Файл: БЛОК № 1 все ответы, кроме № 22.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

5 Мобильность и вариабельность форм

6 Дизайн и мода

7 Современные материалы и технологии

7.Социально-психологические факторы, определяющие развитие дизайна. Применение новых технологий и материалов. Художественное конструирование объектов, модернизация и стайлинг Буренина Ольга.

11. Графический язык и визуальная культура. Креативность мышления и графический дизайн Мелешенко Катя . Её текст частично изменен и дополнен.- Прочитать обязательно!!!

13. Протодизайн. Культурный прототип как источник дизайнерских решений. Проблема инноваций в дизайне. (За Кудряшову Юлю) Ответ подготовила Зайцева Надежда. Прототи́п — прообраз, образец, оригинал.

Классификация логотипов

22 Дизайн книги – создание книжного оформления и конструкции книги в целом. Ведущие мастера русской книги. Материал у Монаховой Марии – возьмите у неё: monmasha@yandex.Ru

Двумерная графика (2d)

Векторная графика

Фрактальная графика

1 Исследование проблемы(анализ конкурентов)

Применения термина

62

Блок 1. Теория и методология проектирования в дизайне

1.Дизайн как проектно-художественная деятельность. Определение и виды дизайна. Специфика дизайна среди других видов проектной деятельности. Отвечает Демидова Анна: Определение:Дизайн — спе­цифическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно ­пространственной среды (в целом и отдельных ее компонентов), а также жиз­ненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких по­требительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом.

Дизайн - форма художественно-проектной деятельности, производящей потребительскую ценность продуктов материального и духовного массового потребления.

Основные виды современного проектного дизайнерского творче­ства:

Индустриальный дизайн охватывает широчайший круг объектов — как гово­рят, «от иголки до самолета». Точнее, наоборот. Главенствующее место занимает проектирование изделий группы «А» — наиболее наукоемких, технически слож­ных, определяющих хозяйственно-экономический потенциал государства. Это продукция машиностроения и станкостроения, средства транспорта, вооружение. Наиболее массовый характер имеет дизайн изделий группы «Б» — предметов потребления. Группа, в свою очередь, членится на специфические подгруппы. В традиционном понимании к индустриальному дизайну относятся бытовые при­боры, аппаратура, инвентарь и пр.

Особое место занимает дизайн мебели и оборудования для интерьеров, а так­же посуда, столовые приборы, проектирование которых имеет глубокие корни в ремесленном производстве.

Специфические особенности присущи дизайну медицинского оборудования, изделий для инвалидов и пожилых людей. Свои особенности имеет проектиро­вание для детей, в частности, игрушек.

Графический дизайн также является продолжателем многовековых традиций и одним из наиболее распространенных видов дизайнерского творчества. Полу­чив вместе с рекламой второе дыхание в начале XX века, прикладное графиче­ское искусство сегодня охватывает практически все сферы жизни общества. К традиционным видам книжного и плакатного оформления, решению упаковки, этикеток, разработкам фирменных знаков и фирменных стилей, а также шриф­тов, сначала добавилась коммуникативная ветвь (в интерьерах зданий, на про­странствах населенных пунктов и дорогах). Позднее — заставки, рекламные ро­лики на телевидении, а в последнее десятилетие — компьютерный дизайн.


Компьютерный дизайн переходит из прикладной сферы, обслуживающей ранее сложившиеся виды дизайнерского проектирования, в самостоятельный вид творчества, включающий в себя направление, связанное с так называемыми Web­site в ИНТЕРНЕТЕ. Построение графических изображений, всей системы ин­формации в этой сети определяется своими, довольно жесткими правилами.

Дизайн архитектурной среды охватывает интерьеры и внешнюю архитектур­ную среду. Решение интерьеров и оборудования общественных и производствен­ных зданий, жилых помещений имеет свои особенности, определяющие круг дизайнерских задач и проектных методов. Активное использование методов ди­зайна при формировании среды, повышенное внимание к потребительскому уровню оборудования площадей и улиц относятся к середине 1960-х годов, ког­да стали создаваться благоустроенные пространства городов. Сегодня появилось понятие ландшафтного дизайна, потеснившее традиционные садово-парковое искусство и ландшафтную архитектуру.

