ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2024
Просмотров: 619
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Прогимназия № 1667 Зеленоградского округа г. Москвы
Для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы
4 Класс - «Русская традиционная художественная культура».
5. Мифы о рождении земли и людей
6. Кому поклонялись древние славяне? - 2 часа
Раздел 3. Огонь небесный и земной (10 часов)
Раздел 4. Живая вода (7 часов)
Тематическое планирование по учебному курсу
Тема 7. Зимние узоры. Дуновение Мороза Ивановича
Раздел 3. Мифы об огне (20 часов, 10 занятий)
Тема 1. Огонь в творчестве художников-скульпторов
Тема 2. Зимние сказки об огне. Ярило-молодец
Тема 3. Как Весну-красну на Руси встречали
Тема 4. Владения дедушки-водяного
Тема 8. Культура Древнего Востока
Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов, 7 занятий)
Тема 2. О том, как огород детвору накормил (2 часа)
Тема 3. Как весна красива цветами, а осень снопами (2 часа)
Тема 4. Чем осенний лес одарить может (2 часа)
Тема 5. Как осенний дождь мелко сеется да долго тянется (2 часа)
Тема 6. Про то, как малые дети Осеннны встречали (2 часа)
Тема 7. О князюшке-Лесе, что кафтан расписной потерял (2 часа)
Тема 8. Как осень всех наградила да зиму пригласила (2 часа)
Раздел 2. Полет фантазии (14 часов)
Тема 1. О том, как дети в небо глядели (4 часа)
Тема 2. Про птичек-синичек, что к зиме прилетели (2 часа)
Тема 3. Как зима стелет белые холсты, а мороз наводит мосты
Тема 4. Как стужайло за окном студит, а игрушки - к ночи волшебные истории рассказывают (2 часа)
Тема 5. Пpo то, как дети ждали в гости Деда Мороза (4 часа)
Раздел 3. Гори, гори ясно! (20 часов)
Тема 2. Про то, как Царь-огонь умеет превращаться (4 часа)
Тема 3. О чем рассказали метель да вьюга (2 часа)
Тема 4. Про огонь души, живущий во мне (4 часа)
Тема 5. Как в марте зима ни злится, а весне покорится (2 часа)
Тема 6. Горячо любимая (2 часа)
Тема 7. Первые проталины (4 часа)
Раздел 4. Когда звенят ручьи (14 часов)
Тема 1. Про то, как апрельские лучи землю будят да птиц созывают (4 часа)
Тема 2. О воскрешении Земли-матушки (2 часа)
Тема 3. Как ребята с первой весенней грозой веселились (2 часа)
Тема 4. Про май, что весну венчает, лето встречает (2 часа)
Тема 5. О чем могло рассказать лесное болото (2 часа)
Тема 6. Про то, как леса наряжаются, лето в гости ждут (2 часа)
Тема 7. Священные рощи Земли-матушки (2 часа)
Тема 3. Поклонение богам и духам (2 часа)
Тема 4. Священные танцы древних египтян ( 2 часа)
Тема 5. Великие Дионисии в Древней Греции (2 часа)
Тема 6. По страницам произведений древнегреческих драматургов (2 часа)
Тема 7. Зрелища Древнего Рима (2 часа)
Тема 8. Театр на Востоке (Китай, Япония, Индия) ( 2 часа)
Раздел 2. Устремление к небесам (14 часов)
Тема 1. Христианская церковь и театральное искусство (2 часа)
Тема 2. Первые профессиональные актеры на Руси (4 часа)
Тема 3. Театр Петрушки (4 часа)
Тема 4. Русский фольклорный театр (2 часа)
Тема 5. Искусство ярмарочных балаганов (2 часа)
Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов)
Тема 1. Многоликость театрального искусства (2 часа)
Тема 2. «Нечеловеческие театры» (2 часа)
Тема 3. Москва театральная (2 часа)
Тема 5. Театр начинается с вешалки (2 часа)
Тематическое планирование с репертуарным приложением «Земля моих предков»
Комментарий к репертуарному приложению
Тиличеева е. Детские песенки «Считалочки», «Гармошки»
Бала-бала, балалайка, Бара-бара, барабан,
Мои гуси дома не боятся грома.
Итоговое комплексное занятие «в гостях у Капустки» Хоровод-игра «Завивайся, капустка»
8. «Ах, ты, душечка, красна-девица!»
Тематическое планирование с репертуарным приложением «Русь изначальная» (2 класс)
Раздел 2. Мифы о небесном мире
Комментарии к репертуарному приложению
2. Были и небылицы древней Руси
Раздел 2. Мифы о небесном мире
1. Древний праздник рождения Солнца – Коляда
6. Женские образы древнеславянской мифологии
Тематическое планирование с репертуарным приложением
3. Русская народная песня «Полосонька»
4. Русская народная песня «Земелюшка чернозем»
5. Русская народная песня «Как в болоте, как в болоте»
1. Русская народная песня «Повей, ветерок»
2. Русская народная песня «Воет ветер»
1. Игра ряженых «Пошла коза по лесу»
2. Русская народная песня «Не велят Маше за речку ходить»
3. Русская народная песня «Уж, ты, зимушка-зима»
1. Богданова э., Павленко в. «Капельки»
2. Качанова п., Витлина в. «Веселый дождик»
3. Римский-Корсаков н.А. Ария Леля из оперы «Снегурочка»
4. Русские народные песни «Как по морю, морю синему»
5. Русские народные песни «Как во поле, поле»
Тематическое планирование с репертуарным приложением
Раздел 4. «Летние приключения у воды»
Комментарии к репертуарному приложению
3. "Пестрый колпачок" сл. Н.Соловьевой , муз. Г.Струве.
4."Если добрый ты " сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева
5. "Частушки Бабок Ежек" из мультфильма «Летучий корабль», сл. Ю.Энтина, муз. М.Дунаевского.
Раздел 2 "Снежинки в воздухе кружились, а мы с зимою подружились!"
Раздел 3. "Огонь души - тебе родная "
2. "Мамин праздник" сл. А.Маращяна-м.Вайнштейна, муз. А.Лусиняна.
4."Мама" сл. С.Вигдорова, муз. Л.Бакалова.
8. "Бабушка моя", сл. И муз. Е.Гомоновой.
Раздел 4. "Летние приключения у воды"
1."Буратино", сл. Ю.Энтина, муз. А.Рыбникова.
2. "Песенка львенка и черепахи ", сл. С.Козлова, муз. Г.Гладкова.
Основные параметры диагностики художественно-эстетического развития детей
Содержание занятий по хореографии «Как прекрасен этот мир»
Раздел 1. Откуда пришла сказка?
Раздел 3. Меня пляска зовет...
Раздел 4. Ногам работа - душе праздник
Россия в зеркале мировой культуры
4 Класс
«Русская традиционная художественная культура
Введение. «Что такое культура?» (1 час)
Различные определения культуры. Культура народа, из чего она складывается. Зарождение культуры.
Раздел 1. В крестьянской избе (9 часов)
1. «Избушка лубяная»
Народное зодчество. Изба, терем, хоромы. Деревянный век русской архитектуры. Символика и мифология жилища.
2. «Дело мастера боится»
Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы. Материалы и технологии типичные для русского народного творчества.
3. «Красный сарафан»
Русский народный костюм. Северный и южный тип. Символика народного костюма. Характерная цветовая гамма. Прядение, ткачество, вышивка, набивка.
4. «Так уж заведено»
Крестьянский быт. Семейный уклад, нравственные правила. «Домострой».
5. «Скоро сказка сказывается...»
Устное народное творчество. Жанры. «Сказка - ложь, да в ней намек...». Нравственные основы русской сказки. Собиратели устного народного творчества (В.Даль, А.Афанасьев).
6. «Все мы песни перепели...»
Песенное народное творчество. Жанры. Обрядовые, календарные песни. Песня - душа народа. Современная жизнь народной песни.
7. «Хорошо баян играет!»
Народная инструментальная музыка. Семейство русских народных инструментов. Ансамбли и оркестры русских народных инструментов («Русские узоры», «Сказ», оркестр им. Н.Осипова).
8. «В хороводе были мы...»
Народное танцевальное творчество. Танец - выражение характера, чувств, этических и эстетических взглядов народа. Характер и рисунок танца. Хоровод, перепляс, кадриль (ансамбль народного танца п/у И.Моисеева, хореографический ансамбль «Березка», «Гжель»).
9. «Представление всем на удивление»
Народный театр. Скоморохи. Театр Петрушки. Вертепный театр. Раек. Народный юмор и сатира.
Экскурсия «Музей деревянного зодчества».
Раздел 2. В боярских палатах (2 часа)
«В тереме высоком»
Архитектура боярских палат. Характерное строение городского жилища (подклед, покои, горница, светлица). Хоромы. Палаты бояр Романовых в Зарядье.
2. «Бояре, а мы к вам пришли...»
Особенности быта. Костюм как выражение особого статуса родовитого боярина. Рукоделие и художественное творчество. Образы боярства в русской живописи (А. Рябушкин, В. Суриков).
Экскурсия «Палаты бояр Романовых».
Раздел 3. В царском дворце (5 часов)
1. «Царские палаты»
Дворцовая архитектура допетровского времени. Русское узорочье. Теремной дворец в московском Кремле. Грановитая палата. Летние резиденции в Коломенском и Саввино-Сторожецком монастыре.
2. «Будни и праздники»
Быт царского двора. Один день русского царя Алексея Михайловича Романова. Набожность. Царское застолье. Затворническая жизнь русской царицы. Царицыны мастерские. Забавы царского двора (соколиная охота, «театральная хоромина»). Посольства.
Экскурсия «Теремной дворец в Кремле»
3. «Новая столица»
«Окно в Европу». Архитектура Санкт-Петербурга. Особенности архитектурного стиля барокко (Зимний дворец, арх. В.Растрелли). Имперский стиль – русский ампир (арх. А. Воронихин, К. Росси). Развитие образования: училища, университеты, академии. Кунсткамера - первый русский музей.
4. «На ассамблеях и балах»
Новая европейская мода как отражение новой этики и эстетики. Дворцовый этикет. Развлечения царского двора (балы, маскарады). Музыка. Бальные танцы.
В портретной галерее
Парадный портрет в русском барокко (Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский, О.Кипренский). Скульптурный портрет (Ф.Шубин). По залам Русского музея.
Экскурсия «Дворцы Санкт-Петербурга»
Раздел 4. В дворянском особняке (4 часа)
1. «Господский дом уединенный»
Московский особняк. Особенности стиля классицизм в архитектуре. Дворянская усадьба (Кусково, Архангельское). Парковая архитектура. Планировка дома, интерьеры комнат.
«Дворянское гнездо»
Жизнь дворянской семьи в городском особняке и в загородной усадьбе. Как воспитывали русского дворянина. Образы дворянства в русской живописи (В.Пукирев, К.Брюллов, К.Зеленцов) и литературе (А. Пушкин, И. Тургенев, А. Чехов).
3. В литературном салоне
Традиции литературных чтений. Литературный Олимп (В.Жуковский, Г.Державин, А.Пушкин). Поэтические жанры. Стихи в альбом. Романтизм и реализм в русской литературе (М. Лермонтов, Н. Гоголь, Л. Толстой)
4. Театральное искусство
Федор Волков и первый государственный театр. Крепостной театр Шереметьева в Останкино. Крепостные артисты. Традиции домашнего театра.
Экскурсия «Музей-усадьба Кусково»
Раздел 5. В купеческом доме (1 час)
1. В купеческом доме
Особенности быта и костюма. Нравственные правила. Жизнь купечества в литературе (В.Сологуб, А.Островский) и живописи (А. Рябушкин,Б.Кустодиев, П.Федотов, В.Перов).
Раздел 6. В большом городе (7 часов)
1, 2. Время в зеркале архитектуры. Прогулки по Москве.
Дворцы и общественные здания. Архитекторы В.Баженов, М.Казаков.Особенности стиля модерн. Ф.Шехтель.
Москва - снова столица. Новый облик. Московские высотки. Порт, мосты и набережные.
В картинной галерее
Живопись и скульптура XX века. Традиции и новаторство в изобразительном искусстве (К.Петров-Водкин, А.Дейнека, И.Шадр, В.Мухина, К.Малевич). Искусство плаката. Окна РОСТа. Кукрыниксы.
Экскурсия «Третьяковская галерея»
4. У книжной полки
«Поэт в России – больше чем поэт…». Творчество и судьбы русских писателей в революции (А. Блок, В. Маяковский, М. Горький, М. Шолохов, И. Бунин, А. Ахматова, М. Булгаков). «Социалистический реализм». Литературное творчество времён войны и мира (А. Твардовский, В. Астафьев). Литература народов СССР (Ч. Айтматов).
5. У театральной афиши
Театр XX века. Великие имена русской сцены. Драматурги, режиссеры, актеры. Москва театральная. К.Станиславский, В.Немирович-Данченко и Московский художественный театр. Театр В.Мейерхольда.
6. Музыкальная жизнь большого города
Ф.Шаляпин и частная опера С.Мамонтова. Государственный академический Большой театр. Московская консерватория. Жанры музыкального театра - комическая опера, романтический балет, водевиль, мюзикл. Новые направления и течения в музыке.
7.Традиции и сегодняшний день
Массовая культура – что это? Моя культурная жизнь.
И.Л. Голованова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Программа учебного курса для учащихся 1-4 классов
общеобразовательной школы
Пояснительная записка
Учебный курс "Изобразительное искусство" (1-4 класс) основан на определенной структуре методов работы с различными художественными материалами и будет способствовать формированию художественных и трудовых навыков у младших школьников, а также их творческих способностей и эстетического сознания. Понятие "эстетическое сознание" должно базироваться не только на понимании образного языка классического изобразительного искусства, но и на усвоении фундаментальных общественных нравственно-эстетических ценностей и идеалов, воплощенных в образах традиционного русского народного творчества.
Исходя из того, что активизация творческих способностей детей - одна из основных задач обучения изобразительному искусству в школе, программа строилась с опорой на следующие факторы, влияющие на развитие творческих способностей детей:
А) организация жизненных наблюдений учащимися, направленных на художественное восприятие и способствующих образному видению окружающих;
б) знакомство с произведениями классического изобразительного искусства и развитие способностей их эмоционально-чувственного восприятия;
в) создание в процессе занятий эмоциональной, радостной атмосферы творчества;
г) овладение изобразительно-выразительными средствами художественных материалов и техникой их использования в зависимости от творческого замысла работы, то есть способами творческого решения изображения.
В основу предлагаемого курса начального обучения изобразительному искусству, построенного с учетом интеграции ряда школьных предметов, на которых возможно детальное знакомство детей с традиционной русской культурой, легли следующие положения:
Во-первых, решение основных задач, стоящих перeд преподавателем изобразительного искусства в начальной школе, должно осуществляться путем знакомства детей с изобразительным искусством как одной из сторон жизни человека.
В процессе уроков дети не только знакомятся с творчеством художников разных видов и жанров искусства, в том числе народных мастеров, но и сами периодически "становятся" этими художниками. Создавая по-своему оригинальные "продукты" творчества, дети осваивают способы работы различными художественными материалами, используемыми художниками разных видов изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна), знакомятся с физическими и художественно-выразительными свойствами этих материалов.
В процессе знакомства с творчеством профессиональных художников и народных мастеров дети осваивают образный язык изобразительного искусства, основные законы изображения, необходимые приемы правильного использования живописных, графических и пластических средств.
Во-вторых, основным способом подачи устной информации на уроке должна быть выбрана беседа. В процессе объяснения творческого задания, способов работы с художественным материалом, его изобразительно-выразительных свойств или особенностей объекта изображения детям задаются вопросы, способствующие активизации их мыслительной деятельности, памяти, поиску путей решения каких-либо творческих задач, выявляющие уровень их наблюдательности и помогающие ее развитию.