Файл: ВВЕДЕНСКАЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мощная волна протеста против однообразия прилагательных дойдет до литераторов и они твердой поступью пойдут по пути улучшения своегоязыка (Г. Рыклин).

6. Задание, например, следующее: подметайте улицы. Вместо того, чтобы сейчас же выполнить этот приказ, крепкий парень поднимает вокруг негобешеную суету. Онвыбрасывает лозунг:

— Пора начать борьбу за подметание улиц.

Борьба ведется, но улицы не подметаются. Следующий лозунг уводит дело еще дальше: Включимся в кампанию по организации борьбы за подметание улиц.

Время идет, крепкий парень не дремлет, и на неподметенных улицах вывешиваются новые заповеди:

Все на выполнение плана по организации кампании борьбы за подметание. И, наконец, на последнем этапе первоначальная задача совершенно уже исчезает, и остается одно только запальчивое, визгливое лопотание:

Позор срывщикам кампании за борьбу по выполнению плана организации кампании борьбы. Все ясно. Дело не сделано. Однако видимость отчаянной деятельности сохранена (И. Ильф, Е. Петров).

Задание 83.

ОПРЕДЕЛИТЕ ХАРАКТЕР ОШИБОК В ДАННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ,ИСПРАВЬТЕ ИХ.

1. Выборы губернатора области назначены на июнь месяц. 2. Это произошло в то время, когда я был совершенно занят. 3. Игра «Бизнес» продается по цене 50 рублей. 4. Сейчас мы заняты процессом строительства новых сооружений.

7.В городе Ростове-на-Дону прошли выборы мэра города.

8.Коллектив преподавателей разрабатывает свои учебные планы. 7. Когда охотник поднял глаза вверх, он увидел перед собой медведя.

Задание 84.

ОПРЕДЕЛИТЕ,ЧЕМ ВЫЗВАНО НАРУШЕНИЕ ЛОГИКИ В СЛЕДУЮЩИХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.

1. Вы будете сдавать зачет в декабре, ближе к маю. 2. Л.Н.Толстой достоверно описал весь образ жизни праздной и светской молодежи в романе «Война и мир». 3. Приятель обрисовал мне образ знакомого, который работает в рекламном агентстве. 4. В связи с тем, что наши дети быстро усваивают материал, то нашими педагогами разработан интенсивный метод обучения. 5. Наша гимназия имеет три направления. 6. Это уроки, на которых дети вместе с преподавателями обсуждают интересующие их вопросы. 7. Если говорить о процессе обучения в нашей гимназии, то он коренным образом изменился. 8. Завтра, 27 ноября, осадков не ожидается. Утром и вечером возможен небольшой дождь. 9. По степени популярности теледискотеку «Партийная зона» можно отнести на первое место. 10. Одной из форм контроля является выразительное чтение выбранного художественного и публицистического текста.

Задание 85.

ПОДГОТОВЬТЕ НЕБОЛЬШИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ПРИВЕДЕННЫМ НИЖЕ СИТУАЦИЯМ. ИЗБЕГАЙТЕ ШАБЛОННЫХ ФРАЗ,ВЫРАЖЕНИЙ,ФОРМ ОБРАЩЕНИЯ,ПРИВЕТСТВИЯ.РАЗЫГРАЙТЕ ЭТИ СИТУАЦИИ.

4.Вы обращаетесь с речью к присутствующим на торжественном собрании, посвященном вручению дипломов выпускникам вуза.

5.Вы выступаете с речью на встрече однокурсников, несколько лет назад окончивших данный вуз.

6.Вы — директор фирмы, обращаетесь с речью к сотрудникам на предновогоднем банкете.

Задание 86.

ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С ТЕКСТОМ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ. ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ЕГО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ РЕЧЕВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

Ты опять со мной, подруга осень

Осень бывает разная: болдинская, школьная, земледельческая. Бывает осень любви умирающей — последние мгновения счастья.

Что-то с нами происходит в период увядания природы и долгих проливных дождей. Мы кутаемся в свитера и плащи, прячемся под зонтами. Откиньте зонт, он мешает нам разговаривать!