Дизайн выставочных экспозиций, праздничного оформления среды жизне­деятельности, обладая специфическими особенностями и уже сложившимися традициями, занимает место на стыке графического дизайна и дизайна архитек­турной среды.

Дизайн одежды и аксессуаров — понятие, которое еще только становится общеупотребляемым. Индустрия моды живет во многом по своим законам. Ху- дожники-модельеры создают уникальные коллекции «от кутюр» (haute couture) и более близкие к массовому, серийному выпуску «пред-а-порте» (pret-a-porter). Сегодня при создании не только последних, но и первых, все больше использу­ются современные материалы и технологии, учитываются интересы широких слоев населения, а самое главное — специфические методы дизайн-проектирова­ния.

Арт-дизайн (англ. art искусство). Его особенность состоит в том, что уси­лия дизайнера направлены, в первую очередь (и часто единственно), на органи­зацию художественных впечатлений, получаемых от образа воспринимаемого объекта. Изделия лишаются утилитарного значения (или сохраняют его в малой степени) и становятся почти исключительно декоративными, выставочными, т.е. фактически проектируются эмоции. В связи с переходом к рынку «эмоциональ­ных покупок» опыт создания произведений арт-дизайна все шире используется в проектировании продукции индустриального дизайна.

Арт-дизайн — воплощение и использование авангардных течений, появив­шихся на стыке декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры и собственно дизайна. Это синтез художественного и архитектурного формооб­разования на базе философии дизайна: эргономичность изделия, ориентация на современные материалы и технологии, учет направлений моды и др.


Специфика дизайна среди других видов проектной деятельности:

1 Удобство и комфорт в дизайне

Дизайн как никакой другой вид проектно-художественной деятельности очень тесно связан с такими понятиями как удобство и комфорт. При создании комфорта нам помогает эргономика.

эргономика -. специальная наука, изучающая психо - физиологические и функциональные особенности человека, дающая необ­ходимые параметры для создания комфортной среды оби­тания человека

2 Дизайн и маркетинг. Вместе с эргономическим проектированием состав­ной частью современной работы дизайнера является ана­лиз потребительских качеств изделий и маркетинг.

3 Комплексная организация предметной среды

Современная деятельность дизайнера не ограничи­вается созданием отдельных предметов. В его поле зре­ния сегодня среда в целом - будь то интерьер обществен­ного здания и жилого дома или внешнее пространство - ландшафтный дизайн, дизайн городской среды. Поэтому задача формирования комфортной среды обитания может трактоваться в буквальном смысле.

4 Функциональность и рациональность форм (достижение мак­симального эффекта при минимальных затратах.)

5 Мобильность и вариабельность форм

Нужно суметь удовлетворить раз­личные запросы потребителей.)

6 Дизайн и мода

Изделие дизайна должно быть не просто современ­ным, но и модным, т.е. отвечать эстетическим идеалам и вкусам определенной группы населения.

7 Современные материалы и технологии

Развитие промышленности в условиях рынка требу­ет постоянного обновления производства, поиска новых неординарных решений, ведущих к повышению потреби­тельских качеств выпускаемой продукции, снижению ее стоимости.

2.Проектирование объектов дизайна. Нормативная и содержательная характеристика основных этапов проектирования. Отвечает Зенькович Светлана:

Многие приемы и методы художественного проектирования были известны человечеству с древнейших времен. Но к середине XIX века началось становление массового промышленного производства, рынок относительно быстро насыщался товарами, что усиливало внимание к их потребительским свойствам и эстетическим достоинствам и привело к коренному пересмотру традиционных принципов формообразования. Возникла новая область проектной деятельности — дизайн, активно включившаяся в контекст прогрессивных движений XX века.


