ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2024
Просмотров: 154
Скачиваний: 0
клочок и приклеить сбоку. Когда будет все таким образом исписано, возьмите и перепишите тетрадь собственноручно. Тут сами собой явятся новые озарения, урезы, добавки, очищения слога. Между прежних вскочат слова, которые необходимо там должны быть, но которые почему-то никак не являются сразу. И опять положите тетрадку. Путешествуйте, развлекайтесь, не делайте ничего или хоть пишите другое. Придет час — вспомнится заброшенная тетрадь; возьмите, перечитайте, поправьте тем же способом, и когда снова она будет измарана, перепишите ее собственноручно. Вы заметите при этом, что вместе с крепчанием слога, с отделкой, очисткой фраз как бы крепчает и ваша рука; буквы ставятся тверже и решительнее. Так надо делать, по-моему, восемь раз. Для иного, может быть, нужно меньше, а для иного и еще больше. Я делаю восемь раз. Только после восьмой переписки, непременно собственною рукою, труд является вполне художнически законченным, достигает перла создания. Дальнейшие поправки и пересматриванье, пожалуй, испортят дело; что называется у живописцев: зарисуешься. Конечно, следовать постоянно таким правилам нельзя, трудно. Я говорю об идеале. Иное пустишь и скорее. Человек все-таки человек, а не машина.
Задание 8.
КАК вы ПОЛАГАЕТЕ, ИЗМЕНИЛОСЬ ли СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ устной и ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ С ПОЯВЛЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРА, ИНТЕРНЕТА, сотового ТЕЛЕФОНА, ВИДЕОТЕЛЕФОНА, АУДИОКАССЕТ? ИЗЛОЖИТЕ СВОЕ МНЕНИЕ В ФОРМЕ ПИСЬМА К
ДРУГУ.
Задание 9.
КОНКРЕТИЗИРУЙТЕ, ЕСЛИ НЕОБХОДИМО, СИТУАЦИЮ (КОГДА, ГДЕ, С КЕМ, О ЧЕМ) ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ НИЖЕ ВИДОВ КОММУНИКАЦИЙ. НАПИШИТЕ, в КАКИХ СЛУЧАЯХ УМЕСТНА ТОЛЬКО КНИЖНАЯ РЕЧЬ,ТОЛЬКО РАЗГОВОРНАЯ, А В КАКИХ И ТА И ДРУГАЯ.
Публичное выступление, лекция, сообщение, разговор пациента с врачом, разговор ученика с учителем, интервьюирование, разговор пассажиров в автобусе, разговор покупателя с продавцом, беседа между друзьями, разговор за обеденным столом.
Задание 10.
НАПИШИТЕ НЕСКОЛЬКО НАЗВАНИЙ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ, для которых ХАРАКТЕРНА В ОСНОВНОМ КНИЖНАЯ РЕЧЬ, И ПЕРЕДАЧ, В
КОТОРЫХ ПРЕОБЛАДАЕТ РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ. ОТ ЧЕГО ЭТО ЗАВИСИТ?
Для справок: «Новости», «Доброе утро», «Клуб путешественников», «Сегоднячко», «До шестнадцати и старше», «Однако», «Сегодня», «У всех на устах», «Подробности», «Парламентский «В мире животных», «Человек в маске», «Слушается дело», «Зеркало», «Герой без галстука», «Гомеопатия и здоровье», «Ге-рой дНЯ».
Задание 11.
ПРИДАЙТЕ КАЖДОМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНУЮ У и ЗАПИШИТЕ. ОПРЕДЕЛИТЕ, в ЧЕМ ОСОБЕННОСТИ БЫТОВОЙ
РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ.
Мне от головной боли. За три рубля городскую. С собакой ми? Сейчас модно без рукавов. Через веревочку прыгает / моя внучка. Напротив живет / ушел на пенсию. Дома забыл чем писать. Ты взял на чем загорать? Возьми чем укрыться. Завтра праздничное надену. Зимнее надо брату покупать. Ско-ро выпускной / потом вступительные / ужас! У мальчика температура. Без слуха в училище не примут. Он и второй завалил. Мы заняли на машину.
Задание 12.
НА КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ РЕЧИ УКАЗЫВАЮТ СОЧЕТАНИЯ:
Говорит как по писаному; говорит — уснуть можно; говорит сухим языком; говорит по-газетному, излагает покнижному; говорит по-простому.
Задание 13.
ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С РАЗЛИЧНЫМИ ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА. СРАВНИТЕ ЭТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. НАЗОВИ-
ТЕ, КАКИЕ ПРИЗНАКИ НОРМЫ ВЫДЕЛЯЮТСЯ В КАЖДОМ ОПРЕДЕЛЕНИИ.
Норма языковая — совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации. Н. как совокупность стабильных и унифицированных языковых средств и правил их употребления, сознательно фиксируемых и культивируемых обществом, является специфическим признаком литературного языка нац. периода. В более широкой трактовке Н. трактуется как неотъемлемый атрибут языка на всех этапах его развития (Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 337).
Норма. Принятое речевое употребление языковых средств, совокупность правил (регламентации), упорядочивающих употребление языковых средств в речи индивида (С. О. Ахманова. Словарь лингвистических терминов. М., 1966. С. 270).
Норма. Наиболее распространенные из числа сосуществующих, закрепившиеся в практике образцового использования, наилучшим образом выполняющие свою функцию языковые (речевые) варианты (Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1985. С. 152).
Норма — это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов (Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М., 1974. С. 259—260).
Норма языковая, норма литературная — принятые в общественно-языковой практике образованных людей правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств (Русский язык. Энциклопедия. М., 1997).
Задание 14.
РАССТАВЬТЕ УДАРЕНИЕ в СЛОВАХ. В ЗАТРУДНИТЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ ОБРАЩАЙТЕСЬ К СЛОВАРЯМ. ЗАПОМНИТЕ МЕСТО УДАРЕНИЯ В этих СЛОВАХ:
а) агент, аналог, аргумент, алфавит, алкоголь, арест, бензопровод, боязнь, вербовщик, верование, вечеря, визави, генезис; диспансер, документ, добыча, договор, досуг, духовник, жалюзи, жерло, завсегдатай, заговор, заказник, знамение, знахарь, значимость, индустрия, каталог, квартал, кулинария, кладовая, ломота, крашение, маркетинг, мышление, немота, учение, озвучение, ознакомление, столяр, украинец, приданое, симметрия, отрочество, отсвет, процент, псевдоним, пуловер, ремень, селянин, таможня, танцовщик, упрочение, миле, щавель, электропривод;
б) августовский, валовой, грошовый, грушевый, губчатый, домовая, единовременный, избалованный, красивее, кухонный, килограммовый, оптовый, переходный, погнутый, примкнутый, лиловый, тигровый, титульный,
избалованный, премированный,подростковый; в) вчистую, завидно, задолго, издавна, издалека, издали, те, изредка, искони, исконно, наверх, втридорога; г)
балансировать, баллотировать, баловать, избаловать, бередить, взбодрить, закупорить, звонить, кашлянуть, копировать, маркировать, обезуметь, облегчить, плесневеть, подбодрить, принудить, принять, присовокупить, премировать, пломбировать, рассердиться, убыстрить, уведомить, упомянуть, усугубить, формировать, черпать.
Задание 15.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА СОХРАНЕНИЕ или ИЗМЕНЕНИЕ МЕСТА УДАРЕНИЯ в ЗАВИСИМОСТИ от ИЗМЕНЕНИЯ
ГРАММАТИЧЕСКОЙ СЛОВА.
1) Образуйте форму родительного падежа единственного следующих существительных. Поставьте ударение. Составьте с ними словосочетания.
Образец: массаж — массажа.
Арбитраж, бандаж, брелок, бюллетень, инструктаж, любовь, герб, гусь, гуляш, грош, выбор, кольцо, порт. 2) Образуйте форму сравнительной степени следующих прилагательных. Поставьте ударение. Составьте словосочетания.
Образец: верный — вернее.
Длинный, красивый, удобный, веселый, сладкий, твердый.
3) Образуйте краткую форму мужского, женского, среднего рода и форму множественного числа следующих прилагательных. Поставьте ударение.
Образец: весёлый — вёсел, весела, весело, веселы. Глухой, дорогой, дружный, молодой, правый, редкий. 4)Образуйте краткую форму мужского, женского, среднего рода и форму множественного числа следующих
страдательных причастий. Поставьте ударение.
Образец: взятый — взят, взята, взято, взяты. Начатый, приданный, проданный, прожитый, розданный, созданный.
5)Образуйте форму прошедшего времени мужского, женского, среднего рода иформу множественного числа следующих глаголов. Поставьте ударение. Обратите внимание на глаголы, имеющие неподвижное ударение на основе.
Образец: брать — брал, брала, брало, брали.
Баловать, взять, включить, гнать, жить, задать, звать, нажить, начать, отпить, отослать, положить, понять, принять, снять, тянуть, убрать.
6)Образуйте от инфинитивов следующих глаголов формы 1-го, 2-го и 3-го лица единственного числа. Поставьте
ударение.
Образец: вертеть — верчу, вертишь, вертит. Влечь, дремать, звонить, изменить, катить, колебать, положить, баловаться.
Задание 16.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ЗАВИСИМОСТЬ МЕСТА УДАРЕНИЯ QT ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА.
1. Расставьте ударение в следующих словах. Составьте с ними предложения.
Видение (способность видеть) — видение (мираж, призрак), хаос (стихия) — хаос (беспорядок, неразбериха), характерный (упрямый, своенравный, выразительный) — характерный (типичный, особенный).
2. Определите значения следующих пар слов. Составьте с ними предложения.
Атлас — атлас, броня — броня, запасник — запасник, кругом — кругом, подвижный — подвижной, занятый — занятой, безобразный— безобразный, кирка — кирка.
Задание 17.
ПРОЧТИТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НИЖЕ СОЧЕТАНИЯ. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ТО, ЧТО НЕКОТОРЫЕ ОДНОСЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОГИ (ЧАЩЕ
ВСЕГО НА, ЗА, ПОД, ПО, ИЗ, БЕЗ) ПРИНИМАЮТ НА СЕБЯ УДАРЕНИЕ, И ТОГДА СЛЕДУЮЩЕЕ ЗА НИМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ОКАЗЫВАЕТСЯ
БЕЗУДАРНЫМ.
На: на воду, на ногу, на гору, на руку, на спину, на зиму, на душу, на стену, на голову, на сторону, на берег, на год, на дом, на нос, на угол, на ухо, на день, на ночь, зуб на зуб, на два, на три, на шесть, на десять, на сто;
за: за воду, за ногу, за голову, за волосы, за руку, за спину, за зиму, за душу, за нос, за год, за город, за ухо, за уши, за ночь, за два, за три, за шесть, за десять, за сто;
под: под ноги, под руки, под гору, под нос, под вечер; по: по морю, по полю, по лесу, по полу, по носу, по уху, по два, по три, по Сто, по двое, по трое; из: из лесу, из дому, из носу, из виду; без: без вести, без толку, без году неделя; Ср. также: час от часу, год от роду, до ночи.
Задание 18.
ПРОЧТИТЕ СЛОВА. ПРОВЕРЬТЕ ПРАВИЛЬНОСТЬ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА, ОБОЗНАЧЕННОГО БУКВОЙ «Г» (см. ключ):
а) гул, год, город, гусь, гость, нога, дуга, гасить, гудок, гром, град, гребу, глина, могла, согну, огня, горка, игра; б) ага, ого, эге, гоп; в) благодать, благо, господи;
г) снег, плуг, шаг, пирог, сапог, берег, слог, рог, друг, флаг, враг, овраг, рычаг, набег, шланг, фланг, биолог, порог, вокруг, вдруг;
д) прекрасного, темного, великого, громкого, зимнего, красивого, большого; е) легкий, мягкий, легчайший, мягчайший.
Ключ:
а) буква «г» обозначает звонкий взрывной заднеязычный звук [г]; б)и в) буква «г» обозначает фрикативный заднеязычный звук [у]; в) буква «г» обозначает глухой взрывной заднеязычный звук [k]; г) буква «г» обозначает звук [в]; д) сочетание букв «гк» и «гч» звучат [х'к'], [х'ч'].
Задание 19.
РАСПРЕДЕЛИТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ НИЖЕ СЛОВА по ГРУППАМ в ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗНОШЕНИЯ СОЧЕТАНИЯ СОГЛАСНЫХ «чн».
[шн] |
[чн] и [шн] |
вариантное |
[чн] |
|
произношение |
|
|
|
|
|
|
було[шн]ик |
копее[шн]ый |
— |
зада[чн]и |
|
копее[чн]ый |
|
к |
|
|
|
|
Булочная, горчичник, горячечный, дачник, игрушечный, конечно, крошечный, коричневый, молочная, Кузьминична, Никитична, Саввична, ночной, порядочный, пустячный, пушечный, прачечная, речной, скучно, стрелочник, скворечник, шапочный, яблочный, яичница, ячневая.
Задание 20.
ПРОЧТИТЕ СЛОВА. ПРОВЕРЬТЕ ПРАВИЛЬНОСТЬ ПРОИЗНОШЕНИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В КОНЦЕ СЛОВ И ПЕРЕД СОГЛАСНЫМИ (см. ключ).
Хлебороб, способ, замзав, дифирамб, ширпотреб, посев, рецидив, комдив, норматив, актив, коллектив, созыв, подвиг, бумеранг, митинг, демагог, доклад, обществовед, ретроград, агитпоезд, индивид, культпоход, мираж, хронометраж, арбитраж, монтаж, ажиотаж, инструктаж, репортаж, колледж, девиз, самоанализ, колхоз, союз, синтез.
Трубка, голубка, робкий, ловкий, зубчатый, обсудить, редкий, подписать, подшить, надпись, книжка, бумажка, низкий, погрузка, узкий, скользкий, вписать, вчера, второй, футбол, отбежать, сгорел, просьба, молотьба, отгадать, отрезать, вразброд, вполглаза.
Ключ: хлеборо[п], спосо[п], замза[ф], дифирам[б], ширпотреб[п], посе[ф], рециди[ф], комди[ф], нормати[ф], акти[ф], коллекти[ф], созы[ф], подви[к], бумеран[г], митин[г], демаго[к], докла[т], обществове[т], ретрогра[т], агитпое[ст], индиви[т], культпохо[т], мира[ш], хронометра[ш], арбитра[ш], монта[ш], ажиота[ш], инструкта[ш], репорта[ш], колле[тш], деви[с], самоанали[с], колхо[с], сою[с], синте[с].
Тру[п]ка, голу[п]ка, ро[п]кий, ло[ф]кий, зу[п]чатый о[п]судить, ре[т]кий, по[т]писать, по[т]шить, на[т]пись, кни[ш]ка, бума[ш]ка, ни[с]кий, погру[с]ка, у[с]кий, сколь[с]кий, [ф]писать, [ф]чера, [ф]торой, фу[д]бол, о[д]бежать, [з]горел, про[з']ба, моло[д']ба, о[д]гадать, о[т]резать, вразбро[т], [ф]полглаза.
Заданне 21.
ПРОЧТИТЕ СЛОВА. ПРОВЕРЬТЕ ПРАВИЛЬНОСТЬ ПРОИЗНОШЕНИЯ СОЧЕТАНИЙ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ (СМ. ключ),
Угасший, замерзший, расшитый, произнесший, происшедший, расширять, восшествие, безжалостный, сжатый, безжизненный, с жадностью, с шумом, разжать, наезжать, брызжет, прожженный, дребезжать, уезжать, просчитаться, подписчик, заказчик, резчик, перебежчик, счет, отчасти, отчаянный, подчеркнул, подчистить, отчуждение, отчитать, тридцать, отца, молодца, страстный, корыстный, участливый, участник, известняк, безучастный, грустный, праздник,
известный, завистливый.
Ключ: уга[ш]ий, замер[ш]ий, ра[ш]итый, произне[ш]ий, ш]едший, ра[ш]ирять, во[ш]ествие, бе[ж]алостный, [ж]атый, бе[ж]изненный, [ж]адностью, [ш]умом, ра[ж]ать, нае[ж'], доп. нае[ж]ать, бры[ж']ет, доп. бры[ж]ет, про[ж']енный, тро[ж]енный, дребе[ж']ать, доп. дребе[ж]ать, уе[ж']ать, уе[ж]ать, про[ш']итаться, подпи[ш']ик, расска[ш']ик, ре[ш']ик, перебе[ш']ик, [ш']ет, о[ч']асти, о[ч] аянный, по[ч']еркнул, по[ч']истить, о[ч']уждение, о[ч']итать, три[ц]ать, о[ц]а, моло[ц]а, стра[сн]ый, коры[сн]ый, уча[сл']ивый, уча[сн']ик, изве[cн']як,
безуча[сн]ый, гру[сн]ый, пра[зн]ик, изве[сн]ый, зави[c]ливый.
Задание 22.
ПРОЧТИТЕ СЛОВА. ПРОВЕРЬТЕ ПРАВИЛЬНОСТЬ ПРОИЗНОШЕНИЯ СОЧЕТАНИЙ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ (СМ. ключ),
Братский, детский, солдатский, флотский, заводской, слободской, людской, господский; браться, собираться, бороться, видеться, биться, боится, верится, мечтается, несется, просятся, учатся, решаются, смеются, смотрится, держится, говорится, сторонится, добивает-
Ключ: бра[ц]кий, де[ц]кий, солда[ц]кий бра[цъ], собира[цъ], боро[цъ], прося[цъ], уча[цъ], решаю[цъ],
Задание 23.
фло[ц]кий, заво[ц]кой, слобо[ц]кой, лю[ц]кой, госпо[ц]кий; виде[цъ], би[цъ], бои[цъ], вери[цъ], мечтае[цъ], несе[цъ], смею[цъ], смотри[цъ], держи[цъ], говори[цъ], сторони[цъ],
добивае[цъ].
ПРОЧТИТЕ СЛОВА, ОБРАЩАЯ ВНИМАНИЕ НА ПРОИЗНОШЕНИЕ БУКВЫ Е ПОД УДАРЕНИЕМ. ПРОВЕРЬТЕ ПРАВИЛЬНОСТЬ ПРОИЗНО-
(см. ключ).
Афера, блеклый, бытие, блестка, вмененный, вычерпывать, вышеприведенный, внаем, гренадер, грубошерстный, двоеженец, дебелый, дареный, двоеженство, ерничать, желоб, запеченный, забеленный, завороженный, зев, заем, иноплеменный, издевка, изведенный, одновременный, новорожденный, киоскер, никчемный, обыденщина, острие, отсеченный, отключенный, осведомленный, преемник, планер, побасенка, поименный, приглушенный, прирученный,
свекла, убеленный, филер, филистер.
Ключ: а[ф'е]ра, б[л'о]клый — б[л'е]клый, бытиЦе] — бытиЦо], б[л'о]стка, вме[н'о]нный, вы[ч'е]рпывать, вышеприве[д'о]нный, внаЦо]м, грена[д'е]р, грубо[шо]рстный, двое[жэ]нец, де[б'е]лый, да[р'о]ный, двое[жо]нство, [je]рничать, [жо]лоб, запе[чо]нный, забе[л'о]нный, заворо[жо]нный, [з'е]в, за[jo]м, инопле[м'е нный] , из[д'о]вка,
изве[д'о]нный, однов[р'е менный] , одновре[м'е нный] , новорож[д' о ]нный, киос[к'о]р, ник[чо мный] , обы[д'о ]нщина,
остри[jо], отсе[чо]нный — отсеченный, отклю[чо нный] , осведом [л'о ]нный — осведомленный, пре[jе мник] , пла[н'о]р
— планер, поба[с'о ]нка, пои [м'о ]-нный, приглу[шо нный] , приру[чо нный] , с[в'о ]кла, убе [л'о]нный,
фи[л'р ]р, филистер.
Задание 24.
РАСПРЕДЕЛИТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ СЛОВА по ГРУППАМ В ЗАВИСИМОСТИ от ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗНОШЕНИЯ СОГЛАСНОГО ЗВУКА
ПЕРЕД Е. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ПО СЛОВАРЮ.
мягкое |
вариантное |
твердое |
произношение |
произношение |
произношение |
|
|
|
[д'е]магог |
[д'е]по— |
[дэ]нди |
|
[дэ]по |
|
Адекватный, альтернатива, анемия, аннексировать, антенна, антисептика, атеист, ателье, аутсайдер, берет, бутерброд, бизнес, гипотеза, гантели, гротеск, дебаты, дебют, дебет, девальвация, декан, декада, декларация, демпинг, демилитаризация, демарш, демисезонный, депрессия, де-факто, диспансер, игротека, интеграция, идентичный, индекс, интервидение, интервью, кодекс, кредо, критерий, компресс, консенсус, консервация, контекст, корректный, компьютер, контейнер, купе, лотерея, менеджер, мотель, орхидея, патент, паштет, портмоне, проект, пресса, претензия, протеже, пюре, современный, соплеменник, текст, темп, тема, тенденция, термин, тезис, теннис, тент, тире, термос, террор, трек, фанера, фланель, шатен, форель, юмореска, экспресс, энергия.
Задание 25.
РАСПОЛОЖИТЕ синонимы в ПОРЯДКЕ УСИЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ПРИЗНАКА И ДЕЙСТВИЯ.
1. Неприятный; отталкивающий, омерзительный, отвратительный, противный.
2. Учтивый, деликатный, обходительный, любезный.
3.Зажечься, запылать, загореться, вспыхнуть, засветиться, воспламениться.
4.Оцепенеть, остолбенеть, окаменеть, окоченеть, окостенеть, застыть, замереть.
5.Хохотать, фыркать, хихикать, прыскать, гоготать.
Задание 26.
ЗАМЕНИТЕ ВЫДЕЛЕННЫЕ КУРСИВОМ СЛОВА БЛИЗКИМИ ПО СМЫСЛУ.
Главная задача, видный деятель, огромные успехи.
Слова: важный, большой, первоочередной, первостепенный, известный, колоссальный, выдающийся, громадный, актуальный, основной, насущный, значительный, замечательный.
Задание 27.
СОСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СО СЛЕДУЮЩИМИ синонимы.
1)Показать, описать, изображать, обрисовать, представлять, охарактеризовать, нарисовать, создать образ.
2)Критиковать, осуждать, порицать, обличать, бичевать, клеймить, пригвождать к позорному столбу.
Задание 28.
Из слов, ЗАКЛЮЧЕННЫХ В СКОБКАХ, ВЫБЕРИТЕ НУЖНОЕ.
1)Герой произносит (сокровенную, священную, заветную, верную) клятву.
2)Мы услышали (потрясающие, дикие, неистовые) крики.
3)Нельзя (опасаться, пугаться, бояться, страшиться, трудностей, робеть, трепетать) всего на свете, надо быть (смелым, храбрым, отважным, решительным, дерзким, бесстрашным).
Задание 29.
СОСТАВЬТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, СОЕДИНИВ ДАННЫЕ СИНОНИМЫ со СЛОВАМИ, стоящими В СКОБКАХ.
1)Весть, сообщение, известие, уведомление (из училища, из дому, с телефонного узла, из лицея).
2)Безмятежный, спокойный, мирный, смирный(сон, труд, характер, человек).
3)Побороть, победить, сломать, преодолеть, превозмочь (болезнь, чувство страха, противника, волю, препятствие).
Задание 30.
ПОДБЕРИТЕ РУССКИЕ синонимы (СЛОВА или СЛОВОСОЧЕТАНИЯ) к СЛОВАМ ИНОЯЗЫЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ:
а) респондент, инвестор, прерогатива, квота, аудитор, альянс, паблисити, эксклюзивный, апеллировать, секвестр; б) мораторий, менталитет, адекватный, идентичный, антагонизм, инфантильный, индифферентный; в) амбиция, анализ, библиотека, вердикт, вестибюль, вокальный, детальный, диалог, импорт, лексикон, мемуары,
пунктуальный, реставрация, фауна, флора, экспорт.
