ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2025
Просмотров: 285
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)
3. Между востоком и западом: россия на перепутьях истории*
4. Общие методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
1. История России /Под ред. А.А. Радугина. – м.: Библионика, 2004. – c.23–44.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
1 Методические указания по подготовке к семинару
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
1 Методические указания по подготовке к семинару
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
1 Методические указания по подготовке к семинару
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
1 Методические указания по подготовке к семинару
2 Задание для письменного ответа
Россия в XVIII веке – шаг навстречу европейской цивилизации.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
1 Методические указания по подготовке к семинару
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
1 Методические указания по подготовке к семинару
Реформы и контрреформы в России во второй половине xiXвека.
Исторический эксперимент социалистического строительства
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
1 Методические указания по подготовке к семинару
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
1 Методические указания по подготовке к семинару
2 Подготовка к итоговому тестированию
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Российской федерации
Филиал Федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«национальный исследовательский университет «мэи»
в г. Смоленске
Кафедра гуманитарных наук
Н. П. Стародворцева, М.Н. Игудисман
Методические указания
по организации самостоятельной работы студентов
по курсу
«ИСТОРИЯ РОССИИ»
Смоленск, 2014
УДК 94 (075.8)
С 77
Подготовлено на кафедре гуманитарных наук для студентов, обучающихся по направлению 230100 «Информатика и вычислительная техника» (квалификация (степень) «бакалавр»).
Рецензент:
кандидат исторических наук, доцент филиала МЭИ в г. Смоленске
В.Г. Афанасьев.
Стародворцева Н. П., Игудисман М.Н. История России. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов по курсу «История России»/ Н. П. Стародворцева, М.Н. Игудисман. – Смоленск: филиал МЭИ в г. Смоленске, 2014. – 39 с.
В методических указаниях рассматриваются темы девяти семинарских занятий по курсу «История России», приводятся рекомендации и задания по организации самостоятельной работы студентов. Пособие может быть использовано в работе со студентами как очной, так и заочной форм обучения, в том числе – с обучающимися по другим направлениям бакалавриата.
© Филиал МЭИ в г. Смоленске, 2014 г.
Оглавление
Введение
2. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)
3. Между Востоком и Западом: Россия на перепутьях истории
4. Общие методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
5. Планы семинарских занятий
6. Приложения
– Методические рекомендациипо оформлению доклада
– Реферативная форма работы
– Вопросы для повторения
1. Введение
Уважаемый первокурсник!
Вас ждет серьезное испытание: познакомившись в школе с историей Отечества в рамках I (8 – 9 классы) и II (10 – 11 классы) концентров, Вы вновь обращаетесь к истории России. Однако теперь и содержание курса, и формы работы над ним будут существенно отличаться от того, к чему Вы успели привыкнуть.
Курс «История России» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1). Данный учебный курс призван сформировать целостное представление об исторических процессах и явлениях, систематизировать и дополнить знания студентов по отечественной истории, помочь уяснить диалектику общего и особенного в историческом процессе, понять место российской истории в мировом цивилизационном процессе, рассмотреть сложные проблемы современной общественной жизни, способствовать формированию культуры мышления, навыков самообразования и научного исследования. Эти знания и навыки необходимы каждому образованному человеку независимо от его профессиональной деятельности.
В курсе подлежат рассмотрению проблемы возникновения и развития российской цивилизации, вопросы взаимодействия революций и реформ, альтернативности общественного развития, политического лидерства. К предмету дисциплины относятся проблемы становления и развития государственности, политических институтов, истории политических партий и движений, общественно–политической мысли в России.
Важное место отводится анализу социально–экономического развития, характеристике важнейших тенденций в духовной и культурной жизни, проблемам формирования и особенностей российского менталитета.
Курс построен по проблемно–хронологическому принципу и предусматривает рассмотрение основных этапов и важнейших проблем отечественной истории в сравнении с всемирной историей. В изложении предполагается список концепций, отсутствует излишняя политизация.
