ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2024
Просмотров: 645
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Прогимназия № 1667 Зеленоградского округа г. Москвы
Для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы
4 Класс - «Русская традиционная художественная культура».
5. Мифы о рождении земли и людей
6. Кому поклонялись древние славяне? - 2 часа
Раздел 3. Огонь небесный и земной (10 часов)
Раздел 4. Живая вода (7 часов)
Тематическое планирование по учебному курсу
Тема 7. Зимние узоры. Дуновение Мороза Ивановича
Раздел 3. Мифы об огне (20 часов, 10 занятий)
Тема 1. Огонь в творчестве художников-скульпторов
Тема 2. Зимние сказки об огне. Ярило-молодец
Тема 3. Как Весну-красну на Руси встречали
Тема 4. Владения дедушки-водяного
Тема 8. Культура Древнего Востока
Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов, 7 занятий)
Тема 2. О том, как огород детвору накормил (2 часа)
Тема 3. Как весна красива цветами, а осень снопами (2 часа)
Тема 4. Чем осенний лес одарить может (2 часа)
Тема 5. Как осенний дождь мелко сеется да долго тянется (2 часа)
Тема 6. Про то, как малые дети Осеннны встречали (2 часа)
Тема 7. О князюшке-Лесе, что кафтан расписной потерял (2 часа)
Тема 8. Как осень всех наградила да зиму пригласила (2 часа)
Раздел 2. Полет фантазии (14 часов)
Тема 1. О том, как дети в небо глядели (4 часа)
Тема 2. Про птичек-синичек, что к зиме прилетели (2 часа)
Тема 3. Как зима стелет белые холсты, а мороз наводит мосты
Тема 4. Как стужайло за окном студит, а игрушки - к ночи волшебные истории рассказывают (2 часа)
Тема 5. Пpo то, как дети ждали в гости Деда Мороза (4 часа)
Раздел 3. Гори, гори ясно! (20 часов)
Тема 2. Про то, как Царь-огонь умеет превращаться (4 часа)
Тема 3. О чем рассказали метель да вьюга (2 часа)
Тема 4. Про огонь души, живущий во мне (4 часа)
Тема 5. Как в марте зима ни злится, а весне покорится (2 часа)
Тема 6. Горячо любимая (2 часа)
Тема 7. Первые проталины (4 часа)
Раздел 4. Когда звенят ручьи (14 часов)
Тема 1. Про то, как апрельские лучи землю будят да птиц созывают (4 часа)
Тема 2. О воскрешении Земли-матушки (2 часа)
Тема 3. Как ребята с первой весенней грозой веселились (2 часа)
Тема 4. Про май, что весну венчает, лето встречает (2 часа)
Тема 5. О чем могло рассказать лесное болото (2 часа)
Тема 6. Про то, как леса наряжаются, лето в гости ждут (2 часа)
Тема 7. Священные рощи Земли-матушки (2 часа)
Тема 3. Поклонение богам и духам (2 часа)
Тема 4. Священные танцы древних египтян ( 2 часа)
Тема 5. Великие Дионисии в Древней Греции (2 часа)
Тема 6. По страницам произведений древнегреческих драматургов (2 часа)
Тема 7. Зрелища Древнего Рима (2 часа)
Тема 8. Театр на Востоке (Китай, Япония, Индия) ( 2 часа)
Раздел 2. Устремление к небесам (14 часов)
Тема 1. Христианская церковь и театральное искусство (2 часа)
Тема 2. Первые профессиональные актеры на Руси (4 часа)
Тема 3. Театр Петрушки (4 часа)
Тема 4. Русский фольклорный театр (2 часа)
Тема 5. Искусство ярмарочных балаганов (2 часа)
Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов)
Тема 1. Многоликость театрального искусства (2 часа)
Тема 2. «Нечеловеческие театры» (2 часа)
Тема 3. Москва театральная (2 часа)
Тема 5. Театр начинается с вешалки (2 часа)
Тематическое планирование с репертуарным приложением «Земля моих предков»
Комментарий к репертуарному приложению
Тиличеева е. Детские песенки «Считалочки», «Гармошки»
Бала-бала, балалайка, Бара-бара, барабан,
Мои гуси дома не боятся грома.
