ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

динамическом торможении асинхронного двигателя.

Следовательно, АВ = . Из графика и выражения (4.70) видно, что

максимальное значение динамического момента наступает при равенстве активного и индуктивного сопротивлений в цепи ротора. Необходимо отметить, что на синхронной частоте вращения значение индуктивного сопротивления значительно больше активного сопротивления обмоток ротора.

Поэтому максимальное значение динамического момента находится на частоте вращения , близкой к нулю. При включении добавочного сопротивления

 

в ротор значение частоты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вращения

 

увеличивается. Определим значение максимальной

составляющей тока двигателя при

 

:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

E

2 max

v r

 

E

2 max

r 2

 

 

E

 

r 2

 

E

2 max

 

 

I 2a max

 

 

k 2

 

 

 

 

2

 

 

 

 

2 max 2

 

 

.

(4.70)

 

 

 

x

(r 2

x2 r 2

 

x

(r 2

r 2 )

 

 

 

 

r 2 x2 v2

/ x2 )

 

2x

0

 

 

 

 

2

 

0 k

0

2

 

0

2

0

 

0

 

2

2

 

 

 

 

 

Максимальное значение активной составляющей тока ротора зависит от ЭДС

, которое в свою очередь определяется для данного двигателя значением потока возбуждения (постоянного тока). График изменения активной составляющей тока ротора ( в другом масштабе это график динамического торможения) приведен на рис.4.15.

Рис.4.15. Механические характеристики асинхронного двигателя в

режиме динамического торможения.

 

Пусть двигатель работает с частотой вращения

. Отключаем

его от сети переменного тока и подаем в цепь статора постоянный ток .

Возникает тормозной момент, и двигатель переходит в точку 2


характеристики динамического торможения. При снижении частоты

вращения момент вначале растет, достигает , затем уменьшается до

нуля. Выражения (4.69…4.71) дают представление о качественном изменении механических характеристик асинхронных двигателей. Этими выражениями трудно пользоваться для построения реальных механических

характеристик, так как часто неизвестны параметры . Для

вывода расчетных формул механических характеристик в режиме динамического торможения постоянный ток, подаваемый в статор, заменяют эквивалентным переменным. И далее рассматривают работу как обычной асинхронной машины. Аналитическое выражение механической характеристики асинхронного двигателя в режиме динамического торможения имеет вид:

 

M .т

2M к т

 

.

(4.71)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

vk / v v / vk

 

 

 

где

 

 

 

;

 

,

- индуктивные

сопротивления

 

 

 

намагничивающего контура статора и обмотки ротора;

- переменный ток

статора, определяемый из равенства намагничивающих сил

постоянного и

переменного потоков = .

 

 

 

 

 

 

С учетом сопротивления обмотки статора относительное

 

значение критической частоты вращения можно записать

в

виде

 

 

ê

r /( x

 

x ).

(4.72)

 

 

 

 

 

2

2

 

 

 

Соотношение постоянных и переменных токов в зависимости от схемы нужно выбрать в табл.4.1


Таблица 4.1

Соотношения значений сопротивлений и токов для различных схем динамического торможения АД.

Параметры Схемы и значения параметров

Схемы

включения

обмоток

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соотношения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

токов =

1,23

1,41

2,12

2,45

 

 

 

 

 

Таким образом, изменение сопротивления

 

в цепи статора приводит к

изменению максимальных значений тормозного момента, а изменение сопротивления в цепи ротора - к изменению скольжения.

а б в

Рис.4.16. Схемы включения конденсаторов в режиме динамического

торможения асинхронного двигателя с самовозбуждением.

Динамическое торможение с независимым возбуждением нашло применение в приводах, где требуются быстрая и точная остановка механизма, сокращение продолжительности переходного процесса в электроприводах. Оно имеет достоинства: потери а двигателе ниже, чем при противовключении; не требуется отключать двигатель при нулевой частоте вращения; обеспечивается точная остановка привода.


Динамическое торможение с самовозбуждением осуществляется с помощью конденсаторов. у работающего двигателя отключают от сети обмотку статора и подключают батарею конденсаторов по схеме (рис.4.16) [12]. Можно использовать бумажные и электролитические конденсаторы.

Процесс самовозбуждения можно проследить по рис.4.17. Торможение при самовозбуждении основано на том, что после отключения АД от сети его электромагнитное поле затухает (исчезает не мгновенно) в течение некоторого, пусть и небольшого интервала времени. За счет энергии этого затухающего поля и использования специальных схем включения АД можно обеспечить его самовозбуждение и реализовать тормозной режим. На практике применение нашли так называемые конденсаторное и магнитное торможение АД. При конденсаторном торможении возбуждение АД осуществляется с помощью конденсаторов С, подключаемых к статору.

