ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2024
Просмотров: 628
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Прогимназия № 1667 Зеленоградского округа г. Москвы
Для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы
4 Класс - «Русская традиционная художественная культура».
5. Мифы о рождении земли и людей
6. Кому поклонялись древние славяне? - 2 часа
Раздел 3. Огонь небесный и земной (10 часов)
Раздел 4. Живая вода (7 часов)
Тематическое планирование по учебному курсу
Тема 7. Зимние узоры. Дуновение Мороза Ивановича
Раздел 3. Мифы об огне (20 часов, 10 занятий)
Тема 1. Огонь в творчестве художников-скульпторов
Тема 2. Зимние сказки об огне. Ярило-молодец
Тема 3. Как Весну-красну на Руси встречали
Тема 4. Владения дедушки-водяного
Тема 8. Культура Древнего Востока
Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов, 7 занятий)
Тема 2. О том, как огород детвору накормил (2 часа)
Тема 3. Как весна красива цветами, а осень снопами (2 часа)
Тема 4. Чем осенний лес одарить может (2 часа)
Тема 5. Как осенний дождь мелко сеется да долго тянется (2 часа)
Тема 6. Про то, как малые дети Осеннны встречали (2 часа)
Тема 7. О князюшке-Лесе, что кафтан расписной потерял (2 часа)
Тема 8. Как осень всех наградила да зиму пригласила (2 часа)
Раздел 2. Полет фантазии (14 часов)
Тема 1. О том, как дети в небо глядели (4 часа)
Тема 2. Про птичек-синичек, что к зиме прилетели (2 часа)
Тема 3. Как зима стелет белые холсты, а мороз наводит мосты
Тема 4. Как стужайло за окном студит, а игрушки - к ночи волшебные истории рассказывают (2 часа)
Тема 5. Пpo то, как дети ждали в гости Деда Мороза (4 часа)
Раздел 3. Гори, гори ясно! (20 часов)
Тема 2. Про то, как Царь-огонь умеет превращаться (4 часа)
Тема 3. О чем рассказали метель да вьюга (2 часа)
Тема 4. Про огонь души, живущий во мне (4 часа)
Тема 5. Как в марте зима ни злится, а весне покорится (2 часа)
Тема 6. Горячо любимая (2 часа)
Тема 7. Первые проталины (4 часа)
Раздел 4. Когда звенят ручьи (14 часов)
Тема 1. Про то, как апрельские лучи землю будят да птиц созывают (4 часа)
Тема 2. О воскрешении Земли-матушки (2 часа)
Тема 3. Как ребята с первой весенней грозой веселились (2 часа)
Тема 4. Про май, что весну венчает, лето встречает (2 часа)
Тема 5. О чем могло рассказать лесное болото (2 часа)
Тема 6. Про то, как леса наряжаются, лето в гости ждут (2 часа)
Тема 7. Священные рощи Земли-матушки (2 часа)
Тема 3. Поклонение богам и духам (2 часа)
Тема 4. Священные танцы древних египтян ( 2 часа)
Тема 5. Великие Дионисии в Древней Греции (2 часа)
Тема 6. По страницам произведений древнегреческих драматургов (2 часа)
Тема 7. Зрелища Древнего Рима (2 часа)
Тема 8. Театр на Востоке (Китай, Япония, Индия) ( 2 часа)
Раздел 2. Устремление к небесам (14 часов)
Тема 1. Христианская церковь и театральное искусство (2 часа)
Тема 2. Первые профессиональные актеры на Руси (4 часа)
Тема 3. Театр Петрушки (4 часа)
Тема 4. Русский фольклорный театр (2 часа)
Тема 5. Искусство ярмарочных балаганов (2 часа)
Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов)
Тема 1. Многоликость театрального искусства (2 часа)
Тема 2. «Нечеловеческие театры» (2 часа)
Тема 3. Москва театральная (2 часа)
Тема 5. Театр начинается с вешалки (2 часа)
Тематическое планирование с репертуарным приложением «Земля моих предков»
Комментарий к репертуарному приложению
Тиличеева е. Детские песенки «Считалочки», «Гармошки»
Бала-бала, балалайка, Бара-бара, барабан,
Мои гуси дома не боятся грома.
Итоговое комплексное занятие «в гостях у Капустки» Хоровод-игра «Завивайся, капустка»
8. «Ах, ты, душечка, красна-девица!»
Тематическое планирование с репертуарным приложением «Русь изначальная» (2 класс)
Раздел 2. Мифы о небесном мире
Комментарии к репертуарному приложению
2. Были и небылицы древней Руси
Раздел 2. Мифы о небесном мире
1. Древний праздник рождения Солнца – Коляда
6. Женские образы древнеславянской мифологии
Тематическое планирование с репертуарным приложением
3. Русская народная песня «Полосонька»
4. Русская народная песня «Земелюшка чернозем»
5. Русская народная песня «Как в болоте, как в болоте»
1. Русская народная песня «Повей, ветерок»
2. Русская народная песня «Воет ветер»
1. Игра ряженых «Пошла коза по лесу»
2. Русская народная песня «Не велят Маше за речку ходить»
3. Русская народная песня «Уж, ты, зимушка-зима»
1. Богданова э., Павленко в. «Капельки»
2. Качанова п., Витлина в. «Веселый дождик»
3. Римский-Корсаков н.А. Ария Леля из оперы «Снегурочка»
4. Русские народные песни «Как по морю, морю синему»
5. Русские народные песни «Как во поле, поле»
Тематическое планирование с репертуарным приложением
Раздел 4. «Летние приключения у воды»
Комментарии к репертуарному приложению
3. "Пестрый колпачок" сл. Н.Соловьевой , муз. Г.Струве.
4."Если добрый ты " сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева
5. "Частушки Бабок Ежек" из мультфильма «Летучий корабль», сл. Ю.Энтина, муз. М.Дунаевского.
Раздел 2 "Снежинки в воздухе кружились, а мы с зимою подружились!"
Раздел 3. "Огонь души - тебе родная "
2. "Мамин праздник" сл. А.Маращяна-м.Вайнштейна, муз. А.Лусиняна.
4."Мама" сл. С.Вигдорова, муз. Л.Бакалова.
8. "Бабушка моя", сл. И муз. Е.Гомоновой.
Раздел 4. "Летние приключения у воды"
1."Буратино", сл. Ю.Энтина, муз. А.Рыбникова.
2. "Песенка львенка и черепахи ", сл. С.Козлова, муз. Г.Гладкова.
Основные параметры диагностики художественно-эстетического развития детей
Содержание занятий по хореографии «Как прекрасен этот мир»
Раздел 1. Откуда пришла сказка?
Раздел 3. Меня пляска зовет...
Раздел 4. Ногам работа - душе праздник
Россия в зеркале мировой культуры
Декоративное рисование. Составление декоративной композиции по мотивам готических витражей. Работа в несколько этапов:
1). Карандашный рисунок.
2). Заливка акварелью рисунков витража.
3). Обводка «металлических перегородок» витража черной тушью.
Тема 7. Быт средневековых горожан
Одежда, посуда, мебель. Средневековый костюм готики. Символизм готического костюма. Декоративно-прикладное искусство готики.
Изображение сцены из жизни средневековых горожан. Одна-две фигуры в интерьере или городской пейзаже. Передача в работе характерных для эпохи средневековья архитектуры, одежды, мебели, посуды.
Бумага, карандаш, акварель.
Раздел 3. Творческое горение (20 часов, 10 занятий)
Возрождение искусства
Тема 1. Идеалы итальянского Возрождения
Великие имена в искусстве Возрождения. Лицом к человеку. Особенности культуры Возрождения. «Воскрешение» прошлого и новаторские идеи. Архитектура, скульптура и живопись эпохи Возрождения.
Живописный портрет богатого горожанина эпохи Возрождения. Передача в работе основных особенностей живописного изображения периода итальянского Возрождения.
Акварель, карандаш, бумага.
Тема 2. Быт эпохи итальянского Возрождения
Быт и занятия людей. Одежда, мебель, предметы обихода. Декоративно-прикладное искусство эпохи Возрождения, его особенности.
Изготовление из картона мужской или женской фигуры, оформление ее одеждой из цветной бумага или ткани в стиле итальянского Возрождения.
Картон, цветная бумага, ткань, ножницы, клей.
Тема 3. «Вычурный» стиль в архитектуре
Зарождение стиля барокко в Западной Европе. Особенности стиля барокко. Истоки и функции стиля барокко в искусстве и жизни Западной Европы XVII века. Архитектура, скульптура, живопись.
Выполнение рельефа из полосок белой бумаги на плоскости, в виде части архитектурного сооружения в стиле барокко.
Белая бумага, ножницы, клей.