Итоговое комплексное занятие «в гостях у Капустки» Хоровод-игра «Завивайся, капустка»
8. «Ах, ты, душечка, красна-девица!»
Тематическое планирование с репертуарным приложением «Русь изначальная» (2 класс)
Раздел 2. Мифы о небесном мире
Комментарии к репертуарному приложению
2. Были и небылицы древней Руси
Раздел 2. Мифы о небесном мире
1. Древний праздник рождения Солнца – Коляда
6. Женские образы древнеславянской мифологии
Тематическое планирование с репертуарным приложением
3. Русская народная песня «Полосонька»
4. Русская народная песня «Земелюшка чернозем»
5. Русская народная песня «Как в болоте, как в болоте»
1. Русская народная песня «Повей, ветерок»
2. Русская народная песня «Воет ветер»
1. Игра ряженых «Пошла коза по лесу»
2. Русская народная песня «Не велят Маше за речку ходить»
3. Русская народная песня «Уж, ты, зимушка-зима»
1. Богданова э., Павленко в. «Капельки»
2. Качанова п., Витлина в. «Веселый дождик»
3. Римский-Корсаков н.А. Ария Леля из оперы «Снегурочка»
4. Русские народные песни «Как по морю, морю синему»
5. Русские народные песни «Как во поле, поле»
Тематическое планирование с репертуарным приложением
Раздел 4. «Летние приключения у воды»
Комментарии к репертуарному приложению
3. "Пестрый колпачок" сл. Н.Соловьевой , муз. Г.Струве.
4."Если добрый ты " сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева
5. "Частушки Бабок Ежек" из мультфильма «Летучий корабль», сл. Ю.Энтина, муз. М.Дунаевского.
Раздел 2 "Снежинки в воздухе кружились, а мы с зимою подружились!"
Раздел 3. "Огонь души - тебе родная "
2. "Мамин праздник" сл. А.Маращяна-м.Вайнштейна, муз. А.Лусиняна.
4."Мама" сл. С.Вигдорова, муз. Л.Бакалова.
8. "Бабушка моя", сл. И муз. Е.Гомоновой.
Раздел 4. "Летние приключения у воды"
1."Буратино", сл. Ю.Энтина, муз. А.Рыбникова.
2. "Песенка львенка и черепахи ", сл. С.Козлова, муз. Г.Гладкова.
Основные параметры диагностики художественно-эстетического развития детей
Содержание занятий по хореографии «Как прекрасен этот мир»
Раздел 1. Откуда пришла сказка?
Раздел 3. Меня пляска зовет...
Раздел 4. Ногам работа - душе праздник
Россия в зеркале мировой культуры
Тема 7. О князюшке-Лесе, что кафтан расписной потерял (2 часа)
Образ леса - одинокого странника. Студеные ветры, серое небо.
Звуковые импровизации «В осеннем лесу»: легкий ветерок и ураган, шелест листьев и шум леса, ливень и капельки дождя, бульканье болота и чавканье кочек, грохот водопада, скрежет коряг и скрип деревьев, голоса животных, птиц, насекомых.
Работа с ритмом. «Эхо» повторяет «песню» лесных птиц: дятла, вороны, тетерева.
Пластические этюды на отгадывание по теме «Фантазии голых веток». Обнаженное дерево или куст - прообраз какого животного?
Групповые работы. Создание единой пластической композиции из трех-пяти человек. Умение «дополнить» друг друга с учетом целостного образа - коллективность творчества, этика отношений.
