ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.11.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
справедливость и счастье добыть, а как врага или несчастье избыть; и еще: как бы в погоне за «облегчением» и «счастьем» не развязать всеобщую губительную смуту...
Народы не выбирают себе своих жребиев; каждый приемлет свое бремя и свое задание свыше. Так получили и мы, русские, наше бремя и наше задание. И это бремя превратило всю нашу историю в живую трагедию жертвы, и вся жизнь нашего народа стала самоотверженным служением, непрерывным и часто непосильным... И как часто другие народы спасались нашими жертвами, и безмолвно, и безвозвратно принимали наше великое служение... с тем, чтобы потом горделиво говорить о нас, как о «некультурном народе» или «низшей расе»...
(цит. по: И.А. Ильин. О России. М., 1991. С. 10— 11, 12-14).
Задание 103.
ОБЪЯСНИТЕ, в КАКОЙ РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ УМЕСТЕН ВЫБОР той или иной ФОРМЫ ПРИВЕТСТВИЯ/ПРОЩАНИЯ. КАКИЕ ИЗ
ПРИ-ВЕТСТВИЙ/ПРОЩАНИЙ ПЕРЕДАЮТ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ? УКАЖИТЕ, КАКУЮ.
1. Здравствуй! Здравствуйте! Рад вас приветствовать! Добро пожаловать! Я так вам рад! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Здорово, браток! Привет! Легок на помине! Приветствую вас! Мое почтение. Салют! Позвольте приветствовать вас! Наше вам! Как оно? Доброго здоровьица! Здравия желаю! Наше вам с кисточкой! Хелло! Сколько лет, сколько зим! Ба, какие люди! Как дела?
2. В добрый час! Желаю удачи! Позвольте попрощаться! Счастливого пути! Ну, бывай! Счастливо оставаться! До скорого свидания! До скорого...! Имею честь откланяться. Разрешите откланяться. Жму вашу руку. Чао! Пока! Звоните! Гуд бай! Не забывайте! Спокойной ночи! Честь имею! Доброй ночи! Прощайте! Всего доброго! Не поминайте лихом! Будьте здоровы! Салют' Всего! До завтра! Ни пуха, ни пера! Адью!
Задание 104.
ЗАПОЛНИТЕ ПУСТЫЕ ГРАФЫ ТАБЛИЦЫ синонимичными ВЫРАЖЕНИЯМИ. ОПИШИТЕ РЕЧЕВУЮ СИТУАЦИЮ, в
КОТОРОЙ УМЕСТНО УПОТРЕБЛЕНИЕ КАЖДОЙ ФРАЗЫ.
Нейтральное |
|
Официальное |
Разговорное, с |
|
|
|
|
|
оттенком |
|
|
|
|
фамильярности |
Можно к вам? |
|
Разрешите? |
Не помешаю? |
|
|
|
|
|
|
|
— |
|
— |
Что скажешь? (выяснение |
|
|
|
|
мнения собеседника) |
|
|
|
|
|
Нельзя |
ли |
мне |
— |
— |
позвонить? |
|
|
|
|
|
— |
|
Просьба соблюдать регламент |
— |
|
|
|
|
|
|
— |
|
Разрешите обратиться к вам с |
— |
|
|
|
просьбой |
|
|
|
|
||
Рад был помочь (ответ на |
— |
— |
||
выражениеблагодарности) |
|
|
||
|
|
|
|
|
Задание 105.
УМЕСТНО ЛИ УПОТРЕБЛЕНИЕ ЭТИКЕТНЫХ ФОРМУЛ В ПРИВЕДЕННЫХ НИЖЕ ПРИМЕРАХ? КАКОЙ ЭФФЕКТ МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА*, А) ЕСЛИ ОНО СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕМОТИВИРОВАННО; Б) ЕСЛИ ОНО ОБУСЛОВЛЕНО ОПРЕДЕЛЕННОЙ СТИЛИСТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧЕЙ?
