ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

кремнийорганические эластомеры.

 

 

 

 

 

Материалы на основе слюды, асбеста и

 

 

стекловолокна, применяемые в сочетании

H

180

с кремнийорганическими связывающими и

 

 

пропитывающими составами.

 

 

 

 

 

Слюда, керамические материалы, стекло,

 

 

кварц, применяемые без связывающих

C

Более 180

составов или с неорганическими или

 

 

элементоорганическими связывающими

 

 

составами.

 

 

 

Нагревостойкость - способность электроизоляционного материала выполнять свои функции при воздействии рабочей температуры в течение времени, сравнимого с расчетным сроком нормальной эксплуатации электрооборудования, в котором применяется данный электроизоляционный материал. Указанные в таблице температуры предельно допустимые для электроизоляционных материалов при их длительном использовании (в

течение ряда лет) в электрических машинах, трансформаторах и аппаратах,

работающих в нормальных эксплуатационных условиях. Класс нагревостойкости изоляции указывают на паспортном щитке электродвигателя. Для типовых тепловых расчетов температуру окружающей среды принимают +40°С. Следовательно, мощность двигателя, указанная на паспортном щитке, соответствует нормированной температуре окружающей среды +40°С.

Температуры в наиболее нагретом месте изоляции не должны превышать указанных предельно допустимых значений температуры при работе электрооборудования в нормальном режиме при предусмотренной для этого режима максимальной температуре охлаждающей среды.

Электродвигатель - электромеханический преобразователь. В самом


двигателе в процессе преобразования часть энергии теряется и выделяется в

виде теплоты, которая и вызывает его нагрев [7]. Естественно, что при

 

выборе двигателя недостаточной мощности он перегревается, происходит

 

интенсивное тепловое старение изоляции. Срок службы двигателя резко

 

сокращается, понижается надежность работы, снижается фактическая

 

перегрузочная способность. Установлено, что срок службы изоляции

 

сокращается примерно в 2 раза на каждые 10

дополнительного повышения

температуры изоляции сверх нормированной

. Десятиградусное

 

правило для

можно записать в виде:

Тсн / Тсх =

,

(7.4)

 

 

 

 

 

где

/

- сокращение срока службы

изоляции электрической

 

машины по сравнению с нормированным сроком

 

 

службы

 

= 15... 20 лет.

 

 

 

Выбор двигателя завышенной мощности в 1,5 раза и более ведет к резкому ухудшению его энергетических показателей (КПД, соs ) и неоправданному перерасходу средств и электроэнергии. Кроме того, из-за систематической недогрузки двигатель в период работы не прогревается до необходимой температуры. В условиях влажной окружающей среды изоляция двигателя во время длительных пауз в работе постепенно увлажняется и ее сопротивление понижается. Это может привести к электрическому пробою изоляции при включении двигателя и его преждевременному выходу из строя.

Таким образом, мощность двигателя рассчитывают, прежде всего, исходя из обеспечения его нормированного нагрева, а затем в зависимости от характера нагрузки проверяют по дополнительным условиям: обеспечение пуска, устойчивой работы при перегрузках и т. д. для правильного выбора мощности двигателя по нагреву необходимо знать закон, по которому его температура изменяется во времени.


Рис.7.5. Графики нагрева и охлаждения электродвигателя.

В целях упрощения решения поставленной задачи допускают следующее:

двигатель представляет собой однородное тело, температура которого во всех точках в любой момент времени одинакова, т.е. его теплопроводность равна бесконечности; теплоотдача двигателя пропорциональна первой степени превышения температуры; теплоту, отдаваемую излучением, из-за малости не учитывают; в рассматриваемый малый период времени нагрузка на валу двигателя, потери ё мощности и температура окружающей среды неизменны [14].

На основании закона сохранения энергии с учетом принятых допущений составим уравнение теплового баланса электродвигателя для бесконечно малого интервала времени затрачена на нагрев самого двигателя, а другая часть будет отдана в окружающую среду.

Таким образом, справедливо равенство:

Qdt A dt Cd ,

(7.5 )

где Q - общее количество теплоты, выделяемое двигателем в единицу времени, Дж/с; С - теплоемкость двигателя, т. е. количество теплоты,

необходимое для повышения температуры двигателя на 1°С, Дж/град; А -

теплоотдача двигателя, т. е. количество теплоты, выделяемое двигателем в окружающую среду в единицу времени при разности температур, равной

1 С, Дж/с.град; - превышение температуры двигателя над температурой окружающей среды °С.