Темы: «Сломанный кустарник», «Дряхлый пень», «Поваленное дерево», «Потоптанная трава», «Мокрая коряга».Игра «Осенний карнавал в лесу».
Стихотворение Ф. Тютчева «Листья».
Тема 8. Как осень всех наградила да зиму пригласила (2 часа)
Образ засыпающей земли.
Пословицы и поговорки об осени. Словесные игры-упражнения.
Стихотворение Д. Барто «Лебединое горе».
Индивидуальные театральные этюды на тему «Падающий на землю лист»: беззаботная жизнь на веточке, радостное начало полета, любопытство и интерес к путешествию по воздуху, неизвестность падения, страх, разочарование от грязной и холодной лужи.
Театральные зарисовки «Животные готовятся к зиме»: собирает пожухлые листья ежик, заваливается в зимнюю спячку медведь, прячет шишки белочка, улетает стая гусей, роет норку крот, собирает в поле колоски суслик.
Пробуем показать живые картинки явлений поздней осени: таинственный туман, чавкающая лужа, сонное болото, ветер-свистун, занудный ливень, ворчливая слякоть, испуганные или радостные первые снежинки.
«О чем рассказала Серая шейка». Фантазии и ассоциации по сказке.
Раздел 2. Полет фантазии (14 часов)
Тема 1. О том, как дети в небо глядели (4 часа)
Летающий мир неба.
Музыкально-пластическая импровизация «Снегопад».Понятие рапида - замедленного действия.
Этюды «Падение снежинок на землю», «Первые снежинки».
Сочинение волшебных историй: «Когда я жила на тучке...», «Когда я летела по воздуху...», «Когда я села на нос...».
Игра-аукцион «Мир летающего неба».
Словесные игры-упражнения по стихам о птицах, самолетах, ракетах, качелях.
Индивидуальные этюды-показы «Кто летит над головой».
Массовые этюды-импровизации: «Летчик-испытатель в воздухе», «Полет космонавта в космос».
Подвижная игра-упражнение «Крылатые качели».
Стихотворение Э. Штриттматтер «На качелях».
Тема 2. Про птичек-синичек, что к зиме прилетели (2 часа)
Наши верные друзья - птицы.
Стихи-загадки о зимующих птицах.
Театральные этюды-«превращения»: глупая ворона, весельчак-воробей, любопытная синичка, нахохлившийся снегирь.
Игра на переключение внимания «Птичий базар на поляне и веселые снежинки». Присутствие элемента обманного хода.
Игра-упражнение «Птичий хор».Беседа о бережном и заботливом отношении к зимующим птицам.
Стихотворение Л. Чарской «Зима».
Тема 3. Как зима стелет белые холсты, а мороз наводит мосты
(2 часа)
Образ Хозяюшки-Зимы.
Дыхательная игровая гимнастика "Воздушные фантазии".
Пословицы и поговорки о зиме.
Словесные игры и упражнения: закличка речке, чтобы скорее замерзла; морозу, чтобы не отморозил носа; льду, чтобы лучше скользил.
Пластические импровизации: волшебные узоры на окне, снегопад, красавицы-снеж
инки, сугробы, хрустальный лед, серебряные ветви деревьев.
Спектакль-импровизация по русской народной сказке «Зимовье зверей». Театр игрушек на столе.
Подвижная игра «Снежные стражи Царицы-Зимы».
Стихотворение И. Сурикова «Зима».
Тема 4. Как стужайло за окном студит, а игрушки - к ночи волшебные истории рассказывают (2 часа)
Зимний сказочный вечер, полный сюрпризов.
Игра-упражнение «Домашние часы с кукушкой».
Закрепление понятия разного ритма: тиканье, бой часов, голос «кукушки», бег минутной и шаг часовой стрелок. Упражнение на артикуляцию на материале народной поэзии разных стран.