Позвольте от вас звякнуть? Разрешите с вами покалякать? Был весьма рад с вами поболтать. Премного благодарен вам, дети. Привет, уважаемый Анатолий Петрович! По какому поводу плачешь, девочка? Какими судьбами, многоуважаемая Людмила Васильевна! Наше вам с кисточкой, господин директор!
Задание 106.
ПРОИГРАЙТЕ ПРЕДЛОЖЕННЫЕ РОЛЕВЫЕ СИТУАЦИИ. ПРИ ОБСУЖДЕНИИ И РАЗБОРЕ ВЫПОЛНЕННОГО ЗАДАНИЯ ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ ЕГО УЧАСТНИКОВ, ИХ МИМИКУ, ЖЕСТЫ, ИНТОНАЦИЮ, СОБЛЮДЕНИЕ ЭТИКЕТНО- РЕЧЕВЫХ ПРАВИЛ.
а) Вы — студент 1 курса. Вам необходимо обратиться с просьбой: к ректору, декану, заведующему кафедрой, преподавателю, товарищу.
б) Вы — председатель профсоюзного комитета организации. К вам пришел: ваш старый друг (подруга), старый знакомый ваших родителей, незнакомый мужчина (женщина), незнакомый молодой человек (девушка), руководитель организации, технический работник. Примите их.
в) Вы — работник администрации. Вам необходимо потелефону попросить:
—ветерана Великой Отечественной войны принять участиев празднике;
—ученого из университета выступить на научно-практической конференции;
—преподавателя вуза выступить с лекцией перед работниками администрации;
—руководителя предприятия оказать помощь в проведении городского мероприятия.
г) Вы -— руководитель коммерческой структуры. У вас в фирме есть вакантное место. Вам необходимо побеседовать с 3—4 претендентами на это место. Они пришли по объявлению.
Задание 107.
КАКИЕ ФОРМУЛЫ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА ВЫ ИСПОЛЬЗУЕТЕ,ЕСЛИ ВАМ ПРИДЕТСЯ ОБРАТИТЬСЯ:
1) к пожилому человеку, чтобы узнать, который час; 2) к милиционеру, чтобы уточнить, как проехать на выставку; 3) к секретарю в приемной, чтобы узнать, когда начнется совещание у начальника; 4) к руководителю организации, чтобы узнать решение по вашему заявлению; 5) к приятелю, чтобы попросить у него учебник; 6) к преподавателю, чтобы попросить егопринять у вас досрочно экзамен.
Задание 108.
КАКИЕ эмоции ПЕРЕДАЮТ ЖЕСТЫ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ? ЗАКОНЧИТЕ ИХ, ДАЙТЕ НЕСКОЛЬКО ВОЗМОЖНЫХ ВАРИАНТОВ.
Маша схватилась за голову и закричала... Николай хлопнул себя по лбу и воскликнул... Старик замахал руками, повторяя... Парень сказал, почесав в затылке...
Задание 109.
ОПРЕДЕЛИТЕ, ЧТО ОЗНАЧАЮТ УКАЗАТЕЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ И КАКИМИ СЛОВАМИ, ВОСКЛИЦАНИЯМИ, ВОЗГЛАСАМИ ОНИ ОБЫЧНО
СОПРОВОЖДАЮТСЯ :
—себе за правое плечо большим пальцем правой руки;
—себе под ноги;
—поднятым большим пальцем правой руки вверх;
—себе в середину груди пальцами правой руки с одновременным кивком головой.
Задание 110.
ПРОВЕРЬТЕ НА своих ЗНАКОМЫХ, УГАДАЮТ ли они, ЧТО ВЫ ИМЕЕТЕ В ВИДУ, ЕСЛИ ЖЕСТОМ ИЗОБРАЗИТЕ ПРЕДМЕТЫ, УКАЗАН-
НЫЕ В СПИСКЕ.
Например: «У меня кончилась...» (изображается как чистят зубы). Ответ — зубная паста.
Штопор, петля, молоток, веник, пила, зубило, пишущая машинка, ножницы, подушка, телефон, топор, автомобиль, губная помада, карандаш, мыло, стакан, скрипка, дирижер, фортепьяно, вентилятор.
