ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 161
Скачиваний: 0
соответствии с формулой (6.35) и приведенными на рис.6.5, 1 графиками потери энергии в роторе АД при работе под нагрузкой увеличиваются в пусковых режимах и уменьшаются -----------------------
1 Графики рис.6.3…6.5 имеются у Браславского, И.Я.[2].
в тормозных. Последнее обстоятельство связано с тем, что при торможении часть запасенной кинетической энергии расходуется на преодоление момента нагрузки, поэтому в двигателе выделяется в виде потерь только оставшаяся ее часть.
Потери при торможении могут быть снижены практически до нуля, если
= 0. Это так называемый режим самоторможения - «выбега» двигателя,
когда торможение осуществляется за счет . Вместе с тем в пусковых
режимах потери многократно возрастают, если момент двигателя близок к моменту нагрузки.
Это связано с тем, что в данном случае динамический момент и
соответственно ускорение двигателя очень малы и процесс пуска затягивается. Поэтому можно сделать вывод о том, что если это допустимо по технологии, то целесообразно предусматривать пуск двигателя вхолостую, а торможение под нагрузкой.
Для расчета потерь в меди ротора в переходных процессах под нагрузкой можно получить еще одну зависимость, если учесть, что по сравнению с
переходными процессами при пуске АД вхолостую они будут отличаться
временной продолжительностью. При М = соnst продолжительность пуска и
торможения вхолостую |
= J |
/M. |
|
|
Продолжительность пуска и торможения под нагрузкой (снижением |
|
|||
частоты вращения в установившемся режиме пренебрегаем) |
|
|||
|
= |
J |
/(М |
), |
поэтому потери энергии в переходном процессе можно рассчитать по
формуле
W |
|
J 2 |
(s 2 |
s 2 |
|
t |
п.п |
|
|
0 |
) |
|
. |
(6.36) |
|||||
|
|
|
|||||||
2M |
|
2 |
нач |
кон |
|
tп.п0 |
|
Таким образом, в неуправляемых переходных процессах, когда угловая
скорость задается скачком, потери энергии за время переходного процесса пропорциональны суммарному моменту инерции электропривода J, квадрату
угловой скорости идеального холостого хода и зависят от диапазона
изменения скольжений и нагрузки электропривода.
Анализ формул (6.30) и (6.35 ) приводит к двум основным способам снижения потерь энергии в переходных режимах:
1)уменьшение суммарного момента инерции электропривода J;
2)регулирование в переходных процессах угловой скорости идеального холостого хода, т.е. использование управляемых переходных процессов. Особенно эффективны эти способы для электроприводов с частыми пусками и торможениями.
Момент инерции электропривода уменьшается в случаях: 1.Применения малоинерционных двигателей.
2. Рационального конструирования механической передачи (выбор оптимальных передаточного числа редуктора , массогабаритных показателей механической передачи и т. д.).
3. Замены одного двигателя двумя и более с сохранением суммарной мощности.
Регулирование угловой скорости идеального холостого хода осуществляется следующими способами: изменением числа пар полюсов в
многоскоростных АД или изменением частоты питающего
напряжения в системе ППЧ - АД.
В процессе пуска двухскоростного АД (рис.6.6) [6] путем переключения
обмоток статора при пуске можно в 2 раза увеличить число пар полюсов, т. е.
в 2 раза уменьшить угловую скорость идеального холостого хода, снизив ее
до 0,5 |
. |
При этом потери за время пуска вхолостую до угловой скорости |
|
0,5 |
( |
= 1 и |
= 0 ) составят |
|
|
= J |
|
|
|
/2 = J |
/8. |
|
|
|
На участке пуска от 0,5 |
|
до |
в результате переключения обмоток |
|||||||
(полюсов) синхронная угловая скорость увеличивается до |
= |
|||||||||
= 0,5; |
= 0 и потери составят |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
J 2 |
|
|
|
|
||
|
W |
|
|
|
0 |
(0,52 0) |
J 2 / 8. |
(6.37) |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
2M (2) |
|
2 |
|
|
|
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Суммарные потери в меди ротора за время ступенчатого пуска |
|
|||||||||
составят |
W |
W |
|
W |
J 2 / 4 , |
(6.38) |
|
|||
|
2M |
|
2M (1) |
|
2M (2) |
|
0 |
|
|
что в 2 раза меньше, чем при прямом пуске.
В общем случае, если угловая скорость идеального холостого хода в
переходном процессе имеет п одинаковых ступеней регулирования, потери энергии в роторе также уменьшаются в п раз, т. е.
