ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Национальный характер культуры каждого народа имеет глубокие корни, которые, в сущности, выступает корнями его самосознания. Даже самоназвания многих народов племен и народов означают в переводе «люди» или «настоящие люди». То есть свою культуру каждый народ считает не просто родной, а человеческой по преимуществу. И это так же по-человечески естественно, как естественно каждому из людей в глубине души считать человеком, прежде всего, себя.

Поэтому интернационализация культуры есть развитие общечеловеческого содержания в каждой национальной культуре при сохранении традиционных для каждого народа формы и способа выражения данного содержания. Интернационализм в культуре – это признание за каждым народом права быть самим собой и терпимость в отношении его национального своеобразия. Интернационализация культуры обусловлена тем, что в самых глубинных основаниях культуры любого народа всегда содержатся сходные для всех национальных культур элементы. Их называют культурными универсалиями. Это нормы, ценности, правила, традиции, свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

Ведь культура и есть то, что делает человека – человеком, а группу людей – человеческим сообществом. Никакая культура не была бы культурой, если бы она не содержала в себе нормы, определяющие подлинно человеческие способы поведения. Закрепленные в культурных универсалиях общечеловеческие ценности и идеалы обеспечивают выживание и совершенствование человечества.

Исторический подход позволил разделить понятие народ на:

- этническую (этногенетическую) общность;

- этносоциальную общность.

Этнос – это социальная группа, членов которой объединяет этническое самосознание, то есть сознание генетической памяти с другими представителями группы. Из поколения в поколение передается память о предках, в результате чего образуется историческая наследственность, которая и определяет целостность этноса.

При этом этническое самосознание определяется не только биологическим фактором происхождения от родителей, принадлежащим тому, или иному этносу, но и социально-психологическим фактором. Это означает, что человек думает о своем происхождении, чувствует и осознает себя потомком того или иного этноса.

Нация является этносоциальным образованием. Становление современных наций связано с преодолением феодальной раздробленности, развитием индустриальной экономики и торгово-промышленных отношений, ростом просвещения в культуре, образованием национальных государств. Этносоциальные общности могут складываться из одного или нескольких народов и включать в себя людей различного этнического происхождения. Для каждой нации характерно создание единого семиотического поля – системы общеизвестных всем ее представителям знаковых средств, таких как язык, формы этикета, символики, которые обеспечивают их взаимопонимание и повседневное взаимодействие.


Национальная принадлежность человека так же, как и этническая, определяется его самосознанием. Но если этническое самосознание зависит от происхождения человека, то национальное определяется его включенностью в семиотическое поле национальной культуры и чувства причастности к ней. Обычно национальное самосознание обусловлено этническим. Попадая в другую страну и иную этническую среду, человек не меняет своей этнической принадлежности. Но люди могут либо сохранить свою национальную культуру и национальное самосознание, либо включиться в семиотическое поле иной культуры и обрести новое национальное самосознание.

Поэтому для обозначения этнической принадлежности людей, где бы они ни жили, пользуются термином «национальность».

Этническая культура - это наиболее древний слой национальной культуры. В ней выражается вековой народный опыт жизни и рационального ведения

хозяйства в данных природных условиях. И не случайно, что она в большей мере сохраняется в деревне, нежели в городе.

Ее характерными чертами являются:

- консерватизм;

-преемственность;

-ориентация на сохранение «корней».

Некоторые элементы этнической культуры даже становятся символами самобытности народа и патриотической привязанности его к историческому прошлому – сало у украинцев, «щи да каша» у русских, «приведения в замках» у англичан, спаггети у итальянцев и т.п. Но надо помнить, что национальная культура не сводится к этнической культуре.

Национальная культура развертывается:

- на основе письменности и образования;

- воплощается в литературе и искусстве, науке и философии;

-социально-политическом и технологическом устройстве общества.

Лучшие достижения национальной культуры - это продукт творчества наиболее талантливых представителей нации, просвещенных, эрудированных людей. Ее сосредоточением является город с его театрами и музеями, библиотеками, учебными заведениями.

Этническая культура консервирует архаичные, и не отвечающие современным условиям нормы жизни, ей чужды перемены и новшества. В то время как национальная культура полна движения и изменения, она живет творчеством нового. Культура тяготеет к замкнутости, она страдает ксенофобией – неприязнью ко всему чужому и незнакомому, то национальная открыта для контактов с другими культурами, становится лишь богаче от того, что впитывает в себя их достижения. Этническая культура стремиться сохранить различия между свойственными отдельным группам населения особенности быта, поведения, произношения и т.п., а в национальной культуре эти различия нивелируются и с развитием постепенно исчезают.



  1. Понятие субкультуры и её разновидности. Характеристика субкультур молодёжи

Совокупность ценностей верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Однако, поскольку общество разделяется на множество групп, у каждой из них постепенно формируется своя культура. Такие малые культурные миры и называют субкультурами.

Субкультурой называется специфическая часть общей культуры – система ценностей, традиций, обычаев, норм, образцов поведения, присущих большой социальной группе.

В современной культурологии выделяется такие субкультуры, как конфессиональная, профессиональная, организационная, городская, молодежная и др. При этом субкультуры не всегда ограничены рамками какой-то одной локальной культуры, как правило, они носят вненациональный и внеригиональный характер.

- Конфессиональная культура складывается на основе единого вероисповедания, принадлежности к той или иной церкви. На этой основе формируется общность ценностей, идеалов, символов, установок, что позволяет говорить о существовании христианской культуры, мусульманской, иудейской и т.д.

Крестьянство как субъект культуры формируется в эпоху средневековья, когда возникает профессиональная деятельность, связанная с ведением натурального хозяйства.

Важно помнить, что именно крестьянство является создателем народных форм культуры, является хранителем «обычаев предков». В крестьянской среде формируются особенности национальной кухни и национальной одежды, развиваются народные промыслы. Но, что особенно важно, что именно в крестьянской среде складывается народные формы художественной культуры: сказки, песни, танцы, художественное ремесло. Все то, что обычно называют фольклором.

Рабочий класс как субъект культуры возникает достаточно поздно, в период возникновения капиталистических отношений, развития промышленного и фабричного производства.

из крестьянской среды, поэтому привносит в городскую среду плоды «низовой», народной культуры. Вместе с тем, будучи представителей городской культуры, рабочий класс отличался в большей степени, нежели крестьянин:

- свободой нравов и выбора жизненных ценностей;

- расширением сферы общения и межкультурные контактов;


- активным приобщением к сфере коммуникации и информации;

- усилением мобильности и ростом образования.

Но самое главное, что отличает культуру рабочего от других профессиональных субкультур, это то, что он более организован, что позволяет ему быть политически активным.

Интеллигенция как субъект культуры это общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным творческим трудом, развитием и распространением культуры. Он отличается от таких субкультур как крестьянство и рабочий класс тем, что деятельность двух последних связана с материальной культурой, а профессиональная деятельность интеллигенции непосредственно связана со сферами духовной культуры. Все великие творения в области искусства и науки во всем мире, во всех национальных культуры, - это плоды профессиональной деятельности интеллигентов.

Характер профессиональной деятельности интеллигента требует от него:

- высокого уровня образования;

- творческого подхода, инноваций;

- личностного вклада, проявление своей индивидуальности;

- высокого нравственного потенциала.

- Молодежная субкультура – отражает демографические особенности развития доминирующей культуры. Проблемы молодежной субкультуры рассматриваются в культурологии в рамках концепции социализации. Предполагается, приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры, адаптация к ней – процесс сложный и противоречивый, насыщенный психологическими и иными трудностями.

Это порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву, ценностным исканиям.

Следует отметить, что сам термин «субкультура» появился в XX веке применительно только к молодежной культуре, и, прежде всего, к той ее части, которая социологами считалась девиантной (отклоняющейся). Яркое проявление молодежной субкультуры они связывали с появлением новых музыкальных предпочтений молодежи середины прошлого столетия. Причины появления молодежной субкультуры в культурологии связывают как с социальными, так и психологическими факторами.

К социальным факторам относят, прежде всего, то, что развитие системы образования (школ, высших учебных заведений), а также массовой культуры (развлекательных массовых мероприятий, клубов по интересам, дискотек и т.п.) привело к массовой организации такой демографической группы, как молодежь.