Файл: ВВЕДЕНСКАЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 120.

Познакомьтесь с характеристиками индивидуальных речевых типов, предложенными С. Ф. Ивановой в книге «Специфика публичной речи» (М., 1978). К какому типу вы относитесь? Определите, что вам необходимо для совершенствования речевых способностей.

Рационально-логический тип. К этой группе относятся люди, эмоциональная сфера которых часто остается скрытой от постороннего взгляда, хотя их сдержанность вовсе не означает отсутствия эмоциональности. Они больше склонны к анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков. Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план как бы «сидит у них внутри», и, как правило, ораторы такого типа во время выступления не пользуются им. Их часто заботит другое: как бы свою речь сделать более яркой, эмоциональной и какие подобрать примеры, иллюстрирующие и аргументирующие основную мысль, чтобы заинтересовать аудиторию. Наблюдения показывают, что чаще всего «логиками» бывают люди сангвинического темперамента (сангвиник — человек с заметной психической активностью, быстро отзывающийся на окружающие события, стремящийся к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности, живой, подвижный, с выразительной мимикой и движениями).

Эмоционально-интуитивный тип. Люди этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами и каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и «свести концы с концами». Ораторы этого типа, если не запасутся строгим планом, учитывающим жесткие временные рамки, могут «занестись», потерять мысль и в результате свести на нет эффект своей блистательной речи — остается впечатление эмоциональной болтовни. План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается совпадение эмоционального типа оратора с холерическим темпераментом (холерик — человек, очень энергичный, способный отдаваться делу с особой страстностью, быстрый и норовистый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, со стремительными движениями).

Философский тип. Люди, относящиеся к этой группе, труднее всего поддаются описанию, так как бывают более или менее эмоциональны, более или менее склонны к анализу; иногда бывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскапывают какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют все найденной идеей. Всех их объединяет, несмотря на частные индивидуальные различия, одна общая черта — стремление к исследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. И все же следует подчеркнуть, что в речи индивидуальность «философов» наименее резко выражена, так как в людях этого типа с разной мерой преобладания проявляются и способность к анализу, и внутренняя эмоциональность, и даже лиризм. Чаще всего эту группу составляют люди флегматического темперамента (флегматик — человек невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражением душевных состояний).

Лирический, или художественно-образный тип. Натуры художественные мыслят более образами, чем логическими категориями, хотя это вовсе не означает, что логика в их рассуждениях отсутствует. Глубокая эмоциональность, своеобразный лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность — вот черты, характерные для людей этого типа, хотя в частных проявлениях ораторы этого рода могут довольно сильно отличаться друг от друга. Чаще всего этот тип имеет в своей основе характер меланхолический, утонченный (меланхолик — человек впечатлительный, с глубокими переживаниями, легко ранимый, но внешне слабо реагирующий на окружающее, со сдержанными движениями и приглушенностью речи).

Задание 121.

ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С РАЗЛИЧНЫМИ КЛАССИФИКАЦИЯМИ ОРАТОРСКИХ РЕЧЕЙ. ОПРЕДЕЛИТЕ, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ

КАЖДОЙ КЛАССИФИКАЦИИ.

I

Есть «три рода риторических речей: совещательные, судебные и эпидейктические. Дело речей совещательных — склонять или отклонять, потому что как люди, которым приходится совещаться в частной жизни, так и ораторы, произносящие речи публично, делают одно из двух (или склоняют, или отклоняют).

Что же касается судебных речей, то дело их — обвинять или оправдывать, потому что тяжущиеся всегда делают непременно одно что-нибудь из двух (или обвиняют, или оправдываются).

Дело эпидейктической речи — хвалить или порицать.

Что касается времени, которое имеет в виду каждый из указанных родов речи, то человек, совещаясь, имеет в виду будущее: отклоняя от чего-нибудь или склоняя к чему-нибудь, он дает советы относительно будущего. Человек тяжущийся имеет дело с прошедшим временем, потому что всегда по поводу событий, уже совершившихся, один обвиняет, а другой защищается. Для эпидейктического оратора наиболее важным представляется настоящее время, потому что всякий произносит похвалу или хулу по поводу чего-нибудь существующего; впрочем, ораторы часто сверх того пользуются и другими временами, вспоминая прошедшее или строя предположения относительно будущего. У каждого из этих родов речей различная цель, и так как есть три рода речей, то существуют и три различные цели: у человека, дающего совет, цель — польза или вред: один дает совет, побуждая к лучшему, другой отговаривает, отклоняя от худшего; остальные соображения, как-то: справедливое и несправедливое, прекрасное и постыдное — здесь на втором плане.