С чем у вас ассоциируется осень? Одни скажут: «Осенью меня раздражает все: и ветер, и грязь, и мокрые люди». Ну, как с этим не согласиться! Другие тоскуют по лету, по бодрому настроению, по прекрасным девичьим коленкам. Третьим почему-то осенью очень грустно и вспоминается все хорошее, но — увы! — былое.

Осень как осень. «Изнемогающая вялость, за что-то мстящая тоска», — как говорил поэт. Вот, эти поэты, оказывается, и поселили в наших душах тоску и грусть. Именно осенью им сдавливало горло одиночество. Или музы на свидание не пришли, или «в объятьях шерстяных носков и пуховых платков» музы казались поэтам наскучившими женами. Только стихи рождались гениальные.

Поэтам хорошо — выразили невыразимое в стихах и — закрыли тему.... А как пережить осень простому человеку, когда тошно от промокшего неба, от сырости тела и души?

Однако помимо радикулита и невозможности целоваться из-за постоянной простуды осенью происходит много чудес. Осенью играют самые многолюдные свадьбы. Ну, а если верить классикам, весною человек влюбляется, а осенью встречает свою судьбу. Именно грустный, разбитый непогодой человек легко идет на сближение в надежде на тепло, понимание и вечное чувство.

Вот так. Ждите встречи! Заглядывайте под зонтики. Может быть, мимо пробегает ваша любовь и судьба... (студентка М. О.).

Задание 87.

ПОДГОТОВЬТЕ УСТНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ НА ТЕМУ «ВРЕМЯ ГОДА и СОСТОЯНИЕ ДУШИ», ИСПОЛЬЗУЯ ИЗВЕСТНЫЕ ВАМ СРЕДСТВА ОБРАЗНОСТИ и ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

Задание 88.

СКАЖИТЕ, КАКИЕ ПОНЯТИЯ ПЕРЕДАЮТСЯ С помощью СЛЕДУЮЩИХ ПАРАФРАЗ. ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗНЫХ,МЕТАФОРИЧЕСКИХ ОБОРОТОВ ВМЕСТО ПРЯМОГО НАЗЫВАНИЯ ПРЕДМЕТА.


Белое золото, черное золото, голубая планета, белая смерть, корабль пустыни, зеленый змий, спутница жизни, зеленый пожар, однорукиебандиты, город Желтого Дьявола, туманный Альбион, город на Неве.

Задание 89.

ОБЪЯСНИТЕ ЗНАЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ со словом язык. СОСТАВЬТЕ пять ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ЭТИМИ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ (НА ВЫБОР).

Боек на язык. Держать язык за зубами/на привязи. Длинный язык. Закусить/прикусить язык. Злой язык. Злой на язык. Вертится на языке. Находить общий язык. Придержать язык. Остер на язык. Распустить язык. Сорвалось с языка. Просится на язык. Тянуть/ дергать за язык. Типун тебе на язык. Хорошо привешенный/подвешенный язык. Язык не повернется/не поворачивается сказать. Языком трепать/чесать/болтать/ молоть. Язык проглотить. Язык чешется. Язык сломаешь. Язык отнялся. Укоротить язык. Черт дернул за язык. Бегать высунув язык. Будто/словно корова языком слизала. Как языком слизнуло. Язык на плече. Дать волю языку. Не сходит с языка (у кого). Эзоповский/Эзопов язык. Говорить на разных языках. Говорить/сказать русским языком.

Задание 90.

ПРОЧТИТЕ ПРИВЕДЕННЫЕ пословицы и поговорки со словом язык. ОБЪЯСНИТЕ, КАК вы ПОНИМАЕТЕ СОДЕРЖАНИЕ этих ВЫРАЖЕНИЙАКИЕ ЕЩЕ ПОСЛОВИЦЫ С ЭТИМ СЛОВОМ вы ЗНАЕТЕ?

Язык мой — враг мой: прежде ума глаголет. Ешь пирог с грибами, да держи язык за зубами. Языком мели, а рукам воли не давай. Язык до Киева доведет. Мал язык, да всем телом владеет. Шила и мыла, гладила и катала, пряла и лощила, да все языком. Не спеши языком, торопись делом. Языком и лаптя не сплетешь. На языке мед, а под языком лед. Не ножа бойся, а языка.