Учебный план для студентов по курсу «История России» предполагает курс лекций (18 часов), проведение семинарских занятий (18 часов) и 108 часов самостоятельной работы. Спецификой обучения является большой объем
самостоятельной работы студентов, предполагающей изучение источников,
учебных пособий, справочной и дополнительной литературы. С целью оказания помощи в подготовке к семинарским занятиям и зачету для студентов проводятся консультации. Завершается курс сдачей дифференцированного зачета.
Разумеется, невозможно в течение одного семестра изучить в деталях ход российской истории. Но такая цель и не ставится. Главная задача курса –выявить основные особенности и тенденции развития России, сделавшие ее в итоге столь непохожей на страны Запада. Чтобы лучше понять, в чем заключается «логический стержень» курса, начните с изучения раздела «Между Востоком и Западом: Россия на перепутьях истории». В нем показано, как накапливались различия между Россией и остальной Европой под воздействием того выбора, который делала страна (а иногда за нее – обстоятельства), подойдя в очередной раз к исторической развилке.
2. Требования к результатам освоения дисциплины (модуля)
В результате освоения дисциплины (модуля) формируются перечисленные ниже компетенции.
ОК–1 «Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения».
Бакалавр должен:
знать: категориальный аппарат, позволяющий адекватно воспринимать различную информацию; источники получения информации об исторических событиях и процессах и способов ее обработки;
уметь: применять законы логики и общие свойства правильного мышления (свойства определенности, непротиворечивости, последовательности и доказательности) для анализа исторических процессов и событий; использовать методы критического анализа исторических процессов; «читать» исторические источники; преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами объективности и историзма;
владеть: навыками самостоятельной работы с различными источниками исторической информации; навыками анализа исторических источников, объективной оценки получаемой информации из различных источников, способностью к восприятию исторической информации.
ОК–2 «Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь».
Бакалавр должен:
знать: лексику, необходимую для адекватного изложения исторической информации, ведения дискуссий по историческим вопросам;
уметь: логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь в процессе обсуждения вопросов исторического развития;
владеть: культурой устной и письменной речи; навыками публичной речи, ведения дискуссии, полемики, аргументированного изложения собственной точки зрения на исторические события, процессы, явления.
ОК–5 «Умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности».
Бакалавр должен:
знать: динамику развития политической организации общества, государства и права; различные группы исторических источников, в том числе письменных;
уметь: читать различные исторические источники, в том числе нормативные правовые документы; объективно оценивать их содержание;
владеть: навыками самостоятельной работы с различными источниками исторической информации, в том числе с нормативными правовыми документами; навыками активного действия в социуме с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм.
ОК–7 «Умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков».
Бакалавр должен:
знать: ценностные ориентации личности; роль и значение поведения человека в современном мире с исторической точки зрения;
уметь: оценивать личные достоинства и недостатки с точки зрения выполнения профессиональной деятельности; создавать собственный положительный имидж на основе критической оценки личных достоинств и недостатков; критически рассматривать свою деятельность и вносить необходимые изменения; оценивать и соотносить личные достоинства и недостатки собственной деятельности; использовать личностные преимущества в учебной и профессиональной деятельности;
владеть: навыками оценки результатов своей деятельности; навыками определения путей и выбора средств развития личных достоинств и устранения личных недостатков.
ОК–8 «Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности».
Бакалавр должен:
знать:исторический аспект своей будущей профессии и ее социальной значимости;
уметь:формулировать собственную позицию по мотивам выбора профессии, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи; создавать мотивацию для глубокого освоения научных знаний и профессиональных навыков;
владеть:навыками исторической аргументации социальной значимости будущей профессии.
ОК–9 «Способность анализировать социально–значимые проблемы и процессы».
Бакалавр должен:
знать: методы исторического исследования социально–экономических явлений и процессов;
уметь: анализировать социально значимые исторические события и процессы; определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по результатам исторического исследования социально–экономических явлений и процессов, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи;