ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.11.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принципы руководства учителя учеником

Процесс общения учителя и ученика по своему психологическому содержанию может иметь три видаавторитарный стиль, диалогический и кон­формный.

При авторитарном стиле общения учителя с уче­ником содержание сознания учителя как бы вытесня­ет содержание сознания ученика, от которого требу­ется беспрекословное подчинение требованиям, и пожелания и просьбы со стороны ученика не прини­маются во внимание.

При диалогическом взаимодействии сохраняется равноправие высказываемых суждений и каждый уча­стник стимулирует своими высказываниями рассуж­дения своего партнера.

При конформистском стиле общения участники диалога пассивно соглашаются друг с другом, но та­кое соглашение не ведет к изменению их собствен­ных позиций, взглядов и мнений. Положительного воз­действия на личность в данном случае не происходит.

Когда беседуют два человека, то их взаимодействие может быть двух видов — предметно-ролевое и лич­ностное.

При первом типе коммуникации учитель высту­пает в роли преподавателя соответствующего пред­мета, сообщающего ученику секреты мастерства сво­ей профессии, оснащая его умениями, знаниями и навыками, необходимыми для выполнения конкрет­ных действий в изучаемой учеником области. Деловая информация, сообщаемая ученику, не требует того, чтобы учитель раскрывал себя перед учеником как личность, как человек с присущими ему сильны­ми и слабыми сторонами.

При межличностном общении процесс обучения приближается к диалогу двух равных людей, каждый из которых в каком-то плане активизирует и обогаща­ет другого. Создаются благоприятные возможности не только для профессионального роста ученика, но и для его личностного развития. В этом случае учитель помо­гает войти ученику во всеобъемлющий мир культуры, стать значительной личностью, вносящей вклад в об­щественный прогресс. Очень хорошо об этом процес­се сказала известный театральный режиссер и педагог О.Л. Кнебель в книге «Поэзия педагогики»: «Это уди­вительное сложное и волнующее общение педагога с учеником. Пытаешься понять личность и делаешь все, чтобы помочь этой личности вылупиться из скорлупы».

Только в этом случае педагог, преподающий тот или иной предмет, из простого преподавателя становится Учителем в высоком значении этого слова, формиру­ющим характер отношения ученика к самому себе, к искусству, другим людям, обществу. Но это возможно только в том случае, если сам учитель постоянно оза­бочен проблемами своего личностного роста и разви­тия, если он имеет что сказать своему ученику поми­мо знаний о своем предмете.


Развитию личности ученика способствует демокра­тический стиль общения, когда учитель признает пра­во ученика на собственную точку зрения и не пытается ее подавить своим авторитетом. Спорные вопросы дол­жны решаться на основе дискуссии, в которой выясня­ются сильные и слабые стороны той или иной позиции. Примеры таких дискуссий можно найти в диалогах со своими учениками великого Сократа, убеждавшего таким образом самых несговорчивых из них.

Демократический стиль общения учителя и учени­ка характеризуется следующими особенностями:

  1. признанием за учеником права на самостоятельность суждений и поощрение такой самостоятельности;

  2. построением воспитательной работы на поощре­нии и стимулировании, а не на угрозе наказания;

  3. стремлением формировать высокую самооценку и веру в свои силы, для чего исключаются унижа­ющие ребенка насмешки, замечания, раздражи­тельность и нетерпимость;

  4. желанием педагога сплотить своих учеников в коллектив единомышленников, для чего успехи одних не ставятся в укор другим и ученики не противопоставляются друг другу;

  5. умением видеть трудности переходного периода и способностью педагога проектировать завтраш­нюю личность своего воспитанника на основе имеющихся у него задатков.


Транзактный анализ взаимоотношений

Для того чтобы учитель смог воспитать гармонич­ного в своих отношениях с миром другого человека, он по возможности должен сам находиться в гармоничных отношениях с этим миром. Содержание этих отношений может быть описано в терминах транзак- ционного анализа коммуникативного взаимодей­ствия, разработанного в книге известного американ­ского психотерапевта Эрика Берна «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психо­логия человеческой судьбы».

Согласно концепции Э. Берна, каждый человек вы­носит из своего детства особый сценарий своей буду­щей жизни, в основе которого лежит положительное или отрицательное представление о самом себе и об окружающем мире. Всего может быть четыре основ­ных позиции.

  1. Я хороший — Ты хороший (со мной все в поряд­ке— с тобой все в порядке). Во взаимодействии, в котором обе стороны рассматривают и воспринима­ют себя положительно, процесс коммуникации проте­кает наиболее успешно, и он символизирует жизнен­ный путь счастливых людей.