Задание 91.

ОБЪЯСНИТЕ смысл ДАННЫХ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ,ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ их УПОТРЕБЛЕНИЯ В РЕЧИ.

Закрывать глаза на что-нибудь. Собираться с мыслями. Не за страх, а за совесть. Сам не свой. Кожа да кости. Быть на ножах с кем-нибудь. Как в воду опущенный. Скрепя сердце. На худой конец. Быть в курсе дела. Держать порох сухим. Боевое крещение. Несолоно хлебавши.

Задание 92.

ОТВЕТЬТЕ НА ПОСТАВЛЕННЫЕ ВОПРОСЫКАЧЕСТВЕ ОТВЕТА ИСПОЛЬЗУЙТЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ.

Например: «Как говорят о том, кого трудно уговорить пойти, поехать, сделать что-либо?» — «Тяжелый на подъем».

Как говорят? 1) о том, кто часто меняет свои решения; 2) о том, кто вдруг стал понимать, замечать чтолибо; 3) о человеке, который пришел не вовремя, некстати; 4) о кротком, безобидном человеке; 5) о человеке, который держится неестественно прямо; 6) о болтливом человеке; 7) о бесследном исчезновении кого-либо; 8) о положении, когда опасность грозит со всех сторон; 9) о чем-нибудь надоевшем, много раз слышанном; 10) о человеке, от которого ожидают успеха в какой-либо деятельности; 11) о чувстве большой неловкости, стыда; 12) об очень дальних родственниках; 13) о чем-нибудь необычайном, невероятном; 14) о беспорядке, неразберихе, царящих где-либо; 15) о том, кто не знает чего-либовсем известного.

Задание 93.

ИСПРАВЬТЕ ОШИБКИ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ УСТОЙЧИВЫХ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ.

1.Известно, какую важную роль в воспитании нашей молодежи имеет наша литература.

2.Кроме прививок населению, большое значение в профилактике играет уничтожение грызунов. 3. Только при этих условиях руководитель сумеет занять авангардную роль на производстве. 4. Надо, чтобы комитет играл в этом деле главную скрипку. 5. Я поднял тост за моих далеких друзей. 6. Я вам зуб даю на отсечение, зачет вы не сдадите. 7. Так вот, где собака порылась! 8. «Странный ты человек: прекрасно разбираешься в сложных вещах, а в этом простом деле вдруг заблудился в трех березах», — сказал мне мой старший брат. 9. Нашему герою все удается, должно быть, он родился под счастливой луной. 10. Давно надо было привести в порядок библиотеку, но никак дело не доходит.

Задание 94.

СОСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИВЕДЕННЫМИ НИЖЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИМИ ОБОРОТАМИ, УПОТРЕБЛЯЯ их в РАЗНЫХ ЗНАЧЕНИЯХ:

Ловить на лету — 1) жадно слушать, ничего не упускать; 2) быстро, легко понимать, усваивать. Переливать из пустого в порожнее — 1) проводить время в

разговорах, в пустой болтовне; 2) заниматься бесполезным делом, бесцельно тратить время. Терять голову — 1) попав в затруднительное положение, приходить в растерянность; не знать, что делать от волнения, как поступить; 2) зазнаваться, много мнить о себе, о своих возможностях.

Задание 95.

ОБЪЯСНИТЕ ЗНАЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ВЫРАЖЕНИЙ и КРЫЛАТЫХ слов.

Ахиллесова пята; крокодиловы слезы; калиф на час; глас вопиющего в пустыне; между Сциллой и Харибдой; пиррова победа; сфинксова загадка; дамоклов меч; двуликий Янус; прокрустово ложе; лебединая песня.

Задание 96.

В КАКИХ СФЕРАХ ОБЩЕНИЯ (БЫТОВОЕ, ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЕ) МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ,КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ.

Держать в курсе; зайти в тупик; звезда первой величины; плясать под чью-то дудку; пожинать плоды; ВГОНЯТЬ В краску; становиться на дыбы; становиться поперек пути; войти в силу; встречать в штыки; подавать надежду; не ударить лицом в грязь; петь дифирамбы; сесть на мель; Содом и Гоморра; эзопов язык; турусы на колесах; курить фимиам.

Задание 97.

СОСТАВЬТЕ ТЕКСТ, ИСПОЛЬЗУЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ВЫРАЗИТЬ ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРЕДМЕТУ ИЛИ АДРЕСАТУ РЕЧИ.

Нести околесицу; мелко плавать; в подметки не годится; мышиная возня; нести ахинею; рвать и метать; довести до белого каления; быть на седьмом небе; воспрянуть духом; выходить из себя; ни в медный грош не ставить; не ахти как; последняя спица в колеснице; ни шатко, ни валко; шишка на ровном месте; птица


высокого полета; повесить нос; вкривь и вкось; быть вне себя; поставить во главу угла; вопрос жизни или смерти; ворон считать; вспоминать добром; геркулесов труд; глаза на лоб лезут; грош цена; диву даваться; двуликий Янус; жить чужим умом; работать спустя рукава; золотые руки; козел отпущения; мастер на все руки; мелкая сошка; мыльный пузырь; быть на верху блаженства; не помнить себя от ...; ни во что не ставить; ни рыба, ни мясо; середина на половину; два сапога — пара; открыть Америку; плясать под дудку; сесть в калошу; восьмое чудо света; летать на крыльях; строить воздушные замки; танцевать от печки.

Задание 98.

ПРОЧТИТЕ ТЕКСТ. ВЫПИШИТЕ ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В НЕМ УСТОЙЧИВЫЕ ОБОРОТЫ. ОПРЕДЕЛИТЕ, ЧЕГО ДОСТИГАЕТ

АВТОР,ОБЫГРЫВАЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.

Хата Макара стояла с краю, на кисельных берегах реки Молочной. Встав как-то поутру с прокрустова ложа и вломившись в открытую дверь, Макар подлил масла в огонь, вывел на чистую воду уток и привычно погнал куда-то телят.

Утро было ясное, как божий день. Отмахнувшись от дыма без огня, Макар покатился по наклонной плоскости вниз к стаду.

На пастбище телята разбрелись — кто в лес, кто по дрова. Макар сел в лужу, закусил удила и просто открыл ларчик с ломаным грошом, который он ошибочно принимал за чистую монету.

Послышался звон. «Откуда он?»— подумал Макар и посмотрел вокруг сквозь пальцы.

Задание 99.

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ. ВЫПИШИТЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ С КЛЮЧЕВЫМИ СЛОВАМИ НОС, ГЛАЗА, ГОЛОВА, НОГИ И ОБЪЯСНИТЕ их ЗНАЧЕНИЕ. ОПРЕДЕЛИТЕ ФУНКЦИЮ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБОРОТОВ В ДАННОМ ТЕКСТЕ. ВЫПИШИТЕ

НЕСКОЛЬКО ПРЕДЛОЖЕНИЙ,В КОТОРЫХ ОБЫГРЫВАЕТСЯ ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ ФРАЗЕОЛОГИЗМА.

Тема моегореферата— фразеологические обороты, включающие названия частей тела человека.

Как выяснилось, самой выдающейся частью этого самого тела является голова. Именно с ней связано большинство фразеологических оборотов. Волосы встают дыбом и голова идет кругом от избытка и разнообразия этих выражений. Если попытаться совместить некоторые из них, то можно составить некий идеал человека. Он должен быть с царем в голове, ни при каких обстоятельствах не вещать нос, не болтать попусту языком, держать ушки На макушке. У такого идеала толпы поклонников и поклонниц будут

виснуть на шее, строить глазки и хлопать ими же.

Язык — вещь гибкая, и какие только выражения не взбредают нам в голову. Что мы только с несчастной головой не делаем — и на отсечение ее даем, и кружится она у нас, и варит, и висит над ней что-то, все, чему не лень. В голову можно вбить все, что угодно, можно свалить с больной головы на здоровую. Каша в голове от такого количества вариантов!

