Файл: БАКАЛАВРИАТ семейное право 2012.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.10.2024

Просмотров: 394

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Учебно-методический комплекс

I. Программа модуля «Семейное право»

1. Пояснительная записка Основные цели и задачи курса.

1 Уровень сложности:

2 Уровень сложности:

3 Уровень сложности:

Технологическая карта образовательного процесса

2. Объем модуля и виды учебной работы

3. Содержание модуля/ дисциплины

3.1. Разделы модуля/ дисциплины и виды занятий

3.2. Содержание разделов ом/ уд

4. Календарно-тематический план

5. Организация самостоятельной работы студентов

6. Тематика рефератов Ключ к выбору тем рефератов

7. Тематика курсовых проектов (работ)

8. Тематика вкр

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля/ дисциплины Нормативные акты

10. Материально-техническое обеспечение ом/уд

II. Методическое обеспечение модуля методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателей

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов

Методические указания по написанию письменных работ (рефератов, контрольных работ)

Тема реферата выбирается слушателем самостоятельно из предлагаемого перечня.

III. Дидактический материал:

Тема 1. Предмет, метод и система семейного права.

Тема 2.Семейные правоотношения.

1.Сроки в семейном праве.

Тема 3. Правовое регулирование заключения брака.

Тема 4. Прекращение брака.

Тема 5. Права и обязанности супругов.

Тема 6. Имущественные правоотношения между супругами.

Тема 7. Права и обязанности родителей и детей.

Тема 8. Алиментные обязательства членов семьи.

Тема 9. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Тема 10. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

Методы и формы организации и проведения занятий. Используемые технологии

Вопросы для самодиагностики студентов

Содержание и формы контроля качества знаний студентов Примерный перечень вопросов к зачету

Тестовые задания

11. Право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами имеют:

16. Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновленным ребенком должна быть не менее:

23. Раскройте понятие свойства.

24. Брак признается недействительным:

25. Семейный кодекс введен в действие:

Ключ к тесту «Семейное право»

Глоссарий

78. Паршуткин В., Львова Е. Особенности рассмотрения судами дел об усыновлении (удочерении) детей иностранцами // Российская юстиция. 1998. № 11.

79. Римашевская Н.М., Мещеркина Е.Ю., Малышева М.М. Супружеские отношения в условиях перехода к рынку // Народонаселение. 1999. № 2.

80. Седугин П.И. Федеральный закон «Об актах гражданского состояния». Комментарий. М., 1998.

81. Смирнов Р. Удостоверение соглашения об уплате алиментов // Российская юстиция. 1999. № 10.

82. Сосипатрова Н.Е. Брачный договор: правовая природа, содержание, прекращение // Государство и право. 1999. № 3.

83. Сорокин С. Имущественные права ребенка в семье // Российская юстиция. 2000. № 2.

84. Тоцкий Н.Н. Регулирование семейных отношений // Нотариус.1997. № 4.

85. Трубников П. Рассмотрение судами дел об установлении отцовства // Законность. 1997. № 1.

86. Хазова О.А. Установление отцовства //Закон. 1997. №11.

87. Цыбуленко З. Сделки с недвижимостью и их регистрация // Хозяйство и право. 1998. № 2.

88. Чефранова Е. Применение к семейным отношениям норм гражданского законодательства // Российская юстиция. 1996. № 10.

89. Чефранова Е.А. Имущественные отношения в российской семье. М., 1997.

90. Чефранова Е. Правовое регулирование имущественных отношений супругов // Российская юстиция. 1996. № 7.

91. Чефранова Е. Судебный порядок расторжения брака // Российская юстиция. 1996. № 9.

92. Чефранова Е. Обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей // Российская юстиция. 1996. № 8.

93. Чучаев А., Рожнов А. Нарушение тайны // Законность. 2002. № 3.

94. Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. М., 1997.

95. Шафорост Г.М. Проблемы права собственности в отношениях между супругами // Вестник ВГУЭС. 2003. Вып.3.

в) информационное обеспечение

Компьютерные справочно-правовые базы “Гарант”, “КонсультантПлюс”, “Кодекс».


10. Материально-техническое обеспечение ом/уд

Для осуществления отдельных форм контрольных и учебных заданий, а именно: кейсы и имитационные упражнения, предполагают набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы).

ТСО: компьютер, проектор.

II. Методическое обеспечение модуля методические рекомендации по организации изучения дисциплины для преподавателей

Усвоение курса предполагает наличие знаний по теории права (понятие и классификация правоотношений, субъекты, объекты и содержание правоотношений, структура нормы, система права и система законодательства), конституционному праву (права человека, предметы ведения РФ, судебное устройство), по гражданскому праву (части первой и второй), а также гражданскому процессу.

«Семейное право» является одной из профилирующих фундаментальных дисциплин для студентов, обучающих по специальности – юриспруденция.

Изучение данного курса предполагает, что студенты уже обладают достаточными правовыми знаниями, полученными при изучении теории государства и права, конституционного и административного права, гражданского права.

Параллельное с курсом «Семейное право» изучение таких дисциплин, как гражданский процесс, исполнительное производство и др. должно способствовать более быстрому и глубокому уяснению основных положений названного курса.

Сказанное относиться к темам, в которых говорится о предмете и методе отрасли права, ее принципах, субъектах соответствующих правоотношений, взаимосвязи прав и обязанностей субъектов и т.д. Это, с одной стороны, облегчит понимание студентами многих положений теории семейного права, а с другой, даст им возможность лучше уяснить место данной дисциплины в системе других отраслей права.

