Файл: Особенности семейного воспитания (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отметьте в таблице выбранные Вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания. Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

  • Авторитетный стиль (в терминологии других авторов — «демократический», «сотрудничество»). Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
  • Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование»). Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем. Родители с таким стилем воспитания ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их суровыми запретами, жестким контролем, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает враждебность и конфликты. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
  • Либеральный стиль (в терминологии других авторов — «попустительский», «снисходительный», «гип опека»). Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
  • Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны! Так, родители считают, что основные потребности детей в семье связаны с обеспечением покоя и защищенности (59%), организацией быта (22%) и материальным благополучием (49%), тогда как дети приоритетным считают теплое эмоциональное общение в семье (77%), гораздо ниже оценивая все остальные функции.

В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, в которой участвуют не только родители, но и бабушки, дедушки, школа, социум.

В современной неоднозначной социальной ситуации совокупность таких факторов, как занятость на работе, недостаток времени для общения (64%), низкий уровень психолого-педагогических знаний и воспитательская неуверенность (32%) делает процесс воспитания в современной семье более сложным. В исследовании изучался вопрос о связи факторов, препятствующих воспитанию, с возрастом ребенка. Сравнительный анализ ответов родителей младших школьников и родителей подростков показал, что с увеличением возраста ребенка отмечается увеличение влияния всех выделенных факторов.

В первую очередь родители указывают на то, что им не хватает времени для воспитания детей (53% родителей младших школьников и 64% родителей подростков). Дети нередко испытывают дефицит родительской любви, ласки и внимания из-за служебной или личной занятости супругов. Последствия подобного отношения к детям в первую очередь сказываются в виде тех или иных поведенческих отклонений. Эта проблема в последнее время становится все более актуальной для общества. Для обеспечения необходимого материального уровня семьи, родители вынуждены работать на 2-3 работах, что существенно сокращает время общения в семье.

Следующая группа трудностей связана с недостатком педагогического опыта и знаний психологических и возрастных особенностей детей (29% и 32% соответственно)

Третья группа проблем связана с материальным достатком (по 19% ответов).

К четвертой группе трудностей можно отнести несогласованность супругов в выборе методов воспитания (13 и 18% ответов) и влияние “улицы” (10% и 14%).

Кроме того, родители подростков выделяют влияние средств массовой информации (31%) в качестве существенного фактора, воздействующего на развитие ребенка и, соответственно, снижающего воспитательное влияние семьи.

Анализируя полученные данные, следует отметить:

  • Родители подростков отмечают больше трудностей, влияющих на процесс воспитания в семье, чем родители младших школьников. С возрастом проблемы, возникшие в младшем школьном возрасте, не разрешаются, а углубляются.
  • Родители детей разных возрастов отмечают схожие трудности, возникающие в процессе воспитания. Однако, влияние ряда причин, таких как, недостаток времени для общения с детьми, недостаток знаний, опыта, несогласованной родительской позиции родителями подростков оценивается выше. Можно предположить, что, несмотря на приобретение опыта воспитания, эти проблемы не были разрешены своевременно и, соответственно, перешли в следующий возрастной этап.

В настоящее время имеется немало исследований, в которых анализируется различные аспекты влияния семьи на подростка. Один из основных факторов, влияющий на формирование личности ребенка – взаимоотношения родителей и детей. Особенность отношения родителей к своим детям закрепляются в их собственном отношении к окружающим и оценкам их.

В ходе исследования выявлены следующие тенденции родителей в воспитании подростков:

Эмоциональная дистанцированность, которая в том числе проявляется в излишней строгости. (“Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить за строгое воспитание” – 65 % ответов, “Ребенка, который злится на весь мир, лучше оставить в покое” – 35 % ответов).

Повышенный контроль со стороны родителей (“Внимательный, заботливый родитель должен знать, о чем думает его ребенок” – 88 % ответов; “Хороший родитель должен оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид” – 53% ответов).

Противоречивость родительских установок. При повышенном контроле – готовность воспринимать подростка как равного (“Родители должны считать детей равноправными по отношению к себе во всех вопросах жизни” – 86% ответов). При эмоциональной дистанцированности родители отмечают готовность выслушивать откровения детей (96 % ответов). Требует дальнейшего изучения мотивация родителей в общении с подростком: установка “Родители, которые выслушивают откровенные высказывания детей о переживаниях, помогают им в более быстром социальном развитии” может указывать на демократический стиль воспитания (если мотивом является интерес к жизни ребенка, доверие ему) и на авторитарный (мотивом общения является контроль за жизнью ребенка).

Практически половина родителей (47 % ответивших) считают воспитание тяжелой и нервной работой, не получают от общения с подростком эмоциональной отдачи.

Можно сделать вывод о том, что выделенные тенденции в воспитании подростков не способствуют решению проблем, а скорее провоцируют конфликты между родителями и детьми. Это подтверждается и практикой консультирования специалистами психологического центра.

Подростки, оценивая воспитательные установки, позитивно воспринимают гиперопеку со стороны родителей. Такая ситуация приводит к инфантилизации (детскости) поведения подростков, трудностям в формировании ответственности за собственное поведение (ответственность перекладывается на плечи родителей). При этом дети стремятся к эмоциональному контакту с родителями. 56 % подростков считают, что “Воспитание – это тяжелая и нервная работа”, что может негативно сказаться на формировании родительской модели самого подростка, а также провоцировать чувство вины по отношению к родителям.


При исследовании особенностей родительских стратегий важно обратить внимание на те целевые установки, которые ориентируют воспитательный процесс, то к чему стремятся родители при воспитании своего ребенка. Перед родителями ставился вопрос о том, какие качества они хотели бы воспитать в своем ребенке, прежде всего.

Сравнительный анализ представлений родителей и подростков о предпочитаемых качествах позволили отметить следующие моменты.

Если родители на первое место ставят воспитание доброты, то подростки на первое место ставят честность (74% ответов), доброта уходит на второе место (59 % ответов).

Можно сказать, что в целом представления подростков и их родителей, относительно воспитываемых качеств, согласованы. В целевой системе воспитания доминирующее положение занимает морально-этический компонент развития личности.

Также можно отметить, что выбор предпочитаемых качеств в воспитании ребенка не значительно зависит от возраста и примерно одинаков как в семьях младших школьников, так и в семьях подростков.

В этой связи можно предположить, что нормативный образ ребенка достаточно устойчив в представлении родителей принадлежащих, по сути, к разным поколениям, т.е. культурно устойчив, транслируется из поколения в поколение.

В ходе анализа полученных данных было прослежено влияние демографических и социально-стратификационных факторов на предпочтение родителей той или иной стилевой модели взаимодействия с ребенком. При этом были проанализированы связи между воспитательными установками и образованием, возрастом и материальным положением. 

Одним из значительных аспектов родительско-детских отношений является возникновение конфликтных ситуаций. Взаимоотношение с ребенком в большинстве опрошенных семей не обходятся без конфликтов. Также, как и в младшем школьном возрасте, основными причинами конфликтов в семье подростков являются длительный просмотр телевизора (54%) и выполнение домашних заданий (27 %). На втором месте – недисциплинированность (25 %) и грубость старшим (20%). Эти качества связаны с волевой сферой личности, конструктивный выход из конфликтов такого типа требует развития волевых качеств подростков, тогда как родители не считают развитие этих сторон личности приоритетными (только 12 % указали это качество в качестве желаемого в воспитании).

Частыми причинами конфликтов, по мнению родителей, являются несоблюдение режимных моментов (17% ответов), выбор друзей, отношений со сверстниками (13 % ответов), отказ от уборки, помощи по дому (13%). Важно отметить, что к подростковому возрасту, родители реже конфликтуют с подростками (по сравнению с младшими школьниками) по поводу несоблюдения режимных моментов. В незначительной степени на взаимоотношения с родителями влияют такие факторы как “употребление алкоголя, курение” и “внешний вид”. Таким образом, конфликты, возникшие в младшем школьном возрасте, остаются актуальными и в семьях подростков.


По данным корреляционного анализа, конфликты из-за употребления алкоголя, курения, вызывающего внешнего вида чаще возникают в семьях, где родители отстраняются от воспитания детей (влияние оказывает дедушка, бабушка и улица), родители редко общаются с подростками, не знают возрастных и психологических особенностей детей. Важно, что дети из таких семей считают, что конфликты чаще возникают из-за выбора друзей и успеваемости, а от семьи ждут материального обеспечения.

Следует отметить, что подростки гораздо больше, чем их родители указывают причин для конфликтов. Таким образом, существует рассогласованность между подростками и их родителями в понимании причин конфликтов, возникающих в семье. Дети воспринимают ситуацию общения с родителями как более конфликтогенную, что может быть причиной защитного поведения подростков (демонстративного, агрессивного типа).

В исследовании изучались наиболее часто используемые стратегии поведения родителя в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление.

Большинство родителей, отвечая на вопрос о способе выхода из конфликта, предпочли такую стратегию как сотрудничество (72% опрошенных). Сотрудничество, позволяя разрешить конфликт, максимально удовлетворив интересы обоих конфликтующих сторон, является наиболее эффективной стратегией. Но, только 49% подростков отметили, что их родители используют эту стратегию в разрешении конфликтных взаимодействий. 23 % родителей выбрали компромисс (частичное удовлетворение интересов сторон, взаимные уступки), при этом 14 % подростков отмечают использование этой стратегии родителями. Однако, подростки отмечают, что родители гораздо чаще используют соперничество (настаивают на принятии своего решения) – разница составляет 9%.

По данным корреляционного анализа те родители, которые выбирают в качестве стратегии выхода из конфликта соперничество, реже общаются с детьми, считают, что основное воспитательное влияние на подростка оказывает улица, причинами конфликтов часто выступают увлечения и интересы детей.

Уход, как ведущая стратегия при выходе из конфликта, характерна для семей, в которых ответственность за воспитание лежит на дедушке (бабушке), и дети и родители оценивают ситуацию в семье как неблагоприятную, семья не выступает в качестве образца для подростков в создании собственной семьи, родители меньше следят за соблюдением правил и норм поведения. Таким образом, уход как стратегия поведения в конфликте отражает неблагоприятную обстановку в семье в целом и в сфере воспитания в частности.