Чтобы не ударить в грязь лицом, стоит упомянуть и о других частях этой самой головы. Мы говорили о голове в целом, а теперь рассмотрим частности: органы зрения, речи, слуха и «нюха». Им тоже не сладко.

Разуйте глаза, не хлопайте ими, не таращьте глаза, не сверкайте ими, смотрите вовсе глаза, да так, чтобы искры из глаз посыпалисъ!

Можно впиться глазами в органы «нюха». Не стоит воротить носом, а лучше держите нос по ветру,

тогда сможете утереть нос своим конкурентам! Именно на носу у нас висит много проблем, именно дальше него мы ничего не видим, его можно даже повесить. Но кто-то и здесь бровью не поведет. Тогда тащим зауши дальше. Господь нас наградил ушами для того, чтобы мы их держали на макушке и смешили ими дураков.Верьте своим ушам, иначе не видать вам успеха, как своих же, ну, тех, что по бокам.

Особо непослушных мы возьмем за горло и потащим в дебри фразеологизмов. И не стоит нам

становиться поперек ... шеи, а то мы ведь можем взять вас горлом и стать вам на ваше, опять же, горло. Многие уже сыты по горло, а у кого-то маковой росинки во рту не было; кто-то капли в рот не берет, а кто-

то заливает себе все глаза. Можно набрать в рот воды и сидеть, но тогда жизнь пройдет мимо. Но лучше вовремя сдержать язык за зубами, а когда можно, то чесать им, сколько нежалко.

До седых волос можно говорить о голове, но мы пойдем дальше глядеть сквозь пальцы на наши руки.

Плечом к плечу, лицом к лицу жить будет не скучно, да и вынести плечи могут все, если свалится беда вам на голову или на плечи, то вы ее с плеч долой! И порядок. По пальцам можно пересчитать многое, но не фразеологические обороты о руках. В руках может и гореть, руки можно опустить, протянуть, наложить, замарать; существуют разные весовые категории рук — легкие и, что характерно, тяжелые. Положа руку на сердце, скажу честно, что попадаться человеку лучше всего под веселую и легкую руку, жар загребать хорошо чужими руками, свои все-таки жалко, родные ведь.

Не обводя вас вокруг пальца, перейдем к ногам. Встанем грудью за ноги и со всех ног кинемся перечислять возможности опорно-двигательного аппарата — можно в ноги кланяться, валиться с ног,

шагать в ногу. Не попадайтесь на глаза тем, кто встал сегодня с левой ноги. Есть еще люди, которые не с той ноги родились. Но их единицы. Не рекомендуется зимой ходить на босу ногу, иначе можно остаться без ног. Желаю вамжить на барскую ногу и не терятьпочву из-под ног.

Много тут еще вертится под ногами оборотов, но мы со всех ног пойдем дальше. Так что, давай Бог

ноги!

Не стоит отбиваться руками и ногами от обилия фразеологических оборотов, так как мы их употребляем очень активно, даем волю всему — от кулаков до языка, можем намять бока или крепко за них взяться.

Итак, теперь можно убедиться в том, что фразеологические обороты о человеческом теле актуальны всегда и применимы во всех сферах нашей жизни. Они имеют положительную и негативную окраску, поэтому если постараться, то ради эксперимента можно разговаривать, используя только лишь фразеологические обороты о теле человека (студентка Г. С).

Задание 100.

ОПРЕДЕЛИТЕ, КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО стиля И КАКИЕ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ ПАРОДИРУЕТ К. МЕЛИХАН?


Как писать научные статьи

Прежде чем начать об этом разговор, остановимся на том, С ЧЕГО ВООБЩЕ НАЧИНАТЬ. Начинать надо с главного. Многие авторы, особенно начинающие, страдают болезнью раскачки, начинают вяло, с неважного, второстепенного, долго разгоняются, тянут резину, боятся сразу взять быка за рога, сразу ввести в

курс дела и вводят в него медленно, постепенно, что, конечно, утомляет читателя. Иногда на вводную часть уходит целый абзац.

