ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.11.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
-принцип охраны прав человека: все, что не запрещено – разрешено (для личности), и все, что не разрешено – запрещено (для власти);
-презумпция невиновности.
Правовая культура власти включает в себя:
- приоритет закона над властью;
- охрана порядка.
Правовая культура населения включает в себя:
-уважение к закону;
-знание законов;
-обращение к закону – решение конфликтов в рамках права, а не путем применения силы или скандалов.
-
Сфера политики и политическая культура
Политическая культура – совокупность регулятивов и ценностей, определяющих участие людей в политической жизни. Политическая культура выполняет две основные функции. Во-первых, она формирует отношение людей к существующей власти. Во-вторых, она обуславливает политическую организацию общества.
Власть может быть легитимной, если люди ее признают, или нелегитимной, если они ее не признают, даже будучи вынуждены ей подчиняться. Согласно М.Веберу, существует три типа легитимной власти:
-традиционная власть, основанная на вере в священность издревле существующих обычаев;
-харизматическая власть, основой которой является убежденность людей в особых качествах властителя, данных ему природой, судьбой, Богом, и т.п.;
-легальная власть, опирающаяся на рациональную систему.
Существуют две основные модели легальной политической культуры – тоталитарная и демократическая - и два соответствующих им вида политических режимов.
Тоталитарная модель - возникла в Древнем обществе и означала государственную регуляцию всех форм жизни, включая личную, но основывалась на законе, в отличие от деспотии, которая опиралась не на закон, а только на волю правителя.
В современных условиях тоталитарная модель приобрела такие черты:
- государственная власть в руках правящей партии и вождя;
-сращение партийного и государственного аппарата;
-ограничение прав и свобод личности, контроль поведения и мышления;
-приоритет коллективных интересов над личными интересами;
-борьба с внешними врагами;
-раздвоение общественного сознания.
Демократическая модель – возникла в древней Греции. В современных условиях приобрела такие черты:
-государственная власть подконтрольна населению, а ее представители выборны и сменяемы путем голосования;
-разделение законодательной, исполнительной, судебной власти и есть четвертая власть – пресса;
-приоритет интересов общества над интересами государства;
-многопартийность, не только власть большинства, но и защита меньшинства;
-гарантии прав и свобод, плюрализм.
Острейшие проблемами современной политической культуры во многих странах являются:
- положение национальных меньшинств;
- активизация националистических, шовинистских движений;
- социально-классовые противоречия – старая, но постоянно продолжающаяся и принимающая новые формы проблема;
- борьба с преступностью, особенно организованной и терроризмом;
- социализация молодежи (и, в частности, борьба с ростом молодежной наркоманией).
Политическая культура создает атмосферу, в которой возникают и функционируют разнообразные политические силы. От нее зависят средства и методы осуществления политической власти, способы действий общественных группировок и организаций, активность участия населения в политической жизни, разнообразные традиции, которые определяют условия политической игры, ее идеологический фон, формы проведения избирательных компаний.
-
Наука как сфера культуры и её периодизация. Социокультурные ориентиры науки.
Наука является областью культуры, связанной со специализированной деятельностью по созданию системы знаний о природе. Современное научное знание представляет собой совокупность дисциплин, которые можно классифицировать на следующие направления:
-естественнонаучные
-общественные
-гуманитарные
Можно выделить основные периоды развития науки.
-
Период преднауки – V век до н.э. – XVЙ век н.э. Накопление знаний, первые философские представления о природе.
-
Эпоха научной революции XVII века. Формирование основ современного естествознания. Возникновение научной методологии. Выделение науки как отдельной сферы деятельности, возникновение научного сообщества. Бруно, Коперник, Галилей, Бэкон, Декарт, Гоббс, Гук, Лейбниц, Ньютон.
-
Классическая наука – XVIII - XIX века. Образование отдельных дисциплин. Возникновение технических наук. Наука становится двигателем прогресса.
-
Постклассическая наука – XX век. Революционные открытия на рубеже XIX – XX веков потрясают основы ряда наук (теория относительности, квантовая механика, генетика). Со второй половины XX века – огромные масштабы внедрения науки в практику, сокращение сроков от открытия до применения.
Указанная периодизация позволяет увидеть эволюции взглядов общества и его отношения к науке.
Основная функция науки – выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Можно сказать, что наука есть познание истины, обособившееся в самостоятельную форму культуры.
Поэтому можно сказать, что цель научной деятельности – получение нового знания. Но наука нужна обществу, потому, что добываемые наукой знания приносит пользу, помогают решить возникающие перед людьми задачи.
Наука основывается на знаниях, которые передаются от поколения к поколения. Поэтому важной составляющей науки является система образования. Цель образования – передача нового знания новым поколениям людей, то есть молодежи. Если нет первого, то не будет и второго.
Большой наукой занимается Академия наук, а образованием занимается Министерство среднего и высшего образования.
Под наукой в наше время понимается:
-во-первых, особая совокупность знаний;
-во-вторых, особый вид деятельности;
-в-третьих, особая отрасль общественного труда.
Рассмотрим особенности современной науки в этих трех аспектах.
Научное знание и его особенности заключаются в следующем:
-
Рациональности всех положений и выводов. Все положения науки должны быть доступны пониманию разумом, а не верой.
-
Объективности, безличности. Истина не зависит от убеждений и предубеждений.
-
Воспроизводимости и повторяемости результата любым исследователем в аналогичных исследованных условиях.
-
Логической строгости, точности, однозначности.
-
Логической взаимосвязи различных элементов научного знания. Наука – логически упорядоченная система.
Особенности научной деятельности заключаются в следующем.
-
Главный вид – исследовательская деятельность. Другие виды: сбор информации по теме исследования, подготовка необходимого оборудования, оформление результатов исследования и т.п.
-
Средства научной деятельности: приборы, инструменты, экспериментальные установки, обоснования и доказательства и т.п.
-
Этика научной деятельности. Самостоятельность исследования, ссылки на используемые труды и т.п.
Наука как отрасль общественного труда включат в себя следующее.
-
Различные учреждения и организации (институты, академии, лаборатории)
-
Систему научных коммуникаций – научных изданий, конференций, патентных служб и т.п.
-
Дифференциацию профессий и специальностей.
-
Культура как общественный феномен: основные уровни культуры
Как уже отмечалось, культура – это весьма сложная и многоуровневая система. Культура как общественный феномен функционирует в различных социальных образованиях, имеет разные уровни, на которых она проявляется в конкретных формах и видах. В культурологии принято подразделять то или иное социальное образования по его носителю, то есть субъекту. В зависимости от этого, можно выделить следующие уровни:
- уровень высшего порядка - культура человеческого сообщества. Это мировая культура, которая складывается из множества локальных культур и представляет собой синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.
-национальный уровень (этнический), субъектом которого выступают народности, народы, нации;
- региональный уровень, который характеризуется общностью черт, присущих определенному региону. Региональная культура, как правило, носит межнациональный, межэтнический характер и складывается в результате интегративных культурно-исторических процессов. К региональным культурам относятся: западноевропейская, африканская, ближневосточная и т.п. культуры;
- локально-региональный уровень, то есть культура отдельных областей, районов страны, имеющих свои специфические особенности, отличающие данный регион страны от других районов, например, культура Техаса, культура Одесского региона и т.п.
Локальные культуры в свою очередь, включают множество разнообразных субкультур.
- индивидуальный, личностный уровень лежит в основании любого из названных уровней общечеловеческой культуры. В культурологии существует подход, согласно которому культура подразделяется на индивидуальную и социальную.
Более наглядно иерархия человеческой культуры может быть представлена в виде «матрешки», каждый из уровней которой является одновременно подсистемой другой системы более высокого уровня и надсистемой для систем низшего порядка.
-
Национальное и интернациональное в культуре. Сравнительный анализ этнической и национальной культуры.