ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.11.2024

Просмотров: 174

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

132

Разумеется, каждое повышение оценки должно сопровождаться адекватным повышением зарплаты.

Вторая часть данной главы адресована журналистам и содержит рекомендации по повышению эффективности их работы. Этих рекомендаций приведено также десять. Большинство из них составлены на основе советов Роя Питера Кларка, изложенных в сборнике «Пятьдесят приемов написания статей» (Fifty Writing Tools)24, который также следует прочитать желающим повысить свой профессиональный уровень.

1.Не бояться писать. Иногда момент начала работы над статьей пугает журналиста, и он его под различными предлогами всячески оттягивает, например идет лишний раз покурить, выпить чашку кофе, поболтать с коллегами. Порой может пройти и час и два, прежде чем журналист наконец соберется с силами и начнет писать. Бывает, что начало работы над статьей оттягивается под предлогом ожидания некоего вдохновения, когда журналист убеждает себя, что стоит этому вдохновению прийти – и статья будет написана на одном дыхании, а пока оно не пришло, садиться за работу не стоит.

На самом деле такой подход ошибочен. Практика показывает, что вдохновение гораздо чаще приходит именно в процессе работы. Поэтому садиться писать нужно сразу, не тратя времени ни на какие подготовительные процедуры. Если мысли не собрались и текст «не идет», нужно снизить планку качества и все равно писать, как получается. Пусть лучше будет написано что-то, чем ничего. А спустя некоторое время после вхождения в работу и мысли придут в порядок, и появится то самое вдохновение, которого безуспешно ждет ваш коллега, который еще не написал ни строчки.

2.Начинать писать текст уже в процессе сбора материала. По-английски это правило звучит «Write as you report». Нужно не разделять этапы сбора информации и написания статьи, а начинать писать сразу, уже на основе того материала, который имеется. Тогда станет ясно, какой информации не хватает и какие вопросы следует задавать ньюсмейкерам. Не важно, что от первоначального варианта статьи в конце не останется ничего. Пусть она послужит рабочей гипотезой, которая затем приведет вас к более совершенной статье.

Если вначале только собирать материал, оставив написание статьи на потом, может оказаться, что материал вроде собран полностью, но уже в процессе работы над текстом открылись новые аспекты темы и возникли новые вопросы, а времени на сбор дополнительной информации уже нет. В результате статья получается «недоделанной», смазанной, а тема – раскрытой не полностью.

24 http://www.poynter.org/column.asp?id=78&aid=103943


133

3.Сочиняйте статью уже по пути в редакцию. Этот прием относится к тем случаям, когда подготовка статьи связана с выездом на место происшествия или с подготовкой материала о мероприятии. Обратную дорогу в редакцию обязательно нужно потратить на обдумывание будущей статьи. Если вы едете в общественном транспорте, можно размечать ваши записи и делать наброски в блокноте. Если ведете машину, статья должна сложиться у вас в голове. В любом случае к возвращению в редакцию текст должен быть готов, чтобы затем осталось только набрать его на компьютере.

Кстати, вначале написать статью рекомендуется по памяти, без обращения к записям, и только потом заглянуть в них. Это, во-первых, ускорит работу над текстом, а во-вторых, поможет вам сфокусироваться и отделить важное от неважного. Ведь если чтото вы не вспомнили во время набора текста, значит, скорее всего без этого можно обойтись. Если же начать писать, заглядывая в блокнот, то вы рискуете потонуть в том массиве информации, который вы собрали, и текст может получиться нечетким и запутанным.

4.Выделяйте историю-минимум и историю-максимум. История-минимум – это статья, которая удовлетворяет принятым в журналистике стандартам качества, то есть годится для печати, например новость, которая содержит все то, что положено содержать новости, – ответы на основные вопросы (Кто? Что? Где? Когда? Почему? Как? Откуда знаем?) и по необходимости детали случившегося и бэкграунд. Или репортаж, в котором есть требуемое количество сцен, деталей и вспомогательной информации.

История-максимум в свою очередь представляет собой статью, которую заметят и которая прославит своего автора. Это тот самый «ударный» материал, повышающий популярность, а следовательно, и стоимость журналиста. Не каждую тему можно превратить в историю-максимум, но если такая возможность есть, это нужно делать. Общее же правило звучит так: вначале сделайте все, что необходимо для историиминимум, а затем попытайтесь превратить ее в историю-максимум.

5.Не пользуйтесь своими мозгами. Такое парадоксальное на первый взгляд правило существовало в одной из редакций, где работал автор данной книги. Понимать это правило следует так: если для статьи вам требуется какая-то справочная информация, не поленитесь залезть в справочник (хотя бы на надежный сайт в Интернете) и проверить,

ане пишите так, как вы помните. Практика показывает, что даже специализирующиеся в какой-либо сфере журналисты очень многое запоминают неточно, особенно официальные названия должностей и учреждений, формулировки законов, данные статистики. Причем человек может быть искренне убежден, что он прав, пока не глянет в соответствующий текст.


134

Поэтому пользоваться своими мозгами, какими бы умными они ни были, чрезвычайно опасно. По возможности нужно проверять все, что можно проверить. В некоторых изданиях для подстраховки журналистов существуют специальные отделы, в задачу которых входит проверка изложенной в статье информации, например, что столицей России является город Москва, а избранного в марте 2004 г. президента зовут Владимир Путин. При кажущейся банальности этого правила нужно иметь в виду, что ошибка может закрасться в любое место статьи – имя, дату, положение закона, статистическую информацию. Случалось, что даже на первых полосах солидных изданий министр финансов Алексей Кудрин становился Александром Кудриным, а в качестве разрешенной для движения вне населенных пунктов указывалась скорость 110 км/час (в действительности 90 км/час, а 110 км/час – разрешенная скорость движения на автомагистралях). Можете провести эксперимент – напишите по памяти полные имена, должности и факты из биографии нескольких известных людей, а потом проверьте по справочникам. Количество неточностей вас неприятно удивит.

6.Устанавливайте для себя дополнительные дедлайны. Этот прием очень помогает организовать работу над статьей. Помимо установленного редактором дедлайна – времени сдачи вашего материала – рекомендуется назначить для себя «внутренние» дедлайны, фиксирующие окончание определенных этапов работы, например дедлайн для ознакомления с темой, для формулирования идеи материала, для сбора информации, для написания черновика, для написания готового текста, для проверки изложенных в статье фактов. В этом случае вы в каждый момент будете осознавать, идете ли вы в соответствии

сграфиком или выбиваетесь из него. Если же ориентироваться только на «внешний», редакторский дедлайн, может получиться, что вы потратите слишком много времени на сбор информации, а писать текст придется в спешке, что неминуемо приведет к снижению его качества.

7.Стройте гипотезы для комментаторов. Одно из требований современной журналистики состоит в том, что оценку событиям в информационной заметке должен давать не сам журналист, а сторонний эксперт. Но эксперты часто бывают многословными и не всегда дают четкие, доходчивые для массового читателя ответы. Изза этого порой общение с таким специалистом может затянуться на 20–30 минут, тогда как журналисту в большинстве случаев требуется от него максимум пара предложений, обосновывающих идею статьи. Вполне приемлемый выход – сформулировать эти предложения самому, а затем звонить эксперту и спрашивать, разделяет ли он такое мнение. Обычно после незначительной корректировки эксперт с утверждением соглашается, а беседа в этом случае длится 1–3 минуты. Тем более что журналист,


135

занимающийся длительное время определенной тематикой, знает, кто из экспертов придерживается каких взглядов и к кому можно обращаться за поддержкой того или иного утверждения.

8.Читайте тексты друг друга. Этот прием по-немецки называется «Gegenlesеn», или «противочтение». Он заключается в том, что журналисты перед сдачей статей редактору читают материалы друг друга, чтобы взглянуть на них «свежим взглядом». Это очень помогает избавить тексты от нелепых ошибок, таких, как остатки фраз из прошлых версий статьи либо недописанные фразы из окончательной версии. Нередко автор статьи из-за перегруженности информацией и стресса подобных ошибок просто не видит, тогда как стороннему читателю они сразу же бросаются в глаза. Например, фраза «его арестовали» при переделке в «он был арестован» приобрела вид «он был арестовали». Или журналист пишет, что депутат внес закон, но фамилию депутата указать забывает, особенно когда эта фамилия была указана в другом фрагменте текста, позднее удаленном.