Читателя утомляют и бесконечные ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ фамилий, имен, отчеств, стран, городов, деревень, лесов, морей, полей и рек, озер, пойм, дамб, каналов, заливов и лиманов, а также арыков, айсбергов, оазисов, водопадов, водопроводов, керогазов, козерогов, кристаллических решеток и т. д. Пере-

числять можно до бесконечности. Но размер данной статьи не позволяет это сделать. А потому сразу перейдем к другой распространенной ошибке — ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ЦИТАТАМИ.

«Следует больше видеть самому, чем повторять чужие слова». Эти замечательные слова принадлежат Пихтенбергу. Гельвеций в этой связи заметил: «Немногие авторы мыслят самостоятельно». Поэтому не увлекайтесь цитатами. «Учеными глупцами» называл цитатчиков Лев Толстой. В подкрепление этой мысли не побоюсь привести цитату из латинского: «Цита-тум минимум» (Цитируйте только в случае необходимости).

Избегайте КРАСИВЫХ СРАВНЕНИЙ. Красивое, но ненужное сравнение подобно бриллиантовому колье на груди бородавчатой жабы, которую из серебристого тумана выносит гнусная макака.

Теперь спросим, что такое РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС? Когда он ставится? И так ли необходим?

К скучному тексту также привлечь внимание может ИНВЕРСИЯ. Неправильный в предложении слов порядок — вот что инверсия значит такое.

Избегайте БАНАЛЬНОСТЕЙ. Пишите хорошо, оригинально.

ОРИГИНАЛЬНО то, что не банально. Если бы все вокруг было оригинально, писать банально было бы оригинально, а писать оригинально — банально. Однако чем больше вокруг оригинального, тем оригинальней банальное. Не правда ли, сказано оригинально?

НЕ ПОВТОРЯЙТЕСЬ. Не высказывайте одну и ту же мысль дважды. Дважды высказанная мысль — есть повторение сказанного. Поэтому не повторяйте сказанное дважды. Дважды сказанное — это фактически повторение уже дважды высказанного.

Избегайте и БОЛЬШОГО ЧИСЛА ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ на одной странице: одно, два числительных — куда ни шло; но три, четыре — уже много; пять, шесть, семь — очень много; восемь — предел; максимум — девять; хотя можно и десять, если нужно — пятнадцать; но не больше сорока.

БУДЬТЕ КРАТКИМИ. НЕ УДЛИНЯЙТЕ НЕПОМЕРНО ФРАЗУ, загромождая ее ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ, стоящим вдобавок перед ПРИЧАСТНЫМ, который лучше, однако, ПРИДАТОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ибо не увеличивает, не расширяет и не нагнетает количества ГЛАГОЛОВ, различных, необязательных и лишних ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, стоящих уже непонятно в каком ПАДЕЖУ, из чего ясно, что крайне много появляется не только наречий, но также и СОЮЗОВ, опять-таки каких-либо-нибудь-кое ЧАСТИЦ, СКОБОК, усложняющих (затемняющих) мысль, ЗАПЯТЫХ, ТОЧЕК С ЗАПЯТОЙ; МНОГОТОЧИЙ ... прочих знаков препинания, в том числе — ТИРЕ, если к тому же слог изобилует ложными АЛЛИТЕРАЦИЯМИ, иллюстрирующими лишь иллюзорность любви к слову, и ненужными и натужными РИФМАМИ-шнифмами, потому что В КОНЦЕ ФРАЗЫ УЖЕ ЗАБЫВАЕШЬ ТО, ОЧЕМ ГОВОРИЛОСЬ В ЕЕ НАЧАЛЕ.

Готовя статью к публикации, НЕ ЛЬСТИТЕ РЕДАКТОРАМ. Редактора талантливы, умны и не нуждаются в ваших похвалах.

ЗАКАНЧИВАТЬ статью ни в коем случае нельзя категорически. Никогда, никого и ни в чем не поучайте! Запомните это раз и навсегда!!!

Задание 101.

ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ОТРЫВКИ из ВЫСТУПЛЕНИЙ. ВЫДЕЛИТЕ СРЕДСТВА РЕЧЕВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ

ОРАТОРАМИ.

3.Сейчас мы на нашей конференции избавляемся от политической близорукости или от политического астигматизма. Но кроме того, существует и просто нормальная человеческая близорукость. Для ее лечения нужно иметь орудия производства, которые должны принадлежать нам (С. Федоров).