Тема 4. Декоративно-прикладное искусство барокко
Декоративно-прикладное искусство барокко. Мебель, транспорт, его особенности. Царский трон.
Изготовление аппликативной модели царского трона в стиле барокко:
1). Симметричное вырезание основных деталей силуэта.
2). Оформление мелкими деталями украшения.
3). Доводка изображения с помощью туши и пера.
Тема 5. Русское барокко
Вклад России в развитие мировой культуры эпохи расцвета. «Окно в Европу». Преобразования Петра I. Усадьбы Петербурга. Архитектура и живопись русского барокко. Особенности стиля барокко на Руси.
Изображение архитектурного сооружения в стиле русского барокко на фоне загородного пейзажа.
Бумага, карандаш, акварель, кисть.
Тема 6. Парадный портрет в русском барокко
Скульптура в стиле барокко на Руси. Мастера скульптурного портрета. Особенности жанра и стиля.
Скульптурный бюст в виде парадного портрета придворной особы.
Глина или пластилин, стеки, вода.
Тема 7. Кораблестроение на Руси
Инженерный «дизайн» на Руси. Модели кораблей русского флота, конструкции, формы, оформление.
Эскиз корабля русского флота Петра I.
Бумага, карандаш, акварель, кисть.
Тема 8. Грациозная легкость рококо
Зарождение стиля рококо, его истоки и особенности.
Выполнение орнаментального мотива «рокайль» (передача пластики и ритма элементов, характерных для стиля рококо).
Пастель или цветные мелки, уголь.
Тема 9. Расцвет классицизма в России
Эпоха Екатерины II. Расцвет классицизма в России. Архитектура, одежда и предметы быта в искусстве классицизма.
Выполнение эскиза вазы в стиле классицизма.
Бумага, карандаш, гуашь.
Тема 10. Контрасты и противоборства
Контрасты и противоборства в жизни и искусстве Нового времени. Романтизм и реализм в русском и европейском искусстве. Передвижничество в России, его основные подвижники. Правдивое изображение жизни народа, родной страны, ее природы. Психологизм в творчестве передвижников. История быта русского народа в живописных работах передвижников. Русский пейзаж в искусстве передвижников.
Живописное изображение пейзажа родной земли. Передача линейной и воздушной перспективы в пейзаже, характера и настроения пейзажа. Нахождение соответствующего колорита.
Гуашь, кисть, бумага.
Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов, 7 занятий)
Стремительная смена эпох и стилей
Тема 1. По волнам фантазий
Возникновение стиля модерн. Его особенности. Архитектура модерна. Особенности стиля, причины его зарождения. Архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство модерна. Модерн в Москве.
Эскиз архитектурного сооружения или части, оформленного в стиле модерн. Линейный рисунок с использованием разных по толщине линий.
Бумага, фломастер.
Тема 2. Текучесть форм
Формообразование в стиле и оформлении моделей женской одежды в стиле модерн.
Выполнение эскиза женской одежды в стиле модерн. Графическое изображение, разнообразное по тону. Мелкие детали изображения, доработанные с помощью пера и туши.
Бумага, тушь, кисть, вода, перо.
Тема 3. Искусство 20-х годов. Конструктивизм
Ломка всех представлений и стереотипов искусства. Особенности художественных течений начала XX века, основные направления в изобразительном искусстве. Архитектура, скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство.
Разработка эскиза рисунка для ткани. Супрематическая композиция.
Бумага, карандаш, гуашь, кисть.
Тема 4. Новаторские тенденции
Новаторские тенденции в образовании объемов и форм в искусстве 20-х годов. Особенности декоративно-прикладного искусства. Новаторские взгляды.
Разработка эскиза модели одежды с использованием ткани, эскиз которой был создан на предыдущем занятии.
Бумага, карандаш, гуашь, кисть.
Тема 5. Искусство наших дней
Анализ произведений разных видов изобразительного искусства. «Город огней».
Изображение современного промышленного города, освещенного ночными огнями. Работа выполняется по этапам:
1). Рисование силуэтов современных зданий, горящих в них окон, огней ночных фонарей, рекламы и т. д. (восковые мелки).
2). Заливка темной акварелью по выполненному восковыми мелками рисунку.
Бумага, восковые мелки, акварель, кисть.
Тема 6. Современный дизайн
Современный дизайн одежды. Вечерний туалет. Работа художника-дизайнера по созданию костюма. Разработка эскизов моделей одежды, создание образа.
