ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.10.2024
Просмотров: 394
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
I. Программа модуля «Семейное право»
1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса.
Технологическая карта образовательного процесса
2. Объем модуля и виды учебной работы
3. Содержание модуля/ дисциплины
3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий
3.2. Содержание разделов ом/ уд
4. Календарно-тематический план
5. Организация самостоятельной работы студентов
6. Тематика рефератов Ключ к выбору тем рефератов
7. Тематика курсовых проектов (работ)
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля/ дисциплины Нормативные акты
10. Материально-техническое обеспечение ом/уд
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов
Методические указания по написанию письменных работ (рефератов, контрольных работ)
Тема реферата выбирается слушателем самостоятельно из предлагаемого перечня.
Тема 1. Предмет, метод и система семейного права.
Тема 2.Семейные правоотношения.
Тема 3. Правовое регулирование заключения брака.
Тема 5. Права и обязанности супругов.
Тема 6. Имущественные правоотношения между супругами.
Тема 7. Права и обязанности родителей и детей.
Тема 8. Алиментные обязательства членов семьи.
Тема 9. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Методы и формы организации и проведения занятий. Используемые технологии
Вопросы для самодиагностики студентов
Содержание и формы контроля качества знаний студентов Примерный перечень вопросов к зачету
23. Раскройте понятие свойства.
24. Брак признается недействительным:
78. Паршуткин В., Львова Е. Особенности рассмотрения судами дел об усыновлении (удочерении) детей иностранцами // Российская юстиция. 1998. № 11.
79. Римашевская Н.М., Мещеркина Е.Ю., Малышева М.М. Супружеские отношения в условиях перехода к рынку // Народонаселение. 1999. № 2.
80. Седугин П.И. Федеральный закон «Об актах гражданского состояния». Комментарий. М., 1998.
81. Смирнов Р. Удостоверение соглашения об уплате алиментов // Российская юстиция. 1999. № 10.
82. Сосипатрова Н.Е. Брачный договор: правовая природа, содержание, прекращение // Государство и право. 1999. № 3.
83. Сорокин С. Имущественные права ребенка в семье // Российская юстиция. 2000. № 2.
84. Тоцкий Н.Н. Регулирование семейных отношений // Нотариус.1997. № 4.
85. Трубников П. Рассмотрение судами дел об установлении отцовства // Законность. 1997. № 1.
86. Хазова О.А. Установление отцовства //Закон. 1997. №11.
87. Цыбуленко З. Сделки с недвижимостью и их регистрация // Хозяйство и право. 1998. № 2.
88. Чефранова Е. Применение к семейным отношениям норм гражданского законодательства // Российская юстиция. 1996. № 10.
89. Чефранова Е.А. Имущественные отношения в российской семье. М., 1997.
90. Чефранова Е. Правовое регулирование имущественных отношений супругов // Российская юстиция. 1996. № 7.
91. Чефранова Е. Судебный порядок расторжения брака // Российская юстиция. 1996. № 9.
92. Чефранова Е. Обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей // Российская юстиция. 1996. № 8.
93. Чучаев А., Рожнов А. Нарушение тайны // Законность. 2002. № 3.
94. Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. М., 1997.
95. Шафорост Г.М. Проблемы права собственности в отношениях между супругами // Вестник ВГУЭС. 2003. Вып.3.
в) информационное обеспечение
Компьютерные справочно-правовые базы “Гарант”, “КонсультантПлюс”, “Кодекс».
10. Материально-техническое обеспечение ом/уд
Для осуществления отдельных форм контрольных и учебных заданий, а именно: кейсы и имитационные упражнения, предполагают набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы).
ТСО: компьютер, проектор.
II. Методическое обеспечение модуля методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателей
Усвоение курса предполагает наличие знаний по теории права (понятие и классификация правоотношений, субъекты, объекты и содержание правоотношений, структура нормы, система права и система законодательства), конституционному праву (права человека, предметы ведения РФ, судебное устройство), по гражданскому праву (части первой и второй), а также гражданскому процессу.
«Семейное право» является одной из профилирующих фундаментальных дисциплин для студентов, обучающих по специальности – юриспруденция.
Изучение данного курса предполагает, что студенты уже обладают достаточными правовыми знаниями, полученными при изучении теории государства и права, конституционного и административного права, гражданского права.
Параллельное с курсом «Семейное право» изучение таких дисциплин, как гражданский процесс, исполнительное производство и др. должно способствовать более быстрому и глубокому уяснению основных положений названного курса.
Сказанное относиться к темам, в которых говорится о предмете и методе отрасли права, ее принципах, субъектах соответствующих правоотношений, взаимосвязи прав и обязанностей субъектов и т.д. Это, с одной стороны, облегчит понимание студентами многих положений теории семейного права, а с другой, даст им возможность лучше уяснить место данной дисциплины в системе других отраслей права.
Программа соответствует требованиям государственного стандарта, так как включает все темы, знание которых необходимо специалисту с высшим юридическим образованием.
