Файл: Особенности семейного воспитания (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

"ПОПРЫГУНЬЯ-СТРЕКОЗА". Это папа, живущий в семье, но не чувствующий себя еще папой. Для него пока ребенок только как гость, о котором должна позаботиться мама. А он гостю подарит капельку времени, но не больше... Его жизнь должна протекать без забот, как текла до рождения ребенка. Он не может лишиться чувства свободы и не хочет стать чьим-то рабом. Для него эталон – холостяцкая жизнь, без детей – ведь ребенок обуза... И к тому же – тяжелая ноша. Эту ношу пускай несет мама. Хотела сама. А ему неприятны капризы. И при первой возможности этот тип папы превращается в приходящего папу. А ребенку он нужен всегда, постоянно.

"ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ", "РУБАХА-ПАРЕНЬ". На первый взгляд кажется, что ребенку с отцом повезло. Этот папа не просто является папой, а он сразу ему как брат, и как друг. С ним всегда интересно, легко, очень весело. Он с любым посторонним найдет общий язык. Но, общаясь с чужими, чтоб сделать приятное им, он способен надолго забыть в это время о собственном долге, что, конечно, не нравится маме. И она затевает скандалы. А ребенок живет в атмосфере конфликтов, где-то втайне сочувствуя папе, но не в силах ничто изменить.

"НИ РЫБА, НИ МЯСО", "ПОД КАБЛУКОМ". Не настоящий папа – манекен. Папа, не имеющий собственного голоса в семье и способный подпевать лишь в хоре, где солирует его жена, вторящий ей словно эхо, пляшущий под ее дудку, – словом, находящийся под каблуком у мамы. Даже в самые тяжелые моменты, боясь испортить отношения с женою он не перейдет на сторону ребенка, чтобы ему помочь. И ребенок не понимает, есть у него папа или нет.

Какой папа нужен ребенку?

Самый, самый лучший... Самый добрый, самый храбрый, самый справедливый и бесстрашный...

Любой родитель в процессе общения со своим ребенком пользуется определенным стилем воспитания. Можно назвать их тактиками и выделить пять основных. В чистом виде вряд ли возможно наблюдать какую-то тактику в отдельно взятой семье. Важно понять, к чему приведет использование родителем одной из них в воспитании своего ребенка.

Диктат. Никакой родитель не ставит перед собой целью стать диктатором в своей семье и подавлять волю своего ребенка. Часто это происходит из-за излишнего старания сделать сына или дочь послушными. К сожалению, многие видят только в послушании цель воспитания. Между тем, существуют другие, абсолютно позитивные методы воспитания послушного ребенка. Вместе с требовательностью к детям, родители должны уважать своих детей, не допускать грубости в общении, доверять действовать в различных ситуациях самостоятельно. Иногда диктаторами в семье становятся дети. Ребенок, желание которого исполняются сразу и безоговорочно, учится использовать это в своих интересах. И взрослые сами того не замечая, становятся его рабами.


Опека. Опека предполагает заботу, участие, чрезмерную любовь к ребенку. В результате дети вырастают безвольные, они испытывают трудности в решении обычных жизненных вопросов. Ведь все решения за них принимают взрослые. Что кушать, что одеть, с кем гулять– все это решает родитель. В подростковом возрасте такая опека ребенку становится ни к чему, она мешает ему развиваться и расти, сверстники смеются над ним. И спокойный, послушный ребенок вдруг начинает бунтовать, а родители обвиняют его в неблагодарности.

Конфронтация. Трудно себе представить, но в семьях иногда проходят целые войны. Люди порой живут под одной крышей, едят суп из одной плошки, но близости между ними нет. Более того, промах каждого фиксируется, слабости используются противником при удобном случае, успехи ребенка родителей не радуют. Начавшись когда-то из-за пустяка, о котором все давно забыли, эта война может вестись долго, до победного конца. Но в итоге проигрывают все.

Мирное сосуществование. А вот здесь царит мир и внешнее благополучие. Каждый выполняет свои обязанности и находится в границах, через которые переступать другим членам семьи нельзя. Дети в таких семьях не знают, что такое задушевные разговоры, совместные походы в кино или цирк. Родственники для них – всего лишь кровное родство. Душевное родство они будут искать в другом месте.

Сотрудничество. В воспитании ребенка следует не только удовлетворять его потребности, но и показывать, что взрослые люди тоже во многом нуждаются. Не стоит бояться показать свои слабости, желания, быть живым человеком, а не роботом. Наблюдая, как взрослые преодолевают реальные трудности, ребенок сможет научиться преодолевать их самостоятельно. Внимательность родителя к чувствам ребенка научит и его быть чутким к другим. В сотрудничестве взрослый и ребенок идут к одной цели – воспитание самостоятельного, уверенного в себе человека, способного справиться с жизненными трудностями и поддержать другого.

Как добиться сотрудничества в семье?

1. Родители должны уделять ребенку время и ответить на интересующие его вопросы. Если ему важно говорить с родителями, то они не должны отталкивать его.

2. Не надо требовать от ребенка невозможного. Если же задача для него трудна – разбить ее на несколько достижимых целей.

3. Надо создать в семье атмосферу доброжелательности и радости.

4. Доверять детям и добиваться, чтобы они доверяли им.

5. Дети такие же равноправные члены семьи, как и взрослые. Это значит, что у них должны быть свои обязанности, которые отвечают его возрасту и способностям. Только их выполнение дает ребенку право голоса как равноправного члена семьи.


1.4. Педагогическая поддержка семьи

Школа осуществляет ведущую роль в организации семейного и общественного воспитания в микрорайоне. Для успешной координации воспитательного влияния она должна перестроить свою работу, отказаться от прежних, во многом заформализованных форм работы с родителями и общественностью, стать на гуманистические позиции педагогического просвещения.