4.Представьте себе, стоит на лугу их самолет. Нормальный самолет, все в нем есть. Иллюминаторы есть, кресла, проходы, пассажиры сидят. Все как полагается. Только вдруг обнаруживается, что это не луг вовсе, на котором стоит самолет, а болото. Опасное болото, засасывающее. Еще немного и гибель. Собрал экипаж всех пассажиров, чтоб обсудить, что же делать. И все решили: есть возможность, надо взлетать.

С великим, невероятным трудом пилоты подняли самолет над болотом, над лесом подняли. А летные качества ведь неважные. И заржавело многое, и комья грязи. Тяжело, но летим. И вдруг кто-то из пассажиров спрашивает: «Как же так? Самолет подняли, а куда лететь — не знаете?» А другой говорит: «Вы лишили нас веры. Мы верили, что сидим на лугу, а оказалось, что сидим в болоте».

Но самолет-то взлетел! Все-таки взлетел! И в нем — наша вера (Г. Боровик).

6.Мы знаем неизбежное и грустное: мы все пришли в этот мир, чтобы уйти навсегда. И знаем радостное: сама жизнь — благо. Но жизнь прожить — не поле перейти. Что же, гул истории прокатывается над нашими головами. Если апрель — месяц весны и ожидания — принес осознание необходимости действия, то сейчас настала пора осмысления каждым исторической логики непреложных законов развития (Ю. Бондарев).

7.Если мы не потеряем волю, если мы не потеряем доверия народа, мы одолеем. В Австралии, когда задают тест будущему кандидату в пилоты, есть такой вопрос: вы летите в двухместном самолете. Представьте, что со второго сидения выпала английская королева. Ваши действия. Некоторые говорят — застрелиться. Кинуться за ней и поймать в воздухе. Правильным считается ответ — выровнять самолет после потери лишнего груза и продолжать полет. Так вот, в ходе перестройки нам не раз еще придется выравнивать самолет после потери лишнего груза и продолжать полет (Г. Бакланов).


8. Сегодня — рубеж. История близко приблизилась к нам и с надеждой заглядывает нам в глаза: не ошибись, не струсь, не испугайся! Человек, сегодня ты еще многое можешь сделать, завтра может быть поздно! Будь умным, и не чужой дядя будет за нас решать, а мы сами должны отстоять и укрепить демократию и народовластие, другой силы нет (М. Ульянов).

Задание 102.

ПОЗНАКОМЬТЕСЬ с ОТРЫВКАМИ из ВЫСТУПЛЕНИЙ КРУПНОГО РУССКОГО МЫСЛИТЕЛЯ И. А. ИЛЬИНА. ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ

язык и СТИЛЬ ДАННЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ. УКАЖИТЕ, КАКИЕ СРЕДСТВА РЕЧЕВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ОРАТОРОМ. В ЧЕМ, НА ВАШ взгляд, состоит ПАФОС этих РЕЧЕЙ? ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ к ИДЕЯМ, ВЫСКАЗАННЫМ АВТОРОМ.

ОРоссии

Иеще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нем вся она — наша Россия. В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и неясность; и простор, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Все доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному, и потому властен все выразить, изобразить и передать. <...>

Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовет его — его язык...

Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно раститьего — в его звучании, в его закономерной свободе,

вего ритме и в ризах его органически выросшего правописания. Не любить его — значит не любить и не блюсти нашу Родину.

А что есть человек без Родины?

Чем были бы мы, если бы кому-нибудь удалось оторвать нас от нашей России?

Пусть же другие народы поймут и запомнят, что им только тогда удастся увидеть и постигнуть Россию, когда они познают и почуют нашу речь. А до тех пор Россия будет им непонятна и недоступна; до тех пор они не найдут к ней ни духовного, ни политического пути.

Пусть мир познает наш язык и через него впервые коснется нашей Родины. Ибо тогда, и только тогда он услышит не о Ней, а Ее.