Задание 111.
ПРОИЗВЕДИТЕ ЖЕСТ, КОТОРЫЙ БЫ СООТВЕТСТВОВАЛ СОДЕРЖАНИЮ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, И НАЙДИТЕ ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКУ В СПИС-
КЕ ОПИСАНИЙ ЖЕСТОВ:
Вареники лепят вот так.
Ну, это что-то такое огромное, необъятное. Замкнутый круг какой-то.
Машинка шьет зигзагом. Есть у вас дырокол?
Его надо держать крепко, а то разболтается. Полюбуйтесь-ка на него, Описание жеста: жест вытянутой ладони; указательным пальцем правой руки описывается круг;
разводящие движения обеими руками в воздухе; жест сжатого кулака; жест в воздухе указательным пальцем налево-
направо, снизу вверх или сверху вниз; движение сжатой в кулак правой руки вниз с нажимом; защипывающие движения пальцами.
Задание 112.
ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКИЕ ЖЕСТЫ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ФРАЗ:
Все это не для меня. Стучат, стучат и вверху и внизу. Пришли и те и другие. Пусть это останется между нами. Мы-то с тобой поймем друг друга. Пускай, пускай, оставь его. Да что там, ну пусть. Избавьте меня от этого, я этого не хочу. Нет-нет, ни за что. Так все напутано, такая неразбериха. Никто ничего не поймет, полная сумятица. Все это не совсем так. Тут как-то все, знаете, эдак.
Задание 113.
ОПРЕДЕЛИТЕ, к КАКОМУ ВИДУ ЖЕСТОВ (РИТМИЧЕСКИЙ, УКАЗАТЕЛЬНЫЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ, СИМВОЛИ- ЧЕСКИЙ) относится КАЖДЫЙ из ОПИСАННЫХ И. С. ТУРГЕНЕВЫМ В РОМАНЕ «Новь»:
«— И откуда взялся, черномазый, паскудный, усы как у таракана... — Тут Пуфка показала своими толстыми короткими пальцами, какие у него усы».
«Соломин повел сперва одним плечом — потом другим; у него была такая повадка, когда он не тотчас решался отвечать.
—Без сомнения, — промолвил он наконец, — вы, господин Паклин, обиды никому причинить не можете — и не желаете; и к господину Голушкину почему же вам не пойти? Мы, я полагаю, там с таким же удовольствием проведем время, как и у ваших родственников; да и с такой же пользой.
Паклин погрозил ему пальцем.
—О! да и вы, я вижу, злой!» «За наше... наше предприятие!» — воскликнул Голушкин, мигая при этом глазом и указывая головою на слугу,
как бы давая знать, что в присутствии чужого надо быть осторожным!»
«— Я вот к нему. — Он указал на Маркелова, который стоял неподвижно, скрестив руки на груди».
«— Ах, если б кто-нибудь мог почувствовать, до какой степени я несчастлив! — Маркелов ударил себя кулаком
вгрудь, и в ней словно что застонало. — Нежданов! будь великодушен! Дай мне руку... Не откажись простить меня! Нежданов протянул ему руку — нерешительно, но протянул. Маркелов стиснул ее так, что тот чуть не
вскрикнул».
«Ведь если взвешивать наперед все последствия, — наверное, между нами будут какие-либо дурные. Например, когда наши предшественники устроили освобождение крестьян — что ж? могли они предвидеть, что одним из последствий этого освобождения будет появление целого класса помещиков-ростовщиков, которые продают мужику четверть прелой ржи за шесть рублей, а получают с него (тут Маркелов пригнул один палец): во-первых, работу на все шесть рублей, да сверх того (Маркелов пригнул другой палец) — целую четверть хорошей ржи — да еще (Маркелов пригнул третий) с прибавкой! т. е. высасывают последнюю кровь из мужика!»
«— Да, я решился! — повторил он, с размаху ударив по колену своим волосатым, смуглым кулаком, — я ведь упрямый... Я недаром наполовину малоросс».
«— Ну, так чем же вы решили?