Игры-этюды из истории празднования Нового года в разных странах. Живые картинки:
"Санта Клаус и его подарок в башмачке" (Англия);
"Цветущая веточка персика и добрые пожелания другу" (Вьетнам);
"Забавные виноградины новогоднего стола" (Куба):
"Маска льва и его магический танец" (Япония);
"Про самый "шумный" карнавал" (Панама).
Тема 5. Пpo то, как дети ждали в гости Деда Мороза (4 часа)
Волшебный праздник - Новый год.
Диалог-беседа «Почему Новый год - самый любимый праздник?». Определяем символику русского Нового года: свечи и бенгальские огни, костюмы и маски, подарки и сюрпризы: Дед Мороз и Снегурочка, украшенная елка, всеобщая радость и веселье.
Дыхательные упражнения со свечой.
Игра-аукцион «Новогодние приметы».
Групповые фантазии-«сочинялки»: «Зачем люди под Новый год устраивают костюмированные маскарады?», «О чем плачет новогодняя свеча», «Почему на праздник приходят Дед Мороз и Снегурочка?», «Что рассыпают брызги бенгальского огня?», «Почему под Новый год мы наряжаем елку?».
Импровизированный спектакль для детей на столе «Таинственная история новогодней елки». Мохнатая елка и злые духи в представлении древних людей. Идея жертвоприношения. Задабривание елки. Традиции украшения.
Игра-упражнение на внимание «Волшебный короб новогодних игрушек».
Чтение новогодних стихотворений.
Раздел 3. Гори, гори ясно! (20 часов)
Тема 1. О светилах (2 часа)
Огонь как посредник между человеком и природой.
Загадки и заклички о солнце, месяце, звездах.
Игра-конкурс на самые яркие образные определения небесных светил.
Сочинение волшебных историй о том, как появились «светила».
Стихотворение Я. Полонского «Солнце и месяц».
Огонь на Земле. Приручение огня человеком.
Стихи-вопросы о разных проявлениях огня, огонь воины, домашний очаг, огонь пожара, олимпийский огонь.
Групповые этюды-загадки «Что это?»: оживляем молнию, вулканический взрыв, таящую свечу, огонь камина, бенгальский огонь.
«Веселые придумки». Индивидуально, попарно, группами и в общем круге пытаемся положить стихи об огне на физические движения, иллюстрирующие или раскрывающие содержание текста.
Беседа «О бережном отношении к огню».
Тема 2. Про то, как Царь-огонь умеет превращаться (4 часа)
Образ сказочного Огня.
Голосовая разминка с «огневыми» звуками.
Словесные игры-упражнения с поговорками-скороговорками: разная скорость произношения, многообразие подтекстов, вопросительные смысловые ударения на разных словах.
Игра-аукцион:Кто больше назовет произведений, где бы встречался «огненный» персонаж? Вспоминаем солнце в «Снегурочке», огонь в «Синей птице», печь в сказке «Гуси-Лебеди».
Этюды-импровизации: дети греются у печки, солнце лучами обогревает землю, по саду гуляет Жар-птица, искрится огниво.
Пробуем сочинить и показать другой финал сказок «Снегурочка», «Три поросенка», «Стойкий оловянный солдатик».
Игра «Золотые ворота».
Беседа «Какой сказочный персонаж вам ближе всего?» Почему? Какой горит огонь в его душе?
Тема 3. О чем рассказали метель да вьюга (2 часа)
Образ Мороза-Трескуна и Студенца.
Звуковые импровизации «О чем поет метель за окном».
Творческая работа по картине И. Грабаря "Февральская лазурь".
Дыхательная гимнастика «морозного воздуха».
Упражнение на ритм "Скрипучий снег".
Сочинение волшебных историй «Фантазии замерзшего окна».
Сцены-этюды, импровизации, игровые упражнения по сказкам «Морозко», «Два Мороза».
Сочинение закличек: снегу, чтобы валил гуще; метели, чтобы добрые песни пела; огню, чтобы не погас.