Для тяжущихся целью служит справедливое и несправедливое, но и они присоединяют к этому другие соображения.

Для людей, произносящих хвалу или хулу, целью служит прекрасное и постыдное, но сюда также привносятся прочие соображения»(Аристотель. Риторика).

II

Речь бывает трех родов: иные отличались в каком-нибудь отдельном роде, но очень мало кто во всех трех одинаково, как мы того ищем. Были ораторы, так сказать, велеречивые, обладавшие одинаково величавой важностью мыслей и великолепием слов, сильные, разнообразные, обильные, важные, способные и готовые волновать и увлекать


души, причем одни достигали этого речью резкой, суровой, грубой, незавершенной и незакругленной, а другие — гладкой, стройной и законченной. Были, напротив, ораторы сухие, изысканные, способные все преподать ясно и без пространности, речью меткой, отточенной и сжатой; речь этого рода у некоторых была искусна, но не обработана и намеренно уподоблялась или речи грубой и неумелой, а у других при той же скудости достигала благозвучия и изящества и бывала даже цветистой и умеренно пышной. Но есть также расположенный между ними средний и как бы умеренный род речи, не обладающий ни изысканностью вторых, ни бурливостью первых, смежный с обоими, чуждый крайности обоих, входящий в состав и того и другого, а лучше сказать, ни того, ни другого; слог такого рода, как говорится, течет единым потоком, ничем не проявляясь, кроме легкости и равномерности: разве что вплетет, как в венок, несколько бутонов, приукрашивая речь скромным убранством слов и мыслей (Цицерон. Оратор).

Задание 122.

ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С ХАРАКТЕРИСТИКАМИ РАЗНЫХ видов ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ в ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОБЩЕЙ ЦЕЛЕВОЙ УСТАНОВКИ,ДАННЫМИ П. СОПЕРОМ в КНИГЕ «ОСНОВЫ ИСКУССТВА РЕЧИ». В ЧЕМ СПЕЦИФИКА КАЖДОГО ВИДА РЕЧИ?

Общая цель может заключаться в том, чтобы развлечь, информировать, воодушевить, убедить, призвать к действию. В известной мере мыслимо и сочетание этих целей. Например, речь развлекательного порядка иной раз не обойдется без информации и даже без элементов воздействия. Речь, склоняющая к действию, не будет иметь успеха, если она не занимательна, не поучительна, не вдохновляет и не убеждает. Но оратор должен ясно представлять себе, какая же из общих установок является преобладающей, и в соответствии с этим строить свою речь.

1.Развлекательная речь Такая речь не содержит иной цели, кроме заключающейся в ней самой. Она сама по себе должна развлечь и

потешить слушателя. Можно было бы сказать, что ее цель просто поддержать внимание и интерес слушателя, но здесь имеется в виду занимательность — интерес как самоцель. Ее часто слышишь на банкете и в иной обстановке, где люди встречаются, чтобы в приятном общении провести время.

2. Информационная речь Задача информационной речи не только побудить любознательность, но и дать новое представление о предмете.

Она может быть повествованием, описанием, объяснением. Повествование — это движение; описание расчленяет предмет, показывает его частности и придает им наглядный вид, как на картине; объяснение показывает, каков предмет в действии и каково его устройство. Во всех информационных речах преобладает какая-либо одна из этих характерных черт.

Информационная речь должна отвечать следующим требованиям:

а) В ней не должно быть ничего спорного. б) Она должна вызывать пытливость

в) Она должна удовлетворять запросы слушателя. г) Сообщение должно быть актуально. 3.Воодушевляющая речь

Агитационные речи в общем можно разбить на три группы: речи с целью воодушевить, речи с целью убедить и речи с целью вызвать активную реакцию. На деле эти три вида общих целевых установок нередко перекрывают частично друг друга. Большинство речей с целью убедить вызывают действенные порывы, как и речи, склоняющие к действию. Сплошь и рядом бывает трудно сказать, где кончается ясное постижение вопроса и возникают изменившееся убеждение и потребность действия.