Преподавание курса «Семейное право» включает чтение лекций и проведение семинарских и самостоятельных работ студентов, в том числе подготовку домашнего задания, а также написание контрольных работ. Успех подготовки при этом зависит от качества самостоятельной работы студента, которая предполагает: систематическое изучение материала учебника, анализ норм Семейного кодекса Российской Федерации и их комментарии, даваемое в специальных изданиях, знакомство с постановлениями Пленумов Верховного Суда РФ, чтение иной юридической литературы по тематике семейного права.
Проведение семинарского занятия начинается с постановки задач, краткого пояснения цели, к которой должны стремиться студенты при обсуждении вопросов соответствующей темы, пояснения порядка проведения семинарских занятий и условий сдачи зачета. Следует стимулировать студентов к активному участию в дискуссии, избегая упрощенного диалога преподавателя с отвечающим студентом, в процесс обсуждения необходимо вовлекать студентов всей группы. По отдельным вопросам, рассматриваемым на семинарских занятиях, можно использовать практику подготовки, обсуждения и защиты небольших по объему рефератов.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов
Данный учебно-методический комплекс (УМК) рассчитан, прежде всего, на студентов юридических факультетов высших учебных заведений, изучающих деятельность судов по рассмотрению и разрешению гражданских дел, а также по исполнению принятых решений.
Основная задача учебно-методического комплекса – быть полезным для студентов заочной и дневной формы обучения в организации их самостоятельной работы.
УМК призван помочь студенту сориентироваться во взаимосвязи с другими юридическими науками, наиболее экономно использовать свое время на изучение данного курса. Предмет достоин изучения. Предметом познания в данном учебном курсе являются нормы права, регулирующие общественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей на воспитание, при отправлении правосудия по гражданским делам в судах общей юрисдикции, мировых судах, Верховном суде, а также правовые категории, научные взгляды и концепции, характерные для науки семейного права. Получение студентами глубоких знаний в области семейного права – необходимое условие формирования квалифицированного состава судей, адвокатов, прокуроров, нотариусов. Высшая школа в рамках современного базового образования призвана формировать у молодого специалиста юридическое мышление на основе понимания явлений, процессов и отношений в правовой системе общества, а также способов и средств решения юридических проблем на основе полученных знаний о семейном праве, методах и инструментарии его изучения.
Изучение данного курса требует особого подхода, который позволяет реализовать теоретические знания на практике в ходе правовой деятельности. В ходе обучения перед студентом ставится задача выработать практические навыки для выполнения работы в качестве судьи, прокурора, адвоката, нотариуса.
Разделы комплекса разрабатывались в соответствии с научной специализацией, что позволило выстроить курс в собственной логической цепочке при концентрации внимания на главных моментах семейного права. При построении концепции предлагаемого УМК и изложении материала реализовывался принцип комплексности и компактности. Комплектность построения УМК позволяет использовать предложенный материал во время аудиторной и индивидуальной самостоятельной работы и в других формах организации учебного процесса. Сочетание в освещении тем курса актуальности и историчности направлено на обеспечение логической связи новейших знаний о семейном праве.
Каждая тема курса объединяет учебно-методический материал, обеспечивающий различные формы познавательного процесса.
1.В программе очерчиваются общие границы темы и логическая последовательность изложения учебного материала, дается указание о том, на что следует обратить особое внимание.
2.Опорный конспект лекции кратко систематизирует содержание каждой из тем курса. Имея опорный конспект, можно не отвлекаться на запись лекции, а сосредотачиваться на понимании материала и по отдельным положениям делать соответствующие листы-вкладыши. Опорный конспект не заменяет учебник, он лишь помогает расставить акценты в самостоятельном изучении семейного права. Вместе с тем, он содержит тот минимум знаний, который позволяет студенту успешно участвовать в итоговом контроле знаний.
3. После завершения изучения каждой темы по соответствующей главе учебника и по УМК, следует обладать определенными знаниями и навыками. Преподаватель может использовать перечень учебных целей для оценки знаний студента.
4.Формулировка вопросов семинарского занятия продолжает цикл изучения темы, а сам семинар содержит различные формы активной работы студента, определяемые преподавателем.
5.Контрольные вопросы предлагаются студенту для самопроверки и оценки своей подготовленности к дальнейшей работе по теме. Эти вопросы могут использоваться наряду упражнениями и тестами как форма текущего и итогового контроля.
6.Список литературы подобран с учетом трудоемкости курса, исходя из реальных возможностей и бюджета времени студента. Он дан общим списком, исходя из тех соображений, что, во-первых, на практике под руками у студентов лишь один-два учебника из общего списка. Во-вторых, каждый из них обладает определенными преимуществами, а не их совокупностью. Следует особо подчеркнуть, что структура каждой темы построена по принципу минимально необходимых требований к результирующему знанию, что для самоконтроля степени готовности к сдаче экзамена УМК содержит все необходимые компоненты, а учебник подбирается часто исходя из случайных обстоятельств.
7.Если учебным планом в системе заочного обучения предусмотрено написание контрольной работы, то кафедра рекомендует учесть следующие ее указания.
Контрольная работа призвана научить студентов связывать теорию с практикой, помочь студенту-заочнику приобрести опыт самостоятельной работы с научной литературой, выработать умение ее подбирать, изучать и четко излагать свои мысли при анализе узловых теоретических вопросов курса. Письменная работа является одной из форм проверки знаний и по своим требованиям приравнивается к зачету.