Опутях России

Ни один народ в мире не имел такого бремени и такого задания, как русский народ. И ни один народ не вынес из таких испытаний и из таких мук такой силы, такой самобытности, такой духовной глубины. Тяжек наш крест. Не из одних ли страданий соткалась ткань нашей истории? И, если мы, подчас изнемогая, падаем под бременем нашего креста, то роптать ли нам и хулить ли себя в час упадка или молиться, крепиться и собирать новые силы?..

Первое наше бремя есть бремя земли — необъятного, непокорного, разбегающегося пространства, шестая часть суши, в едином великом куске, три с половиною Китая; сорок четыре германских империи. Не мы «взяли» это пространство: равнинное, открытое, беззащитное — оно само навязалось нам, оно заставило нас овладеть им, из века в век насылая на нас вторгающиеся отовсюду орды кочевников и армии оседлых соседей. Россия имела только два пути: или стереться и не быть* или замирить свои необозримые окраины оружием и государственной властью... Россия подняла это бремя и понесла его; и осуществила единственное в мире явление.

Второе наше бремя есть бремя природы. Этот океан суши, оторванный от вольного моря, которое зовет и манит (вспомним былину о Садко), но само не дается и нам ничего не дарит... Эта гладь повсюдная, безгорная; и лишь на краю света маячат Карпаты и Кавказ, Урал и Саяны, не ограждая нас ни от бури, ни от врага... Эта почва, — скудная там, где леса дают оборону, и благодатная там, где голая степь открыта для набега... Эти богатства, сокрытые в глубине и не дающиеся человеку до тех пор, пока он не создаст замирение и безопасность... Эти губительные засухи, эти ранние заморозки, эти бесконечные болота на севере, эти безлесные степи и сыпучие пески на юге: царство ледяного ветра и палящего зноя... Но Россия не имела выбора: славянские племена пришли, говорят, позднее других через ворота Азии и должны вернуться с Карпатских гор на Русскую равнину. И это бремя было принято нами, и суровая природа стала нашей судьбою, единственною и неповторимою в истории.

И третье наше бремя есть бремя народности. Сто семьдесят миллионов людей, то сосредоточенных, то рассеянных в степях, то затерянных в лесах и болотах; до ста восьмидесяти различных племен и наречий; и до самого двадцатого века — целая треть не славян и около одной шестой нехристианских исповеданий. Мы должны были принять и это бремя: не искоренить, не подавить, не поработить чужую кровь; не задушить иноплеменную и инославную жизнь; а дать всем жизнь, дыхание и великую родину. Найти ту духовную глубину, и ширину, и гибкость творческого акта, в лоне которых каждое исключаемое племя нашло бы себе место и свободу посильно цвести, — одни доцветая, другие расцветая. Надо было создать духовную, культурную и правовую родину для всего этого разноголосого человеческого моря, всех соблюсти, всех примирить, всем дать молиться по-своему, трудиться по-своему и лучших отовсюду вовлечь в государственное и культурное строительство. Но для этого мы должны были — прежде всего — сами расти, молиться, творить и петь. И вот Россия подъяла и бремя своих народностей, подъяла и понесла его: единственное в мире явление...

Нам дано было огромное обилие пространств и племен, несвязанных, несопринадлежащих, тянущих врозь, посягающих и распадающихся; и трудные, суровые условия жизни и борьбы. Мы должны были создать в этих условиях, из этого обилия, в три-четыре века единое великое государство и единую великую духовную культуру. Наш путь

— вел из непрестанной нужды, через непрерывные, великие опасности, к духовному и государственному величию; и не было отсрочек; и не могло быть ни отпуска, ни отдыха. Вспомним: Соловьев насчитывает с 1240 г. по 1462 г. (за 222 года) — двести войн и нашествий. С четырнадцатого века по двадцатый (за 525 лет) Сухотин насчитывает 329 лет войны. Россия провоевала две трети своей жизни. Одно татарское иго длилось 250 лет; а в последний раз Москва была обложена татарами в самом конце шестнадцатого столетия.

Из века в век наша забота была не о том, как лучше устроиться или как легче прожить; но лишь о том, чтобы вообще как-нибудь прожить, продержаться, выйти из очередной беды, одолеть очередную опасность; не как