9.Читайте и переписывайте статьи лучших журналистов. По поводу чтения доказано, что чем больше человек читает, тем лучше он пишет. Правда, читать нужно то, что написано лучше, чем вы пишете, а не хуже, например статьи «звезд» журналистики, а также произведения классиков. Письменная речь – орудие труда журналиста из прессы, и он должен филигранно владеть им и постоянно оттачивать свое мастерство.

Что касается переписывания чужих статей, то это упражнение сродни тому, как будущие художники вначале копируют чужие картины, чтобы затем создавать свои. Переписывая чужую статью, журналист должен следить за ходом рассуждений автора, за выбором слов, за использованием риторических приемов. При этом текст «пропускается через себя», и поэтому вышеперечисленные навыки усваиваются гораздо лучше, нежели при чтении этих же статей. Упражнение по переписыванию рекомендуется делать и зрелым профессионалам не реже чем раз в неделю. Это должно быть сравнимо с регулярным походом в спортзал для поддержания формы.

10.Заведите картотеку по темам. В сфере, в которой вы специализируетесь, рекомендуется выбрать несколько ключевых тем и затем целенаправленно отбирать и складировать информацию по каждой из них. Тем более что компьютер позволяет делать это в электронном виде, и вам достаточно будет скопировать статьи в определенные папки, а не делать вырезки из бумажных газет и журналов. В эти же папки должны идти собственные наблюдения и расшифровки разговоров с участниками событий и экспертами. Например, в папку «Наркомания» пойдет милицейская статистика о разоблаченных наркоторговцах, разъяснения врачей о профилактике наркомании, стенограммы бесед журналиста с наркоманами и собственные впечатления от этих бесед.


136

Впапку с названием какой-то партии лягут высказывания ее лидеров, ее результаты на выборах и скандалы, связанные с этой партией.

Потом, когда вам понадобится написать статью по данной теме, собранная информация произведет «кумулятивный» эффект, даст возможность осветить событие с множества сторон и получить ту самую историю-максимум, о которой говорилось выше.

Вто время как ваши конкуренты будут собирать информацию с «нуля», вы сможете сосредоточить свое внимание только на текущих фактах, так как информация, подчеркивающая их значение, у вас уже будет.

Ив заключение данной главы – несколько общих рекомендаций. Во-первых, о выборе места работы. Здесь правило очень простое: нужно идти в то издание, которое лично вам интересно читать. Дело в том, что любое издание – это свой взгляд на мир, своеобразный фильтр, при помощи которого одни явления удостаиваются внимания, а другие отсеиваются как ненужные. И максимальная эффективность работы журналиста достигается там, где фильтры редакции и журналиста совпадают. Если же вам интересно одно, а редакции – другое, то добывать информацию придется через силу и реализовать себя вы не сможете. Например, если журналиста интересуют детали переговоров президентов двух стран, а редакцию газеты – наряды жен президентов и блюда, которые подавали на банкете, едва ли работа этого журналиста в этой редакции будет плодотворной.

Во-вторых, нужно жить тем, о чем пишешь. Нельзя относиться к журналистике по принципу «выключил станок и забыл». Нужно по возможности как можно больше бывать там, где собираются ваши ньюсмейкеры, но самое главное – постоянно думать о происходящем в описываемой сфере, прокручивать в голове варианты дальнейшего развития событий, пытаться понять мотивы действующих лиц. Благодаря такому подходу к работе в определенный момент журналист начнет замечать те аспекты происходящего, которые прошли мимо внимания его коллег, быстрее всех улавливать скрытый смысл событий и предлагать публике такие версии случившегося, до которых никто другой не додумался.

Ив-третьих, несколько слов о внештатной работе. В чистом виде работать внештатником (или фрилансером) в современных условиях нерентабельно, если, конечно, журналист не является «звездой», которая может затребовать сверхвысокие гонорары. Пока ставки гонораров в большинстве даже московских изданий таковы, что в конечном счете почасовая оплата труда журналиста окажется ниже, чем, к примеру, зарплата уличного торговца мороженым. Поэтому внештатное сотрудничество имеет смысл только при условии перепродажи одной и той же темы сразу нескольким изданиям. Обычно