W |
J 2 |
/ 2n. |
(6.39) |
2M |
0 |
|
|
Сокращаются потери в многоскоростном АД и при ступенчатом торможении с высокой частоты вращения. При торможении противовключением в одну ступень двигатель с характеристики 1 переходит на работу по характеристике 3, соответствующей тому же числу пар полюсов двигателя, но при измененном порядке чередования фаз на статоре. Потери энергии в роторе за время торможения до нулевой частоты вращения
W2 3J 01 / 2. |
(6.40) |
Рис.6.6. Механические характеристики двухскоростного
асинхронного двигателя при пуске и торможении.
При ступенчатом торможении путем изменения числа пар полюсов с на
2 |
АД сначала переходит на работу по характеристике 2, при которой он |
|||||
тормозится до угловой скорости |
|
с отдачей энергии |
||||
в сеть. Потери на этом этапе ( при |
|
= -1, |
=0) |
|||
|
W |
J 2 |
/ 2 J 2 |
/ 8. |
|
(6.41) |
|
2c1 |
02 |
01 |
|
|
|
На следующем этапе путем изменения чередования фаз при том же числе
пар |
полюсов |
осуществляется |
торможение |
противовключением |
||
(характеристика 4), при котором ( |
= 2, |
= 1) потери составят |
||||
|
W |
3J 2 |
3J 2 / 8. |
|
(6.42) |
|
|
2c2 |
01 |
01 |
|
|
|
Суммарные потери при ступенчатом торможении
W |
W |
W |
J 2 |
/ 2, |
(6.43) |
2c |
2c1 |
2c2 |
01 |
|
|
т.е. при ступенчатом торможении потери в три раза меньше, чем при прямом торможении. Пропорционально этому снижаются потери в статоре и суммарные потери в АД.
Можно показать, что и при динамическом торможении в две ступени потери энергии уменьшатся в 2 раза [12].
Следует иметь в виду, что момент инерции многоскоростного двигателя значительно выше момента инерции односкоростного двигателя с той же мощностью и номинальной частотой вращения, поэтому замена односкоростного двигателя многоскоростным только для уменьшения потерь энергии представляется нецелесообразной. Можно говорить только о сравнении прямого и ступенчатого пуска для одного и того же многоскоростного асинхронного двигателя.
Еще более эффективным путем снижения потерь является непрерывное управление угловой скоростью идеального холостого хода путем изменения частоты питающего АД напряжения в системе ППЧ - АД.
Представим переходный процесс пуска АД вхолостую при изменении частоты напряжения на статоре так, чтобы сформировать закон изменения скорости идеального холостого хода в виде :
|
0 |
(t) 0 |
нач |
t |
при |
0 |
0ном ; |
(6.44) |
|
|
0 |
(t) 0 |
|
|
при |
0 |
0ном , |
||
|
ном |
|
|
||||||
где |
- ускорение электропривода, обеспечивающее заданное время |
||||||||
переходного процесса |
|
= J |
/М при постоянном моменте двигателя М, |
||||||
= d |
/dt |
= |
/ |
. |
|
|
|
|
На рис.6.7 показаны графики переходных характеристик при частотном пуске АД вхолостую.
При постоянном моменте М, выбранном исходя из допустимого ускорения или по перегрузочной способности двигателя или преобразователя, такое управление обеспечивает в меди ротора потери энергии:
W |
M |
|
|
|
J 2 |
|
2 |
0нач |
|
|
t |
|
0 |
|
|
. |
(6.45) |
||||
п.п |
|
|
|
|
||||||
2M |
|
0нач |
|
2 |
|
0ном |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
Эти потери по сравнению с прямым пуском снижаются пропорционально 2
0нач / 0ном
Рис. 6.7. Переходные характеристики при частотном пуске асинхронного двигателя вхолостую.
В зависимости от мощности и типа двигателя потери могут уменьшиться в
5 - 10 раз.
При определении полных потерь энергии за время переходного процесса асинхронного двигателя необходимо учитывать, что к переменным потерям относятся и потери в меди статора. С учетом (6.32) потери энергии в меди АД (переменные потери)
составят
|
|
|
|
|
J |
2 |
|
|
|
|
|
|
R |
t |
п.п |
|
|||
W |
|
|
|
0 |
(s 2 |
s 2 |
) 1 |
1 |
|
|
|
|
|||||||
M |
2 |
|
R |
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
нач |
|
кон |
|
|
t |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
п.п0 |
(6.46) |
|||
|
J 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
R |
|
M |
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
0 |
(s 2 |
s 2 |
) 1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
, |
|
||
|
|
|
R |
M M |
|
|
|||||||||||||
|
|
2 |
|
|
нач |
|
кон |
|
|
|
c |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
а суммарные потери в двигателе с учетом |
постоянных потерь составят |
|
W в WM |
( Pc Pмех )tп.п . |
(6.47) |
Выражения (6.46) и (6.47) |
оценочные, так как получены при определенных |
допущениях. С их помощью можно при проектировании и модернизации асинхронного электропривода выбирать такие технические решения,