Координация деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию детей осуществляется в следующих организационных формах:

1. Координация планов воспитательной работы педагогического коллектива школы, родительского комитета, советов общественности по месту жительства, библиотек, клубов, стадионов, милиции и здравоохранительных органов с четким распределением функций каждого из этих участников воспитательного процесса.

2. Организация силами школы систематического обучения родителей и представителей общественности наиболее эффективным приемам работы с детьми.

3. Тщательное изучение и совместное обсуждение хода и результатов воспитательной работы, выявление причин обнаруживаемых недостатков и осуществление совместных мер по их устранению.

Основную работу с родителями школа проводит через родительские объединения, носящие различные названия — родительские комитеты, советы, ассоциации, конгрессы, общества содействия, ассамблеи, президиумы, комиссии, клубы и т. д. Каждое из таких объединений имеет свой устав (регламент, положение, план), которым определяются главные направления деятельности, права и обязанности участников воспитательного процесса. Во многих случаях составляется единый план совместной деятельности семьи, школы и общественности. А там, где перешли к более тесной интеграции школьного и семейного воспитания, создаются комплексы «школа — семья». Главным требованием устава таких комплексов является обеспечение родительского контроля за всеми направлениями школьной деятельности.

Родители получили доступ к рассмотрению тех вопросов, куда традиционно их не допускали, — выбору предметов для обучения, составлению учебных планов, определению объемов их изучения, изменению сроков и длительности учебных четвертей и каникул, выбору профиля школы, выработке внутри школьных уставов, разработке системы мер по обеспечению дисциплины, питания, труда, отдыха, медицинского обслуживания школьников, системы поощрений и наказаний и т. д. Словом, при хорошо организованной совместной деятельности школа и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы.


Одной из главных задач родительских объединений остается организация и осуществление педагогического обучения. Лектории, родительские университеты, родительские школы, конференции, круглые столы и многие другие постоянно текущие и разовые формы педагогического просвещения помогают тем родителям, которые хотят лучше понять своего ребенка, правильно организовать процесс общения с ним, помочь в решении трудных вопросов, преодолеть конфликтные состояния. С этой целью многие родительские комитеты выделяют средства на закупку педагогической литературы для родителей, поддерживают издание и распространение популярных педагогических газет и журналов.

Работа по созданию общих этических, эстетических, нравственных, волевых, интеллектуальных ценностей начинается с создания родительской школы. Ее актив, как наиболее способный к сотрудничеству, занимается убеждением всех родителей в необходимости изучения основ гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества, деятельностного подхода. Результатом должно стать стимулирование стремления пополнять свои знания, научиться практическим основам правильного воспитания детей в семье.

Большинство родителей хотели бы видеть своих детей воспитанными и преуспевающими, одаренными и культурными. На этом естественном стремлении и строятся отношения между школой и семьей. Последняя становится открытой системой; для координации воспитывающих усилий. Скоординировать усилия школы и семьи означает устранить противоречия и создать однородную воспитательную и развивающую среду.

Совместная деятельность школы и семьи направлена на развитие у детей интеллектуальных качеств, нравственных качеств, физического здоровья, эстетического восприятия окружающего мира.

Современное семейное воспитание основывается на принципах гуманистической педагогики:

  • креативности — свободного развития способностей детей;
  • гуманизма — признание личности в качестве абсолютной ценности;
  • демократизма, основанного на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми;
  • гражданственности, основанной на осознании места своего «Я» в общественно-государственной системе;
  • ретроспективности, позволяющей осуществлять воспитание на традициях народной педагогики;

приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей.


2. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

В нашей стране накоплен немалый опыт изучения семейного воспитания, семейных отношений и проведения семейной психотерапии у детей и подростков с нарушениями психологической адаптации. Сформулированы такие понятия, как семейная психотерапия и диагностика семейных отношений. Под последней подразумевается определение типа семейной дезорганизации и негармоничного воспитания, установление причинно-следственной связи между психологическими нарушениями в семье и аномалиями формирования личности ребенка.

Анализируя процесс воспитания в семье, психолог или врач, должны ответить на три вопроса. Во-первых, какими способами родители воспитывают ребенка (тип воспитания). В случае если этот тип способствует возникновению и развитию патологических изменений личности ребенка, приходится ответить и на второй вопрос: почему родители воспитывают именно таким образом, каковы причины, вызывающие данный тип воспитания. Установив эту причину, необходимо ответить и на третий вопрос – о месте этой причины в совокупности отношений в семье.

Данные методики предназначены для диагностики семейных отношений, анализа отклонений воспитания и выявления причин их возникновения. Советы педагога будут тем обоснованное, чем лучше он сумеет продиагностировать конкретную семейную ситуацию.

2.1 Диагностика детско-родительских отношений

В консультативной практике диагностическое обследование межличностных отношений ребенка с родителями специалист, как правило, обращает внимание на следующие четыре аспекта:

· актуальные межличностные отношения между ребенком и родителями.

· их история, особенно в критических точках онтогенеза.

· межличностные отношения глазами их участников - детей и родителей.

· объективно фиксируемые межличностные отношения (детей и родителей) глазами психолога.

Все имеющиеся методики диагностики детско-родительских отношений А.Г. Лидерс предложил разделить на:

1. предназначенные только для детей,

2. предназначенные только для родителей,

3. одинаково пригодные как для обследования детей, так и для обследования родителей,

4. методики, которые имеют отдельные субтесты или задания для родителей и для детей, соотносимые друг с другом,