Отметим, что конденсаторы могут подключаться к статору постоянно

(глухое подключение) или с помощью дополнительного контактора, будучи при этом соединенными в схему треугольника или звезды.

Рис.4.17. График изменения ЭДС и напряжения на конденсаторе в зависимости от тока асинхронного двигателя.

Определяющий фактор, от которого зависят вид и расположение характеристик АД 1... 3 (см. рис.4.18, а значит, интенсивность торможения -

емкость конденсаторов С (кривые 1… 3 соответствуют значениям

). Чем она больше, тем больше будет максимум тормозного момента, а

характеристики будут смещаться в область низких частот вращения АД.

Магнитное торможение реализуется после отключения статора двигателя от сети и замыкания с помощью контактов К его выводов накоротко

(рис.4.19).

Рис.4.19. Схема магнитного торможения асинхронного двигателя.

За счет запасенной в двигателе электромагнитной энергии проходит самовозбуждение двигателя и на его валу создается тормозной момент.

Особенностью такого торможения является быстротечность, определяемая небольшим временем затухания магнитного поля двигателя, однако возникающие при этом тормозные моменты достаточно велики и обеспечивают интенсивное торможение электропривода.

Тиристорные схемы существенно расширили практические возможности торможения АД, которые позволяют осуществлять как пуск двигателя, так и его торможение. Для обеспечения интенсивного торможения двигателя часто используется комбинированный способ, например динамическое торможение в сочетании с торможением коротким замыканием. Этот способ может быть реализован тиристорным устройством (см.рис.4.20) состоящим из двух пар встречно-параллельно включенных тиристоров VS1…VSб , служащих для подключения или отключения двигателя от источника питания, и

дополнительного тиристора VS5 для торможения коротким замыканием обмоток статора.

Рис.4.20. Схема тиристорного торможения асинхронного двигателя.


Торможение осуществляется следующим образом. После закрытия тиристоров и отключения двигателя от сети подается сигнал управления на тиристор VS1 , который замыкает накоротко две фазы статора. Когда интенсивность торможения коротким замыканием обмоток статора уменьшится, сигнал управления подается на тиристор VS1 который пропускает в цепь статора выпрямленный ток и тем самым обес-

обеспечивает режим динамического торможения. Серийные тиристорные пускорегулирующие устройства обеспечивают и другие варианты торможения АД, а также так называемый безударный его пуск, при котором снижаются броски электромагнитного момента.

4.10. Ограничение пусковых токов асинхронных

двигателей

При включении асинхронного двигателя в сеть возникает большой пусковой ток, превышающий номинальный в 5…7 раз и вызывающий в линии значительное падение напряжения, что может привести к остановке рядом работающих двигателей. Под действием пускового тока в двигателе возникают динамические усилия, повреждающие и разрушающие обмотку,

нагружаются силовые трансформаторы и линия, что приводит и дополнительным потерям мощности ‚ ограничение пусковых токов особенно актуально для сельскохозяйственных установок из-за удаленности электродвигателей от источников питания и соизмеримости мощности трансформаторов и пусковой мощности электродвигателей. Частые пуски нагревают обмотки двигателя.

Ограничить пусковые токи можно несколькими способами: включением добавочного активного или индуктивного сопротивления в цепь статора;

включением добавочного активного или индуктивного сопротивления в цепь ротора; переключением обмотки статора на период пуска с «треугольника» на «звезду»; понижением напряжения на статоре. Схемы снижения пусковых токов путем переключения обмоток со «звезды» на «треугольник»

(рис.4.21) можно рекомендовать для электродвигателей, фазные обмотки которых рассчитаны на линейное напряжение. Это относится к электроприводам прессгрануляторов, мощных дробилок и т.п.). В сети с напряжением 380 В необходимо применять двигатели рассчитанные на напряжение 660/380 В. При напряжении сети 380 В у двигателя должно быть напряжение 380/220 В.

Рассмотрим соотношение пусковых токов двигателя при соединении в

«звезду»:

 

 

 

 

 

 

I I ë U í

3 zk ,

(4.73)

где

- полное сопротивление обмотки

статора при включении.

Рис. 4.21. Схема переключения обмоток статора асинхронного двигателя со «звезды» на «треугольник».

Пусковые токи двигателя при включении обмоток в «треугольник»:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3U í

.

 

 

 

 

I

ô

U

í

/ z

;

I

ë

 

3 i

ô

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

k

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

zk

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отношение токов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I ô

 

U í

 

3 zk

 

 

 

 

 

I ô

 

 

 

 

3U í

 

3zk

3.

(4.74)

 

 

3;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I ôY

 

zk U í

 

 

 

 

 

 

I ôY

 

 

 

 

 

zk U í

 

Таким образом, при включении обмоток двигателя в «звезду» фазный ток уменьшается в раз, а линейный - в три раза. При понижении напряжения на фазе в раз момент двигателя уменьшается в три раза.