  2. Я хороший — Ты плохой. Это — позиция превос­ходства, диапазон которой может быть весьма широ­ким — от холодного убийцы до зануды, который вечно всем недоволен и изводит людей своими непрошены­ми советами.

  3. Я плохой — Ты хороший. Это — позиция чело­века, страдающего от своего несовершенства, реаль­ного или воображаемого. Мир с его тысячами красок и возможностей проносится мимо него, но он боится вступить в него. Отсюда — депрессия, стремление к алкоголю, чтобы как-то скрасить свое существование.

  4. Я плохой — Ты плохой. Это — позиция челове­ка, сожалеющего о том, что он появился в этом ужас­ном мире. Не любя самого себя и окружающий мир, человек с такой позицией легко становится преступ­ником, не боящимся никакого осуждения за свои аморальные действия.

Позиции формируются в детстве на основе опре­деленного стиля отношений родителей со своими детьми. Чем больше любви и уважения проявят ро­дители к своему ребенку в первые годы его жизни, тем больше у него будет шансов на то, чтобы выйти в жизнь с позитивными установками и стать счастливым человеком. Позиции, сформированные в детстве, имеют тенденцию к сохранению даже тогда, когда жизненная ситуация изменилась. Достигший славы и известности человек может остаться таким же не­уверенным в душе ребенком, каким он был в юные годы. Человек, потерявший богатство, позволявшее ему высокомерно относиться к менее удачливым людям, так же высокомерно относится к другим и в бедности.


Учитель, вступая во взаимодействие со своим уче­ником, должен уметь отслеживать как свои исходные установки, так и установки своего ученика, которые в значительной мере будут влиять на стандартизирован­ные содержание и методы обучения, давая в каждом конкретном случае свой особый результат.

Помимо указанных двухсторонних позиций и при­мыкающих к ним трехсторонних типа «Я хороший — Ты хороший — Они плохие» и их различных вариан­тов, Э. Берн ввел в широкую психологическую прак­тику структурные диаграммы, объясняющие процесс взаимодействия двух людей в терминах трансакционных реакций. Э. Берн в разработанной им концепции исходит из того, что в каждом человеке имеется три состояния его Я — «Родитель», «Взрослый» и «Ребе­нок». Состояния Родителя аналогичны тем, которые каждый человек в детстве наблюдает у своих родите­лей. Это требования соблюдения социальных норм и правил, принятых в данной общественной среде.

Состояния Взрослого включают в себя процессы объективной переработки информации исходя из внутренних потребностей и необходимости требова­ний внешнего социального окружения.

Состояния Ребенка несут в себе воспоминания и образы действия, которые были характерны для дан­ного человека, когда он был маленьким ребенком.

Личность человека может быть как зрелой, так и незрелой в социальном отношении. В незрелой лично­сти ее действиями руководит Ребенок, выражающий чаще всего эгоистические желания, идущие вразрез с логикой здравого смысла и нормами социальных при­личий. Зрелые люди управляют своим поведением с позиции Взрослого, способного примирить желания Ребенка с требованиями Родителя.

Когда два человека вступают во взаимодействие, то они обращаются друг к другу из различных состояний своего Я. При параллельных трансакциях процесс ком­муникации считается взаимно дополнительным и про­текает гладко. Но если трансакции пересекаются, то это означает возникновение конфликтной ситуации.

В первом случае ученик может спросить учителя: «Как правильно пишется это слово?» В ответ учитель четко по слогам произносит нужное слово. Во втором случае на вопрос ученика: «Будет ли у нас на следую­щем уроке контрольная?» учитель отвечает: «Надо быть внимательным. Я об этом объявил в начале уро­ка». Такой ответ может обидеть ученика, и он никогда уже ни о чем не спросит учителя.

Как показывают специальные психологические исследования, успешность, с которой ученик осваива­ет учебные предметы в школе, во многом зависит от его самооценки. Успехам в обучении сопутствует вы­сокая, но не завышенная самооценка учеником само­го себя и своих возможностей, его убежденность в том, что он является значимой личностью для окружающих. О важности высокой самооценки мы уже упоминали, говоря о проблеме личности в психологии. Здесь же добавим, что для формирования у своего ученика вы­сокой самооценки работа учителя должна быть на­правлена на развитие у него:


- позитивных представлений о самом себе;

- способностей к самопониманию и самоосознанию;

- готовности взять ответственность на себя в ситу­ации морального выбора;

- потребности в самовыражении и в самораскрытии

Учитель не должен бояться открытия негативных сторон в ребенке и без критики воспринимать то, с чем его воспитанник делится с ним. В то же время учителю необходимо предоставлять своему ученику обратную связь о его личностных проявлениях.