Разработка эскиза модели современного вечернего туалета.
Бумага, карандаш, акварель, кисть.
Тема 7. Полет фантазии
Современный транспорт и транспорт будущего. Дизайн транспорта. Совершенство функциональных качеств, конструкции и формы.
Разработка эскиза модели транспорта будущего.
Бумага, карандаш, акварель, кисть.
Н.И. Ивушкина
ТЕАТРАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Программа занятий с детьми младшего школьного возраста
Пояснительная записка
Главной задачей первого года обучения по программе «Театральное творчество» является непосредственное включение ребенка в театрализованную деятельность через игру и импровизацию, раскрепощение его личности и пробуждение творческого «я». Играя, ребенок органически постигает природу театра, учится «говорить» языком театра, то есть действовать.
Творческое начало ребенка может проявиться в упражнениях, этюдах, импровизациях, сценах только при условии полной свободы - физической, душевной, эмоционально-чувственной. Главное, «научая», не загубить яркую индивидуальность, которая заложена в каждом ребенке, и здесь «ставка делается не на технику, а на духовно-творческий мир» (Ю. Азаров).
В первый год формируются навыки коллективной игры с элементами театральной деятельности. Развивается произвольное внимание. Дети учатся активно включаться в творческий процесс и абстрагироваться от внешних раздражителей. Необходимо учить детей преодолевать стеснительность, формировать у них первоначальное представление о перевоплощении, развивать двигательно-музыкальные навыки и умения.
Все задания подразумевают активную работу воображения, эмоционально-образной памяти. В звуко-голосовых разминках развивается голосовой аппарат детей.
Литературный материал должен быть понятен детям, художественно-выразителен, интересен по содержанию. Необходимо в полной мере использовать разнообразные наглядные средства обучения.
Детское творчество рождается из следующей схемы: "Я вижу, слышу, понимаю, верю, хочу, воображаю, действую, творю". Осваивая образы природных стихий и проживая «круглый год» по народному календарю, в окружении ярких художественных образов традиционной народной культуры, оставленных нам в наследство, ребенок обязательно увидит, как прекрасна «Земля моих предков».
Тематический цикл занятий второго года обучения называется «Русь изначальная». Предполагается, что постижение корней русской традиционной культуры будет идти на «языке» театрального искусства.
Каждое занятие - это путешествие в прошлое, снимающее завесу времен, что позволяет учащимся делать потрясающие открытия, обогащающие их духовно. В процессе освоения материала возможны и традиционные «ходы», использование элементов костюмов (головные повязки, ремешки, накидки), «волшебных » предметов (книга, ларец, сундук), открывающих тайну за тайной. Все это придаст достоверность происходящему, внесет живую интригу в процесс обучения.
Весь год дети живут, мыслят, творят так, как это могли бы делать древние славяне. Учащиеся много узнают и пробуют «проиграть-прожить» все, что узнали на материале этюдов, сцен, монологов и т.д. Главная задача - творчески осмыслить «живой, волшебный» мир прошлого и вынести из этого любовь к своей родной земле.
В течение первого года обучения у детей активно развиваются навыки рабочего самочувствия. Они учатся все вместе, единым коллективом, одновременно начинают и заканчивают действие с учетом заданного темпа, ритма. Учащиеся приобретают навыки управления своим вниманием, сосредоточивая и рассредоточивая его, переключая с одного объекта на другой; легко ориентируются в пространстве.
Во втором классе необходимо совершенствовать наблюдательность детей, продолжать развивать у них фантазию и воображение. Больше следует уделять внимания работе с голосом, интересным творческим упражнениям с видением учащихся. Важно понять принцип действия - настоящего и «взаправдашнего» - в условиях вымысла. Необходимо научить детей действовать с реальными и воображаемыми предметами. Творческим импровизационным заданиям следует чаще придавать групповой характер, приветствовать индивидуальные показы, которые играют роль в самовыражении ребенка.
В течение года дети выполняют множество театральных тренингов, упражнений, этюдов, разнообразных творческих заданий. Эту «театральную школу» следует положить на исторический материал и связать с темой «Культура Древней Руси». Познавая исторические и культурные корни своей земли, учащиеся овладевают умениями и навыками театрального искусства.
Программа третьего года обучения основана на материале истории культуры православной Руси, имеющем несколько другую содержательную основу. Учащиеся весь этот год «путешествуют» по Святой Руси, соприкасаясь через театрализацию с основами русской православной культуры.