Выражение (7.5) представляет собой дифференциальное уравнение теплового баланса электродвигателя, причем уравнение с разделяющимися переменными. Процесс нагревания двигателя характеризуется зависимостью

превышения температуры двигателя над температурой окружающей среды от времени: т = f(t). На основании

уравнения (7.5) найдем эту зависимость.

Разделим переменные:

(Q A )dt Cd

отсюда

dt

Cd

(7.6)

 

 

 

.

Q A

После интегрирования получаем:

 

t

C

ln(Q A ) K .

(7.7)

 

 

 

A

 

Определим постоянную интегрирования К из условия, что при t= 0 в

общем случае начальное значение разности температур двигателя и окружающей среды

 

 

K

 

C

ln(Q A

0 ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

A

 

 

 

 

 

 

 

Подставим

 

полученное

значение

 

К

в

 

C

 

 

 

 

 

 

C

 

Q A

 

t

 

ln(Q

A ) ln(Q

A

0 )

 

ln

 

.

 

 

Q A 0

 

A

 

 

 

 

 

 

A

 

 

уравнение (7.7):

(7.8)

Решим уравнение (7.8) относительно величины

 

 

 

:

 

 

A

t ln

Q A

.

 

 

 

C

Q A 0

Потенцируя левую и

правую части последнего равенства, получаем:

e tAC Q A Q A 0

откуда

 

Q

 

 

tA

 

 

 

tA

 

 

 

 

1

e

 

C

0 e

 

C .

(7.9)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

A

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обозначая в равенстве (7.9) С/А =

и

Q= , получаем

окончательный вид уравнения, определяющий закон

изменения


превышения температуры двигателя над температурой окружающей среды во времени:

 

 

(

 

 

 

)

.

(7.10)

 

 

 

Если в начальный момент

= 0,

 

 

 

 

то уравнение нагрева принимает следующий вид

 

 

 

 

 

(

 

 

 

),

(7.11)

 

 

 

где

- превышение температуры двигателя соответственно

 

 

установившееся и в начальный момент.

 

 

 

 

Согласно уравнениям ( 7.10)

и (7.11) на рис.7.5 построены

 

 

кривые 4 и 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физический смысл величин

, и

, входящих в последние равенства,

становится

ясным

из

анализа

уравнений

(7.9)

и

(7.10).

Действительно, при t =

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Q

 

у .

 

 

 

(7.12)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

A

 

 

 

 

 

Следовательно, - это значение установившегося превышения температуры двигателя над температурой окружающей среды, которое достигается двигателем через бесконечно большое время.

Входящую в уравнение (7.11) постоянную величину

Т н

 

С

(7.13)

А

 

 

 

называют постоянной времени нагрева, так как она характеризует скорость нагревания двигателя. Постоянную можно представить как интервал времени, в течение которого двигатель достиг бы установившейся температуры , если бы отдача теплоты в окружающую среду отсутствовала.

Действительно, при А = 0 уравнение (7. 5) примет вид:


Qdt Cd .

(7.14)

Считая, что нагрев двигателя начинается от температуры окружающей

среды, т.е. = 0, после интегрирования (7.14) получаем:

 

 

t

C

.

 

 

(7.15)

 

 

Q

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подставив в (7.15) значение

 

=

= Q/А, найдем продолжительность

нагревания двигателя до установившейся температуры:

t

 

 

C

 

 

 

C

T .

(7.16)

 

 

 

 

 

у

 

Q

у

 

A

нагг

 

При различных нагрузках нагревание двигателя нагревание двигателя происходит по разным кривым, как это показано на рис.7.7. Постоянная времени нагрева двигателя остается неизменной.

Постоянные времени нагрева электродвигателя определяют различными методами.

Мето нормированных значений.

В реальных условиях при наличии теплоотдачи температура двигателя за

время

повысится лишь до значения

= 0,632

. Это следует из

уравнения (7.11). Если в нем положить t =

, то

 

 

у (1 е 1 ) 0,632 у .

 

(7.17)

Указанным соотношением пользуются для определения значения постоянной времени нагрева, если известна полученная опытным путем

кривая нагрева двигателя. В этом случае на кривой

= f(t) находят точку =

0,бЗ2 , и значение

определяют отрезком,

лежащим между началом

координат и перпендикуляром, опущенным на ось абсцисс из указанной

точки, как это показано на рис.7.6.

 

Мето касательной.

 

Второй, графический метод определения

основан на следующем:

если провести касательную к экспоненциальной кривой = f (t) до пересечения с асимптотой, то отрезок, заключенный между точкой пересечения на асимптоте и перпендикуляром, проведенным через точку