как трактуется право, в значительной степени зависят характер, уровень, содержание, функционирование и обеспечение правопорядка. Понятие правопорядка окажется размытым и неустойчивым, если под правом понимать лишь высокие, но абстрактные идеи справедливости, свободы, нравственности, гуманизма, общедемократические принципы, так называемое «неписаное право». Так создается иллюзия необязательного соблюдения государственных законов и предписаний, того что достаточно придерживаться определенных взглядов и убеждений.

Если под правом понимать исходящие от публичной власти чёткие, формально определенные и обязательные для всех юридические нормы, выражающие указанные выше ценности («писаное право»), то появляется возможность установления в обществе твердого порядка и стабильности, их обеспечения, гарантирования. Мы получаем правопорядок, когда все субъекты общественных отношений сообразуют своё поведение с требованиями норм права.

Многие правоведы-теоретики и практики склоняются ко второму варианту интерпретации права, потому как при многих различиях во мнениях, понятие права упирается в конечном итоге в понятие нормы. Именно поэтому ни одна из сегодняшних концепций права не исключает из его состава нормы, а просто дополняет их перечнем других составляющих. В принципе оба этих подхода вполне сопрягаемы и не противоречат друг другу. Правопослушное поведение граждан и их объединений – это основа правопорядка.

Правопорядок – это порядок, который основан на праве. Это такая система отношений, которая охраняема, защищаема, и регулируема правом. Назначение права – вносить определенный порядок во взаимоотношения между людьми и их объединениями. Поэтому правопорядок выступает как «состояние урегулированности общественных отношений».[6]Отсюда следует, что характер, уровень, содержание, функционирование и обеспечение правопорядка в значительной мере зависят от того, как трактуется право. Если же под правом понимать исходящие от публичной власти конкретные, формально определенные и обязательные для всех юридические нормы, выражающие указанные выше ценности, то появляется реальная возможность установления в обществе твердого правопорядка, стабильности. Когда все члены общества действуют в соответствии с определенными правовыми нормами, то это и есть правопорядок. Одной из основных задач современной России – это установление твердого правопорядка является. В одном из президентских посланий Федеральному Собранию российской Федерации, так и называется «Порядок во власти – порядок в стране». В нем, в частности говорится: « России нужен порядок, однако при этом необходимо ответить на два непростых вопроса: какой порядок и как его наводить. Абсолютное большинство возникающих у нас проблем порождено, с одной стороны пренебрежением к правовым нормам, с другой – неумелыми действиями власти. В этих условиях порядок в стране начинается только в наведения порядка в самом государственном организме. Не повысив качества управления, не решить другие проблемы. Сегодня именно управленческая сфера должна быть объявлена «зоной особого внимания», приоритетом номер один. У этого приоритета есть простое короткое имя – правовой порядок. Это и есть ответ на вопрос: какой порядок нам нужен. Из этого вытекает ответ и на другой вопрос: как этого порядка достичь. Главный способ навести порядок – начать с власти, коренным образом усовершенствовать всю систему управления, начиная с верхних эшелонов».[7] Мысль сформирована достаточно чётко – России нужен не полицейский порядок, а демократический, и соответственно методы для достижения такого порядка быть демократическими. Реальную основу современной цивилизованной жизни общества составляет порядок. В тех условиях, когда правопорядок стабилен, эффективно функционирует экономика, достигается гармония в дей­ствиях законодательной, исполнительной и судебной власти, актив­но осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяется его материальные и духовные потреб­ности. В создании правового порядка участвует все элементы меха­низма правового регулирования общественных отношений. К установлению правового по­рядка приводит причин­но - следственная связь общественных отношений, которая составляет основу правовой жизни общества.


1. Нормы права - это нормативная предпосылка правопорядка, основное звено механизма правового регулирования, моделирующее "идеальный" правопорядок.

2. Правоотношение - элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодате­лем правопорядка к установлению конкретного возможного или дол­жного поведения участников общественных отношений, предусмотренно­го правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регули­рования подключается законность, призванная гарантировать возмож­ное и должное поведение субъектов правоотношений.

3. Акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима закон­ности права и обязанности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким обра­зом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок. Содержание правопорядка составляет правомерное  поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано норма­ми права и достигло цели правового регулирования. Структура правопорядка - это единство и одновременное разделе­ние урегулированной правовой системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания. Реализованная система права и есть правопорядок, который включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семей­ные и другие виды общественных отношений, урегулированные с нор­мами соответствующих отраслей права. В структуре правопорядка выделяются более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институ­тами права. Он не тождественен законности: они соотносятся между собой только лишь как цель и средство, что может означать, что правопорядок может быть обеспечен только правовыми средствами. Порядок, установленный при помощи незаконных средств и методов не может быть назван правовым. [8] Правопорядок складывается только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством, что является его особенностью как специфической системы общественных отношений. По­этому правопорядком охватывается далеко не все отношения, имею­щие место в обществе. Определённая часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Эта часть жизни находится в сфере дей­ствия норм морали и норм различных общественных организаций, а так же дру­гих не правовых нормативных регуляторов. В этом плане правопоря­док лишь элемент общей системы общественных отношений, которая складывается под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.