Тем не менее многие речи лучше всего определить как речи с целью внести ясность в вопрос, подчеркнуть его значение и воодушевить слушателя, так как их главная цель не в том, чтобы представить новые данные, переубедить или вызвать действие. Большинство речей на политических или спортивных собраниях и выступлений с приветствиями, с оценкой заслуг и в ознаменование событий и явлений, а также беседы по вопросу о значении моральных и общественных ценностей, проповеди, по сути, представляют собой воодушевляющие речи.

4. Убеждающая речь Убедить — значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Это чисто

логическая задача. На практике эти речи рассматривают как агитационные, в которых любыми методами — логическими или иными — оратор убеждает соглашаться с ним в спорном вопросе. Но хотя такая речь стремится определить образ мышления и поведения, она не представляет собой призыва к непосредственному действию.

5. Призывающая к действию Слушателя призвали к действию: к новому, к продолжению или прекращению прежнего. Следовательно, его

убедили. Призыв к действию бывает прямым и косвенным; действие может наступить когда-нибудь или немедленно. Но имеются в виду действия самих слушателей, а не отсутствующих.

Агитационной речи свойственны отличительные черты других речей: она должна содержать необходимые

фактические данные, пробуждать психическую восприимчивость, приводить к согласию.

Сверх того ей присущ неотъемлемый и характерный только для нее элемент, она должна заставить слушателя

почувствовать потребность сделать то, о чем ее просит оратор.


Задание 123.

ИЗУЧИТЕ СХЕМУ «КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ РЕЧИ». КАКОВА ЗАДАЧА КАЖДОЙ композиционной ЧАСТИ ВЫСТУПЛЕ-

НИЯ? КАКИЕ ПРИЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ, С ВАШЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, НАИБОЛЕЕ ДЕЙСТВЕННЫ? КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ТРЕБОВАНИЕ

МАКСИМАЛЬНОЙ ЛАКОНИЧНОСТИ?

КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ РЕЧИ

 

Части выступления

 

Приемы привлечения внимания

 

 

 

 

 

I. Вступление

 

 

 

Задачи:

 

 

— Пробудить интерес к теме

предстоящего — Обращение

разговора

 

 

— Установить контакт

— Изложение цели выступления, обзор

 

 

главных разделов темы

Подготовить слушателей к

восприятию — Прием сопереживания

выступления

 

 

— Обосновать постановку вопроса

— Изложение парадоксальной ситуации

—Основное условие— максимальная лаконичность — Апелляция к интересам аудитории

 

 

— Прием соучастия

 

 

— Апелляция к событиям

 

II. Главная часть

— Апелляция к географическим или погодным

 

Задачи:

условиям

Последовательно разъяснить

выдвинутые — Апелляция к речи предыдущего оратора

положения

 

 

— Доказать их правильность

— Апелляция к авторитетам или известным

 

 

источникам

—Подвести слушателей к необходимым выводам

 

 

III. Заключение

Юмористическое замечание

 

Задачи:

Вопросы к аудитории

— Суммировать сказанное

Риторический вопрос

— Повысить интерес к предмету речи

 

 

— Подчеркнуть значение сказан-ного

Вопросно-ответный ход рассуждения

Поставить задачи

Призвать к непосредственным действиям (в митинговой речи)

Задание 124.

ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С НАЧАЛОМ РЕЧЕЙ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ЛЕКТОРСКОМУ МАСТЕРСТВУ. ОПРЕДЕЛИТЕ, к КАКОМУ ВИДУ РЕЧЕЙ ПРИНАДЛЕЖИТ КАЖДАЯ ИЗ НИХ. КАКИЕ ПРИЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ в них ИСПОЛЬЗУЮТСЯ? ПОСТАРАЙТЕСЬ

СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕМЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ.

I.

Вспомните рассказ А. П. Чехова «Скучная история». Старый профессор сравнивает чтение лекций студентам с работой дирижера. Дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел. Он читает партитуру, управляет каждым инструментом, то барабаном, то скрипкой, то валторной. Следит за певцом. Так и лектор. Перед ним пятьдесят, сто, полтораста лиц, непохожих одно на другое, и множество глаз, смотрят прямо в лицо лектору. «Цель моя, — говорит профессор, — победить эту многоголовую гидру», так он называет своих слушателей.

«Что же для этого необходимо?» — рассуждает профессор. Во-первых, каждую минуту иметь ясное представление о степени внимания аудитории. Во-вторых, иметь ясное представление, понимают ли слушатели то, что говорится.

Но аудитория для лектора — противник номер один.

«Другой мой противник, — продолжает профессор, — сидит во мне самом. Это бесконечное разнообразие форм, явлений и законов и множество обусловленных своих и чужих мыслей».

И происходит сложнейший процесс, который называется чтением лекций.

Каждую минуту лектор отбирает из всего известного ему материала самое важное и нужное и так же быстро, как течет его речь, облекает свои мысли в форму. И не в любую форму, а такую, которая была бы достаточна разумению слушателей, возбуждала бы их внимание.

Но и этого мало.

Надо зорко следить, чтобы мысли передавались не по мере их накопления, а в известном порядке, чтобы создавалась целостная картина.

Но и это еще не все.

Лектор постоянно следит за своей речью. Она должна быть литературной, определения краткими и точными, фразы простыми.

И, наконец, каждую минуту читающий лекцию помнит о времени. Поэтому, излагая тему, он постоянно сдерживает себя.

«Одним словом, — заключает профессор, — работы не мало. В одно и то же время приходится изображать из себя и ученого, и педагога, и оратора, и плохо дело, если оратор победит в вас педагога и ученого или наоборот».

В наше время того, о чем говорил чеховский профессор, недостаточно.


II

Мы часто говорим: день, прожитый планетой, — это еще один шаг, сделанный человечеством на его многовековом и трудном пути исторического прогресса. Из дней складываются месяцы, годы, десятилетия. Не выходя из своей квартиры, слушая радио, вглядываясь в экран телевизора, читая газету, мы очень многое узнаем о мире, его радостях и горестях; о политических страстях, то затухающих, то разгорающихся с новой силой.

Мы с интересом следим за развивающимися событиями, но их происходит так много, и так сложно они связаны друг с другом, что зачастую мы не в состоянии уловить эту связь, а, пропустив какое-то звено, не совсем понимаем последующие события.

И тут на помощь приходят обозреватели-аналитики, ведущие аналитические программы по телевидению или

радио.

Кто из них вызывает у вас особый интерес? Чьи передачи ждем с нетерпением, стараемся не пропустить?

Задание 125.

ПРОЧИТАЙТЕ НАЧАЛО ДВУХ ВЫСТУПЛЕНИЙ. ОПРЕДЕЛИТЕ вид КАЖДОЙ РЕЧИ. ДОПИШИТЕ КАЖДОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ.

I

Новый год для студентов, особенно первокурсников, радостен уже потому, что несет как дорогой подарок — сессию.

Ведь сессия — это соревнование между экзаменатором и экзаменующимся в том, кто, что, кому докажет. Иногда побеждает преподаватель, которому удается убедить сдающего, что он что-то знает и заслуживает положительной оценки. Но бывает и обратное: победителем оказывается студент, который успешно и аргументированно доказывает, что он мало знает и рад будет повторить приятную для обоих встречу. Замечу, деканат второй вариант не одобряет.

II

Кого из вас удивят такие сентенции: «К несчастью, мир теперь не таков, каким был прежде. Все хотят писать книги, и дети не слушаются родителей»? Уверена, все с этим согласны. Однако написано это на знаменитом «Папирусе Присса» шесть тысяч лет тому назад.

Вот пример «вечной» проблемы, проблемы «отцов и детей».

Помимо вечных проблем, каждая эпоха ставит перед человечеством проблемы специфические, характерные для данного времени.

Что же это за проблемы?

Задание 126.

ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С ТЕКСТОМ ВЫСТУПЛЕНИЯ. ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД РЕЧИ. НАЗОВИТЕ ПРИЕМЫ, ОЖИВЛЯЮЩИЕ РЕЧЬ, ПРИДАЮЩИЕ

ЮМОРИСТИЧЕСКОЕ ЗВУЧАНИЕ.

Бернард Шоу, один из остроумнейших людей на земле, прославившийся не только своими пьесами, но и афоризмами, однажды сказал: «Наука всегда оказывается не права. Она никогда не решает вопроса, не поставив десятка новых».

Одна из вечных и во все времена актуальнейших проблем является проблема взаимоотношения мужчин и женщин. Тут возникает сотня вопросов: понятие о сильном и слабом поле, права и обязанности мужчин и женщин в семье, вопросы любви и дружбы. Наконец, менее глобальные: должен ли мужчина уметь стирать белье, готовить обед, должна ли женщина читать газеты? Эти и многие другие вопросы ставятся и решаются в многочисленных докторских и кандидатских диссертациях, монографиях, статьях, тезисах. Они ставятся и решаются в многочисленных анекдотах. Трудно сказать, в анекдотах или монографиях вскрывается вся сложность и глубина проблемы. Поскольку у нас сегодня не заседание Специализированного ученого совета К237584, а торжественная встреча по случаю 8-го марта, я расскажу анекдот.

Встретились две подруги.

Скажи, вы часто ссоритесь с мужем? — спросила одна из них.

Нет.

И как вам это удается? В чем секрет?

Никакого секрета нет. Просто, когда мы поженились, то муж сказал: «Теперь я стал главой семьи, поэтому решаю все главные вопросы, а ты решаешь второстепенные». Так мы и поступаем. Например, надо ли делать ремонт квартиры, покупать мебель, выдавать дочку замуж — вопросы второстепенные, их решаю я. Муж со мной всегда согласен.

А какие же тогда главные вопросы?

Ну, например, примут ли Китай в ООН? Это решает муж. Так вот. В этот солнечный радостный день от лица

всех

женщин поздравляю мужчин с праздником 8-го Марта. От вас зависит наше женское счастье. Будьте всегда главой семьи и решайте только главные вопросы, а с второстепенными мы сами справимся.

Задание 127.

ПРОЧИТАЙТЕ ФРАГМЕНТЫ ВЫСТУПЛЕНИЙ ВЫДАЮЩИХСЯ УЧЕНЫХ НАШЕГО ВРЕМЕНИ ПЕРЕД СТУДЕНТАМИ. КАКИЕ ПРИЕМЫ ПРИ-

ВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАЛИ ОРАТОРЫ В НАЧАЛЕ РЕЧИ?

С чего начинать молодому ученому, с каких задач?

Если начинающего альпиниста отправить сразу на покорение больших вершин, он наверняка свернет себе шею.

Если же постоянно давать ему сверхумеренные задания, он настолько измельчает в своих навыках, что так никогда и не поднимется на сколько-нибудь значимую высоту. Здесь-то и проявляется искусство воспитателя, чувство и понимание меры тренировки, точного дозирования заданий — по трудности и качеству.

Большие ученые, как правило, порядочные люди. Порядочный человек никогда не станет занимать не свое место в науке, человек не на своем месте уже аморален. И здесь я хочу еще раз подчеркнуть важность научной школы как среды подлинного понимания научных проблем и этики ученого (академик Г. И. Будкер).

Как говорит восточная пословица, все дело случая, но случай награждает лишь того, кто его достоин. Можно привести тысячи примеров, когда те или иные исторические памятники и документы были обнаружены случайно, людьми весьма далекими от исторической науки. Но можно ли такие случайные находки называть открытиями? Нет и


еще раз нет. Открытие — это всегда то, что трудом и настойчивостью исследователя оказывается связанным во времени и пространстве со всей суммой накопленных знаний, когда та или иная находка осмыслена и заняла свое место в той нескончаемой цепи, которую мы зовем историей человечества (академик А. П. Окладников).

В чем же сила молодого исследователя? Почему именно он, а не убеленный сединами, наделенный знаниями и званиями ученый бывает обычно творцом принципиально нового в науке? Именно молодой смотрит на традиции, на здание науки, выстроенное поколениями исследователей, глазами, еще не привыкшими к трафарету, и «его здоровый глаз, — как говорил Гете, — сразу может увидеть то, чего приглядевшийся не видит более»...

Без нового, свежего взгляда, без новаторства, а иногда и бунтарства, отрицания признанных авторитетов, нет настоящего ученого.

Немыслим молодой исследователь также и без другого неотъемлемого качества настоящего ученого — честности (академик И. И. Артоболевский).

Мне кажется, что нет неувлекательных специальностей. Есть лишь пассивные люди, неспособные увлечься тем, что перед ними. Ведь в любой области деятельности есть нераспаханные пласты, нерешенные проблемы, они ждут любознательных, жаждущих нового. И живой, деятельный человек всегда найдет себе поле деятельности там, где ленивый мечтатель увидит лишь скуку. Трудолюбие — мать таланта, а значит, оно ведет к успеху и признанию (академик А. И. Берг).

Задание 128.

ОПРЕДЕЛИТЕ ХАРАКТЕР КАЖДОГО ВОПРОСА в ПРИВЕДЕННОМ НИЖЕ ФРАГМЕНТЕ НАЧАЛА ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «СТАН-

ЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ». КАКИЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ ВЫПОЛНЯЮТ эти ВОПРОСЫ?

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или по крайней мере муромским разбойникам? Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей). Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе.

Задание 129.

ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ПРИМЕР НАЧАЛА ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕЧИ, ПРИВЕДЕННЫЙ В КНИГЕ П. СОПЕРА «ОСНОВЫ ИСКУССТВА

РЕЧИ». СКАЖИТЕ, КАКОЙ ПРИЕМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАН В НЕМ?

Что такое «политическая деятельность»? «Искусство управлять», — скажут одни. «Игра», — скажут другие. «Очковтирательство за общественный счет», — скажут третьи. На самом деле политическая деятельность — это общественная деятельность, обязывающая деятельность, имеющая, как и большинство видов карьеры, свои благородные стороны и свою изнанку.

Каковы шаги человека, избравшего политическую карьеру? Давайте проследим путь некоего воображаемого X, поставившего своей целью сделать политическую карьеру.

Задание 130.

ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С ПРИМЕРОМ НАЧАЛА УБЕЖДАЮЩЕЙ РЕЧИ. КАКИЕ ЦЕЛИ СТАВИТ ПЕРЕД СОБОЙ ОРАТОР, ИСПОЛЬЗУЯ ПРИЕМ ПАРАДОКСАЛЬНОГО ЦИТИРОВАНИЯ? КАКИЕ ИДЕИ, НА ВАШ взгляд, БЫЛИ ВЫСКАЗАНЫ ОРАТОРОМ в ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕЙ РЕЧИ?

Дорогие друзья, коллеги! Тема нашей сегодняшней дискуссии: «Проблемы молодежи». Подытожив сказанное предыдущими ораторами, можно сделать вывод, что молодежь — это всегда проблемы. В связи с этим я прочитаю несколько цитат:

5.Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков.

6.Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет

всвои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна.

7.Наш мир достиг критической стадии. Дети больше уже не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек.

8.Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.

По вашим репликам и аплодисментам я вижу, что многие из вас разделяют высказанные в цитатах оценки современной •молодежи. А теперь позвольте назвать авторов приведенных мною высказываний. Первая заимствована у Сократа (470— 399 гг. до н. э.), вторая — у Гесиода (720 г. до н.э.), третье изречение принадлежит одному египетскому жрецу, жившему за 2000 лет до н. э., четвертое обнаружено на глиняном горшке, найденном среди развалин Вавилона, возраст горшка — свыше 3000 лет.

Задание 131.

ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ПРИМЕРЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ РЕЧИ. КАКИЕ ПРИЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНЫ в них? КАКИЕ

ЦЕЛИ (ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ, ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРЫ СЛУШАТЕЛЕЙ) СТАВЯТ ПЕРЕД СОБОЙ ОРАТОРЫ?

Друзья мои, Я ИЗЛОЖИЛ вам один из взглядов на проблему, показал вам направление своих поисков, образ мысли. Но я пришел сюда не поучать, а спорить по волнующим всех проблемам, пришел поучиться. Я слишком хорошо помню и разделяю завет великого греческого государственного деятеля и поэта Солона, изрекшего буквально следующее: «Старею, всегда учась!» Как это замечательно! Вот почему хочу почувствовать в нашем научном диалоге биение мысли, услышать другие мнения и точки зрения. Да-да, я пришел сюда спорить, чтобы учиться мыслить! (А. Ф. Лосев).

Мы представили краткий очерк событий новой истории до половины ХVII столетия. Мы видели, какие результаты имела 30-летняя война для Германии. Она выдвинула на театр истории государство, дотоле не имевшее влияния, — Швецию. Но положение, занятое ею, было искусственно, оно не было условлено природными средствами этого края. Швеция не к благу своему, а истощению стала так велика (Т. Н. Грановский).

Я думаю, милостивые государи, что, как бы общество ни относилось мягко к своим членам, оно должно помнить, что правосудие есть та же математика.

Ни один математик не скажет 3 X 3 = 9, но для моей подруги = 10: ему 3 x 3 = 9 для всех.