Задание 31.
ИСПОЛЬЗУЯ ТОЛКОВЫЕ СЛОВАРИ, ОПРЕДЕЛИТЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛЕДУЮЩИХ слов, их СМЫСЛОВЫЕ и СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕН-
НОСТИ. СОСТАВЬТЕ С ними ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Группа, группировка, клика, банда; помощник, пособник, соучастник, партнер; договор, пакт, сделка, конвенция, соглашение; доход, рента, дивиденд, прибыль.
Задание 32.
СОСТАВЬТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ со СЛОВАМИ РЫНОК,БАЗАР;ГОДИЧНЫЙ,ГОДОВОЙ,ИСПОЛЬЗУЯ СЛОВА ДЛЯ СПРАВКИ. ЧЕМ
ОБУСЛОВЛЕНА ВОЗМОЖНОСТЬ/НЕВОЗМОЖНОСТЬ СОЧЕТАНИЯ ЭТИХ СЛОВ С ДРУГИМИ СЛОВАМИ?
Слова для справки: городской, центральный, крытый, елочный, книжный, мировой, внешний, овощной, птичий; цикл, отпуск, собрание, доход, оценки, запас.
Задание 33.
К КАЖДОМУ СЛОВУ ПЕРВОЙ ГРУППЫ ПОДБЕРИТЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ОДНО или НЕСКОЛЬКО СЛОВ из ВТОРОЙ ГРУППЫ и ЗА-
ПИШИТЕ ОБРАЗОВАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ.
1.Армада, легион, когорта, плеяда, толпа, сборище, стая, стадо, табун, куча, масса, уйма, множество, скопище,
мириады.
2.Корабли, самолеты, танки, цифры, информация, мотоциклы, революционеры, факты, друзья, книги, экстремисты, бумаги, документы, гуси, лошади, коровы, звезды, лжецы, мореплаватели.
Задание 34.
КАК вы СЧИТАЕТЕ, МОЖЕТ ли ВЫБОР СЛОВА влиять НА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ОБЪЕКТА РЕЧИ? ОПИШИТЕ,
КАКИМ ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ СУБЪЕКТ ДЕЙСТВИЯ (ВОЗРАСТ, ФИЗИЧЕСКОЕ и ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ) В СЛЕДУЮЩИХ ПРИМЕРАХ:
а) человек соскочил с коня, человек спрыгнул с коня, человек слез с коня, человек шлепнулся с коня, человек свалился с коня, человек сполз с коня;
б) человек идет по улице, человек бредет по улице, человек мчится по улице, человек шагает по улице, человек вышагивает по улице, человек мчится по улице, человек летит по улице
Задание 35.
КАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ГОВОРЯЩЕГО от СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ? КАКУЮ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ РЕАКЦИЮ ГУТ
ВЫЗВАТЬ У АДРЕСАТА? ОПИШИТЕ СИТУАЦИИ, В КОТОРЫХ ОНИ УМЕСТНЫ.
1)Чем ты занимаешься? Что ты делаешь? Что ты надето ты натворил?
2)Где ты был? Где ты пропадал? Где ты бродишь? Где ты я? Где вы бываете?
3)Что случилось? Что произошло? Что стряслось?
Задание 36.
ПОДБЕРИТЕ СИНОНИМЫ и АНТОНИМЫ К ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ ОБЫЧНЫЙ,ИНТЕРЕСНЫЙ,СВЕЖИЙ В СЛЕДУЮЩИХ
СЛОВОСОЧЕТАНИИ
а) обычная ситуация; обычный день; обычные заботы; обычная внешность; б) интересный фильм; интересная внешность; интересный писатель; интересный сюжет; интересная трактовка;
свежий хлеб; свежие огурцы; свежее белье; свежий вечер; свежий снег; свежий вид; свежий взгляд.
Задание 37.
СОСТАВЬТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ со СЛЕДУЮЩИМИ ПАРОНИМАМИ.
Столб — столп, удачный — удачливый, понятный — понятливый, соседский — соседний, хозяйский — хозяйственный, обидный — обидчивый, тяготится — тяготеет, бережный — бережливый.
Задание 38.
ОПРЕДЕЛИТЕ,КАКИЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ слов МОГУТ ОБРАЗОВАТЬ ПАРОНИМИЧЕСКИЕ ПАРЫ.
Сокрушенно, Швеция, подозревать, опровергать, Австрия, Швейцария, подразумевать, отвергать, Австралия, удивленно, сокрушительно, удивительно, недоумение, недоразумение, идеальный, придворный, идеалистический, крепостной, дворовый, крепостник.
Задание 39.
РАСПРЕДЕЛИТЕ СЛЕДУЮЩИЕ СЛОВА НА ГРУППЫ С ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ И ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКОЙ.
Похождения, подвиги, преступления, деляги, труженики, расправляться, ограбление, единомышленник, связаться, сборище, нашествие, соучастник, содружество, проделки, сотрудничество.
Задание 40.
СОСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СО СЛЕДУЮЩИМИ ОМОНИМАМИ.
Среда1 (день недели) и среда2 (окружающая обстановка, общество); повод1 (предлог, причина) и повод2 (ремень); свет1 (лучистая энергия, испускаемая каким-либо телом) и свет2 (земной шар, Земля со всем существующим на ней).
Задание 41.
ОБЪЯСНИТЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ПАРОНИМОВ.СОСТАВЬТЕ С ними ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Абонемент — абонент; адресат — адресант; бережно— бережливо; статут — статус; экономный — экономичный.
Задание 42.
Из слов, ЗАКЛЮЧЕННЫХ В СКОБКАХ, ВЫБЕРИТЕ НУЖНОЕ.
1.Никогда не забудет наш народ (геройские — героические) дни Ленинградской блокады.
2.Сюжетом повести стала (драматичная — драматическая) ситуация, сложившаяся в семье писателя.
3.Регистрация (командированных— командировочных) производится в вестибюле.
4.В кузове грузовика могут (поместиться — разместиться) четыре «Москвича».
5.Чтобы добиться успеха, надо (принять — предпринять) (эффективные — эффектные) меры.
Задание 43.
ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И СКАЖИТЕ, кто из ГОВОРЯЩИХ ДОПУСТИЛ ОШИБКУ? КАК НАДО ПРАВИЛЬНО СКАЗАТЬ?
Два приятеля собрались в поход на Кавказ. Стали думать о подготовке. Один говорит: «Надо купить туристические карты и туристические куртки». «Прежде разработаем туристский маршрут», — предложил другой.
Задание 44.
НАПИШИТЕ, КАКОЕ ИЗ СЛОВ (ТУРИСТСКИЙ —ТУРИСТИЧЕСКИЙ)СОЧЕТАЕТСЯ СО СЛОВАМИ: УЖИН, ПРОСПЕКТ, ПУТЕВКА, КО- СТЮМ, поход, СНАРЯЖЕНИЕ, СПРАВОЧНИК, БЮРО ОБЕД, СЕЗОН, ПОЕЗД,БАЗА, РЮКЗАК.
ДЛЯ справки: туристский — прилагательное к словутурист, а туристический — прилагательное к слову туризм.
Задание 45.
ОТРЕДАКТИРУЙТЕ ТЕКСТ.
1. На вокзале висит объявление: «Касса для командировочных на втором этаже». 2. Господа командировочные, получите командировочные удостоверения. 3. Студенты первого курса для вселения в общежитие должны предоставить справки. 4. Председатель собрания представил слово докладчику.
5. Авторы предоставили издательству рукопись книги. 6. Крысы и мыши на складах, в овощехранилищах много продукции уничтожают. 7. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод. 8. Он был смешной парень, как начнет смеяться, так не остановишь. 9. Можно начинать собрание: форум уже есть. 10. Мне некогда заниматься с младшим братом. Я сегодня очень занятый. 11. За нетактическое поведение пассажиру сделали замечание. 12. Автор статьи пишет еще об одном требовании Л. Н. Толстого к языку, о требовании простоты и ясности, понятливости. 13. Ни один укол, который делает медицинская сестра Наташа, небыл больным.
Задание 46.