Нежданов пожал плечами.
—Да я тебе сказал уже, что пока — ничем, надо будет еще подождать». « — Гм! — произнес Сипягин. — Это ты про студентика?
—Про господина студента.
—Гм! разве у него тут (он повертел рукою около лба) ... что-нибудь завелось? А?»
Задание 114.
СКАЖИТЕ, О КАКИХ ЖЕСТАХ ПИШЕТ В «КРАТКОМ РУКОВОДСТВЕ К РИТОРИКЕ» М. В. Ломоносов, КОГДА они ИСПОЛЬЗУЮТСЯ
И ЧТО ОЗНАЧАЮТ?
Что ж надлежит до положения частей тела, то во время обыкновенного слова, где не изображаются никакие страсти, стоят искусные риторы прямо и почти никаких движений не употребляют, а когда что сильными доводами доказывают и стремительными или нежными фигурами речь свою предлагают, тогда изображают оную купно руками, очами, головою и плечьми. Протяженными кверху обеми руками или одною приносят к богу молитву или клянутся и присягают; отвращенную от себя ладонь протягивая, увещевают и отсылают; приложив ладонь к устам, назначают молчание. Протяженною же рукою указуют; усугубленным оныя тихим движением кверху и книзу показывают важность вещи; раскинув оные на обе стороны, сомневаются или отрицают, в грудь ударяют в печальной речи; кивая перстом, грозят и укоряют. Очи кверху возводят в молитве и восклицании, отвращают при отрицании и презрении, сжимают в иронии и посмеянии, затворяют, представляя печаль и слабость. Поднятием головы и лица кверху знаменуют вещь великолепную или гордость; голову опустивши, показывают печаль и унижение; ею тряхнувши, отрицают. Стиснувши плечи, боязнь, сомнение и отрицание изображают.
Часть 2. Основы ораторского искусства
Задание 115.
ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С ТОЛКОВАНИЕМ СЛОВА РИТОРИКА в РАЗЛИЧНЫХ СЛОВАРЯХ. КАКИЕ ЗНАЧЕНИЯ ВЫДЕЛЯЮТ СЛОВАРИ У СЛО-
ВА РИТОРИКА! КАКИЕ ОТТЕНКИ ИМЕЕТ ПЕРВОЕ ЗНАЧЕНИЕ И КАК ОНИ СВЯЗАНЫ с ОСНОВНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ? ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ
ТОЛКОВАНИЕ ПЕРЕНОСНОГО ЗНАЧЕНИЯ В ТОМ И ДРУГОМ СЛОВАРЕ? ПРИДУМАЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА ВСЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА
РИТОРИКА.
Риторика — 1. Ораторское искусство, теория красноречия // Учебный предмет, излагающий теорию красноречия // Учебная книга, излагающая основы этой теории. 2. Перен. Эффектность, внешняя красивость речи, напыщенность. 3. В старину — название младшего класса духовной семинарии (Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. Т. 12. М.— Л., 1961).
Риторика [гр. rhetorike] — 1. В античности и в последующие времена — теория и искусство красноречия. 2. Перен. Напыщенная, красивая, но малосодержательная речь (Современный словарь иностранных слов. М., 1999).
Задание 116.
ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С ТОЛКОВАНИЕМ СЛОВА КРАСНОРЕЧИЕ. Можно ЛИ СЧИТАТЬ СЛОВА РИТОРИКА и КРАСНОРЕЧИЕ СИНОНИМАМИ? ЕСЛИ НЕТ, то ПОЧЕМУ? ЕСЛИ ДА, то во ВСЕХ ЛИ ЗНАЧЕНИЯХ или только в НЕКОТОРЫХ, В КАКИХ? КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ ПЕРВАЯ ЧАСТЬ СЛОВА КРАСНОРЕЧИЕ?МОЖНО ЛИ ЭТО СЛОВО УПОТРЕБИТЬ С ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКОЙ?
Красноречие — 1. Способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант // Искусная речь, построенная на ораторских приемах; ораторское искусство. 2. Устар. Наука, изучающая ораторское искусство; риторика (Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. Т. 5. М.— Л., 1956).
Задание 117.
ОПРЕДЕЛИТЕ, С ЧЕМ СРАВНИВАЮТ АВТОРЫ книг по РИТОРИКЕ КРАСНОРЕЧИЕ, ОРАТОРСТВО? С КАКИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВ
(ЖИВОПИСЬ, ХОРЕОГРАФИЯ, ПОЭЗИЯ, ДРАМАТУРГИЯ, СЦЕНИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО, МУЗЫКА И ДР.) МОЖНО СООТНЕСТИ КРАСНОРЕЧИЕ?
В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ЭТА СВЯЗЬ?
Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению (М. В. Ломоносов).
Ораторство, витийство есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других (М. М. Сперанский).
Красноречие — это и литературное творчество, но в устной форме. Оратор так же, как и поэт, обладает творческим воображением, и разница между ними та, что они к одной и той же действительности подходят с разных точек зрения (А. Ф. Кони).
Задание 118.
ПОЛЬЗУЯСЬ ДАННЫМИ толкового СЛОВАРЯ, ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКИЕ из ПРИВЕДЕННЫХ СЛОВ СИНОНИМИЧНЫ. АРГУМЕНТИРУЙТЕ
свою ТОЧКУ ЗРЕНИЯ.
Оратор — 1. Лицо, профессионально занимающийся искусством красноречия (у античных народов).
4.Лицо, произносящее речь; лицо, выступающее, говорящее в собрании.
5.Человек красноречивый, обладающий даром произносить речи. Лектор — лицо, читающее лекции перед аудиторией.
Трибун — 1. Название различных государственных и общественных должностных лиц в Древнем Риме.
2.Общественный деятель, выдающийся оратор и публицист // Разг. Ирон. О любителе говорить,
ораторствовать.
Вития — Устар. и в поэтической речи. Оратор, мастер слова, человек, искусный в красноречии.
Задание 119.
ПОЗНАКОМЬТЕСЬ с письмом к сыну Ф. ЧЕСТЕРФИЛДА, ИЗВЕСТНОГО АНГЛИЙСКОГО ПИСАТЕЛЯ, ГОСУДАРСТВЕННОГО ДЕ-
ЯТЕЛЯ и ДИПЛОМАТА. КОГО АВТОР НАЗЫВАЕТ ОРАТОРОМ? ЧТО, ПО ЕГО МНЕНИЮ, ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНЫМ В ОРАТОРСКОМ ИСКУССТВЕ?
ЧЕМУ ОН ОТДАЕТ ПРЕДПОЧТЕНИЕ — ФОРМЕ ИЛИ СОДЕРЖАНИЮ? КАКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ ДАЕТ ПИСАТЕЛЬ МОЛОДОМУ ЧЕЛОВЕКУ?
СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С ЕГО ПОНИМАНИЕМ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА? ЕСЛИ НЕТ, ОБОСНУЙТЕ СВОЮ ПОЗИЦИЮ.
Лондон, 9 декабря 1749 г
Милый мальчик!
В течение последних сорока лет я, должно быть, не сказал и не написал ни одного слова, не подумав сначала, хорошо оно или плохо и нельзя ли заменить его более удачным. Неблагозвучная или шероховатая фраза режет мне ухо, и я, как и все люди на свете, охотно бы поступился известной долей смысла ради того, чтобы слова мои лучше звучали. Должен прямо и откровенно признаться тебе без всякого тщеславия и ложной скромности, что если я и приобрел какоето имя, как оратор, то я в большей степени обязан этим вниманию, которое я уделяю своему стилю, нежели самому содержанию моих речей, которое в силу обстоятельств ничем не отличается от того, что говорят другие. Когда ты будешь выступать в парламенте, репутация твоя как оратора будет гораздо больше зависеть от твоих слов и периодов, нежели от того, о чем ты говоришь. По одному и тому же вопросу каждому здравомыслящему человеку приходят в голову примерно одни и те же соображения, и лишь та форма, в которую они облечены, вызывает внимание и восхищение слушателей.
Я всеми силами стремлюсь, чтобы именно в парламенте ты сделался заметной фигурой; я хочу, чтобы ты мог собою гордиться и дал мне основание гордиться тобою. Иными словами, ты должен сделаться там хорошим оратором. Я говорю «должен», потому что знаю, что ты сможешь, если только захочешь. Толпа, которой свойственно ошибаться, смотрит на оратора и на комету с одинаковым изумлением и восхищением, считая и то, и другое явлениями сверхъестественными. Эта ошибка часто отбивает у молодых людей охоту испытать свои силы на этом поприще; хорошие же ораторы нисколько не возражают, если талант их почитают чем-то из ряда вон выходящим и чуть ли не дарованным им господом богом. Но давайте вместе подумаем, что же такое на самом деле хороший оратор, давайте
сдерем с него эту наносную мишуру, которой его покрыло собственное тщеславие и невежество окружающих, и мы увидим, что проще всего определить его можно именно так: разумный здравомыслящий человек, умеющий правильно рассуждать и изящно выразить собственные мысли по поводу того, о чем идет речь. Разумеется, здесь нет никакого волшебства. Умный человек, даже если у него нет поразительных, из ряда вон выходящих дарований, о чем бы он ни говорил, не станет говорить бессмыслицы; если же у него есть хоть малейшая доля вкуса и он способен сделать над собой усилие, не станет и говорить неизящно. К чему же в итоге сводится все это могучее и окутанное покровом тайны искусство говорить в парламенте? К тому, что человек, выступающий в палате общин, говорит в стенах парламента, перед четырьмястами людей, высказывая свое мнение по данному предмету, то самое, которое он без особого труда высказывал бы перед четырнадцатью гостями любого английского дома, сидя у камина или же за столом: и эти-то четырнадцать человек могут оказаться лучшими судьями и более строгими критиками того, что он говорит, нежели любые четырнадцать депутатов палаты общин.
Мне часто случалось говорить в парламенте, причем иногда, когда я кончал речь, раздавались рукоплескания; потому я на основании собственного опыта могу тебя уверить, что это не бог весть что. Больше всего впечатления на слушателей производят изящество стиля и построение периода. Дай им услышать в твоей речи хотя бы один-два стройных и округленных периода, которые они могли запомнить и повторить, — и они возвратятся домой довольные, так как люди возвращаются из оперы, напевая дорогой какой-нибудь особенно поразивший их и легко запомнившийся мотив. Большинство людей обладает слухом, но лишь очень немногие способны рассуждать; сумей пленить их слух — и ты уловишь в свои сети их разум, какой бы он у них ни был.
Цицерон, понимавший, что достиг высшей ступени в своей профессии (а в его времена красноречие было профессией), для того чтобы выделить себя из всех, в своем трактате «De oratore* утверждает, что оратор — это человек, какого в действительности никогда не было и не будет. Отправляясь от этого ложного положения, он заявляет, что оратор непременно должен знать все искусства и все науки — иначе как же он сможет о них говорить. Но при всем моем уважении к столь большому авторитету, должен, однако, сказать, что в моем представлении оратор — это нечто совершенно иное, и я уверен, что в этом смысле я ближе к истине, чем он. Оратором я называю человека, который умеет здраво рассуждать и изящно выразить мысль, о каком бы предмете он ни говорил. Насколько я знаю, ни геометрические задачи, ни алгебраические уравнения, ни химические процессы, ни анатомические опыты никогда не были предметами красноречия, поэтому я со всем смирением утверждаю, что человек может быть очень хорошим оратором, не имея ни малейшего представления о геометрии, алгебре, химии или анатомии. Предметом же парламентских прений являются исключительно вопросы общего характера.
Я пишу здесь все, что приходит в голову и что, мне кажется, может способствовать формированию твоих взглядов или просто оказаться для тебя интересным. Хорошо, если бы мои труды не пропали даром! А они не пропадут, если ты станешь уделять себе хотя бы половину того внимания, которое тебе уделяю я. Прощай.