2.1. Соотношение правового и общественного порядка

Обеспечение внутренней безопасности, охрана общественного правопорядка, борьба с преступностью были самыми главными задачами для государства в любые времена и любую эпоху.

Конституция РФ провозглашает Россию демократическим правовым государством, где человек и его права и свободы – это высшая ценность. Главным гарантом обеспечения правопорядка в государстве, защиты законных интересов личности и общества в целом является законность, как общеправовой идеал, для достижения которого должно стремиться любое цивилизованное и современное общество.

Стоящие перед обществом задачи невозможно решить без законности и правопорядка в современных российских условиях. Будь то успешное проведение курса экономических реформ или же становление рыночных отношений, развитие производства; построение гражданского общества и правового государства; эффективное функционирование институтов демократии, политической системы; реализация прав и свобод человека, упрочение их гарантий; четкая работа государственного аппарата, всех его звеньев, органов, структур, должностных лиц; борьба с преступность, коррупцией, правовым беспределом, терроризмом; обеспечение правотворческого, правоприменительного, а в более широком плане управленческого процесса; формирование политико-правовой культуры и повышения правосознания личности и всего общества.

Тем не менее, нужно уметь различать понятия «правопорядок» и «общественный порядок», так как они соотносятся между собой как часть и целое. Правопорядок - состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений, возникающих в результате последовательного осуществления законности и характеризующееся реальным обеспечением, реализацией и охраной прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических обязанностей, правомерной деятельностью всех индивидуальных и коллективных субъектов права. Он включает в себя также расширительную борьбу с любыми нарушениями правовых норм, восстановление нарушенных субъективных прав. Это порядок, в котором взаимоотношения органов, организаций и отдельных граждан чётко определены одним бесспорным аргументом - законом, обеспечены и защищены государственной властью. Правопорядок - необходимый элемент организации и функционирования государственной власти. Лишь власть имеющая силу, базирующаяся на неуклонном соблюдении закона, на «диктатуре» права, может создать в обществе прочный и устойчивый правопорядок, атмосферу уважения и авторитета права. Правовой нигилизм, стремление чиновника обойти и проигнорировать закон, встать выше его, снизить авторитет и социальную значимость - питательная почва для ослабления и расшатывания подлинного правопорядка в стране. Правопорядок является необходимой составной частью более широкого понятия - общественного порядка, под которым понимается упорядоченная система всех существующих в обществе отношений, основанных на неуклонном исполнении всех социальных нормативных регуляторов (норм морали, корпоративных норм). Есть утверждение, что правопорядок - это государственный, конституционный порядок. В какой-то степени это конечно верно. Но нельзя не учитывать и ещё одного : не всегда государственные вопросы получат правовое регулирование и оформление, не все правовые стороны жизни отражены в Конституции. Последняя может быть эффективной или неэффективной, но не все ее положения могут быть реализованы. Поэтому знак равенства между этими категориями ставить нельзя и неуместно. В этом случае выделяется только единственная связь - государственная, конституционная подчиненность и характеристика порядка.


Если, как говорилось выше, правопорядок основывается на праве и является конечным результатом его реализации, то под общественным порядком понимается соблюдение не только правовых, но и всех социальных норм, действующих в обществе.

Это результат общесоциальной регуляции, которая включает в себя и правовую. Правопорядок и общественный порядок не совпадают лишь частично, и это нужно подчеркнуть. Правопорядок является центральной частью общественного порядка, которая в решающей части покрывает весь общественный порядок, так как основная масса наиболее существенных и принципиальных отношений закрепляется, опосредуется, охраняется правом. Этими отношениями являются: отношения собственности, социально-экономического и политического устройства, положения личности, ее права, свободы, обязанности: семейные, трудовые, гражданские, административные и иные отношения. Правовое поле вполне обширно, так как за его пределами находятся только морально-этические, личные, дружеские и иные отношения, не требующие какой- либо юридической регламентации или даже объективно не подконтрольные такому воздействию. Правопорядок выражает в первую очередь волю государства, но объективно в нём заинтересованы все. Различия между общественным порядком и правопорядком заключаются в следующем: эти категории не совпадают по своему происхождению и эволюции. Общественный порядок исторически возник вместе с и становлением человеческого общества как его органическая часть и условия существования. Правопорядок же как политико-юридическое явление появился намного позднее, в то время ,когда появилась публичная власть, право, законы, так как он – атрибут государства. Правопорядок и общественный порядок имеют разную правовую основу. Правопорядок базируется на нормах права и является результатом их реализации. Общественный порядок же строится на следствии соблюдения не только правовых, но и всех социальных норм общества. При нарушении правопорядка и общественного порядка возникают разные последствия. В первом случае могут быть применены юридические санкции, которые подразумевают определенную законом ответственность, а во втором – только меры морального характера. Данные категории по-разному обеспечиваются. Если правопорядок опирается на особый аппарат принуждения, то общественный порядок – насилу общественного мнения, меры негосударственного воздействия. Правопорядок и общественный порядок достаточно различны по своему объему, элементному составу, содержанию. Общественный порядок значительно шире, чем правопорядок, так как он опирается на принципы сложившиеся в обществе с течением времени. На моральные устои людей, на уровень их развития. Конкретно различия между правопорядком и общественным порядком заключатся в следующем: