ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.10.2024
Просмотров: 622
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Прогимназия № 1667 Зеленоградского округа г. Москвы
Для учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы
4 Класс - «Русская традиционная художественная культура».
5. Мифы о рождении земли и людей
6. Кому поклонялись древние славяне? - 2 часа
Раздел 3. Огонь небесный и земной (10 часов)
Раздел 4. Живая вода (7 часов)
Тематическое планирование по учебному курсу
Тема 7. Зимние узоры. Дуновение Мороза Ивановича
Раздел 3. Мифы об огне (20 часов, 10 занятий)
Тема 1. Огонь в творчестве художников-скульпторов
Тема 2. Зимние сказки об огне. Ярило-молодец
Тема 3. Как Весну-красну на Руси встречали
Тема 4. Владения дедушки-водяного
Тема 8. Культура Древнего Востока
Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов, 7 занятий)
Тема 2. О том, как огород детвору накормил (2 часа)
Тема 3. Как весна красива цветами, а осень снопами (2 часа)
Тема 4. Чем осенний лес одарить может (2 часа)
Тема 5. Как осенний дождь мелко сеется да долго тянется (2 часа)
Тема 6. Про то, как малые дети Осеннны встречали (2 часа)
Тема 7. О князюшке-Лесе, что кафтан расписной потерял (2 часа)
Тема 8. Как осень всех наградила да зиму пригласила (2 часа)
Раздел 2. Полет фантазии (14 часов)
Тема 1. О том, как дети в небо глядели (4 часа)
Тема 2. Про птичек-синичек, что к зиме прилетели (2 часа)
Тема 3. Как зима стелет белые холсты, а мороз наводит мосты
Тема 4. Как стужайло за окном студит, а игрушки - к ночи волшебные истории рассказывают (2 часа)
Тема 5. Пpo то, как дети ждали в гости Деда Мороза (4 часа)
Раздел 3. Гори, гори ясно! (20 часов)
Тема 2. Про то, как Царь-огонь умеет превращаться (4 часа)
Тема 3. О чем рассказали метель да вьюга (2 часа)
Тема 4. Про огонь души, живущий во мне (4 часа)
Тема 5. Как в марте зима ни злится, а весне покорится (2 часа)
Тема 6. Горячо любимая (2 часа)
Тема 7. Первые проталины (4 часа)
Раздел 4. Когда звенят ручьи (14 часов)
Тема 1. Про то, как апрельские лучи землю будят да птиц созывают (4 часа)
Тема 2. О воскрешении Земли-матушки (2 часа)
Тема 3. Как ребята с первой весенней грозой веселились (2 часа)
Тема 4. Про май, что весну венчает, лето встречает (2 часа)
Тема 5. О чем могло рассказать лесное болото (2 часа)
Тема 6. Про то, как леса наряжаются, лето в гости ждут (2 часа)
Тема 7. Священные рощи Земли-матушки (2 часа)
Тема 3. Поклонение богам и духам (2 часа)
Тема 4. Священные танцы древних египтян ( 2 часа)
Тема 5. Великие Дионисии в Древней Греции (2 часа)
Тема 6. По страницам произведений древнегреческих драматургов (2 часа)
Тема 7. Зрелища Древнего Рима (2 часа)
Тема 8. Театр на Востоке (Китай, Япония, Индия) ( 2 часа)
Раздел 2. Устремление к небесам (14 часов)
Тема 1. Христианская церковь и театральное искусство (2 часа)
Тема 2. Первые профессиональные актеры на Руси (4 часа)
Тема 3. Театр Петрушки (4 часа)
Тема 4. Русский фольклорный театр (2 часа)
Тема 5. Искусство ярмарочных балаганов (2 часа)
Раздел 4. Быстрое течение времени (14 часов)
Тема 1. Многоликость театрального искусства (2 часа)
Тема 2. «Нечеловеческие театры» (2 часа)
Тема 3. Москва театральная (2 часа)
Тема 5. Театр начинается с вешалки (2 часа)
Тематическое планирование с репертуарным приложением «Земля моих предков»
Комментарий к репертуарному приложению
Тиличеева е. Детские песенки «Считалочки», «Гармошки»
Бала-бала, балалайка, Бара-бара, барабан,
Мои гуси дома не боятся грома.
Итоговое комплексное занятие «в гостях у Капустки» Хоровод-игра «Завивайся, капустка»
8. «Ах, ты, душечка, красна-девица!»
Тематическое планирование с репертуарным приложением «Русь изначальная» (2 класс)
Раздел 2. Мифы о небесном мире
Комментарии к репертуарному приложению
2. Были и небылицы древней Руси
Раздел 2. Мифы о небесном мире
1. Древний праздник рождения Солнца – Коляда
6. Женские образы древнеславянской мифологии
Тематическое планирование с репертуарным приложением
3. Русская народная песня «Полосонька»
4. Русская народная песня «Земелюшка чернозем»
5. Русская народная песня «Как в болоте, как в болоте»
1. Русская народная песня «Повей, ветерок»
2. Русская народная песня «Воет ветер»
1. Игра ряженых «Пошла коза по лесу»
2. Русская народная песня «Не велят Маше за речку ходить»
3. Русская народная песня «Уж, ты, зимушка-зима»
1. Богданова э., Павленко в. «Капельки»
2. Качанова п., Витлина в. «Веселый дождик»
3. Римский-Корсаков н.А. Ария Леля из оперы «Снегурочка»
4. Русские народные песни «Как по морю, морю синему»
5. Русские народные песни «Как во поле, поле»
Тематическое планирование с репертуарным приложением
Раздел 4. «Летние приключения у воды»
Комментарии к репертуарному приложению
3. "Пестрый колпачок" сл. Н.Соловьевой , муз. Г.Струве.
4."Если добрый ты " сл. М.Пляцковского, муз. Б.Савельева
5. "Частушки Бабок Ежек" из мультфильма «Летучий корабль», сл. Ю.Энтина, муз. М.Дунаевского.
Раздел 2 "Снежинки в воздухе кружились, а мы с зимою подружились!"
Раздел 3. "Огонь души - тебе родная "
2. "Мамин праздник" сл. А.Маращяна-м.Вайнштейна, муз. А.Лусиняна.
4."Мама" сл. С.Вигдорова, муз. Л.Бакалова.
8. "Бабушка моя", сл. И муз. Е.Гомоновой.
Раздел 4. "Летние приключения у воды"
1."Буратино", сл. Ю.Энтина, муз. А.Рыбникова.
2. "Песенка львенка и черепахи ", сл. С.Козлова, муз. Г.Гладкова.
Основные параметры диагностики художественно-эстетического развития детей
Содержание занятий по хореографии «Как прекрасен этот мир»
Раздел 1. Откуда пришла сказка?
Раздел 3. Меня пляска зовет...
Раздел 4. Ногам работа - душе праздник
Россия в зеркале мировой культуры
При правильной, четкой и понятной детям постановке вопроса, направляющей детей на самостоятельный поиск творческого решения, учителю остается только корректировать и дополнять ответы детей, чтобы сформировать у них новые понятия. Полученные таким путем знания кажутся детям естественными и совсем не сложными для запоминания.
В-третьих, в процессе занятий изобразительным искусством необходимо руководствоваться учением о потребностях, согласно которому к основным категориям потребностей в младшем школьном возрасте относятся потребности в подражании, движении, игре и учении.
Занятие изобразительным искусством должно создавать благоприятные условия для реализации каждой из названных потребностей. Потребность в познании может реализоваться в процессе знакомства детей с произведениями разных видов и жанров профессионального искусства и народного творчества и последующего выполнения определенного вида и жанра, а также в процессе освоения конкретных способов изображения, демонстрируемых учителем,
Потребность в движении реализуется в процессе выполнения творческих заданий и упражнений.
Потребность в игре осуществляется на каждом уроке на этапе "преображения" учеников в художников того или иного вида искусства, а также при наличии интересного творческого задания, когда учителем моделируется игровая ситуация, при которой точный результат игры невозможно предугадать.
На каждом уроке дети узнают нечто новое, ранее неизвестное для них, об особенностях видов и жанров изобразительного искусства, художественных традиций, свойствах изображаемых предметов и явлений, правилах изображения, специфике художественных материалов и т.п., и, таким образом, удовлетворяется одна из ведущих потребностей в приобретении новых знаний (умений).
В-четвертых, особое значение в программе обучения детей изобразительному искусству должно придаваться формированию навыков работы различными художественными материалами, причем освоение навыков должно вестись системно, в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями детей. Процесс усвоения навыков должен осуществляться через беседу, в процессе которой дети, направляемые учителем, сами находят верный путь к воплощению художественного образа изобразительно-выразительными средствами, через удовлетворение ведущих потребностей в подражании, движении, игре и учении.
Кроме всех вышеперечисленных положений, на которые должна опираться программа обучения детей изобразительному творчеству, одним из наиболее важных является положение о формировании у младших школьников функциональных художественных навыков, позволяющих им не только на словах и образах осваивать изобразительное искусство, но и привносить его, по мере возможностей, в свою жизнь. Это может быть оформление интерьеров школы (росписи, панно, выставки и т.д.), выполнение декораций и костюмов для школьного театра, оформление школьных праздников, украшение собственной одежды (вышивка, аппликация), изготовление подарков и сувениров для своих близких и друзей к праздникам и других видов "полезной" творческой деятельности.
Выполнение подобных работ является, с одной стороны, средством наиболее глубокого и сознательного усвоения изобразительных навыков, с другой стороны - средством наиболее адекватного усвоения художественно-образного и изобразительно-выразительного языка искусства.
Перечисленные положения легли в основу предлагаемого курса обучения младших школьников изобразительному искусству, направленного на активизацию творческих способностей детей в процессе знакомства с образами классического искусства и традиционной культурой русского народа и создание на этой основе художественных произведений с использованием различных художественных материалов.
Основной целью обучения младших школьников изобразительному творчеству по данной программе является формирование эстетического отношения детей к окружающему миру.
Определение цели включает в себя наличие эстетического сознания, базирующегося на понимании образного языка классического и народного изобразительного искусства, который невозможно усвоить без определенных художественных умений и навыков, сформированных в процессе игрового «погружения» детей в работу творческой мастерской художника, народного мастера, а также эстетически-действенного отношения ребенка к миру вещей и явлений.
Для осуществления поставленной цели были определены следующие задачи обучения:
1. Дать детям знания теоретических основ классического и народного изобразительного искусства.
2. Ознакомить учащихся с особенностями работы в разных видах и направлениях изобразительного искусства.
3. Формировать практические навыки в обращении с различными художественными инструментами и материалами.
4. Развивать изобразительные способности, включающие в себя:
а) художественный вкус,
б) наблюдательность,
в) зрительную память,
г) творческие способности,
д) творческое воображение,
е) ручную умелость.
5. Развивать эстетические чувства, основанные на понимании прекрасного в искусстве, природе и окружающем мире.
6. Воспитывать интерес ко всем проявлениям изобразительного искусства и любовь к искусству.
7. Воспитывать уважение к труду профессиональных художников и народных мистеров.
Реализация предложенной программы может осуществляться только на основе тематической интеграции с другими предметами художественно-эстетического блока, такими, как театрализация, музыка, поэзия, экология, русская традиционная культура и др., представленными в разработке.
Такая интеграция осуществляется вокруг архетипических образов русского искусства, обладающих огромным потенциалом в формировании и развитии универсальных творческих способностей личности и ее духовно-нравственном воспитании.
Архетипические образы Земли, Воздуха, Огня и Воды, вокруг которых строится экспериментальный курс, концентрируют в себе глубинные смыслы традиционного русского искусства и способствуют более эффективному вводу учащихся в целостный мир русской художественной культуры как части мировой.
Содержание программы обучения изобразительному искусству выстраивалось следующим образом. Каждый творческий учебный год имеет свою ведущую тему, определенную единым названием и подчиняющую себе темы остальных четвертей.
Каждая из четвертей отдается на один из следующих глобальных образов-символов природных стихий: земля, воздух, огонь, вода, которые представлены в разных ипостасях. Общие для разных предметов темы четвертей раскрыты на материале изобразительного искусства как одного из конкретных видов творческой деятельности человека. Это предполагает наличие в предмете неинтегрируемого блока специфических технологий, о которых говорится вначале.
Следует учитывать, что среди задач предмета "Изобразительное искусство" есть не только воспитывающие и развивающие, но и обучающие задачи. Поэтому в программе предусмотрено полное сохранение базового компонента содержания образования в области изобразительного искусства, предусмотренного Государственным стандартом общего образования, в который включены определенные знания, умения и навыки.
Содержание экспериментальной программы обучения младших школьников изобразительному творчеству схематически представлено в виде тематического планирования.
Для успешной реализации программы, направленной на активизацию творческих способностей детей, в процессе освоения традиционной русской культуры в каждом учебном году и каждой учебной четверти выдвигались определенные цели и задачи, подчиняющие себе содержание учебного процесса.
Основной обучающей и развивающей целью в 1-ом классе является освоение детьми особенностей эстетического взгляда на мир художников, работающих в разных видах и жанрах изобразительного искусства.
В процессе последовательного всестороннего рассмотрения архетипических образов земли, воздуха, огня и воды дети осваивают свойства различных художественных материалов, их изобразительные и выразительные особенности, которые помогают художнику решать определенные художественно-творческие изобразительные задачи.
На занятиях в 1-ом классе дети знакомятся с особенностями работ профессиональных художников, народных мастеров, осваивают элементарные законы разных жанров изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт), приобретают знания о строении и пропорциях различных предметов и объектов, знакомятся с основами композиции, цветоведения и т. д.
Погружаясь в работу художника (народного мастера), дети пытаются создать «произведение искусства», отвечающее основным требованиям определенного вида, жанра, направления в искусстве, исходя из своих возрастных возможностей.
При изображении объектов природы либо моментов из окружающей жизни с натуры, по памяти, по представлению или воображению школьники пытаются представить, как это делал бы художник-живописец, график, скульптор, народный мастер, и, опираясь на требования, предъявляемые к работам этих художников, пробуют создать живописное, графическое, скульптурное или стилизованное изображение.
Первый год обучения ребенка в школе всегда связан с определенными трудностями. Чтобы облегчить первоклассникам переход к серьезной учебной деятельности и содействовать успешному освоению образного языка изобразительного искусства и необходимых навыков в следующих классах, творческие задания для них разрабатывались с опорой на следующие положения:
а) любое изобразительное задание должно быть направлено на развитие творческих способностей учащихся;
б) особое внимание в работе с первоклассниками следует обратить на индивидуальный подход к ним;
в) в процессе занятий необходимо развивать наблюдательность первоклассников (экскурсии на природу, задания на развитие наблюдательности и зрительной памяти, задания на развитие образности и символичности решения изобразительных задач);
г) необходимо учить первоклассников восприятию натуры, используя для этого различные средства (зарисовки предметов, трав, листьев, силуэтов деревьев, копирование образов и т.д.);
д) активно использовать сюжеты сказочного, фантастического содержания, способствующие развитию творческого воображения и усиливающие эмоциональный настрой детей в процессе занятий изобразительным искусством;
е) в процессе занятий активно использовать репродукции произведений классического и народного искусства, художественную литературу и музыку, которые могли бы помочь ребенку в передаче художественного образа выразительными средствами изобразительного искусства.
В задачи обучения первоклассников в первой четверти входит знакомство детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства и их изобразительно-выразительными особенностями, через формирование представлений о красоте, богатстве и щедрости родной Земли.
На каждом уроке учитель обращает внимание на правильность использования детьми художественных инструментов и материалов.
В задачи обучения первоклассников во второй четверти входят:
а) продолжение знакомства с разными видами и жанрами изобразительного искусства и их особенностями через погружения в сказочное, легкое, воздушное царство волшебницы-Зимы;
б) знакомство с представлениями русского народа о Зиме как времени отдыха после тяжелых весенних, летних и осенних трудов. Время отдыха человек посвящал занятиям и творчеству, в которых проявлялся полет его фантазии. В этом прослеживается его связь с ведущим во второй четверти архетипом Воздуха.
В задачи обучения первоклассников в третьей четверти входит пополнение знаний детей об особенностях работы в различных видах и жанрах изобразительного искусства через разностороннее рассмотрение архетипа Огня, который может проявлять себя в разных ипостасях и олицетворять собой как светлое, доброе живое начало, так и противоборство, коварство, зло. В этой четверти дети углубляют свои знания, умения и навыки в области изображения и понимания образного языка изобразительного искусства.