Проектирование — создание описания, изображения или концепции несуществующего объекта с заданными свойствами. Основной этап дизайнерского проектирования протекает в сознании дизайнера... В дизайнерском проектировании сочетаются знания и фантазия, интуиция и расчет, наука и искусство, талант и мастерство. Проектирование связано с психологией творчества, поэтому дизайнеру необходимо для интенсификации проектирования учитывать и применять методы эвристики, способствующие развитию фантазии и воображения и поиску новых нетривиальных путей решения проектной задачи. В процессе проектирования необходимо применять данные науки (социологии, прогнозирования), а также использовать образно-ассоциативные методы, позволяющие наполнить форму смыслом и социо-культурным содержанием.

Проектная идея «овеществляется» в процессе проектирования в эскизе — в макете — в модели. Начальный этап проектирования нового изделия — создание его эскиза. Дизайнер создает сначала в своем воображении прообраз будущей вещи с учетом существующих проектных идей, технологии, экономики производства, достижений художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры), а затем ее предварительное графическое изображение (эскиз), которое потом дополняет объемными моделями, описаниями облика и способа практического использования. При этом проект приобретает конкретные очертания в процессе дизайнерского моделирования.

Характерная особенность каждого вида дизайна — проектирование объектов (графики, вещей, зданий и среды), отражающих и предопределяющих тот или иной образ жизни. Но если промышленный дизайн направлен на формирование гармоничной предметной наполненности различных сфер деятельности, то дизайн среды, используя возможности архитектуры, создает объекты, обладающие не только формальной целостностью, но и способные выражать смысл и характер образа жизни.

Любое дизайнерское проектирование предполагает создание формально нового объекта, соединение в нем общественно необходимых качеств, именуемых потребительскими свойствами. В то же время оно, в отличие от иных форм проектной деятельности, является художественным творчеством, одним из направлений эстетической организации жизни. Поэтому деятельность дизайнера может и должна быть рассмотрена как с позиции выстраивания процесса этой деятельности (собственно проектирования), так и исходя из принципов, с помощью которых этот процесс реально осуществляется (принципов организации формы).


Проектирование в дизайне направлено на изменение исходной проектной ситуации и делится на две части, аналитическую и синтетическую, двигаясь от изучения задания через определение объекта проектной работы к синтезу новой формы, лишенной недостатков, свойственных ее прототипам, изученным на первых этапах работы. Такого рода предпроектный анализ по сути дела является методическим обеспечением дизайнерской деятельности. На его базе и развивается собственно формообразование, которое включает сначала учет формообразующих факторов, а затем, при композиционном выходе на целостную форму, завершает процесс и потому представляется иногда единственным мерилом эстетической ценности проектируемого объекта.

Базовой профессиональной способностью дизайнера является проектное воображение. В связи с этим возникают новые понятия, раскрывающие механизм проектного мышления, например, такие, как образное моделирование, или образ-тип. Эти понятия помогают ощутить специфику художественного отношения дизайна к действительности, отличия образов дизайна от их аналогов в других видах искусства.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ – процесс создания описания, изображения или концептуальной модели несуществующего объекта с заданными функциональными, эргономическими и эстетическими свойствами. Дизайн, как вид художественного проектирования, объединяет научно-технический подход с художественно-образным подходом к построению модели будущего объекта, созданию его структуры и способа описания. Активным языком проектирования является проектная графика – набросок, поисковый рисунок, технический рисунок, чертежи общего вида, фиксация моментов объемно-пространственного анализа объекта и т.п., которая имеет в дизайне особый художественный статус и играет ведущую роль в образном решении проектного задания.

Основные этапы проектирования

Этап 1: Предварительные проработки.

Этап 2: Эскизный проект.

Эскизный проект представляет собой промежуточный этап проектирования и не подлежит согласованию с органами государственного надзора. Предоставляет возможность детальной проработки всех параметров объекта до момента принятия окончательных решений по всем разделам проектирования.

МАКЕТИРОВАНИЕ – проектно-исследовательское моделирование, направленное на получение наглядной информации о свойствах проектируемого изделия в форме объемного изображения.