Программа соответствует требованиям государственного стандарта, так как включает все темы, знание которых необходимо специалисту с высшим юридическим образованием.

Преподавание курса «Семейное право» включает чтение лекций и проведение семинарских и самостоятельных работ студентов, в том числе подготовку домашнего задания, а также написание контрольных работ. Успех подготовки при этом зависит от качества самостоятельной работы студента, которая предполагает: систематическое изучение материала учебника, анализ норм Семейного кодекса Российской Федерации и их комментарии, даваемое в специальных изданиях, знакомство с постановлениями Пленумов Верховного Суда РФ, чтение иной юридической литературы по тематике семейного права.


Проведение семинарского занятия начинается с постановки задач, краткого пояснения цели, к которой должны стремиться студенты при обсуждении вопросов соответствующей темы, пояснения порядка проведения семинарских занятий и условий сдачи зачета. Следует стимулировать студентов к активному участию в дискуссии, избегая упрощенного диалога преподавателя с отвечающим студентом, в процесс обсуждения необходимо вовлекать студентов всей группы. По отдельным вопросам, рассматриваемым на семинарских занятиях, можно использовать практику подготовки, обсуждения и защиты небольших по объему рефератов.


Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов

Данный учебно-методический комплекс (УМК) рассчитан, прежде всего, на студентов юридических факультетов высших учебных заведений, изучающих деятельность судов по рассмотрению и разрешению гражданских дел, а также по исполнению принятых решений.

Основная задача учебно-методического комплекса – быть полезным для студентов заочной и дневной формы обучения в организации их самостоятельной работы.

УМК призван помочь студенту сориентироваться во взаимосвязи с другими юридическими науками, наиболее экономно использовать свое время на изучение данного курса. Предмет достоин изучения. Предметом познания в данном учебном курсе являются нормы права, регулирующие общественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей на воспитание, при отправлении правосудия по гражданским делам в судах общей юрисдикции, мировых судах, Верховном суде, а также правовые категории, научные взгляды и концепции, характерные для науки семейного права. Получение студентами глубоких знаний в области семейного права – необходимое условие формирования квалифицированного состава судей, адвокатов, прокуроров, нотариусов. Высшая школа в рамках современного базового образования призвана формировать у молодого специалиста юридическое мышление на основе понимания явлений, процессов и отношений в правовой системе общества, а также способов и средств решения юридических проблем на основе полученных знаний о семейном праве, методах и инструментарии его изучения.

Изучение данного курса требует особого подхода, который позволяет реализовать теоретические знания на практике в ходе правовой деятельности. В ходе обучения перед студентом ставится задача выработать практические навыки для выполнения работы в качестве судьи, прокурора, адвоката, нотариуса.

Разделы комплекса разрабатывались в соответствии с научной специализацией, что позволило выстроить курс в собственной логической цепочке при концентрации внимания на главных моментах семейного права. При построении концепции предлагаемого УМК и изложении материала реализовывался принцип комплексности и компактности. Комплектность построения УМК позволяет использовать предложенный материал во время аудиторной и индивидуальной самостоятельной работы и в других формах организации учебного процесса. Сочетание в освещении тем курса актуальности и историчности направлено на обеспечение логической связи новейших знаний о семейном праве.


Каждая тема курса объединяет учебно-методический материал, обеспечивающий различные формы познавательного процесса.

1.В программе очерчиваются общие границы темы и логическая последовательность изложения учебного материала, дается указание о том, на что следует обратить особое внимание.

2.Опорный конспект лекции кратко систематизирует содержание каждой из тем курса. Имея опорный конспект, можно не отвлекаться на запись лекции, а сосредотачиваться на понимании материала и по отдельным положениям делать соответствующие листы-вкладыши. Опорный конспект не заменяет учебник, он лишь помогает расставить акценты в самостоятельном изучении семейного права. Вместе с тем, он содержит тот минимум знаний, который позволяет студенту успешно участвовать в итоговом контроле знаний.

3. После завершения изучения каждой темы по соответствующей главе учебника и по УМК, следует обладать определенными знаниями и навыками. Преподаватель может использовать перечень учебных целей для оценки знаний студента.

4.Формулировка вопросов семинарского занятия продолжает цикл изучения темы, а сам семинар содержит различные формы активной работы студента, определяемые преподавателем.

5.Контрольные вопросы предлагаются студенту для самопроверки и оценки своей подготовленности к дальнейшей работе по теме. Эти вопросы могут использоваться наряду упражнениями и тестами как форма текущего и итогового контроля.

6.Список литературы подобран с учетом трудоемкости курса, исходя из реальных возможностей и бюджета времени студента. Он дан общим списком, исходя из тех соображений, что, во-первых, на практике под руками у студентов лишь один-два учебника из общего списка. Во-вторых, каждый из них обладает определенными преимуществами, а не их совокупностью. Следует особо подчеркнуть, что структура каждой темы построена по принципу минимально необходимых требований к результирующему знанию, что для самоконтроля степени готовности к сдаче экзамена УМК содержит все необходимые компоненты, а учебник подбирается часто исходя из случайных обстоятельств.

7.Если учебным планом в системе заочного обучения предусмотрено написание контрольной работы, то кафедра рекомендует учесть следующие ее указания.

Контрольная работа призвана научить студентов связывать теорию с практикой, помочь студенту-заочнику приобрести опыт самостоятельной работы с научной литературой, выработать умение ее подбирать, изучать и четко излагать свои мысли при анализе узловых теоретических вопросов курса. Письменная работа является одной из форм проверки знаний и по своим требованиям приравнивается к зачету.