ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2024
Просмотров: 378
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1 Вопрос. Первобытное искусство.
3 Вопрос. Изобразительное искусство мезолита и неолита.
4 Вопрос. Искусство эпохи бронзы.
5 Вопрос. Архитектура Древнего Египта.
6 Вопрос. Скульптура Древнего Египта.
7 Вопрос. Живопись и рельеф в искусстве Древнего Египта.
8 Вопрос. Изобразительное искусство стран Передней Азии.
10 Вопрос. Гомеровский период в искусстве Древней Греции.
12 Вопрос. Искусство классического периода.
13 Вопрос. Искусство эпохи эллинизма.
14 Вопрос. Архитектура и скульптура Древнего Рима.
15 Вопрос. Византийское искусство.
16 Вопрос. Архитектура Византии. Типы христианских храмов.
17 Вопрос. Период иконоборчества в живописи Византии.
18 Вопрос. Византийская живопись XV в.
19 Вопрос. Каноны в византийской иконографии.
20 Вопрос. Дороманское искусство. (V – XII вв.)
21 Вопрос. Романский стиль в Архитектуре (XI – XII вв.)
22 Вопрос. Искусство дохристианской Руси IX – X в.
23 Вопрос. Искусство монументального историзма (конец X – XI в.)
24 Вопрос. Первые христианские церкви X в.
26 Вопрос. Система храмовой росписи.
27 Вопрос. Система древнерусской скульптуры.
28 Вопрос. Архитектура Киевской Руси XI в.
29 Вопрос. Живопись Киевской Руси XI в.
30 Вопрос. Придворно – княжеский жанр архитектуры XII в.
31 Вопрос. Древнерусская живопись XII – XIII вв.
32 Вопрос. Скульптура и декоративно – прикладное искусство XII – XIII вв.
Самыми интересными памятниками киевской скульптуры XI в. являются четыре рельефа, сохранившиеся в соборе Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве и в Киево-Печерской лавре. Предполагается, что два рассматриваемых рельефа попали в Михайловский монастырь из более раннего Дмитриевского, располагавшегося поблизости.
Рельефы из Дмитриевского монастыря представляют собой большие (около 1,2x2,3 м) шиферные плиты, изображающие святых всадников, едущих навстречу друг другу. Всадники одеты в панцыри, поверх которых накинуты развевающиеся плащи. В руках у них копья и щиты. На одной из плит левый всадник ударом копья пронзает поверженного на землю человека, облаченного в военные доспехи — панцырь и островерхий шлем. Правый всадник изображен в более спокойной, статичной позе. Он не скачет, как левый, а неторопливо едет навстречу, положив копье на плечо. Правая рука всадника, на которую одет щит, благословляет победителя. Вокруг голов всадников — нимбы — признаки святости. Вся композиция взята в прямоугольное обрамление. I Левый всадник, по мнению исследователей, изображает Дмитрия Солунского, поражающего копьем императора Максимилиана, а правый, видимо, св. Меркурий.
Второй рельеф (1,12x2,18 м) из Дмитриевского монастыря изображает святых всадников-змееборцев, едущих навстречу друг другу. Они одеты в панцыри и развевающиеся плащи. В руках копья, которыми всадники поражают извивающихся у ног коней змеев. По композиции и исполнению рельеф близок первому: те же позы коней и всадников, характерные изгибы развевающихся плащей, нимбы вокруг головы и др. Рельеф изображает св. Георгия-Змееборца и Федора Стратилата.
Рельефы из Киево-Печерской лавры выполнены из того же материала — овручского шифера. На первом из них изображен юноша атлетического телосложения, раздирающий пасть льву. На плечи юноши наброшен развевающийся плащ. За его спиной дерево. Лев изображен довольно неумело: его голова скорее напоминает вепря, а не льва. Рельеф взят в профилированное обрамление. Сюжет плиты — борьба античного героя Геракла с нимейским львом.
Второй рельеф изображает льва и львицу, запряженных в колесницу, на которой возлежит одетый в короткую одежду юноша с диадемой на голове Относительно персонификации человека, едущего на колеснице, высказывались различные мнения. Ввиду того что некоторые исследователи усматривали в нем женщину, долгое время считалось, что это Кибела — мать богов, ездившая на львах. В последнее время удалось уточнить содержание рельефа. На нем изображен триумф Диониса (Вакха) — античный мифологический сюжет, находящий убедительное подтверждение в резьбе византийских ларцев X— XII вв.
Рельефы первоначально, видимо, украшали стены дворца в княжеской загородной резиденции в с. Берестово или же были вмурованы у западного портала главной церкви Киево-Печерского монастыря.
Четыре киевских рельефа, выполненных из одинакового материала в технике плоского рельефа, будучи вмурованными в стены зданий, видимо, несли охранительные функции. Украшение подобными рельефами фасадов культовых построек известно в Армении, Грузии, Венеции и др.
Художественное творчество народа древней Руси, видимо, наиболее ярко проявлялось в резьбе по дереву ввиду того, что именно из этого материала изготовлялось большинство предметов хозяйства и быта. Имеются сведения, что даже фасады древнерусских срубных построек украшались богатой орнаментальной резьбой, ею покрывались лодки, сани, возы и др. Однако из-за нестойкости де рева изделия древнерусских маете ров из этого материала дошли до нашего времени в очень малом количестве. Изредка они встречаются при раскопках в Новгороде, Бресте, Старой Руссе и Киеве. Как и в резьбе на камне, в древнерусской орнаментации по дереву получили распространение плоский рельеф с преимущественно геометрическими фигурами.
В Киеве обнаружены древние косторезные мастерские и предметы, в них изготовлявшиеся: гребешки, пуговицы, резные шкатулки, образку ложки, ручки для ножей и др.